Ленар Сафин Ленар Сафин сообщил, что на строительство и реконструкцию дорог будет потрачено 3,8 млрд. рублей, 5,9 млрд. рублей — на ремонт, 3,4 млрд. рублей — на содержание дорог

«ЗА ОДНУ ЗИМУ МЫ ПЕРЕЖИЛИ ЧЕТЫРЕ ЗИМЫ!»

Несмотря на очередной кризисный год и зияющую в бюджете дефицитную дыру, расходы республики на дорожное строительство подросли по сравнению с прошлым годом. Тогда на программу дорожных работ было выделено 12,75 млрд. рублей, а в текущем году потратят 13,5 млрд. рублей, не считая федеральных субсидий и трансфертов. Об этом накануне на пресс-конференции рассказал министр транспорта и дорожного хозяйства Татарстана Ленар Сафин. Так, 3,8 млрд. рублей будет потрачено на строительство и реконструкцию, 5,9 млрд. рублей — на ремонт, 3,4 млрд. рублей — на содержание дорог.

Как бы предваряя возможные нападки о целесообразности растущих трат, Сафин посокрушался по поводу минувшей зимы, которая оказала самое разрушительное воздействие на татарстанские дороги. «Год оказался сложным по климатическим условиям, — сообщил министр. — Температура зимой переходила через ноль около 100 раз, тогда как в среднем это бывает 25 раз, то есть за одну зиму мы пережили четыре зимы!».

Вот и пришлось Рустаму Минниханову принимать меры. По словам Сафина, президент РТ поручил дополнительно отремонтировать в этом году еще 200 км региональных дорог на 2,3 млрд. рублей плюсом к утвержденной ранее программе. «Без этого мы бы эти дороги просто-напросто потеряли», — нагнетал обстановку Сафин, добавивший, что как раз сейчас в районах развернуты масштабные работы.

«МЫ ЕДИНСТВЕННЫЙ РЕГИОН В СТРАНЕ, КОТОРЫЙ СТРОИТ ТАКИЕ ДЕШЕВЫЕ ДОРОГИ»

На что пойдут бюджетные миллиарды, доставшиеся местным «королям госзаказа»? Во-первых, планируется соединить с трассами 44 населенных пункта, до сих пор отрезанных бездорожьем от остальной цивилизации. Там, где нет денег на полноценную асфальтовую «дорожную одежду», будут делать щебеночную. Экономика тут такая: если на километр обычной дороги тратится 22 млн. рублей, то на щебеночную — только 6 млн. рублей. Сафин говорит, что население на местах весьма позитивно относится к подобной практике (соответствующая программа действует третий год).

На дополнительные деньги будет проведен ремонт дорог Большого казанского кольца, где нужно «устранить аварийную колейность», Сибирского тракта и Горьковского шоссе

«Мы единственный, наверное, регион в стране, который строит такие дешевые дороги», — похвастал министр ноу-хау. Правда, как выяснилось после вопроса «БИЗНЕС Online», Сафин ничего не слышал о том, что одна российская беда, дороги, самым необычным образом успела столкнуться с другой — воровством. Речь о недавнем ЧП в Челнах, где некие предприимчивые сограждане в буквальном смысле начали вывозить дорогу стоимостью 9 млн. рублей, ведущую в микрорайон для многодетных семей «Подсолнухи». Похитителей удалось вовремя остановить, так что заводить уголовное дело по попытке кражи не стали. Но гарантии, что подобное не повторится вновь, конечно, дать никто не может.

Громким событием года обещает стать открытие второй очереди моста через Каму, который является частью автомобильной дороги Р239 «Оренбургский тракт». «В этом году мы наконец-то завершим строительство второй очереди моста через Каму у Сорочьих Гор. В 2002 году была построена первая очередь, и до сегодняшнего дня мы продолжаем строительство второй очереди моста. В этом году мы получили из федерального центра 687 миллионов рублей на завершение строительства. И в сентябре мост полноценно — в две очереди — будет сдан», — пообещал министр. Он многозначительно добавил, что в 2016 году в России будет сдано всего два моста (второй — в соседней Удмуртии). Также из знаковых строек, которые должны завершиться, — путепроводы в Зеленодольске, близ завода им. Горького, и в Заинске: их обещают сдать по осени.

ПРЕЗИДЕНТСКИЙ МИЛЛИАРД

Еще одной суперновостью стало выделение дополнительных денег на ремонт дорог в Казани. Напомним, изначально было выделено 1,5 млрд. рублей. Присутствовавший на мероприятии руководитель исполкома Казани Денис Калинкин рассказал, как обстоят дела с их освоением. Выяснилось, что неплохо: уровень готовности по разным программам составляет от 50 до 80%. Всего в рамках первоначальной программы предстоит отремонтировать 234 двора, 22 внутриквартальных проезда, провести ямочный ремонт на 45 улицах в самом городе, а также на 51 улице в 24 городских поселках. Также будут приведены в порядок автомобильные школьные маршруты.

«Президентом РТ Рустамом Нургалиевичем принято решение дополнительно выделить 1 миллиард рублей в рамках приведения в нормативное состояние наших основных магистралей», — обрадовал Сафин. Итого 2,5 млрд. рублей против 3 млрд. рублей, выделенных в 2015 году перед водным мундиалем.

