КУБОК МИРА НИКОГДА НЕ ВЫИГРАЕШЬ, ЕСЛИ ПРИЕЗЖАЕШЬ И ДЕЙСТВУЕШЬ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО В РУССКОМ СТИЛЕ, СЧИТАЕТ НАСТАВНИК «ДИНАМО-КАЗАНЬ»

Сегодня в 19  часов на стадионе «Трудовые резервы»  «Динамо - Казань» стартует в  чемпионате страны по хоккею с мячом. Первым соперником казанского клуба станет ульяновская «Волга». В преддверии матча главный тренер динамовцев рассказал, почему ведущим игрокам русского хоккея интересно с ним играть, насколько оптимален нынешний состав, проблемах с инфраструктурой и болельщиками и о своей новой должности в национальной сборной.

«В КОМАНДЕ МЕЛОЧЕЙ НЕ БЫВАЕТ»

– У журналистов вы пользуетесь большой популярностью. Вам нравится быть в центре репортерского внимания или это, наоборот, мешает в работе?

– Ну почему же мешает? Совсем нет. Прекрасно понимаю, что каждый раз, разговаривая с прессой, выражаю не только личное мнение. Я представляю команду, которую тренирую, и весь хоккей с мячом. К тому же людям интересно, что там Янко сделает со своей командой на этот раз.

– На пресс-конференциях с вашим участием никогда не бывает скучно.

– Всегда нужно быть искренним и откровенным. Не надо бояться, что кто-то что-то скажет против тебя. Общаться с журналистами – часть тренерской работы. Да, эти ребята иногда задают какие-то каверзные вопросы. Порой такие, которые тебе не нравятся. Но почему это должно тебя раздражать? Если ты считаешь какой-то вопрос глупым, можешь спокойно сказать: «без комментариев» или «следующий вопрос», как это делают политики. Ведь журналист не виноват, он просто делает свою работу.

– Летом сразу после перехода в «Динамо-Казань» Обухов и Погребной давали интервью газете  «Советский спорт». Оба в один голос заявили, что будут рады поработать с Янко, у которого всегда есть чему поучиться. А ведь эти ребята – настоящие профи. Неужели они знают еще не все?

– Если уж быть откровенным, то почти на всех медалях, которые у них есть, на обратной стороне написана фамилия Янко (смеется.) Поэтому им со мной интересно работать. Как и мне с ними, кстати.

– А что, на ваш взгляд, важнее в тренерской работе: научить технике и тактике или создать в команде правильную атмосферу?

– Знаете, тут вообще мелочей нет, – Янко мгновенно становится серьезным. – Важно все. Одним словом, это можно назвать профессиональным подходом. Команда - это сложнейший механизм, в котором нужно уметь видеть всё. Вот сейчас мы с вами разговариваем, а я ведь смотрю не на вас, а на поле. От меня не должна уйти ни одна деталь.

– И что вы сейчас видите?

– Вижу, что лед пока не очень хорошего качества, а психологический фон – совершенно потрясающий! Обратите внимание, с каким настроением ребята тренируются. Это значит, что пока в команде все хорошо, но злоупотреблять этим нельзя. Потому что завтра на такой лед игроки выйдут уже безо всякого удовольствия.

«БЕЗ БОЛЕЛЬЩИКОВ ИГРАТЬ ТРУДНО»

– Отсутствие хорошего собственного льда – больной вопрос для клуба?

– Видите, какая погода? Спасибо, что хоть такой лед есть. А в целом «Трудовые резервы» – прекрасный стадион. На нем не стыдно принять чемпионат мира, и я уверен, что мы проведем его на очень высоком уровне.

– Тут же поле короче стандартного.

– Когда сильнее подморозит, можно будет его расширить. Я думаю, его доведут до ума, света побольше сделают. Все остальное здесь в полном порядке.

– То есть, технических проблем нет?

– Здесь нет. Проблемы есть на «Ракете». Стадион в Дербышках умер, и я даже не знаю, какие нужны средства, чтобы его реанимировать. Там все в плачевном состоянии. Так что перенести матчи группы А на новый каток в центре города – абсолютно правильное решение.

