На этой неделе прокуратура Татарстана обратилась в суд с требованием признать незаконными действия исполкома города по нанесению дорожной разметки для движения городского общественного транспорта на улице Кремлевская. Журналисты газеты «БИЗНЕС Online» поинтересовались у представителей делового сообщества РТ: Как вы считаете, отдельные полосы для автобусов и троллейбусов больше мешают или помогают движению на улицах Казани?

Айдар Абдулхаков – председатель комитета по транспорту исполкома Казани:

- В Казани городским пассажирским транспортом ежедневно пользуются до 450 тысяч человек, которые осуществляют до миллиона поездок. Введение в Казани отдельно выделенных полос для движения городского пассажирского транспорта оправдало себя – скорость передвижения возросла на 25 процентов. Жители города, пользующиеся городским пассажирским транспортом, теперь могут быстрее добраться до мест работы, учебы и обратно. Альтернативным видом транспорта может стать метрополитен и монорельс.

Айдар Гафуров – директор автосалона «Дельфо-авто»:

- Из-за пробок, образовавшихся в результате появления автобусных полос, я стараюсь не ездить в центр. Пытаюсь так строить рабочий график, чтобы не попадать в пробки. По городу, на самом деле, сейчас очень тяжело перемещаться, несмотря на то, что я стараюсь объезжать пробки. Само решение о выделении автобусных полос правильное, но ведь дорогу нельзя расширять до бесконечности. Казань очень быстро насыщается транспортом, и дорожное строительство не в состоянии удовлетворять потребности города теми темпами, которые необходимы. Нужны другие радикальные меры, ведь тут даже метро не поможет. Наверное, на расширение дорожного полотна надо тратить больше финансов. Но городской бюджет не способен справиться с такой нагрузкой.

Евгений Горожанин – директор Казанской школы высшего водительского мастерства:

- У нас, по-моему, только один автобусный маршрут ходит по Кремлевской, и вроде бы нет маршрутов по Чистопольской – от Миллениума в сторону Гаврилова. Зато у нас там есть автобусные полосы! Есть ГОСТ, согласно которому автобусные полосы должны как-то со смыслом размещаться, а у нас в городе просто их нарисовали, и все. Это надо было делать с головой. Даже согласно ГОСТам, автобусная полоса должна создаваться только при определенной плотности и интенсивности движения, это надо смотреть, высчитывать. У нас на одной полосе пробка из машин, а по другой проезжает один автобус раз в полчаса. Наверное, только самолеты могут решить транспортную проблему города.

И еще, посмотрите, – у нас все автобусы едут по левой полосе, играют в догонялки между собой, едут по поребрикам, газонам, на красный свет. Только вчера был свидетелем того, что автобус ехал на красный свет, из-за него чуть авария не произошла. Так что надо браться за культуру движения.

У нас даже разметки не продуманы. Например, на поворотах, если разворачиваться по разметкам, машина в 80 процентах случаев будет врезаться в поребрик. Так что, считаю, 80 процентов автобусных полос нужно убрать, они не выполняют свои функции, они нужны сейчас просто для того, чтобы снимать штрафы. Недавно я заехал на автобусную полосу, потому что нужно было повернуть направо, а если не заезжать на полосу, повернуть было невозможно, была бы авария. Так меня остановили и взяли штраф. 

Кстати, штраф за выезд на автобусную полосу в Казани – 500 рублей, тогда как в других регионах России – 100 рублей…

Расиль Зималиев – директор такси «Мотор-сервис»:

- Полосы для автобусов – идея очень перспективна. Но расширение полос – еще лучше. В Москве уже расширяют по максимуму дороги и убирают из центра города общественный транспорт. Когда у нас будет метро или другие альтернативы, полосы не будут нужны. Сейчас вообще 60 процентов полос не используются по назначению. Транспортную проблему вряд ли возможно таким образом решить, только испортить движение можно.

Михаил Котляров – коммерческий директор ООО «Акос»:

- Нововведение скорее мешает, чем помогает. Например, полосы сделали на улице Островского, где и так лишь две полосы. Меня больше всего удивляет, что автобусы зачастую по своим полосам не ездят. Сейчас строят развязки, может быть, помогут они. Все пробки возникают только из-за светофоров и узких дорог.

Другое дело, что даже при развязках лишние полосы все равно не уберут. Полосы на самом деле делаются не для водителей и пешеходов, а для определенного сегмента бизнеса, для соответствия определенным стандартам. Например, чтобы доставка товаров была быстрее. Поэтому их не уберут.

Хотя не могу отрицать того, что идея сама по себе хорошая. Во многих странах она работает, у нас – нет. В Финляндии, например, автобусы ездят только по своей полосе, автомобили на нее не заезжают.

Проблему узких дорогих можно решить объездными путями, проблему автобусных полос – парковками. Еще из центра можно вынести ряд офисный зданий. Когда будет работать метро, тоже будет легче. Утром, например, с проспекта Победы сложно доехать до центра, а тут десять минут – и ты на месте. Зачем вообще машины, если можно будет просто сесть и доехать до места назначения? У меня многие друзья в Москве имеют машину, но на ней не ездят. Зачем им сидеть в пробках на Садовом кольце?

