Фото: kremlin.ru

«ПРОЕКТ «БОЛЬШОЙ ЕВРАЗИИ» ОТКРЫТ И ДЛЯ ЕВРОПЫ»

«Уже в июне мы планируем с нашими китайскими коллегами дать официальный старт переговорам о создании всеобъемлющего торгово-экономического партнерства в Евразии», — заявил российский лидер. Это произойдет во время визита Владимира Путина в Китай, который запланирован на конец текущего месяца. По сути, речь идет о поэтапном присоединении к Евразийскому экономическому союзу КНР, Индии, Ирана и ряда других стран континента. Общий рынок нового объединения президент Казахстана Нурсултан Назарбаев оценил в 3 млрд. человек. В Москве и Астане рассчитывают на то, что Пекин впервые пойдет на вхождение в более тесный экономический союз, поскольку США особенно и не скрывают, что их Тихоокеанское торговое партнерство направлено прежде всего против Китая (и отчасти — России).

Путин надеется, что впоследствии к Евразийскому экономическому партнерству может присоединиться и Евросоюз. Президент РФ не раз говорил на форуме о том, что европейцам пора выходить из-под американского «зонтика» и проводить более самостоятельную политику, в том числе в плане экономики. Впрочем, не приходится сомневаться в том, что в Брюсселе предпочтут Трансатлантическое торговое партнерство с США, создание которого идет полным ходом.
Тем не менее приглашение европейцам сделано. «Проект «Большой Евразии» открыт, безусловно, и для Европы», — подчеркнул Путин, отметив, что ЕС продолжает оставаться для нашей страны крупнейшим торгово-экономическим партнером. По мнению президента РФ, ставка Европы лишь на одно региональное объединение (с США) «явно сужает ее возможности». «Европейский бизнес хочет и готов сотрудничать с нашей страной», — уверен Путин. Он призвал вернуть доверие в российско-европейские взаимоотношения.

При этом президент особо подчеркнул, что инициатором создания «Большой Евразии» является президент Казахстана. Последний, также принимавший участие в дискуссии на пленарном заседании форума, постарался в шутливой форме от такой чести откреститься. По словам Назарбаева, Путин отметил его роль, чтобы потом не говорили, что Россия собирает какой-то союз. «Может, Казахстан его собирает? Это смешно», — сказал президент Казахстана.

«ЗАЧЕМ НАДО БЫЛО ПОДДЕРЖИВАТЬ ГОСПЕРЕВОРОТ НА УКРАИНЕ?»

Безусловно, к каким бы то ни было интеграционным объединениям во главе с Россией Запад и его союзники отнесутся, мягко говоря, без восторга. Участников же питерского форума, конечно, больше всего интересовали перспективы реализации громкой инициативы присутствующего на ПМЭФ экс-президента Франции Николя Саркози. Он предложил Путину первым заявить об отказе от российских антисанкций (прежде всего продуктового эмбарго), после чего, как надеется Саркози, европейцы не смогут не ответить России взаимностью. Однако судя по высказываниям российского лидера, надежд на такой поворот событий питать не стоит. Путин сказал много слов о готовности восстановить отношения, но при этом предупредил Запад о возможности реального начала новой холодной войны в случае продолжения антироссийской политики.

Участвовавший в дискуссии премьер Италии Маттео Ренци, в свою очередь, ясно дал понять, что до выполнения минских соглашений по Донбассу (так, как это понимают на Западе) ни о какой отмене санкций не может быть и речи. Ну а модератор пленарного заседания «На пороге новой экономической реальности», ведущий CNN Фарид Закария вообще не спрашивал главного спикера про экономику и ее новые реалии. Американец как профессиональный журналист старался спровоцировать Путина на резкие политические оценки и, надо, признать, добился своего.

Что там взаимные санкции, Сирия или Украина — самые взрывоопасные из поднятых тем?! Даже разговор о спорте перетек в русло политического противостояния. Закария спросил российского президента о том, почему в России есть так называемая допинговая программа, а наши спортивные чиновники едва ли не подменяют допинг-тесты отечественных спортсменов, чтобы это скрыть.

Обвинения Путин гневно отверг. «Допинг-пробы сразу же переезжают на хранение в международные организации, и мы не имеем к ним никакого отношения», — заявил президент, после чего выступил резко против политизации и темы допинга, и спорта в целом. «Нельзя пытаться выстраивать на этой почве антироссийскую или еще анти чью-то политику», — сказал он. При этом Владимир Владимирович отметил, что российские власти против допинга, а генпрокуратура и СКР проводят «глубокую следственную проверку» всей информации о применении запрещенных препаратов российскими спортсменами.

