ОТ «КОТЕЛЬНИКОВ» ДО «ЛУЖНИКОВ»

Когда речь заходит о строительной отрасли, под ней обычно подразумевается жилищное строительство и завязанные на него компании. Этот сегмент, похоже, начинает адаптироваться к новым экономическим условиям — по крайней мере, на это недвусмысленно намекают апрельские и майские данные с рынка жилья. При этом за кадром, как правило, остается промышленное строительство, которое гораздо сильнее завязано на реальный сектор экономики. И в этом смысле показательна опубликованная на днях годовая отчетность ОАО «Татэлектромонтаж» («Татэм»).

Отступив от обычного порядка «разбора полетов», сначала перечислим основные подряды компании, дабы прояснить их объем и географию. В портфель «Татэма» в 2015 году вошли работы на ряде ключевых промышленных объектов, в первую очередь на площадях нефтеперерабатывающего комплекса «ТАНЕКО» (2-й очереди, на кабельной линии 220, 110 кВ ТЭЦ-2). Свою лепту внесли смежники-конкуренты нефтяников: «Татэм» оборудовал площадки завода ТАИФ-НК по переработке тяжелых остатков (КГПТО) и трудился на объектах ПАО «Казаньоргсинтез». Не обошелся без услуг электромонтажников и комплекс «Аммоний», официальный запуск которого состоялся в феврале текущего года.

Также составители отчета включили в портфолио возглавляемой Юрием Солуяновым компании работы на строящемся заводе ОАО «Силикон» (по всей видимости, речь идет все же об АО «КЗСК-Силикон», с подрядов которого немало перепало и другим предприятиям РТ). Желающие более подробно ознакомиться с проектом могут прочитать недавнее интервью нашему изданию председателя правления банка «Спурт» и одного из соучредителей КЗСК Евгении Даутовой.

В Москве «Татэм» поработал на таких проектах, как станции метро «Котельники» и «Саларьево», БСА «Лужники», объектах архитектурной подсветки департамента топливно-энергетического хозяйства Москвы. Также предприятие вело работы в свободной экономической зоне «Алабуга», в нефтяных районах РТ и Самарской области, в Зеленодольске и Набережных Челнах.

Участие в возведении знаковых объектов Татарстана и столицы России — очередной плюс к солидной репутации компании, которая складывалась не один год. Но итоговая цель работы любого предприятия все же иная.

МИНУС ПО ВСЕМ «ВНЕШНИМ» НАПРАВЛЕНИЯМ

Что же получил «Татэлектромонтаж» в сухом остатке? В прошлом году его чистая прибыль сократилась в 4,1 раза до 13,7 млн. рублей, установив антирекорд за всю историю публикации финансовых отчетов компании.

Выручка одного из крупнейших строителей РТ снизилась на 24,2%: с 4,8 млрд. рублей в 2014 году до 3,6 млрд. рублей в 2015 году. Заметим, что сократились поступления от всех без исключения видов работ, не завязанных на внутренний оборот.

Чтобы не быть голословными, приведем такие данные. По основным направлениям деятельности объем выполненных работ составил:

  • электромонтажные работы — 2,41 млрд. рублей (снижение на 31,4% в сравнении с 2014 годом);
  • пусконаладочные работы — 209 млн. рублей (падение на 19%);
  • строительно-монтажные работы — 878 млн. рублей (минус 0,9%);
  • проектная деятельность, включая дочернее предприятие ОАО «НИПИ Тяжпромэлектропроект» — 116 млн. рублей (падение на 14,7%).

Если же говорить о направлениях с существенной долей внутреннего оборота, то поступления от коммерческой деятельности снизились на 21,8% до 1,08 млрд. рублей (из них 73,4% приходится на внутренний оборот). А единственным исключением из общего минорного ряда стало промышленное производство, выручка от которого выросла на 31,7% до 424 млн. рублей (из них 51,4 % — внутренний оборот).

