Хави Грасия и Эмиль Бергстрем Хави Грасия и Эмиль Бергстрем Фото: Сергей Елагин

ЯЗЫКОВОЙ БАРЬЕР? НЕ СЛЫШАЛ

Сегодня около трех десятков футболистов оказались на открытой тренировке ФК «Рубин». Это такая же редкость, как аншлаг на домашних матчах команды. Ожидаемый ажиотаж вызвало первое занятие под руководством нового тренера Хави Грасии. Причем он сам сделал всю тренировку открытой для прессы — 2 часа вместо привычных 15 минут. В «Рубине» такое бывало считанное число раз.

«Жара, как в Малаге», — обронил Грасия после тренировки. Плюс 30, палящее солнце и тяжелейшие нагрузки с первого же занятия. Новый тренер по физподготовке Хуан Солья дает команды игрокам: то ногой написать что-то, то совершить рывок в определенную зону. Подходит к игрокам, когда они делают что-то не так, и пытается объяснить, как требуется. «Не пейте воду! Пока никакой воды! Только после упражнения!» — кричит Солья, когда кто-то из игроков тянется к бутылочкам после первых усилий. Языковой барьер если и присутствует, то на уровне мелочей, ведь переводчик Артур еще при Микеле Гомиле приноровился сопровождать тренировки «Рубина» переводом каждого испанского слова, что происходит и во время занятия Грасии. Наставник же первые минуты тренировки подходит к игрокам, помогает, когда что-то не получается. И добавляет в испанскую речь пару русских слов. Возможно, к концу сборов тренер уже сможет давать полноценные указания по-русски.

«Раз вперед, два назад», — говорит Грасия по-русски Алишеру Джалилову, когда тот неправильно выполняет одно из упражнений, где надо сделать два прыжка вперед, один назад и двигаться таким образом к отметке. После подсказа Джалилов делает так, как нужно. Языковой барьер? Не слышал.

Хави Грасия и Игорь Потрнягин Хави Грасия и Игорь Портнягин Фото: Сергей Елагин

«Чуть-чуть я выучил русский», — снова на чистом русском отвечает Грасия уже в самом конце, когда у него спрашивают об успехах в изучении языка. Дмитрий Кузнецов что-то подсказывает, новые помощники также пробрасывают русские слова.

К слову, за началом первой тренировки Грасии в «Рубине» следит и президент клуба Ильсур Метшин, который прибыл на базу для совещания по строительству нового футбольного поля, которое требуется обустроить по линии оргкомитета чемпионата мира по футболу на территории клубной базы. Уже 1 августа рядом с двумя естественными полями появится мини-стадион с трибуной на 500 мест. Интересно, что газон у тренировочной поляны будет идентичен тому, что планируют стелить на «Казань Арене» к Кубку конфедераций. Поэтому занятие «Рубина» проходит на фоне стройки, где на месте нового поля пока, как и футболисты, до седьмого пота трудятся рабочие.

Сердар Азмун Сердар Азмун Фото: Сергей Елагин

АЗМУН НЕДОТЕРПЕЛ, БУРЛАК СОШЕЛ С ДИСТАНЦИИ

Среди занимающихся не было практически целой команды: Марко Ливайя, Владислав Кулик, Андрей Пилявский, Динияр Билялетдинов, Владимир Дядюн, Гильерме Котуньо, Олег Кузьмин, а еще Крис Мавинга, Янн М'Вила и Мубарак Вакасо либо не занимались по причинам травм, либо просто еще не приехали в Казань.

Зато Сердар Азмун занимался в общей группе. Он неожиданно приехал еще вчера, аккурат к старту сборов, хотя в прошлом году вообще не явился ни на одну тренировку «Рубина». Или это влияние Грасии, или новое руководство смогло уговорить иранца вернуться и не играть в прятки, но Азмун готовится к сезону в Казани, а не с «Ростовом». К слову, в «Рубине» на Сердара действительно рассчитывают и видят его в команде на будущий сезон.

Вторым, кто вернулся из аренды и начинает подготовку к сезону с «Рубином», был Тарас Бурлак, который накануне говорил, что две недели занимался индивидуально в Москве и хочет побороться за место в составе «Рубина». Но во время очередного забега вокруг поля он сначала отстал от своей группы на несколько метров, а потом просто встал и сошел с дистанции. Тяжело стало и Джалилову, который в какой-то момент чуть ли не лег на поле. Все-таки палящее солнце внесло свои коррективы.