Фото: kremlin.ru

Тут разговор перешел на страсти, кипящие вокруг чемпионата Европы по футболу, проходящего во Франции. «По-моему, уже меньше внимания на футбол обращают, чем на драки болельщиков, — поделился своими впечатлениями Путин и продолжил. — Отношение к нарушителям должно быть одинаковое. С чего начался чемпионат? Драка российских болельщиков с английскими. Безобразие полное. Я, правда, не понимаю, как 200 наших болельщиков отметелили несколько тысяч англичан. (В зале начинается овацияприм. ред.) Во всяком случае, подход правоохранительных органов должен быть одинаков ко всем нарушителям». Президент пообещал поработать с объединениями болельщиков и их руководителями. «Я очень надеюсь, что среди них много тех, кто действительно любит спорт и понимает, что любые правонарушения — это не поддержка любимой ими команды», — подчеркнул Путин. В общем, со своими околофутбольными хулиганами сами и разберемся.

Примерно в том же ключе российский лидер высказался и по поводу противостояния с Западом, связанного с событиями на Украине и в Сирии. К сотрудничеству мы готовы, но лишь при условии ответных встречных шагов бывших партнеров и учета наших интересов. «Россия не была инициатором сегодняшнего развала, разлада и проблем, введения санкций, — напомнил Путин. — Все наши действия остаются исключительно ответными. Но мы, как у нас в народе говорят, зла не держим и готовы идти навстречу нашим европейским партнерам. Но это, безусловно, не может быть игрой в одни ворота».

Примечательно, что США в этой связи российский президент не упомянул. Очевидно, отмена американских санкций в приоритетах у российского руководства не значится. Путин вообще немало времени уделил упрекам в адрес Вашингтона. В частности, он вновь повторил уже не раз сделанный им экскурс в недавнюю историю. Причины новой холодной войны, по его словам, следующие: 1) США и их союзники поддерживали сепаратистов на Северном Кавказе; 2) НАТО расширялось и продолжает расширяться, несмотря на озабоченность России этим процессом; 3) США в одностороннем порядке вышли из договора по ПРО и размещают ракеты-перехватчики у российских границ, что мы считаем прямой военной угрозой; 4) Запад инициировал «цветные революции», которые в конце-концов докатились, после событий в Киеве в начале 2014 года, до российских границ.

«Зачем надо было поддерживать госпереворот на Украине?» — задал риторический вопрос российский президент. По его мнению, нынешние украинские лидеры все равно бы пришли к власти чуть позже в результате внеочередных выборов. «Нет, надо было довести до госпереворота с жертвами, вызвать гражданскую войну, напугать русскоязычное население на востоке Украины и в Крыму», — возмутился Путин. Он также отметил, что после того, как Россия вынуждена была предпринять усилия по защите «определенных групп населения» на Украине, Запад начал раскручивать антироссийскую спираль. «По-моему, все это делается, чтобы обосновать само существование Североатлантического блока», — сделал вывод президент РФ. «Если будут в такой логике дальше действовать, нагнетать и наращивать усилия, чтобы пугать друг друга, то тогда когда-нибудь и придем к холодной войне», — предупредил он.

Впрочем, нельзя сказать, что Россию с Западом совсем ничего не объединяет. Ренци, к примеру, пытался перевести дискуссию от прошлого к будущему и найти в нем позитив.

Касаемо снятия санкций, увязанных с выполнением минских соглашений, — сделать это будет трудно. ЕС только что продлил на год санкции в отношении Крыма. Очевидно, что это вскоре будет сделано и по остальным санкционным мерам. Путин напомнил свои прошлые высказывания о том, что именно Киев не выполняет минских соглашений, и подчеркнул, что Россия защищает в Донбассе интересы обычных людей, которые «стремятся к обеспечению своих прав и боятся репрессий» со стороны украинских властей. В общем, украинский тупик по-прежнему выглядит абсолютно глухим, даже несмотря на то, что Путин согласился с предложением президента Украины Петра Порошенко вооружить наблюдателей ОБСЕ в зоне конфликта стрелковым оружием.

Зато по Сирии договоренности с Западом в принципе возможны. Сенсацией стало согласие Путина с американским предложением начать постепенно включать представителей сирийской оппозиции в действующее правительство этой страны.

