Дамир Исхаков Дамир Исхаков Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПРИ ТАКИХ ДЕЛАХ МЫ БУДЕМ ПРИВОЗИТЬ КАДРЫ ИЗ БАШКОРТОСТАНА»

Когда мы ведем разговор о национальном университете, то сначала надо сказать несколько слов о федеральном университете. Я думаю, что некоторые важные вещи не были осмыслены перед тем, как подобная структура начала выстраиваться. Это концептуальная проблема. Очень часто от руководства КФУ теперь можно услышать, что федеральный университет рассчитан не только на татар. Но на самом деле мы знаем, что в ПФО 6 национальных республик. И возникает вопрос: а почему этот университет должен учитывать интересы только русского народа, ведь есть специфические интересы других народов, которые здесь живут? Я думаю, что в концептуальном плане этот вопрос не решен. Я, например, как человек, имеющий отношение к образовательным делам, считаю, если это университет Приволжского округа, то почему там не должно быть, скажем, финно-угристики? И мордва, и марийцы, и удмурты должны уехать отсюда?

В отличие от Казани все наши соседи свои университеты сохранили. Часто привожу в пример башкир, которые смотрят на то, чем кончится наш эксперимент. Но и у марийцев, и у мордвы, и у удмуртов есть свои университеты. То есть они как-то не поспешили за нами. Отсюда возникает вопрос о национальном университете.

Другой важный аспект данной проблемы — фактически федеральный университет, который поглотил два педагогических вуза, должен был взять на себя функцию подготовки учителей. На самом деле там реальная подготовка учителей отсутствует. Если возьмете прежний классический университет — там же готовили предметников со знанием татарского языка для татарских школ и по физике, и по математике, и по биологии. Сейчас эти кадры совсем не готовятся. Это означает, что через энное количество лет — совсем уже недолго нам ждать — мы вынуждены будем закрывать татарские школы из-за отсутствия преподавателей соответствующего профиля. Тогда автоматически возникает вопрос: если федеральный университет не готовит эти кадры, то должен быть вуз, назовем его национальным университетом, который будет готовить их, разве не так?

Педагогический университет до последнего времени назывался Татарским гуманитарно-педагогическим университетом, данное название можно вернуть. Или, может быть, объединение окончательно не завершилось, можно отделить этот университет и заново поставить на ноги.

«Федеральный университет, который поглотил два педагогических вуза, должен был взять функцию подготовки учителей. На самом деле там реальная подготовка учителей отсутствует»Фото: Анастасия Шагабутдинова

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ НЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ ОЧЕНЬ БОЛЬШИМ»

Это вопрос на самом деле и политический, и концептуальный. Потому что без таких изменений местное сообщество развиваться не может. Сейчас элементарный вопрос возникает... В системе Академии наук РТ около 500 ученых работают в разных институтах. Почти все они пожилого возраста. Если сейчас им готовить смену, то через аспирантуру должны проходить люди. Но для того, чтобы человек проходил через аспирантуру по татарскому профилю, он должен получить базовое вузовское образование. И вот при таких делах мы будем привозить кадры из Башкортостана, у нас нет условий, чтобы мы готовили кадры в КФУ. В аспирантуре они не смогут учиться. В последнее время мы берем небольшое количество аспирантов, но и они находятся на ужасном уровне знания татарской истории, никаких знаний нет фактически. В советский период ситуация была значительно лучше, чем сейчас.

На мой взгляд, национальный университет не должен быть очень большим. Никакие там цифры в 40 - 50 тыс. студентов абсолютно не нужны. Можно даже начать с 500 человек, но на хорошем уровне преподавания. Конечно, отнюдь не только на татарском языке. И на татарском должны преподаваться предметы, и на английском, если нужно, и на русском. Просто единственное условие — человек, который туда поступает, должен сдавать экзамен и по татарскому языку. Любой может это сделать. Вот к нам приезжают американцы-аспиранты, все знают татарский язык.

Это должен быть элитный вуз, нацеленный на определенные задачи. Республиканские задачи и задачи татарского народа, я бы сказал. Потому что татары имеют интересы не только в Татарстане, но и за пределами — тоже. Мало кто думает об этом. Вот в Тюменской области были две кафедры татарского языка — в Тобольском пединституте и Тобольском университете. Они закрылись. И в ближайшее время школы, которые существуют там, если не национальные, то с преподаванием татарского языка и литературы, и им потребуются учителя. Мы им готовим эти кадры или нет? А ведь на самом деле надо готовить кадры не только по татарскому языку и литературе, но и по другим направлениям.

Причем нас очень часто стращают, вот, мол, бюджет опять. Извиняюсь, уже сейчас 90 процентов студентов — это не бюджетники. Платят сами. Если ты нормальный вуз построишь, к тебе будет поступать доход от студентов. Остальное государство может доплатить. Татарстан — это не абстрактная величина, которая занимается выращиванием коров или свиней. У нас есть еще народ, который надо обучать, и республика должна из наших налогов вкладывать в этот вуз на обучение, в том числе на татарское образование.

ГДЕ НАХОДЯТСЯ ЛУЧШИЕ КАДРЫ ПО ТАТАРСКОЙ ИСТОРИИ?

Смеется тот, кто смеется последним. Вот ректор КФУ Ильшат Гафуров открыто смеялся над тем, когда вице-президент АН РТ Рафаэль Хакимов предлагал открыть одну кафедру в федеральном университете по татарской истории и говорил: пусть там преподают наши работники из Института истории им. Марджани. Но это была не риторика ради риторики, потому что лучшие кадры по татарской истории у нас находятся. И Гафуров зря смеялся. Я в 1997 году ездил в Монголию, там академические ученые, которые сидят в Академии наук Монголии, одновременно являются заведующими кафедрами в Монгольском университете. Потому что это лучшие кадры. Других кадров нет. Почему мы так систему не можем построить?

Я вспоминаю, как мне в молодые годы пришлось в аспирантуре в Москве слушать один доклад — это был представитель гренландских эскимосов при ООН. Они тоже выбирали, какую модель иметь: или посылать в европейские университеты обучаться, или у себя иметь вуз. Подумали и пришли к выводу, что если посылать эскимосов в европейские университеты, то большинство обратно не вернется. Они сказали: лучше откроем свой университет и будем понемножку развивать. Конечно, они понимали, что на начальной стадии развития уровень образования будет недостаточным, потому что должен накопиться опыт, пройти определенное время.

Но, я так думаю, если татары не смогут выстроить свой национальный университет (его можно по-разному назвать, дело не в этом), то у нас перспективы большой нет. Потому что без своего университета нация не существует.

Нельзя сказать, что никакого опыта у нас нет. Если наш педагогический университет возьмем, в нем ведь процентов 60 студентов были татарами. И там многие предметы по-татарски изучали. И иностранные языки преподавались. Опыт-то у нас есть. Исполняется 140 лет этому почтенному вузу, который успели ликвидировать. Если его опыт взять на вооружение, очень быстро можно восстановить. Думаю, лет за 10 нормальный университет может получиться.

Дамир Исхаков