«ВОТ ТАК В БУГУЛЬМЕ ВЛАСТЬ ИМУЩИМ МОЖНО ПОБЕДИТЬ ВЕТЕРАНА»

Сегодня история со скандалом на парковке у Бугульминского городского суда получила неожиданное продолжение. В ситуацию вмешался начальник УГИБДД по РТ Рифкат Минниханов. Напомним, что «судебно-парковочный скандал» произошел 14 июня с участием председателя Бугульминского городского суда Наиля Хаертдинова. История вызвала широкий резонанс благодаря посту автолюбителя Андрея Ермолаева: «Примерно в 14 часов дня я отправился со своей 91-летней бабушкой в Дом правосудия для исправления ошибок в документах, — написал он. — Остановился под знаком 3.28 «Стоянка запрещена» прямо рядом с крыльцом суда для высадки пассажира пенсионного возраста. Бабушке 91 год, она ветеран Великой Отечественной войны и инвалид 1-й группы по зрению! Место-то оказалось не простое, а стояночное — для автомобиля председателя Бугульминского городского суда РТ Наиля Хаертдинова, который так некстати приехал с обеда. Не сумев припарковаться на своем любимом месте, Хаертдинов отдал распоряжения своим подчиненным заблокировать мою машину, вызвать ДПС и наказать. Как это так простой люд посмел? Все мои доводы о том, что я привез ветерана ВОВ, инвалида 1-й группы, которая передвигается с трудом, и что после высадки бабушки я машину уберу, ситуацию не исправили. ДПС прибыла моментально!

В итоге мне выписали штраф (штрафа, по сути, быть не должно, потому что я остановился для высадки пассажира, тем более на лиц, перевозящих инвалидов 1-й группы, этот знак не распространяется). Вот так в Бугульме власть имущим, используя телефонное право, можно победить ветерана. О каком правосудии здесь может идти речь, когда у председателя суда полное отсутствие общепринятых норм нравственности? Такие проступки позорят честь и достоинство судьи, принижают авторитет судебной власти. Такие судьи не должны вершить судьбы людей! Надеюсь, этот текст увидят родственники, друзья, коллеги и знакомые Наиля Хаертдинова и объяснят, что так поступать плохо!»

Ермолаев потребовал от судьи извинений за неуважение в адрес ветеранов Великой Отечественной войны, однако у того своя версия события. «Я какого-либо указания не давал никому, как это произошло, я не видел и не знал об этом, — сухо описал свое видение инцидента от 14 июня Хаертдинов в разговоре с „БИЗНЕС Online“. — Я после обеда прошел к себе». Добавим, что ранее Хаертдинов указывал на то, что он не только не препятствовал парковке, но даже распорядился помочь бабушке зайти в суд, а с Ермолаевым в тот день даже не разговаривал. По словам Хаертдинова, судебный департамент РТ по факту происшедшего проводит служебную проверку.

Рифкат Минниханов В ведомстве Рифката Минниханова уточнили, что распорядительный документ, изданный исполнительным комитетом Бугульмы об установке на улице Ленина запрещающего знака 3.28, отсутствует Фото: архив «БИЗНЕС Online»

«Я ЛИЧНО НИКАКОГО ХОДАТАЙСТВА НЕ ДАВАЛ ЗНАКИ СТАВИТЬ И НЕ ВЫЗЫВАЛ ГИБДД»

Сегодня история получила продолжение. Ермолаев опубликовал на своей странице в соцсети «ВКонтакте» победоносное для него письмо от республиканской ГИБДД. В частности, сотрудники Госавтоинспекции установили: «Водитель автомобиля Citroen перевозил пассажира, являющегося инвалидом I группы. Согласно Приложению №1 к ПДД РФ, действие дорожного знака 3.28 „Стоянка запрещена“ не распространяется на транспортные средства, управляемые инвалидами I и II групп, перевозящие таких инвалидов или детей-инвалидов». Исходя из этого штраф в отношении Ермолаева был отменен. Зато претензии возникли к сотрудникам ГИБДД, которые его выписали. В их отношении проводится служебная проверка. Помимо отсутствия нареканий к Ермолаеву, республиканская ГИБДД обозначила свои вопросы к Бугульминскому суду, касающиеся установки запрещающих дорожных знаков. «Проект организации дорожного движения по улице Ленина города Бугульмы находится на стадии разработки и не утвержден, — уточнили в ведомстве Рифката Минниханова. — Распорядительный документ, изданный исполнительным комитетом Бугульмы об установке на улице Ленина запрещающего знака 3.28, отсутствует. Кроме того, изготовление и размещение информационной таблички с надписью «Кроме служебных машин» не предусмотрено требованиями ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные..» и ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения...». В связи с этим ГИБДД предписала исполкому Бугульминского района как балансодержателю дорог устранить самоуправство, демонтировав дорожный знак.

Получить оперативный комментарий от начальника республиканской ГИБДД не удалось — Рифкат Минниханов сослался на занятость и отказался говорить по телефону. В ответ на запрос «БИЗНЕС Online» пресс-служба ГИБДД РТ прислала тот же самый текст, что разместил на своей странице Ермолаев. Дополнительных пояснений не последовало.

Между тем снятие претензий со стороны ГИБДД не охладило пыл обиженного автовладельца и внука престарелого ветерана войны. Накануне он направил жалобу председателю квалификационной коллегии судей Республики Татарстан Раису Абдуллину на Хаертдинова. Изложив свое видение ситуации, Ермолаев заявил, что «своим поведением председатель Бугульминского городского суда РТ Наиль Хаертдинов показал свое истинное отношение к людям с ограниченными возможностями, инвалидам, ветеранам Великой Отечественной войны и просто к пожилым людям». По мнению заявителя, отношение это выражается в «отсутствии элементарного уважения к их заслугам и возрасту, а также в отсутствии у него солидарности по отношению к инвалидам и людям с ограниченными возможностями и нежелания помогать им в их нелегкой жизни». «Ведь дать распоряжение своему водителю подождать пару минут, пока я высажу бабушку и помогу ей пройти в здание суда, для него оказалось умаляющим его высокий статус — статус председателя Бугульминского городского суда Республики Татарстан, статус судьи».