Прокомментировал Путин и американские выборы. Тут особых сенсаций не произошло. Да, Дональд Трамп российскому лидеру нравится больше, чем Хиллари Клинтон. Но президент РФ подчеркнул, что всего лишь считает республиканца яркой личностью и доволен его стремлением восстановить отношения с Россией. В семье Клинтон Владимиру Вламирировичу больше по душе Билл, который на исходе своего президентства помог начинающему главе государства — Путину. «Я благодарен ему за некоторые моменты того, как происходило мое вхождение в большую политику. Несколько раз он проявлял знаки внимания, уважения», — поделился воспоминаниями российский президент.

ВЛАДИМИР ПУТИН ПРИГЛАСИЛ РЕГИОНЫ-ЛИДЕРЫ К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ ДЛЯ РОССИИ

В выступлениях Путина на международных форумах внутрироссийские проблемы, естественно, занимают гораздо меньшее место, чем мировые. Но на этот раз президент выступил с вполне конкретными инициативами. Ключевой идеей, по сути, стало предложение усилить роль регионов в выводе российской экономики из кризиса. Можно даже сказать, что Путин намекнул на возможную ротацию федеральной элиты за счет региональной. Адресованные Сергею Лаврову слова о том, что тот на посту главы МИД засиделся уже едва ли не столько же, сколько и легендарный глава советской дипломатии Андрей Громыко, конечно, были не более чем шуткой. Тем более что Лавров не дотянул пока и до половины срока Громыко — 12 лет против 28 во главе МИД. А вот другие внутриполитические инициативы Путина говорят действительно о многом.

Президент поздравил Татарстан с первым местом в рейтинге инвестиционного климата российских регионов. Сидевшему в первом ряду аудитории главе РТ Рустаму Минниханову, которого в этот момент взяли «под прицел» камеры федеральных телеканалов, безусловно, было приятно. Но Путин протокольными поздравлениями не ограничился. Он перечислил и другие регионы, продвинувшиеся в рейтинге, после чего отметил: «У нас уже сформировалось ядро лидеров, которые традиционно занимают верхние строчки рейтинга. Естественно, возникает вопрос: а где остальные?»

Причем данный вопрос оказался отнюдь не риторическим. Президент обрисовал в общих чертах новую структуру управления российской экономикой, в которой региональным элитам, очевидно, отводится не последняя роль. «Я прошу правительство совместно с деловыми сообществами продумать механизм дополнительного поощрения лучших региональных управленческих команд», — раздал президент «пряники». Тут же последовал и «кнут»: «И напротив, будем принимать серьезные меры, вплоть до кадровых решений в отношении тех руководителей регионов, которые не понимают, что поддержка бизнеса — это важнейший ресурс развития регионов и всей страны». Разбор полетов состоится осенью, когда Путин пообещал провести «серьезный разговор» на предмет бизнес-климата в каждом из регионов. Центральная проблема, к которой предлагается привлечь регионы, — технологическое развитие российской экономики, которое, по убеждению президента, только и может вывести ее на новую (несырьевую) траекторию роста. В связи с этим Путин заявил о новом подходе к государственному управлению. В России будет создано нечто вроде штаба стратегического планирования развития экономики на основе технологического рывка.

«В ближайшее время будет создан совет при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Ваш покорный слуга возглавит его, а президиумом совета будет руководить председатель правительства Дмитрий Анатольевич Медведев», — сообщил президент. Не исключено, что этот орган станет альтернативой экономическому совету при президенте, где тон задают либеральные экономисты во главе с Алексеем Кудриным. Самое же примечательное, что в совет по стратегическому планированию, очевидно, войдут некоторые главы регионов и другие представители региональных элит. Такие проекты, как импортозамещение, поддержка высокотехнологичного экспорта, коммерциализация передовых научных разработок, требуют, по словам президента, участия регионов.

Совет получит огромные полномочия. Во всех госпрограммах будет выделена проектная часть. Соответственно, стратегический совет получит право распределять бюджетное финансирование на реализацию тех или иных прорывных проектов.

Финансированием технологического рывка также займется, как отметил Путин, «обновленный ВЭБ». Напомним, что предыдущая деятельность банка развития в реализации масштабных проектов (Олимпиада в Сочи и другие) закончилась, по сути, банкротством ВЭБа и сменой его руководства. Теперь банк, по словам президента, сосредоточится на финансировании высокотехнологичных проектов, имеющих коммерческую перспективу.

Фото: kremlin.ru

«НАДЕЮСЬ, СОВЕТ ПО СТРАТЕГИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ РАССМОТРИТ ПРОЕКТ ВСМ МОСКВА — КАЗАНЬ»

Экперты «БИЗНЕС Online» оценили выступление Путина на питерском форуме.

