Василий Лихачев Василий Лихачев Фото: «БИЗНЕС Online»

«КРАЙНЕ ВАЖНО, ЧТОБЫ РУКОВОДИТЕЛИ КАЖДОГО ИЗ 85 РЕГИОНОВ ПРЕДСТАВЛЯЛИ ЗОНУ ОТВЕТСТВЕННОСТИ»

— Сегодня планируется официально дать старт выборам в Госдуму России. Как в ЦИК идет подготовка к ним?

— Подготовка началась еще при прежней команде Центризбиркома, очень многие законодательные наработки были сделаны уже тогда. Но приходится, исходя из новых практических ситуаций, из международной обстановки, кое-что пересматривать и добавлять. Буквально на каждом пленарном заседании ЦИКа, которые проводятся по средам, выносятся вопросы, связанные с организацией выборов.

— Сможет ли новый состав Центризбиркома добиться, чтобы выборы в России были действительно прозрачными и честными?

— Очень правильные слова произнес Путин, когда его спрашивали про нынешнюю избирательную кампанию. Он сказал, что выборы должны быть легитимные, открытые и конкурентные. Насколько я понимаю из наших контактов, из моих личных контактов с администрацией президента России, с руководством Федерального собрания, министерства иностранных дел, эта установка, эта триада воспринята в разных эшелонах власти, но определенные сложности есть. Они связаны с тем, что инерция желания использовать административный ресурс в ходе избирательной кампании, как показывают наши закрытые опросы, существует. И сегодня крайне важно, чтобы руководители каждого из 85 регионов представляли зону ответственности. Примерно месяц назад мы собирали в ЦИКе руководителей избирательных комиссий абсолютно всех субъектов РФ и два дня говорили с ними очень откровенно.

«Инерция желания использовать административный ресурс в ходе избирательной кампании, как показывают наши закрытые опросы, существует» «Инерция желания использовать административный ресурс в ходе избирательной кампании, как показывают наши закрытые опросы, существует» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПЕРВЫЕ ПОЛТОРА МЕСЯЦА ПАМФИЛОВОЙ БЫЛО ОЧЕНЬ ТРУДНО»

— С вашей точки зрения, чего удалось добиться новому председателю ЦИК РФ Элле Памфиловой? В чем она поменяла работу Центризбиркома?

— Хочу сказать, что у нас не было периода адаптации, так называемого погружения в проблемы — по многим аспектам учиться всем нам приходится как бы на ходу. И теоретических знаний тут недостаточно, потому что каждый день работы в ЦИКе — это практика, какие-то прикладные решения, оценка проблемы и поиск наиболее оптимальных путей реализации российского законодательства, особенно в сфере избирательных технологий. Памфилова — на своем месте. Могу откровенно сказать, что первые полтора месяца ей было очень трудно, да и сегодня в нескольких регионах Российской Федерации достаточно сложная предвыборная ситуация. Поэтому Памфилова пошла по пути создания некоего списка проблемных регионов. В него мы включили где-то около 10 субъектов РФ. Татарстан в этот список не попал.

— В ЦИК России было серьезное обсуждение нового порядка аккредитации СМИ на выборах. Вас он устраивает? Это не намеренно усложненная процедура?

— Процедура, может быть, имеет какую-то длинноту, но это нужно для повышения статуса журналистов, которые будут освещать выборы на любом этапе избирательной кампании, в том числе при получении бюллетеней, при голосовании, при подсчете голосов... Когда мы обсуждали эту проблему в Центризбиркоме, на столе перед нами был один вариант постановления ЦИК. Но опыт Памфиловой в ранге уполномоченного по правам человека привел к тому, что она сама инициировала непринятие в первом чтении этого документа, он был отправлен на доработку. Причем доработка стала не формальной бюрократической процедурой — был активный диалог с Михаилом Федотовым из совета по правам человека при президенте РФ, с Павлом Гусевым, главным редактором «Московского комсомольца», с представителями других российских СМИ. В итоге документ в окончательном варианте будет результатом консенсуса. Так что такая черта председателя ЦИК, как умение слушать и слышать другую точку зрения, ярко проявилась в этой ситуации.

