Как уверяет Валерий Кандилов, в этом году сельхозперепись захватит практически половину населения республики Как уверяет Валерий Кандилов, в этом году сельхозперепись захватит практически половину населения республики

ЛЮДИ С БОЛЬШИМИ СИНИМИ СУМКАМИ ПОСТУЧАТСЯ К ФЕРМЕРАМ: В ТАТАРСТАНЕ СЕЛЬХОЗПЕРЕПИСЬ ОБОЙДЕТСЯ В 150 МЛН. РУБЛЕЙ

Сегодня о готовности Татарстанстата к всероссийской сельхозпереписи-2016 объявил глава ведомства Валерий Кандилов. На пресс-конференции в ИА «Татар-информ» он анонсировал визит переписчиков даже раньше официального старта: заполнять бумажки в личные подсобные хозяйства, садоводческие общества, КФХ и ИП они придут уже 24 июня.

«Переписчики после того, как прошли обучение, появятся на своих участках, — сказал Кандилов. — Необходимо узнать его границы, посмотреть доброжелательность отношения населения, узнать, в какое время можно прийти, посмотреть сам участок». По словам руководителя Татарстанстата, опыт прошлых лет показывает, что «знакомиться надо, прежде чем начинать официальный старт».

Последняя сельхозперепись в Татарстане, отметим, проходила в 2006 году. Тогда, по признанию госорганов статистики, они не совсем четко представляли себе инструментарий работы. «Хочу сказать, что у нас были очень большие сомнения в части использования материалов в 2006 году, но сомнения рассеялись, результаты работы вызвали, по крайней мере у меня, хорошие эмоции, потому что появился целый ряд программ». Так, по мнению Кандилова, перепись стала платформой для старта 23 госпрограмм, которые работают в республике для стимулирования развития сельского хозяйства. В этом году перепись захватит практически половину населения республики. Всего переписчикам нужно будет обойти свыше 484 тыс. объектов, из них 769 сельхозорганизаций, 3 440 КФХ, около 40 тыс. объектов ЛПХ в городах и более 405 тыс. — в сельской местности, 1 382 сада-огорода (378 тыс. участков). Для каждого вида организации сельского хозяйства будут предоставлены разные переписные листы. Основной костяк вопросов будет схожим: площадь посевных территорий, наличие складов для хранения продукции и сельхозтехники, количество поголовья скота, наличие коммуникаций. В этом году, кстати, появится и строчка вопросов о кредитах и использовании госсубсидий.

Таким образом государство пытается создать базу данных в части оценки потенциала в АПК. Кроме того, давно пора обновить информацию десятилетней давности и заглянуть в глубины нерешенных проблем. Так, в 2006 году более 15% садов не использовалось собственниками. Сейчас эта цифра, по словам руководителя Татстата, возросла до 30%. «Почему это произошло? Мы даем себе задачу для того, чтобы на уровне республики, на уровне власти решить ее (проблемуприм. авт.) и помочь», — обнадежил спикер. Надежды, конечно, слабы — как поможешь, если частота электричек до заволжских полей сокращена до неприличия?.. Помочь госорганы норовят и фермерам, у которых остается сельхозпродукция: им предложат варианты площадок для ее реализации.

Бюджет сельхозпереписи в Татарстане в 2016 году составит 150 млн. рублей. Все деньги перечисляет федеральный бюджет, из них 95% выделено из фонда оплаты труда. К слову, в этом году переписчикам за труды заплатят чуть больше — 16 тыс. рублей. «Это не те 5 тысяч, которые были в 2006 году. И было сложно подобрать желающих... Сегодня это достаточно приличная заработная плата, тем более в условиях некоторых проблем, связанных с занятостью», — заметил Кандилов. Остальные деньги пойдут на оплату аренды помещений, их охраны, транспортных услуг и услуг связи. Свою долю в перепись все же внесет местный минсельхоз. Он выделит 350 тыс. рублей на конкурс среди муниципалитетов.

Опрашивать фермеров в Татарстане будут 1 250 переписчиков, которые уже проверены органами МВД. Так что Кандилов с уверенностью заявляет, что всем им доверяет. На случай необходимости проверки респондент может попросить удостоверение сотрудника Татарстанстата, осмотреть его внешний вид (у переписчика будет синяя форма и большая черная сумка), а также позвонить на горячую линию и уточнить, устроен ли такой работник. К слову, с каждым из таких переписчиков госорган подписывает договор о конфиденциальности. «Мы не имеем никаких персональных данных по тому или иному хозяйству, там нет фамилий», — добавляет руководитель Татарстанстата.

«СЕГОДНЯ НАСЕЛЕНИЕ НЕ БОИТСЯ. ЭТО НЕ БОЛЬНО!»