Александр Мишарингендиректор компании «Скоростные магистрали»:

— Для меня важным были слова президента о реализации приоритетных крупных проектов и создании условий для развития экономики, для лучших условий жизни, для социальной справедливости. ВСМ Москва — Казань — это как раз один из крупных приоритетных проектов, который, я надеюсь, будет рассмотрен советом по стратегическому развитию.

По нашим железнодорожным проектам, в том числе по ВСМ, мы все больше и больше видим возрастающее желание европейского бизнеса к совместным проектам, к участию в совместных бизнесах, причем не только в России, но и в других государствах. У нас достаточно много сделано в части развития совместных производств и технологий, которые мы можем применять вместе на выгодных условиях для обеих сторон.

Александр Браверман — гендиректор корпорации по развитию МСП:

— Вся речь президента была запоминающейся. Обратил внимание прежде всего на то, что касается развития структурных изменений в экономике, развития малого и среднего бизнеса. Это и было важным.

Илья Кривогов — гендиректор фонда развития моногородов:

— Самое главное в том, что мы страна не самая последняя не только с точки зрения территории, но и с точки зрения экономики, сильного лидера, который у нас есть, и тех задач, которые он ставит перед правительством, перед своими коллегами. Я думаю, что с таким подходом мы не только с моногородами, но и с действительно серьезными вызовами справимся точно.

Александр Сидякин — депутат Госдумы:

— Мне кажется, что его выступление было посвящено экономике, но все самое интересное было на закуску. Еще раз он объяснил истоки украинских разногласий с Западом. У нас до сих пор все расходится. Ренци и сейчас говорит, что минские соглашения должны быть выполнены. А мы не сторона минских соглашений. Это ошибочное представление европейцев.

Но все понимают, что перед мировой экономикой есть вызовы — и Путин, и Назарбаев, и Ренци. Я написал в «Твиттере», что Путин сказал, что перед Европой вопрос технологических и структурных преобразований стоит так же остро, как и перед Россией. Ренци в ответ согласно кивнул. Совершенно новый тип экономики нас ждет в ближайшие 10 лет. Уже экономика 2025 года предполагает дроны, роботы и компьютерный интеллект на уровне человеческого, новые разработки в медицине. Мы должны уметь к этим изменениям быстро приспосабливаться. Потому это вызовы, которые нужно решать, а решать их можно только на основе совместных пространств, коммуникаций. Если это будет осознано всеми сторонами, то остальное мы распутаем.

Михаил Делягин — директор Института проблем глобализации:

— Президент четко зафиксировал, что мир меняется необратимо. При этом он призывает к сотрудничеству с Европой. Путин говорит: «Ребята, что ж вы нас так мочите? Мы хотим с вами дружить. Мы такие хорошие». А нас продолжают мочить. Есть такой момент: когда мальчик любит девочку, он не понимает, что он ей не нужен, причем не потому, что она испытывает к нему ненависть. Она просто другим занята, она сейчас марки коллекционирует, или в институт поступает, или с хулиганом каким-нибудь крутит. Причем он же наверняка понимает, но считает должным вести себя так: «Смотрите, какие мы хорошие, не плюйте нам в душу дальше». Они плюют нам в душу начиная с осени 2013 года и будут плевать дальше, потому что они не субъекты. Вот выступал Саркози, выступал Ренци — это блистательные обертки, за которыми абсолютная пустота. Люди устроили нацистский переворот на Украине, но мы, как сказал Саркози, должны пойти им навстречу в этой ситуации, мы должны уступить.

Евгений Минченко — директор Международного института политической экспертизы:

— Мне как представителю малого бизнеса понравилось то, что Путин говорил о поддержке предпринимательства. Я считаю, это очень правильно и своевременно. Если президент говорит о необходимости увеличения рабочих мест в малом предпринимательстве, я считаю, это абсолютно правильный вектор. Что касается внешнеполитической программы, на мой взгляд, там были спорные темы, например про президентскую кампанию в США, когда Путин сказал: «Разве это демократия?» Там специфическая система, у Штатов есть выборщики. Американцы не считают такую систему недемократичной. Поэтому я думаю, что в Штатах это будет воспринято негативно. На мой взгляд, Путин очень грамотно пропетлял между темами поддержки тех или иных американских кандидатов и не зафиксировал себя как сторонника Трампа. Это очень правильно, потому что Трампа сейчас топят именно на теме поддержки России.