«НЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ НАЗЫВАТЬ ЭТО ВТОРЫМ МЕСТОМ»

Накануне в Казанской ратуше состоялась презентация фирменного стиля Казанского зооботанического сада. Заявки на участие в конкурсе подали 75 команд, а вчера жюри в составе 14 человек определило победителя — им стала казанская компания «Максат».

«В финал вышли 14 команд, и сегодня мы начали работать чуть раньше, чем с обеда. К вечеру подвели итоги», — взял слово мэр Казани Ильсур Метшин. Озвучив имя победителя, он отметил, что впервые победы в подобном конкурсе добилась казанская команда. «Это было бы невозможно, если бы мы друг у друга не учились. Step by step, шаг за шагом, вы растете, мы растем, и я вас поздравляю. Уровень заявок был настолько высок, что все буквально одним голосом решалось», — обратился он к финалистам.

По словам Метшина, он как председатель жюри и как мэр города по собственной инициативе решил вручить специальный приз. «Не хотелось бы называть это вторым местом, это специальный приз, если хотите, называйте его призом «мэра Казани», «председателя жюри», а лучше — всей нашей команды жюри... Его получает компания Wowhouse», — объявил мэр. Теперь этим двум командам предстоит работать в консорциуме и к августу представить окончательный вариант фирменного стиля, который в дальнейшем станет визитной карточкой Казанского зооботсада. Два третьих места заняли GRUPPA и студия Артемия Лебедева.

Заявки на участие в конкурсе подали 75 команд. Победителем стала казанская компания «Максат» Заявки на участие в конкурсе подали 75 команд. Победителем стала казанская компания «Максат» Фото: metshin.ru

Метшин выразил надежду, что все предложенные идеи удастся реализовать, получив в итоге совершенно другой зооботсад — «теплый, красивый, радостный, солнечный, гостеприимный, дружелюбный», в который захочется приглашать гостей. Поблагодарив участников, мэр передал слово еще одному члену жюри и модератору мероприятия — помощнику президента РТ Наталии Фишман, которая предложила финалистам представить свои проекты.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОРНАМЕНТЫ, БАРСЫ И КОТЫ

Общение с лауреатами проходило в формате видеосвязи. Когда фирменный стиль победителя вышел презентовать арт-директор компании, стало ясно, кто стоит за доселе мало кому известной фирмой «Максат». Дело в том, что Ильдар Ахтямов — выходец из куда более знаменитой компании «Лориен», разработавшей, в частности, фирменный стиль Универсиады. Он рассказал, что концепция команды называется «Искиткеч», что в переводе с татарского означает «так хорошо, что дух захватывает», и основана на переработанных татарских национальных орнаментах, ярких цветах и в целом на праздничном настроении.

Фирменный стиль победителя по видеосвязи презентовал собравшимся арт-директор фирмы «Максат» Ильдар Ахтямов Фирменный стиль победителя по видеосвязи презентовал собравшимся арт-директор фирмы «Максат» Ильдар Ахтямов Фото: Сергей Елагин

«Образ снежного барса, выведенный в логотип, составлен из нескольких символов. Это символ татарских традиций — тюбетейка, символ города Казани — центр семьи «Казан», элементы татарского растительного орнамента, растение гингко — гордость ботанического сада», — пояснил он. Для каждой части зооботсада победители предложили свою цветовую схему, состоящую из ярких, жизнерадостных оттенков. «Наборный шрифт мы используем Proxima (шрифт без засечекприм. ред.), плюс разработали свой шрифт, который называется «искиткеч», для написания заголовков, — добавил Ахтямов.

Кроме центрального элемента, которым станет барс, авторы фирменного стиля будут использовать изображения различных животных — жирафов, львов, выполненные из разных растительных орнаментов. Помимо традиционных брелоков и значков в сувенирную продукцию включат яркие статуэтки котов — это тоже символы Казани. Не менее яркими будут и городские афиши, тон обращения которых, по словам Ахтямова, может быть очень легким и неофициозным.

Информационные стенды победители решили сделать многоаспектными — с характеристиками животных, их «тактико-техническими» данными, причем в оформлении будет использован и шрифт Брайля для удобства слабовидящих. Помимо этого, на территории зоопарка будет организовано интерактивное взаимодействие. «Будет выпущено специальное мобильное предложение: разные животные будут рассказывать о себе, о климатических зонах. Можно устраивать игры, квесты, вам может позвонить лев — возьмите трубку», — продолжил знакомить с деталями проекта Ахтямов.

