Энгель Фаттахов: «Идет положительная динамика. Почему? Мы знаем, в последние годы у нас выпускники, имея несколько дипломов об окончании ВУЗов, не могут трудоустроиться. Много можем привести таких фактов. Потом получают профессию, и только поле этого трудоустраиваются. Это неправильное явление» Энгель Фаттахов: «В последние годы у нас выпускники, имея несколько дипломов об окончании вузов, не могут трудоустроиться. Это неправильное явление» Фото: mon.tatarstan.ru

ЧИСЛО СТОБАЛЛЬНИКОВ ПО ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В РТ ВЫРОСЛО С 57 ДО 88

Сегодня точку в экзаменационной кампании поставил на брифинге в кабмине РТ министр образования и науки Энгель Фаттахов. Свыше 16 тыс. выпускников сдавали ЕГЭ (в 2015 году их было более 18 тыс., а в 2013-м — почти 20 тыс. человек). Более 34 тыс. девятиклассников сдавали ОГЭ. Картинка с 90 пунктов сдачи экзаменов шла в интернете, за экзаменом наблюдали 1 тыс. человек, плюс 23 «федеральных» наблюдателя присутствовали в казанских школах.

Средний балл по 10 предметам оказался выше республиканских результатов 2015 года, с некоторым удовлетворением констатировал Фаттахов. Причем показатель по русскому его «особенно радует» — 73 балла он считает хорошим результатом для национальной республики (для сравнения он заметил, что в 2009 году, когда ЕГЭ вошел в штатный режим, было 54 балла). Есть хорошая динамика по профильной математике — средний балл вырос с 50 до 53. Доля высокобалльных результатов выросла, больше стало и стобалльников. По русскому языку их число выросло с 57 до 88, по математике профильного уровня — с 2 до 16. Четверо выпускников набрали 100 баллов по 2 и более предметам. Провалил ЕГЭ и вышел со справкой вместо аттестата 31 человек — год назад их было 138. «Наибольшее число не получивших аттестат — в Верхнеуслонском, Муслюмовском, Кировском, Менделеевском, Елабужском муниципальных районах», — подчеркнул Фаттахов.

Были аннулированы результаты четырех человек. Двое школьников попались, пронеся на экзамен телефон, еще двое «спалились» на шпаргалках без права пересдачи в этом году. В целом нарушений стало меньше — дети уже не приходили с телефонами массово, как раньше, рассказала замминистра образования и науки РТ, руководитель департамента надзора и контроля в сфере образования Гульнара Габдрахманова.

В этом году более 16 тысяч выпускников были задействованы в сдаче ЕГЭ (в 2015 году – 18 156, в 2014 году – 18 843, в 2013 году - 19 948); более 34 тысяч выпускников в сдаче ОГЭ В этом году более 16 тыс. выпускников были задействованы в сдаче ЕГЭ (в 2015-м — 18 156, в 2014-м — 18 843, в 2013-м — 19 948), более 34 тыс. выпускников — в сдаче ОГЭ Фото: mon.tatarstan.ru

Сколько в этом году было подано апелляций на результаты ЕГЭ, в министерстве образования РТ уточнить так и не смогли, однако отметили, что наибольшее количество недовольств пришлось на экзамен по обществознанию. В результате по этому предмету удовлетворено было всего два заявления с увеличением всего на 1 балл. Всего в этом году, по словам Габдрахмановой, порядка 70% апелляций было отклонено, а остальным баллы почти не повысили. Максимальное увеличение — на 3 балла — было сделано четырем детям по математике.

ЭНГЕЛЬ ФАТТАХОВ СОГЛАСЕН С ОЛЬГОЙ ГОЛОДЕЦ: ПОЛОВИНЕ ШКОЛЬНИКОВ В РТ ВУЗ НЕ НУЖЕН

Корреспондент «БИЗНЕС Online» напомнил министру наделавшее недавно много шума заявление вице-премьера правительства РФ Ольги Голодец о том, что большинству россиян высшее образование ни к чему: «У нас есть просчитанный баланс, он составляет примерно 65 процентов на 35 процентов. При этом 65 процентов — это люди, которым не требуется высшего образования. Поэтому в ближайшем будущем пропорция в экономике будет меняться в сторону увеличения доли людей без высшего образования», — сказала Голодец в ходе посещения всероссийского детского центра «Смена».

С такой позицией согласился и Фаттахов. По его словам, в прошлом году в Татарстане после 9-го класса в ссузы ушли 53% учеников. В этом году их будет больше, министр объяснил это ситуацией на рынке труда. «Идет положительная динамика. Почему? Мы знаем, в последние годы у нас выпускники, имея несколько дипломов об окончании вузов, не могут трудоустроиться. Можем привести много таких фактов. Потом получают профессию, и только после этого их берут на работу. Это неправильное явление», — недоумевал министр образования и науки.

Ольга Голодец Ольга Голодец; «65 процентов — это люди, которым не требуется высшего образования. Поэтому в ближайшем будущем пропорция в экономике будет меняться в сторону увеличения доли людей без высшего образования» Фото: kremlin.ru

Выбирая профессию, вчерашний школьник имеет гораздо больше возможностей, уверен министр. Он напомнил о создании в республике 14 ресурсных центров. «Это означает гарантию качества образования. Кроме этого, ученики получают профессию, рабочие места и гарантированные зарплаты», — заметил министр образования РТ.