Рамиль Мустафин – генеральный директор ООО «Казанский автоцентр МАЗ»:

- Я около трех месяцев работал над проектом, связанным с этой темой, поэтому могу сказать, что вопрос сам по себе некорректен. Выделение полос необходимо, но в этом решении имеется много нюансов, в двух-трех словах их не передать. Это то же самое, если спросить, как отразится на длительности вашей жизни то, что вы делаете с утра физические упражнения! Да, конечно, отразится, но ведь есть еще тысячи факторов, которые необходимо задействовать для увеличения длительности жизни. То же самое и с автобусными полосами: они будут работать только в сочетании с целым комплексом дорожных мероприятий. Еще очень рано подводить итоги и оценивать результаты выделения полос для автобусов.

Юрий Пилецкий – генеральный директор «Такси-лада»:

- Я считаю, что автобусные полосы – вещь нужная. Правда, вот у нас, как всегда, хорошие идеи сталкиваются с безобразной организацией. Слышал, что эти полосы будут использоваться в качестве резервных, для свободного движения спортсменов во время предстоящей Универсиады. И это правильно. Но нужно подходить к делу с умом и наносить разметку на нормальные дороги, а не так, как это получилось в случае с улицами Кремлевская или, например, Павлюхина.

Никита Сухачев – генеральный директор ООО «РРТ-Казань»:

- Полосы для автобусов и даже для велосипедистов на самом деле очень нужны. Их создание – решение верное, это важно для транспортного потока. Но должна быть единая взвешенная программа по автотранспорту, ведь люди должны где-то парковаться, решать, где им лучше проехать. А текущая система нанесения полос создает ощущение того, что перед кем-то была просто поставлена задача – нанести! Ну и нанесли, не подумав о том, как люди будут парковаться, как от этого изменятся потоки. Для чего наносить автобусные полосы на дамбу у Кремля? Там и так довольно широкое движение, всем автобусам удобно ездить. При этом сузить трехполосную линию до двух полос и создать пробки – неразумно как-то…

Культура вождения в городе оставляет желать лучшего. Я сам приехал из Санкт-Петербурга, и первое время очень удивлялся. В Петербурге автобусы ездят в строго отведенных местах и по расписанию. В Казани, такое ощущение, что автобусы куда-то не успевают, ездят по встречной, по "карманам", подрезают друг друга.

Надо разработать комплекс мер. В европейских странах есть правило, когда по полосе для общественного транспорта двигаются автобусы и автомобили, если в них больше одного пассажира. Это оптимизирует время нахождения людей в пробке. Считаю, что это правильное решение.

В Казани из-за автобусных полос возникла транспортная проблема. Причем там, где ее еще несколько месяцев назад не было. Главное, это согласованная работа ведомств. Пусть полосы наносят там, где они нужны, где есть место для проезда машин, пусть покажут водителям, где можно парковаться, – тогда проблем не будет. А так вроде бы разгребли одну проблему, но получили несколько других. 

Виктор Токарев – архитектор, генеральный директор ЗАО «Ас-Ком»:

- Пропускная способность города в принципе очень низкая. Когда делали автобусную полосу на Кремлевской, то оставалось меньше трех метров для автомобильного транспорта, что, конечно, очень мало. Думаю, что автобусы должны ехать в общем потоке машин, необходимо сделать "карманы" для их парковки и, самое главное, убрать припаркованные машины с проезжей части. Дело ведь не в автобусах – они просто не могут ездить по своей полосе, так как там припаркованы машины. Проезжая часть проектировалась, чтобы по ней ездили, а не чтобы на ней стояли. Нужно организовывать парковки, для чего нужны определенные льготы застройщикам, так как строительство многоуровневых парковок на сегодняшний день себя не окупает (для этого нужно более 11 лет!).

В Париже и скоростной режим высокий, и улицы узкие, но у них хорошо оптимизирована транспортная сеть. У нас же по одним улицам слишком много автобусов проходит, по другим нет. Надо их как-то распределять, тогда выделение полос оправдает себя хотя бы частично. Проблему нужно решать не отдельными распоряжениями, а комплексно, разработав проектную документация для всего города.

Возьмите Чистопольскую – она ведь полностью загружена, нужно делать проект планировки. От «АК БАРС» Банка до "Эфира" транспорт стоит, будто на этом участке законсервировались 50-е годы.

Нужно смотреть в целом. Нужно увеличить количество мостов через Казанку. В Париже или Лондоне расстояние между мостами не превышает длину моста более чем в два раза. Поэтому река перестает быть преградой, город воспринимается как единое целое. У нас же Казанка рассекла город на две части. Нужно добавлять мосты на участке до Речного порта, до площади перед НКЦ, до завершения Чистопольской – с поворотом через Казанку и выходом на Советскую площадь.

Рамиль Хайруллин – региональный представитель Федерации автомобилистов России:

- Думаю, что в целом автобусные полосы нужны, но не в том виде, в каком они сейчас у нас есть. Подобная разметка должна быть на трехполосных дорогах, а не на таких узких, как Кремлевская, в этом случае разметка – маразм. Ни для кого не секрет, что разметка для общественного транспорта сделана для комфортного перемещения гостей предстоящей Универсиады. То, как ездят свои жители, мало кого волнует. Считаю, что альтернативой разметке могут стать реверсивные полосы.

Надежда Замалиева,
Тимур Гайнутдинов