И если вопрос с доверием к переписчикам у госорганов решен, то проблема достоверности полученных данных открыта. Напомним, в начале января министр сельского хозяйства Марат Ахметов высказал жесткую позицию правительства РТ по этому поводу: «Иногда бывает и больно, иногда бывает и жалко, но позиция президента такая, что лучше горькая правда. И за эти годы была проведена большая работа со всеми службами по пресечению недостоверных данных». Сам Кандилов тогда призывал «не хулиганить в этом направлении». А начальник отдела статистики сельского хозяйства и окружающей среды Татарстанстата Альфинур Мустафина устрашающе говорила о грозящих наказаниях: с 2016 года ужесточаются меры за искажение и несвоевременное предоставление статданных: штрафы с жалких 3–5 тыс. рублей вырастут до 10–20 тыс. (для должностных лиц) и 20–70 тыс. (для юридических). Причем при повторном нарушении можно поплатиться и всеми 150 тысячами.

Сегодня же, отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», Кандилов уверил, что по крайней мере в рамках переписи никаких штрафов не будет. Видимо, ведомство все-таки боится распугать своих респондентов. К тому же инструментов контроля просто нет. «Какой может быть контроль? Во-первых, никаких санкций мы применять не будем. Никаких штрафов — совершенно нигде это дело не предусмотрено... С такими вещами мы сталкиваемся все реже и реже. Испуги мы прошли. В 2006 году было такое. Я сам лично объездил несколько районов, посмотрел настроение. Я думаю, что сейчас у нас состоится более комфортный диалог и никаких проблем не будет. Сегодня население не боится. Это не больно!» — мягко и обходительно говорил Кандилов.

Мустафина, в свою очередь, сегодня признала, что вопрос открытости жителей достаточно проблемный. Она вспомнила совсем давнишнюю историю советских времен, когда население раскрывало информацию о своих владениях, а впоследствии их облагали налогом. «Но 2006 год уже, надеюсь, показал населению, что мы никому эти данные не отдали. И в этот раз очень хотим, чтобы оно поверило и ответило так, как есть», — выразила надежду Мустафина. Никаких дополнительных проверок не предвидится. Да и к тому же «есть закон больших чисел», не унывал Кандилов. Ведь подсобных хозяйств почти 400 тысяч. Даже если будет какая-то погрешность, в общей сложности эти цифры будут несущественны.

«ЕСЛИ КТО-ТО ЧТО-ТО СКРЫВАЕТ, ОН И ВО ВРЕМЯ ПЕРЕПИСИ СМОЖЕТ ЭТО СКРЫТЬ»

Однако сами сельхозпроизводители, опрошенные «БИЗНЕС Online», сомневаются в целесообразности проведения переписи и серьезно заявляют о проблеме открытости населения. Чтобы добиться откровенного диалога, по их мнению, важно понять, каким образом она будет проводиться.

Николай Титов — заместитель министра сельского хозяйства РТ:

— Подготовительные работы к этой переписи ведутся. Послезавтра у нас будет специальное совещание по переписи, где будут обсуждаться все эти вопросы: организационного характера, сохранности, обеспечения, доведения. Татарстанстат тоже будет присутствовать как одна из ответственных организаций. А через нас проходит только определенное финансирование, доведение средств. А что касается достоверности... Всегда проводили более-менее достойно. Думаю, больших расхождений не будет. Надо же знать, для чего проводится перепись — для анализа, для принятия дальнейших решений. Будем надеяться, что результаты будут близки к объективности.

Алмаз Фасхутдинов — заместитель директора по экономике ПСХК «Ембулатово», Буинский район:

— Про сельхозперепись мы слышали, но ведь перепись — это просто какой-то опрос. Опрос о наличии техники, о том, сколько земель обрабатывается, сколько человек работает. По идее, сколько техники работает, можно вычислить и через ГИБДД (узнать количество зарегистрированных автомобилей), и через Ростехнадзор, где машины зарегистрированы. Не совсем понятна цель. Хотят выявить какие-то скрытые машины или старые комбайны? Сколько земель обрабатывается? Но про землю можно через Регпалату узнать. Поэтому цели сельхозпереписи нам непонятны: выявить какие-то скрытые резервы? Не совсем ясна картина, ради чего проводится перепись. Если кто-то что-то скрывает, он и во время переписи может это скрыть. А насчет господдержки даже и не знаю, какой будет ее механизм. Пока никто никаких конкретных обязательств не берет.

Гумер Закиров — первый заместитель генерального директора ООО «Сэт иле»:

— В любой сфере деятельности правильно вести учет. Вопрос в том, насколько формально это будет сделано и кто это потом будет анализировать. Я, к сожалению, не видел содержательной части — что там будет указываться. Надеюсь, мы с ней ознакомимся, поскольку являемся субъектами сельскохозяйственной деятельности. Вопрос в том, насколько системные выводы можно будет из нее сделать. Потому что данных переписи 2006 года я что-то не нашел в открытых источниках. Важно то, как эту информацию будут анализировать, структурировать и какие выводы она позволит сделать. А так мы очень позитивно ее оцениваем.

Что касается приписок... Я считаю, что эта проблема есть. Она неоднократно поднималась нашими «главнокомандующими в сфере сельского хозяйства». Об этом говорили Айрат Хайруллин и другие. О том, что многие цифры у нас только на бумаге. Поэтому еще раз говорю: важно, каким образом она будет проводиться. Если она будет проходить формально, «живых» цифр мы не получим. Если она будет каким-то другим образом организована, то может получиться очень интересная база данных, которую в дальнейшем будут использовать в своей работе эксперты минсельхоза, другие специалисты.