Между тем Татарстан уже потрясают скандалы — одним из способов поднять показатели ЕГЭ и перенаправить детей в средние специальные заведения стал отказ школ в приеме учеников в старшие классы. Такие случаи фиксируются, в частности, в Набережных Челнах. Руководитель инициативной группы против поборов в школах Татарстана Екатерина Матвеева считает, что школы просто обнаглели. Некоторые заведения вообще решили не открывать 10-е классы, кто-то профильные открыл, а куда идти учиться детям — непонятно, утверждает правозащитница. По словам Матвеевой, от родителей республики к ней на горячую линию только за последние две недели поступило 17 сообщений, касающихся отказа директоров принимать детей в старшие классы. Из 17 жалоб благодаря инициативной группе удалось положительно решить 12. По остальным пока ждут повторного ответа от министерства образования. «Это казанская школа №122 — сначала просто не брали заявлений, а потом и вовсе отказали в приеме. Это челнинская школа №5, где 8 родителей не могли устроить своих детей в 10-й класс. Сейчас из них 3 человека в подвешенном состоянии», — пояснила правозащитница. Она советует запастись свидетелями подачи заявления в школу, записывать разговоры на диктофон или отправлять заявление о приеме в 10-й класс почтой с уведомлением и описью, в случае же отказа жаловаться в прокуратуру. «Каждому родителю надо знать, что даже с тройками в аттестате обязаны взять в 10-й», — говорит Матвеева.

Между тем пять не связанных друг с другом заявлений по этой проблеме из разных школ Казани и Набережных Челнов поступили и в прокуратуру. Азат Хусаенов, начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи, рассказал «БИЗНЕС Online», что заявления различны по содержанию. «В некоторых случаях администрации образовательных учреждений в лице директора не принимают заявлений о зачислении в 10-й класс. В некоторых случаях заявления принимают, но говорят: «Вы все равно в 10-й класс не перейдете», — утверждают, что мест нет, еще какие-то причины надуманные называют», — говорит он. В одной из школ выпускнику 9-го класса неожиданно припомнили, что он по территориальной принадлежности не относится к данной школе, хотя ранее это не было проблемой… Сейчас эти заявления направлены по территориальности — прокурорам Челнов и Казани. Поскольку ответов в прокуратуру РТ пока не поступало, Хусаенов говорит, что делать выводы о том, какие цели преследуют администрации школ, пока рано. «Я так понимаю, один из элементов, которые их толкают на такие действия, — это желание улучшить показатели по успеваемости»,— рассуждает прокурор.

Заявления поступают и непосредственно в минобразования — подобные примеры, напомним, были и в прошлом году. «Действительно, есть официальные заявления, — подтвердил Фаттахов, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online». — Ни у кого нет законных оснований не принимать детей после 9-го класса в 10-й, какие бы результаты у них ни были». По этому поводу, как рассказал министр, проводилось совещание с начальниками отделов образования, где разъясняли, как руководство школ должно поступать в отдельных случаях. «Я считаю, что это недоработка наших начальников отдела образования и наших директоров. Всех детей мы должны обеспечить местами в общеобразовательных школах — это принципиальная позиция министерства образования РТ», — жестко высказался Фаттахов, воздержавшись, впрочем, от конкретных примеров. Говорил он это и ранее — отказ от 10 - 11-х классов должен быть добровольным решением школьников и их родителей.

///Фото: архив «БИЗНЕС Online» В 2015 году в Татарстане после 9-го класса в ссузы ушли 53% учеников Фото: архив «БИЗНЕС Online»

«НЕ ВСЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОСЛЕ 9-ГО КЛАССА ИДТИ В 10-Й И В 11-Й И ДАЛЕЕ В ВУЗЫ»

Напомним, что в целом в министерстве решают вопрос кардинальным образом — взят курс на сокращение числа средних школ, которые превращают в основные, то есть только до 9-го класса. «Начальная школа должна быть в каждом населенном пункте, даже если там обучаются всего два ребенка, — объяснял стратегию Фаттахов в ходе интернет-конференции «БИЗНЕС Online». — Есть у нас и так называемая основная школа — 9-летка. Если контингент позволяет, пусть будет; если детей мало, пусть существует как начальная. Но 10 - 11-й класс надо проходить в базовой школе, которая обеспечит требуемое сегодня качество образования», — заявил тогда министр. И аргументировал: «Во-первых, мы не можем все средние школы оснастить так, как того требует нынешнее время. Но самое главное — мы не можем обеспечить их хорошими кадрами».

Согласно заданному вектору, в 2015 году уже наметилось резкое снижение числа учащихся 10 - 11-х классов (18 тыс.) по сравнению с количеством девятиклассников (34,2 тыс.). В министерстве образования пришли к выводу, что нет необходимости «тянуть» к финальному аттестату всех подряд.

«Не всем обязательно после 9-го класса идти в 10-й и в 11-й и далее в вузы», — заявил Фаттахов ровно год назад. Эта тенденция отлично легла и в русло идеи о популяризации рабочих профессий. Официальные лица с различных трибун стали говорить о востребованности высококвалифицированных рабочих кадров на рынке труда, тогда как «белые воротнички» порой не могут найти себе работу. На сессии Госсовета РТ в декабре прошлого года стали известны уже конкретные цифры: лишь 550 из 1900 татарстанских школ будут базовыми, то есть с 11-летним обучением. Остальные же постепенно будут понижаться до статуса начальных (четырехлетних) или основных (девятилетних).