– Команда уже два месяца вовсю играет, выиграла международный турнир, вышла в полуфинал Кубка России, а казанские болельщики ее в этом сезоне еще не видели…

– Вот это меня тоже очень волнует! Потому что без своего болельщика играть очень трудно. Вот если бы в городе был крытый каток, то можно было бы турниры здесь проводить, как это делают шведы. И зрителям, думаю, было бы намного комфортнее. Опять же, сразу возрастет интерес к хоккею с мячом.

– Нынешний состав «Динамо-Казань» считаете оптимальным?

– У каждого тренера на этот счет есть свои мысли, и они, как правило, отличаются от того, что по этому поводу думают болельщики или журналисты. Но в этом и заключается моя профессия – не жить сегодняшним днем. Нужно понимать, что, несмотря на нынешние успехи, перед нами стоит задача сделать команду мирового уровня. А для этого селекционную работу нельзя прекращать ни на минуту.

– Какие-то конкретные позиции хотелось бы усилить?

– На данный момент все ребята меня вполне устраивают. Все стараются, хотят достичь чего-то. Гораздо лучше, когда амбиции идут не от руководства и тренера, а от самих игроков. И такой настрой сейчас в нашей команде есть.

«ТРЕНЕР – ЭТО РЕЖИССЕР»

– Последние несколько сезонов казанская команда играла в смешанном, шведско-русском стиле. С вашим приходом на тренерский мостик схема изменится?

– Тактика, прежде всего, зависит от состава, который у тебя есть. Если раньше в клубе играли ведущие хоккеисты сборной Швеции, то и действия всей команды непроизвольно подстраивались под них. Не думаю, что Андрей Стук - мой ученик, мог резко поменять свое хоккейное мировоззрение. Но наличие в составе тех игроков, которые у него были, безусловно, накладывало определенный отпечаток на тактику команды. Приведу пример: у меня есть хоккеист такого класса, как Сами Лаакконен. Главный тренер просто обязан сделать все, чтобы по максимуму использовать его великолепные качества. Умение открыться, принять мяч, развернуться, забить.

– Значит, нужно варьировать тактику?

– Кубок мира никогда не выиграешь, если приезжаешь и действуешь исключительно в русском стиле. Собираются лучшие команды мира, и все на тебя смотрят, пытаются просчитать твои будущие действия. Поэтому каждая игра должна быть новым тактическим вариантом. А как ты можешь это сделать? Отвечаю: благодаря наличию таких сильных хоккеистов, какие есть сейчас у нас в команде. Поэтому мы каждый раз загадка для соперника. Он никогда не знает, через кого конкретно мы будем строить игру. В этом и заключается сила команды. Но есть то, от чего мы точно никогда не уйдем. Это сильная атака. Если мы будем хорошо атаковать, пусть даже рискуя и ставя свою оборону в экстремальную ситуацию, то обязательно придем к положительному результату. И только такой яркий хоккей интересен болельщикам.

– Пока на «Динамо» в Казани приходит не так много зрителей, как, скажем, на «Ак Барс».

– Так это от нас в первую очередь зависит. В частности, от главного тренера. Здесь мне нравится аналогия с театром. Тренер – он как режиссер. Он может сколько угодно рассказывать о том, какой гениальный спектакль он создал, да вот беда: тупой зритель не понимает и не идет на представление. Я думаю, все наоборот. Болельщик как раз все прекрасно понимает и обязательно придет, если ты ему покажешь что-то новое. То, что будет ему интересно.

– Недавно вас назначили генеральным менеджером сборной. Должность в хоккее с мячом новая. Зачем, по-вашему, ее создали?

– Понимаете, наш вид спорта – русский хоккей – имеет давние традиции. Нами накоплен большой опыт. Однако с приходом нового президента федерации мы стараемся не только сохранить старые наработки, но и привнести новые. В частности, одним из новшеств стало введение позиции генерального менеджера. Но она будет отличаться от той, что есть сейчас в западных клубах и сборных, где генменеджер имеет большие полномочия по назначению специалистов и подбору игроков. Там люди на таких должностях получают большие гонорары и несут ответственность за все.

– Как же вы представляете себе предстоящую работу?

– Наверное, было бы точнее назвать меня советником. Именно с такой формулировкой меня и пригласила федерация. Чтобы я консультировал, делился опытом. В любом случае, главное действующее лицо в национальной команде – главный тренер. А я буду рад, если помогу российской сборной своими знаниями.

Советский Спорт