Указатели дизайнеры решили выполнить с помощью известного эффекта переливающихся картинок. «В один момент времени под определенным углом мы видим надпись, например, на английском языке, а чуть-чуть повернув голову, можем увидеть надпись на татарском языке, еще чуть-чуть — на русском. Эта история позволяет внести некий элемент игры в навигацию зоопарка, что интересно детям и взрослым», — подытожил арт-директор «Максата».

Концепция команды «Маскат» называется «Искиткеч», что в переводе с татарского означает «так хорошо, что дух захватывает» Концепция команды «Маскат» называется «Искиткеч», что в переводе с татарского означает «так хорошо, что дух захватывает» Фото: Сергей Елагин

Поблагодарив его за выступление, Фишман от лица жюри сообщила победителю, что не все в его концепции показалось им идеальным. «Нам не всем понравился шрифт, который вы нарисовали, — кажется, его нужно дорабатывать. У нас нет абсолютной убежденности, что дизайн системы, которая была вами выбрана и применена, идеален, его тоже нужно будет очень основательно доработать, — заявила она, тут же попросив победителя привлечь к работе над окончательным проектом отмеченную милостью Метшина компанию Wowhouse.

«Но мы практически были единогласны в мнении о том, что нет другой работы, которая бы так ярко создавала ощущение праздника и выражала бы казанскую, татарстанскую идентичность», — подытожила помощник президента.

Наталия Фишман попросила директора московского проекта Wow House, занявшего второе место, повторить презентацию проекта «с тем же жаром, что и сегодня во время заседания жюри» Наталия Фишман попросила директора Wowhouse, занявшего второе место, повторить презентацию проекта «с тем же жаром, что и во время заседания жюри» Фото: Сергей Елагин

«ИДЕЯ, ЧТО ЖИВОТНЫЕ ДОЛЖНЫ ГОВОРИТЬ С ПОСЕТИТЕЛЯМИ, ПРИШЛА МОМЕНТАЛЬНО»

Директор московского проекта Денис Стуликов, узнав от Фишман, что его команда получила специальный приз, выдал сдержанное ура, вызвав непроизвольное веселье в зрительном зале. «Это правда ура, Денис, — по-свойски обратилась к нему помощник президента, попросив его повторить презентацию проекта «с тем же жаром, что и сегодня во время заседания жюри». Адресат подошел к делу со всей серьезностью, рассказав о своей концепции в деталях, и, кажется, сумел увлечь своим проектом большую часть присутствующих.

«Сделать фирменный стиль для зоопарка — это мечта любого художника, а для зооботсада — в три раза интереснее. Поэтому мы работали действительно с огромным увлечением», — сказал Стуликов. По его словам, основная идея была придумана разработчиками еще 15 лет назад. «Идея, что животные должны говорить с посетителями, пришла моментально, потому что мы были готовы», — рассказал он.

По задумке авторов Wow house, на территории зоопарка должны стоять конструкции в виде животных, которые «сами будут направлять на свой вольер» По задумке авторов Wowhouse, на территории зоопарка должны стоять конструкции в виде животных, которые «сами будут направлять на свой вольер»

На территории зоопарка он предложил поставить конструкции в виде животных, которые «сами будут направлять на свой вольер». А отсылать посетителей в разные «регионы», согласно концепции, должны указатели, сделанные из деревьев соответствующих климатических зон. Они будут «расти» на всех ключевых развилках, отмечая, где находятся основные вольеры. Предусмотрели авторы Wowhouse и предупреждающие таблички: «Не кричи», «Не стучи», «Не рви». («Мы хотим, чтобы они тоже были какими-то теплыми», — признался Стуликов.)

По задумке разработчиков, логотип зооботсада должен состоять из трех горизонтальных строчек. «Барс у нас символизирует зоологическую часть сада. Ботаническая часть сада — это, само собой, растения. И последняя строка символизирует отдых — это прогулки с детьми, мороженое, сладкая вата, лавочки в тени деревьев. Поэтому у нас получился пиктографический логотип. В принципе, не нужно уметь читать, чтобы понять, куда они (посетители прим. ред.) попали», — рассказал автор проекта.

Стуликов подчеркнул, что логотип не является «железобетонным» и неизменным — он играет и разговаривает с посетителями. «Мы меняем одну букву — и вот уже рассказываем про замечательное событие: к нам прилетели пингвины», — пояснил представитель Wowhouse.

Похвалив москвичей за большое количество «трепетных» решений, Фишман пояснила присутствующим, что жюри будет рекомендовать победителю пригласить команду Wowhouse в консорциум — для совместной работы. «Будем очень надеяться, что оживлять зоопарк мы будем вместе с победителем и обладателем специального приза», — заметила она.

