ЗАКОН ПОПУЛИСТСКИЙ И БЫЛ ПРИНЯТ ПЕРЕД ВЫБОРАМИ

В закон перед третьим чтением было внесено достаточно много поправок, более 180. Но основные замечания отрасли остались без ответа. То, что закон приняли, это уже хорошо, то что у нас появится регулятор (скорее всего, служба судебных приставов (ФССП), — это тоже хорошо. Как сказал руководитель федеральной службы Артур Парфенчиков, у ФССП нет аллергии на коллекторов. Там работают профессионалы, значит найти общий язык по нашей работе сможем.

Еще одним положительным моментом будет то, что будет создаваться саморегулирующая организация (СРО) на площадке НАПКА, и мы сможем инициировать поправки с точки зрения профессионалов: обстоятельно, вдумчиво, привлекая банковское сообщество, судебных приставов.

В законе, к примеру, нет четких определений понятия «контакт» или «договоренность». По новым правилам, коллекторы могут звонить должнику ограниченное количество раз. Я позвонил человеку, трубку сбросили. Состоялся контакт? Либо я поговорил с человеком, и он меня отправил куда подальше. Состоялся контакт? В случае судебных тяжб с должником это может трактоваться двояко.

Плюс ко всему нет четкого описания того, кто такие «третьи лица». В законе написано, что это соседи и родственники, а также другие физлица. Это родители и дети, братья и сестры? А теща с тестем являются ли родственниками? Нужно составить точный перечень. Мы не можем контактировать с третьими лицами без согласия должника, но, как правило, те просрочки, которым уже год или два, оплачивают как раз те самые третьи лица, а не должник. Родители детям помогают, или, наоборот, дети понимают, что их родители попали в сложную финансовую ситуацию и начинают помогать ... Я зашел в коммуналку, постучался в дверь, вышел сосед. Я должен молчать или имею право спросить не видел он соседа-должника? Если я задал ему вопрос, то получается, нарушил закон, потому что вступил с ним в контакт. Если мне сейчас позвонит бабушка должника и скажет, что готова погасить долг за внука, я общаясь с ней, как с третьим лицом, тоже являюсь нарушителем закона? Механизм, как действовать в этих случаях, пока не понятен.

Закон популистский и был принят перед выборами. Хорошо хоть вмешались эксперты, и после фразы Владимира Путина в одном из выступлений, когда он отметил, что деятельность «квазиколлекторов» нужно прекратить, но долги нужно возвращать, сразу прекратились разговоры, что деятельность по возврату долгов вообще нужно запретить.

ПАРАДОКСАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ: БАНК ДЕНЬГИ РАЗДАЕТ, А СОБРАТЬ С ДОЛЖНИКА НЕ ИМЕЕТ ПРАВА

Мне кажется, остались три глобальных вопроса, которые закон не решил. Во-первых, он оставил лазейку для «черных коллекторов». Мы не видим в законе попыток предотвратить появление и существование «черных коллекторов». Это люди, у которых нет лицензии, они не внесены в реестр обработки персональных данных, нет никакой документации. Цель данной конторы — появиться на четыре-пять месяцев, заработать по-быстрому деньги, исчезнуть и появиться в другом районе города уже под другой вывеской. Привлечь их к ответственности будет крайне сложно. В законе против таких контор санкций нет. Зато есть санкции против профессиональных агентств. Профессионалы закон нарушать не будут, они не для этого на рынок вышли, не на один день. Никто не помешает «черному коллектору» в Казахстане зарегистрировать call-центр, оттуда звонить и донимать население. И никакой управы на таких дельцов нет.

Во-вторых, закон спровоцирует банки на удорожание кредитов. Последствия действия нового закона будут видны в первой половине 2017 года, но уже сейчас можно спрогнозировать, что будет удорожание банковских продуктов, потому что расходы кредитора по возмещению долгов возрастут. Понятно, что банк будет защищать себя финансово. Он либо повысит ставку, либо ограничит доступ к банковскому продукту, что опять отразится на добросовестном населении. Те, кто не хотел платить, так же придумают лазейки, чтобы получить займ, этим людям ничего не страшно. Нормальному человеку доступ к банковским продуктам будет затруднен, либо будет дорогим. Стоимость банковских продуктов может повыситься на несколько пунктов.

Вообще, конечно, ситуация парадоксальная. Банк деньги раздает, а собрать с должника не имеет права. Банк ограничен четырьмя месяцами для взыскания в досудебном порядке долга. После четырех месяцев любой должник может написать бумагу, что он не хочет общаться с кредитором. Далее идут судебные тяжбы, а в таком случае на порядок моментально возрастают расходы кредитора на должника. Это и госпошлина, и почтовое уведомление, которое стоит 42 рубля, а должников — несколько тысяч. Всем нужно направить письмо, написать исковое заявление, направить его в суд, для этого нужны дополнительные финансы и кадры.