==table1223==

ГОСКОНТРАКТ НЕ ЗНАЧИТ ПРИБЫЛЬ

Тем временем общая рентабельность ОАО в прошлом году составила всего 1%, а если взять рентабельность собственного капитала по чистой прибыли, то и вовсе 0,8%. В самой компании удручающие показатели объясняют общим ухудшением экономической обстановки в России. Но есть и детали, в которых, как известно, скрывается дьявол.

Падение прибыли в «Татэме» связывают с выполнением ряда крупных госконтрaктов. В первую очередь в Москве, где предприятию заказчиком не были компенсированы некоторые виды затрат: понижающие коэффициенты, командировочные расходы и ряд гарантийных удержаний.

В итоге ряд объемов из дебиторской задолженности был отнесен к сомнительным и пока зарезервирован. Уточним, что на фоне сокращения прочих доходов в 10 раз до 4,1 млн. рублей прочие расходы (куда обычно относятся затраты на создание резервов под сомнительные долги) сохранились на отметке 32,6 млн. рублей. В целом дебиторка за 2015 год сократилась на 270 млн. рублей до 1 млрд. рублей, а долги заказчиков снизились на 115 млн. рублей до 822 млн. рублей.

К слову, факт отсутствия оплаты по определенным видам затрат со стороны московских заказчиков в «Татэме» отмечали еще по итогам 2014 года, но, как выясняется, воз и ныне там. Совпадение или нет, но другому крупному строителю из РТ, «Казметрострою», в вотчине Сергея Собянина задолжали 7 млрд. рублей за работы по проходке станций метрополитена.

Как обычно, беда не приходит одна. Составители отчета подчеркивают, что важным фактором снижения прибыльности стало директивное понижение расценок по объектам таких заказчиков, как «Татнефть», ТАИФ-НК и «Казаньоргсинтез». Крупнейшие республиканские заказчики секвестировали бюджеты и искали любую возможность сэкономить на возведении капитальных объектов. Можно вспомнить, например, как генеральный директор ТАИФа Альберт Шигабутдинов признал, что озвученная им ранее сумма расходов на «этиленник» в $9 млрд. — «это непосильная огромная стоимость». Напомним также, что попытки ТАИФа сэкономить на строительстве вызвали недовольство рабочих генподрядчика КГПТО — турецкой компании «Гемонт». Впрочем, татарстанские строители к таким маневрам не прибегают по понятным причинам.

НА ЧТО РАССЧИТЫВАЮТ В «ТАТЭМЕ»?

Несмотря на падение показателей практически по всему «фронту», перспективы руководство «Татэма» рисует почти что радужные. Уже в этом году компания планирует довести общую (видимо, с дочерними компаниями) выручку до 6,1 млрд. рублей, а в 2017 году — до 8,05 млрд. рублей, уточняя, что этот показатель в 2015 году составил 5,36 млрд. рублей. Однако как могут меняться подобные планы, мы уже видели: еще в 2014 году предприятие планировало получить в 2015 году 7 млрд. рублей, которые на практике усохли на четверть.

Если ставка делается на увеличение портфеля заказов, то остается неясным, за счет чего он будет расти — на текущий год консенсус-прогноз по деловой активности в стране негативный. В частности, МВФ, отметив падение ВВП в 2015 году на 3,7%, прогнозирует снижение еще на 1,8%. А при среднегодовой цене на нефть в районе $40 сложно ожидать бурного оживления крупнейших заказчиков капитальных промышленных объектов — нефтегазодобытчиков. Это даже если не учитывать, что правительство норовит запустить руку в их карман и изъять если не все, то часть доходов от курсовых разниц через изменение формулы НДПИ. А уж расходы бюджета и, соответственно, госзаказы и далее будут пересматриваться в пользу оптимизации. Возможно, в «Татэме» больше доверяют российским экспертам из стана министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева, который не верит в существенный спад и ответил пессимистам в духе бородатого анекдота: «Не дождетесь».

Впрочем, не будем сбрасывать со счетов и возможность того, что компании все же удастся решить вопросы со своими должниками и вместо списания долгов получить честно заработанные деньги.

==table1224==