Хави Грасия и Эмиль Бергстрем Хави Грасия и Эмиль Бергстрем Фото: Сергей Елагин

«Эй, молодой, выходи!» — Магомед Оздоев посылает Эмиля Бергстрема из своей группы в другую из-за перебора игроков. Швед забирает с собой Азмуна и чуть ли не в обнимку бежит с ним дальше. Бергстрем вообще оставил сильнейшее впечатление от своей работы. Если некоторые позволяют себе тренироваться вполноги, не до конца выполняют требование того или какое-либо упражнение, то швед оставляет на поле все. Он выше всех поднимает ноги, резче всех делает физические упражнения и быстрее партнеров проходит скоростную лесенку, при этом с полуслова понимая, чего от него хочет тренер. Грасия несколько раз одобрительно качает головой, видя то, как Бергстрем выкладывается. Конкуренция за место в составе делает свое дело.

1 час и 30 минут кросс-фита и бега заканчиваются тем, что Гекдениз Карадениз и Азмун уходят с поля. Турок был обеспокоен тем, что из-за перенагрузок может снова повредить заднюю поверхность бедра, а Азмун... Почему ушел иранец, осталось непонятным, возможно, также из-за недомогания. Нападающему еще нужно пройти медосмотр, который он пропустил накануне.

Хави Грасия Хави Грасия Фото: Сергей Елагин

«ОТДАЛ И ОТКРЫЛСЯ, ОТДАЛ И ОТКРЫЛСЯ!»

Две команды в манишках и без, а также нейтральные занимают квадрат и пытаются удержать мяч. Стандартное упражнение, которое в «Рубине» было и при других тренерах. Но Грасия сразу расставляет в нем акценты: качественная игра в пас — это то ключевое, что должны зарубить на носу игроки «Рубина», и то, в чем команда должна прибавить.

«Отдал пас и открылся, отдал и открылся! Только так!» — кричит Грасия в ходе упражнения и буквально заводит игроков, просит повысить темп и прерывает занятие для разъяснения.

«Когда вы устали, то у вас есть два варианта: вы либо бегаете за мячом, либо бегаете с мячом. И если мы хотим играть хорошо с мячом, то нужно не передерживать и отдавать пас, а затем тут же открыться под передачу и предложить себя партнеру. Ребят, слышите? Играем!» — таких вставок по ходу тренировок бывает несколько, и Грасия даже сам исполняет с мячом то, что хочет видеть от своих новых подопечных.

После тяжелых физических занятий в игре с мячом многие уже выглядели заметно уставшими. После получаса квадрата Грасия дает свисток о завершении своей первой полноценной тренировки в «Рубине».

«Нормально так нагрузил», — выдают некоторые игроки, когда уходят с поля. Грасия же дает еще пару рекомендаций некоторым из них, а затем направляется к журналистам.

КОНТРАСТ ГРАСИИ

Все уже успели привыкнуть к осторожному в словах и сдержанному Грасии, который в своих интервью скуп на какие-то оценки, характеристики и яркие цитаты. Крепкого словца от него дождаться вряд ли удастся. Это Валерий Чалый свою первую тренировку в роли главного тренера «Рубина» закончил со словами о том, что поменял тренировочный процесс на сто процентов. И Хави точно далек от Рината Билялетдинова, который давал «концерты» на пресс-конференциях и в микст-зонах, расходившиеся на цитаты с заголовками про устрицы, про то, что его игрок не дружит с головой, и т. д. Грасия аккуратен и четок.

— Вы видели все матчи «Рубина» в прошлом сезоне. Что нужно менять команде, в чем были слабые стороны того «Рубина»?

— Я об этом скажу игрокам, потому что считаю, что именно они являются главными действующими лицами. Я всегда уважительно отношусь к коллегам по тренерской деятельности и никогда не скажу плохо о той работе, которую проводили до меня мои предшественники, — рассудительно и спокойно ответил тренер.

Что ж, выльется ли подход «меньше слов, больше дела» в результат, покажет предстоящий сезон.