И, в-третьих, самое главное — финансовая грамотность населения не вырастет. Сейчас появятся на рынке жуликоватого вида молодые люди, которые будут называться адвокатами и защищать интересы должника перед коллекторами. Должник должен уведомить нас о том, чтобы контакт мы могли вести только с этим лицом, в законе прямо написано, что этим лицом может быть только адвокат. Такие фирмы появятся как грибы после дождя, у каждого адвоката будет по несколько клиентов, и они будут зарабатывать деньги на тех же должниках — еще одна лазейка для непорядочных граждан, при этом финансового понимания человек не получит. И если профессиональные коллекторские агентства каким-то образом обучают должника, делают послабления должнику, заключают соглашения о рассрочке, прощение долга, общаются с клиентом, то в случае с адвокатами будет негатив. Адвокату будет выгодно затягивать процесс, потому что он будет работать небесплатно и будет получать вознаграждение с того же должника. И вместо того чтобы вылезти из финансовой ямы, человек будет платить эти же деньги адвокату.

МИРОВЫЕ СУДЬИ «ЗАХЛЕБНУТСЯ» В ТАКОМ ПОТОКЕ РАБОТЫ

Сегодня до 500 тыс. рублей долга могут рассматривать мировые судьи, и, по моим оценкам, они просто «захлебнутся» в этом потоке работы, которая на них хлынет. Четыре месяца просрочки прошло, должник денег не отдает. Начинается приказное производство, либо исковое производство, судебные тяжбы, выезды, обеспечение залоговых кредитов, арест имущества... Достаточно серьезный удар по судебной системе и по судебным приставам, и процедура по времени растягивается на очень длительный срок. В законе вообще не указано, как я должен поступать с должником, если в отношении него я как коллектор инициировал судебное производство, получил судебное решение, два месяца прошло — он мой должник. Я имею право ему звонить или нет? Да, материал у пристава, но ему некогда в данный момент этим делом заниматься.

Я могу к должнику обратиться: «Давай мы еще с тобой встретимся, я заберу твой исполнительный документ, если ты пойдешь мне навстречу». В законе не прописана такая возможность, а любое нарушение со стороны коллекторов — это 2 млн. штрафа. Непонятно, как действовать в данной ситуации.

Мы не имеем права унижать, угрожать и тем более наносить какой-либо ущерб гражданину РФ, пусть он и должник. Но этому гражданину должно быть некомфортно, надо его ограничивать в правах, например, запретить получение водительских прав и регистрационных сделок в ГБДД или ограничить получение новых номеров у операторов мобильной связи. Есть закон о банкротстве, и там достаточно серьезное ограничения. Все сделки, которые человек совершил до объявления себя банкротом, признаются недействительными. То же самое можно сделать и тут, и все сделки которые человек сделал после допущения просрочки, аннулировать. Потому что мы знаем, как многие поступают. Клиент банка понимает, что больше платить не будет, и продает свою «Ниву», лодку, мотор, гараж тем же третьим лицам, то есть родственникам, и тем самым пытается избежать финансовой ответственности, при этом сохранить себе привычные условия жизни. Это неправильно: должник не должен улучшать свою жизнь за счет других.

В связи с новым законом, возможно, будет оптимизация персонала коллекторских агентств. Сейчас число официальных контактов, в том числе по телефону, четко прописано. Если раньше коллекторы открывали сall-центры по 400 - 500 посадочных мест и их работники обзванивали людей бесконечное количество раз, то сейчас из 10 тыс. звонков в день, к примеру, можно совершать только тысячу. Соответственно, такого количества работников больше не потребуется.

Некоторые компании переквалифицируются на долги по ЖКХ, по мобильной связи, начнут заниматься гражданско-правовыми отношениями, то есть уволят тех работников, кто ездил на выезд к клиенту, и будут набирать юристов, но ничего катастрофического в этом нет. Появление закона — это признание того, что есть коллекторский бизнес в России.

Что с нами, коллекторами, делать, по закону понятно, но санкций в отношении должников никаких нет. Облегчаем жизнь — хорошо, а теперь нужно ограничивать права. Прав президент — долги нужно отдавать. Более триллиона рублей не возмещены в банковскую сферу, а стало быть, и в экономику страны. И занимаются возвратом этих денег как раз коллекторские агентства. Да, население Татарстана действительно закредитовано, но у нас ситуация с неплатежами куда лучше, чем в Сибири. Часто люди попадают в долговую яму из-за кризиса. Работник же не виноват, что его предприятие перешло на четырехдневный, а то и трехдневный режим работы. На самом деле когда будет достигнут баланс, когда банки будут чувствовать безопасность за свои деньги, лучше станет всем. Особенно тем, кто имеет долгосрочные планы на жизнь. Но не дело это, когда за ипотеку приходится платить такие проценты.

Необходимость в законе была уже давно, чтобы мы могли работать на равных с остальными участниками рынка условиях, чтобы и у нас появились определенные права. Сейчас нам дали статус, нас признали. Теперь нужно работать с этим законом.

Эльдар Мамедов