Ермолаев полагает, что своими действиями Хаертдинов нарушил требования ст. 3 закона «О статусе судей»: «При исполнении судейских обязанностей и в быту судья обязан вести себя так, чтобы не умалить авторитет судейской власти, честь и достоинство судьи и не возникло сомнений в его объективности, справедливости и беспристрастности». Еще одно нарушение, как следует из заявления Ермолаева, касается ст. 6 Кодекса судейской этики. В соответствии с ней, судья должен следовать высоким стандартам морали и нравственности, не должен использовать свое служебное положение для получения личных преимуществ в гражданско-правовых отношениях или использовать свой статус при обращениях в различные государственные органы по личным вопросам.

Обиженный автовладелец потребовал в отношении судьи применить меры дисциплинарного характера, а в подтверждение доводов своей жалобы вновь запросил видеоматериалы от 14 июня 2016 года, сделанные в промежуток времени от 13:00 до 15:00, с камер наружного наблюдения, расположенных на здании Бугульминского городского суда РТ. Впрочем, как сообщила корреспонденту «БИЗНЕС Online» пресс-секретарь управления судебного департамента в РТ Алина Лобанова, надеяться на получение видеозаписи Ермолаеву, похоже, не стоит. «Видеозапись ведется, но она носит технический характер, ее хранение ограничено, — рассказала Лобанова. — Сейчас этой записи вообще нет, технические возможности не позволяют хранить их так долго, они перезаписываются через какое-то время».

«САМОЕ СТРОГОЕ НАКАЗАНИЕ — ЛИШЕНИЕ СТАТУСА СУДЬИ, НО НЕ ДОЛЖНОСТИ»

Представителя федерации автомобилистов России в РТ Рамиля Хайруллина в этой истории больше всего интересует легкость, с которой запрещающий стоянку знак появился на прилежащей к зданию суда территории. «Чаще всего запрещающие стоянку знаки с табличками „Только для служебного транспорта“ ставят для организации такой „корпоративной“ парковочки, куда чужих не пускают, — полагает Хайруллин. — Рядовой инспектор ГИБДД не задается вопросом, по закону стоит этот знак или нет».

Собеседник издания напомнил, что дорожные знаки ставятся по согласованию с ГИБДД. «Для установки знака на имя районного начальника ГИБДД или его заместителя направляется бумага с просьбой установить знак. Инспекция отвечает письмом с резолюцией, что знак действительно необходим, в местные органы власти, — объясняет порядок Хайруллин. — И потом органы власти на местах в зависимости от утвержденной дислокации дорожных знаков вносят знак в документ. Если провести полномасштабную ревизию, сверить дислокацию и фактическое расположение знаков, незаконно установленных знаков будет выявлено очень много, причем чем дальше от Казани, тем их будет больше. Бугульма — это еще город, а в небольших районных центрах боюсь представить, что творится».

В конфликте между судьей и автолюбителем представитель ФАР ожидаемо стоит на стороне последнего. «У меня сильных сомнений по этому делу не возникало — изначально было понятно, что водитель ничего не нарушил, запрещающий стоянку знак позволяет ему 5 минут стоять, тем более для высадки инвалида, а теперь оказывается, что и знака этого не должно быть на этом месте, — рассуждает Хайруллин. — Я думаю, ситуация уже разрешилась по закону».

Источник «БИЗНЕС Online» в судейском сообществе признает, что история наделала в узких кругах много шуму. «Судейское сообщество больше склонно верить Хаертдинову, а он говорит, что все было не так, как рассказывает Ермолаев», — сообщил собеседник издания. Впрочем, отказ придать публичность записи в данном случае трактуется не в пользу судей.

Между тем прецеденты с лишением судейского статуса в Татарстане были. Так, адвокат Айрат Хикматуллин напомнил корреспонденту «БИЗНЕС Online» историю конца 90-х, которая также касалась судейской этики. Судья Верховного суда РТ Анатолий Матвеев был на время отстранен от должности за то, что швырнул в мусорный бак 11-летнего Владимира Егошина, который поцарапал новый Pontiac судьи. Мальчик получил телесные повреждения и несколько дней провел в детском неврологическом центре. Впрочем, Матвеев по решению Верховного суда РФ был позднее восстановлен в должности.

«В любом случае судья должен быть привлечен к дисциплинарной ответственности, — полагает Хикматуллин. — Но к какой (выговор, замечание или еще что) — решать квалификационной коллегии судей. Для того она и существует. Причем если ситуация касается нарушения этических норм, а не исполнения должностных полномочий, это не повод лишать его кресла председателя городского суда. Самое строгое наказание в подобной ситуации, если человек совершил что-то вопиющее, — он должен быть лишен статуса судьи, но не должности».

Вместе с тем сам Ермолаев в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» добавил, что он не преследует цели «добиваться наказания всех, кто тут не прав». «Я просто хочу, чтобы судья извинился за свой проступок и больше не выгонял инвалидов и ветеранов ВОВ, обращался к таким людям с уважением, а не с пренебрежением, — пояснил он. — А все, кто там виновен или нет, разберутся без меня». Ермолаев попросил тех, кто обладает видеозаписью (возможно, с видеорегистратора автомобиля) или стал свидетелем произошедшего, написать ему, обещая анонимность.