«Надеюсь, что те участки, которые будут отремонтированы в этом году, гарантийный срок в четыре года определенно выдержат», — обнадежил Сафин

Сафин пояснил, что на дополнительные деньги будет проведен ремонт дорог Большого казанского кольца (БКК), где нужно «устранить аварийную колейность», Сибирского тракта и Горьковского шоссе (на въезде и выезде из города).

Согласно пресс-релизу, на выделенные деньги будут отремонтированы следующие участки БКК: от РКБ до проспекта Амирхана, участок улицы Гвардейской от Аметьевской магистрали до улицы Даурская, улица Зорге и улица Родина, участок от Пионерской до Халитова с разворотной петлей и участок от улицы Восстания до ж/д путепровода.

ИСТОЧНИКИ ДОРОЖНЫХ БЕД: НЕПРАВИЛЬНЫЙ РАСЧЕТ И ШИПЫ?

Практически все названные дороги ремонтировались совсем недавно — в основном в преддверии Универсиады. В связи с этим корреспондента «БИЗНЕС Online» интересовало, как было исполнено поручение Минниханова, который в апреле требовал создать специальную комиссию и заставить подрядчиков, на чьих дорогах образовались колеи, исправлять дефекты по гарантии.

На это Сафин сообщил, что нужды создавать еще одну комиссию не было, достаточно и имеющихся. При этом он не стал винить ни дорожников, ни проектировщиков, ни уж тем более заказчика в лице ГКУ «Главтатдортранс» в том, что дороги так быстро покрылись ямами и волнами. Министр нашел дорожной беде невероятно изящные и выводящие из-под удара ответственных лиц объяснения.

Суть их свелась к тому, что испортились дороги потому, что изначально в техническом задании заказчика было прописано использование щебеночно-мастичного асфальтобетона не той марки — ЩМА-10 (размер фракций до 10 мм — прим. ред.). Но ее качества оказалось недостаточно.

«Тут комплекс причин, — ответил министр. — Первая причина — это интенсивность движения в городе Казани. Мы специально делали исследование и посчитали, что на Большом казанском кольце интенсивность движения в сутки более 50 тысяч автомобилей!» — объяснял министр. Второй причиной Сафин назвал использование шипованной резины у автомашин. «Опыт всех европейских стран... Наверное, и в России будет принято решение уходить от шипов, потому что мы просто стираем наше покрытие», — заявил он.

ДОРОГАМ ПРОПИСАЛИ АНАЛИЗ НА СТИРАЕМОСТЬ

Так что, следуя логике министра, дорожные строители честно выполнили государственный контракт. Стало быть, вины их нет, и гарантийных обязательств тоже нет. «Там, где есть колея, это уже не гарантийные обязательства... Если бы технически было принято решение, что там должна лежать ШМА-15 или ЩМА-20 (размер фракций до 15 и 20 мм соответственно прим. ред.), и была бы колея, тогда — да. В этом случае мы получили то, что получили. Стерлось просто, понимаете?» — говорил Сафин.

Журналисты не унимались: выходит, промах допустили заказчик с проектировщиками? Министр отвечал в том смысле, что просчитать заранее стремительно растущую автомобилизацию столицы было просто невозможно. «Как мы могли просчитать? Мы должны были получить эту интенсивность движения в 2025 году!» — разводил руками Сафин.

Вместе с тем глава профильного ведомства успокоил, что уж теперь-то дороги будут строиться с прицелом на будущее. «Были приняты очень жесткие стандарты. Теперь в верхних слоях мы применяем два типа асфальтобетона — это тип А (50 - 65% щебняприм. ред.), то есть мы вернулись к советским стандартам. А также щебеночно-мастичную смесь с фракцией не 10, а 20 (ЩМА-20 — размер фракций до 20 мм — прим. ред.), это более мощная фракция, которая ориентирована на уменьшение стираемости. Также в Казани применяется битум с полимером, это тоже даст определенный результат», — пояснил он.

И заверил, что с этого года берется анализ дорожного покрытия на стираемость. «Надеюсь, что те участки, которые будут отремонтированы в этом году, гарантийный срок в четыре года определенно выдержат», — обнадежил собравшихся Сафин. Как говорится, свежо предание…

«МЫ ЗАМЕНЯЕМ ВЕРХНИЙ СЛОЙ, А ОСНОВАНИЕ ОСТАВЛЯЕМ ПРЕЖНИМ…»

Отметим, что развернутый комментарий по поводу коллейности в ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» давал замруководителя исполкома Казани Игорь Куляжев. Он привел другую причину.

«Основания дорог заложены по старым нормативам. Мы же во время ремонта дороги заменяем верхний слой асфальта, а основание оставляем прежним. Да, сегодня асфальт стал более прочным, появились новые смеси — так называемый ЩМА (щебеночно-мастичный асфальтобетонприм. ред.), который выдерживает большие нагрузки. Но основание-то дороги мы оставили старым! Щебень как был 20 сантиметров, так и остался, да еще за это время он мог раствориться и провалиться. Поэтому чтобы получить качественную дорогу, надо начинать с основания. Наверное, это первая и основная причина появления колеи после ремонта. Но чтобы перейти к капитальному ремонту дорог с заменой основания, требуются огромные деньги, а мы вынуждены жить по средствам», — заявил Куляжев, отметив, впрочем, что у минтранспорта другой рецепт — и при использовании ЩМА-20 колея действительно не образуется.