«В РАБОТУ ЦЕНТРИЗБИРКОМА НИКТО НЕ ИМЕЕТ ПРАВА ВМЕШИВАТЬСЯ»

— Василий Николаевич, а вам интересно после Думы РФ работать в Центризбиркоме?

— Работа реально новая и, я бы сказал, предельно ответственная. Потому площадка ЦИК — это первый шаг на пути к тому, что мы называем формированием и развертыванием российской власти. Наверное, не случайно, подчеркивая эту ответственность, законодатель придал особо независимый характер Центральной избирательной комиссии — в ее работу никто не имеет права вмешиваться, это сравнимо со статусом независимости Верховного суда РФ. Тем не менее для нас очень важно взаимодействие с органами президентской ветви власти, законодательной, исполнительной и судебной.

— Какие у вас обязанности в ЦИКе?

— Я возглавляю рабочую группу по организации выборов за рубежом. В мою группу входят представители Госдумы, администрации президента, ФСБ, службы внешней разведки, федеральной прокуратуры, наши пограничники и, конечно, ЦИК. В этой работе мне очень помогает тот опыт, который я приобретал, работая на разных должностях в Татарстане, на федеральном уровне, за границей. Лишний раз убеждаюсь, что в ЦИКе должны работать не политиканы, а профессионалы, те люди, которые прекрасно отдают себе отчет, что отвечают за завтрашнее политическое развитие, политический статус России.

Организация выборов за рубежом — это достаточно приличный объем работы. Только на консульском учете за границей состоят почти два миллиона граждан РФ, которым надо обеспечить реализацию их активного избирательного права. На самом деле эта цифра будет еще больше, где-то 6, а может быть, даже 8 миллионов, поскольку в это время огромное количество россиян окажутся в отпусках за границей, кто-то в командировках... Пришлось также очень активно заниматься вопросами международного наблюдения. На последних выборах было более 800 таких наблюдателей из дальнего зарубежья и стран СНГ. Думаю, что будет не меньше и в этот раз. 11 мая этого года ЦИК утвердил документ, который называется «Рекомендации по международному наблюдению», подготовленный под моим руководством. И у нас уже готов перечень международных организаций, зарубежных политических партий из многих-многих стран, более 50, на представительство которых мы рассчитываем во время этой избирательной кампании.

Помимо дальнего зарубежья, я работаю с Марийской, Удмуртской, Мордовской республиками, Самарской областью...

— А с Татарстаном?

— Нет, поскольку я сам из Татарстана, может возникнуть конфликт интересов. Нашей республикой другие люди занимаются.

«ЕСТЬ СРЕДИ ПАРТИЙ И ОЧЕНЬ «ХУДЕНЬКИЕ»

— Как смотрите из кресла члена Центризбирком на то, что в нашей стране так много политических партий? Большинство россиян их просто не знают...

— Партий сегодня 75, из них 14 имеют право не собирать подписи для участия в избирательной кампании. Буквально такой же вопрос мне задали несколько минут назад представители молодого крыла ирландского бундестага. Я ответил, что в России сегодня конституционная формула о многопартийности становится реальностью, и это очень серьезный рывок в международном, в том числе европейском, пространстве. Другое дело, что профессионализма и опыта партиям еще не хватает. Естественно, политическая палитра многообразная, в ней выделяются те четыре партии, которые сегодня входят в Госдуму РФ, и сегодня уже можно говорить, что они наверняка будут присутствовать и в новой Думе. Партии разных политических пристрастий, разных весовых категорий, есть среди них и очень «худенькие». Мне кажется, после 18 сентября этого года, когда состоятся выборы в Думу, будет произведен, особенно в общественном сознании, в правовом сознании, некий критический разбор полетов. И многие партии, я бы сказал квазипартии, исчезнут из политического поля России.