Затем свои проекты представили оставшиеся финалисты — студия Артемия Лебедева и московская компания ESH Gruppa (последние стали победителями конкурса на разработку фирменного стиля для «Казань Экспо»). Проект студии Лебедева выглядел достаточно сдержанным: геральдический щит в форме сердца и одновременно зеленого листа, на котором лежит снежный барс. Щит, как и полагается, держат пары животных: слон и жираф, фламинго и лось, зебра и волк. Составы меняются в зависимости от задачи и атмосферы, при этом неизменной остается центральная часть. А вот дизайнеры Gruppa, напротив, вложили в свое решение множество ярких цветов, отдав особое предпочтение красному. В концепции образы животных и растений собираются в яркие монокомпозиции. В логотипе соседствуют образ снежного барса и тропических растений, нехарактерных для зоны его обитания, что подчеркивает особенность зооботсада Казани. Что ж, теперь остается ждать рецензии Лебедева, который зачастую не стесняется в выражениях, в «Бизнес-линче». Впрочем, работу ESH Gruppa над образом «Казань Экспо» (тот самый тюльпанчик в форме воланчика) он похвалил, едко уточнив: тот факт, что над проектом работали выходцы из его студии, на оценку не повлиял.

 Проект студии Лебедева выглядел достаточно сдержанным Проект студии Лебедева выглядел достаточно сдержанным Фото: metshin.ru

Отвечая на вопросы о призах, Фишман отметила, что по условиям конкурса «Максату» достанется 826 тыс. рублей. Wowhouse получит из внебюджетных источников 700 тыс. рублей. «У нас конкурс изначально предусматривал один приз победителю, второй приз добавил Ильсур Раисович, вдохновившись презентацией команды Wowhouse», — рассказала помощник главы республики. Команды получат время на доработку проекта, к августу будет готов обновленный вариант — с учетом их взаимодействия. Напомним, что новая часть Казанского зооботсада, которая получила название «Река Замбези», стоимостью в 1 млрд. рублей должна открыться в декабре этого года, а полностью зоопарк обновится к 2018-му.

«БЕССПОРНА УЗНАВАЕМОСТЬ, ТАТАРСТАНСКАЯ СПЕЦИФИКА»

Газета «БИЗНЕС Online» попросила экспертов прокомментировать логотип и фирменный стиль, созданный победителями.

Татьяна Прокофьева — главный архитектор Казани:

— Уровень работ очень высокий. Но в то же время, когда мы смотрели все презентации, сначала было очень сложно сфокусироваться на каких-то командах. И только через какое-то время, когда уже все устоялось и более-менее мы рассмотрели всех, стало ясно, что уровень трех-четырех команд намного отличается от всех остальных. Честно говоря, первое место я отдала Wowhouse, а второе — компании «Максат». С моей точки зрения, у «Максата» бесспорна узнаваемость, именно казанская, татарстанская специфика. Абсолютно узнаваемая и незабываемая графика.

В то же время у Wowhouse — однозначно гораздо более глубокая проработка системы взаимодействия графической информации и пространства, очень интересное решение о вовлечении детей, посетителей в жизнь зоопарка. Поэтому я думаю, что многие в жюри вот так между двумя командами и мучились, пока все-таки мы не решили, что хотим, чтобы наш зоопарк был абсолютно неповторимый, узнаваемый, наш, родной.

Татьяна Прокофьева: «Честно говоря, первое место я отдала Wow House, а второе - компании «Максат» Татьяна Прокофьева: «Честно говоря, первое место я отдала Wowhouse, а второе — компании «Максат» Фото: Сергей Елагин

Илья Рудерман — арт-директор Moscow Design Studio, соучредитель Type Today:

— Я отметил для себя работы пяти студий. Помимо четырех студий, которые уже упоминались, мне понравился проект московской компании «Jazz Дизайн». Там была интересная идея по совмещению двух орнаментов — орнамента рисунка животных и орнамента флоры, растений. В моем личном рейтинге они заняли, по-моему, третью позицию. То есть за какими-то такими исключениями все остальное распределение ролей было практически одинаковое.

Просто надо понимать, что идеального проекта, который все бы сразу учитывал, мы не увидели и не могли бы увидеть. Достоинства и недостатки у всех были разные. У кого-то была найдена хорошая составляющая, но хромала другая. Тот новый шрифт, который придумала и нарисовала казанская команда, смутил практически всех членов жюри. Ну и ребята на самом деле согласны... Когда айдентика яркая, типографика может быть спокойнее. Я думаю, что это легко доделать: вычищать проще, чем придумывать. У Wowhouse очень хорошая коммуникационная концепция — то есть как общаться с аудиторией, как какие-то объекты дополнительные видоизменять. И это тоже подкупило большую часть членов жюри.

Читайте также:

Фанис Нурмухаметов: «В России нет животных, которые нам нужны, – они все родственники»