Выход архивного дела Татарстан на международный уровень тесно связывают с именем Дамира Шарафутдинова Выход архивного дела Татарстана на международный уровень тесно связывают с именем Дамира Шарафутдинова

А НА НАШЕЙ ЛИ УЛИЦЕ ПРАЗДНИК?

Международный день архивов (International Archives Day) был учрежден международным советом архивов (МСА, International Council on Archives, ICA) в ноябре 2007 года на генеральной ассамблее в Квебеке (Канада). 9 июня 1948 года решением ЮНЕСКО и под эгидой этой организации был основан МСА — профессиональная организация мирового архивного сообщества, способствующая сохранению, развитию и использованию мирового архивного наследия. Она является нейтральной неправительственной организацией, объединяющей в своих рядах национальные архивные управления, профессиональные ассоциации архивистов, региональные и местные архивы, архивы организаций и отдельных архивистов. МСА имеет приблизительно 1400 членов более чем в 190 странах и территориальных единицах.

Дата образования этой организации и была определена как Международный день архивов, а первый этот праздник, прошедший в 2008 году, стал одновременно и 60-й годовщиной МСА, сообщает информационный интернет-ресурс Calend.ru.

В 1994 году архивная служба Татарстана на правах полномочного члена была принята в международный совет архивов. С 2003 года главное архивное управление при кабинете министров РТ является членом Евроазиатского регионального отделения международного совета архивов (ЕВРАЗИКА). Участие представителей архивной службы Республики Татарстан на международных форумах осуществляется в составе делегации федеральной архивной службы (Росархива).

Родители Дамира Шарафутдинова - отец Рауф и мама Хания Родители Дамира Шарафутдинова: отец Рауф и мама Хания

«НЕТ, ФИКРЯТ АХМЕДЖАНОВИЧ, МЫ С ВАМИ НАХОДИМСЯ В РАЗНЫХ ВЕСОВЫХ КАТЕГОРИЯХ»

Выход архивного дела Татарстана на международный уровень тесно связывают с именем одного уникального человека. Дамир Рауфович Шарафутдинов (12 сентября 1940 года — 7 февраля 2014 годаприм. ред.), журналист, писатель, архивист, доктор исторических наук, возглавлявлял главное архивное управление при правительстве республики в 1993 - 2005 годах.

Его коллега Анатолий Елдашев вспоминал о своем друге и старшем товарище: «При приеме на работу инструктором в отдел пропаганды и агитации Татарского обкома партии окончательное утверждение состоялось у первого секретаря Фикрята Ахмеджановича Табеева. Он посмотрел документы и, видя, что Дамир бывший борец, наваливаясь на стол своей мощной грузной фигурой, неожиданно сказал: «А что, Дамир, давай поборемся». Любой растеряется в подобной неординарной ситуации, но Дамир, как он годы спустя вспоминал с юмором, напрягся и выдал: «Нет, Фикрят Ахмеджанович, мы с вами находимся в разных весовых категориях». Табеев рассмеялся: «Ну, Дамир, молодец, не растеряешься, будешь хорошим работником...»

В раннем возрасте Дамир рос в деревне своего отца — Малая Буинка Буинского района. Его детство выпало на самые тяжелые и драматичные годы в истории страны, но вспоминал он о нем с необычной теплотой и слезами на глазах. Судьба его родителей трагична. Отец погиб 13 марта 1945 года в местечке Трансау недалеко от Кенигсберга (ныне поселок Муромское Зеленоградского района Калининградской области), а мать, известный в Казани юрист, как адвокат, хорошо защищавшая своих подопечных, вместе с ними была осуждена...

С сыном Шамилем на могиле отца Рауфа Шарафутдинова Село Муромское Зеленоградского района Калининградской области 1984 год С сыном Шамилем на могиле отца Рауфа Шарафутдинова (село Муромское Зеленоградского района Калининградской области, 1985 год)

В 1985 год страна широко отмечала 40-летие Великой Победы. Дамир Рауфович долгое время не знал, где был похоронен его отец — простой солдат Рауф, защитник Отчизны. Многолетние поиски принесли желанный результат. В своем кабинете дрожащими от волнения руками он вскрывал конверт письма из далекого Калининграда, пришедшего на адрес обкома партии. Секретарь горкома партии сообщала, что его отец похоронен в братской могиле в пригороде Калининграда. Летом 1985 года он с сыном Шамилем съездил на могилу отца, поклонился его праху, прикопал мешочек с родной буинской землей...

А так, до 1951 года Дамир прожил в деревне у своих дедушки и бабушки, которых называл «папа» и «мама». Дед воспитывал во внуке уважение к семейным обычаям и традициям.

Заслуженный тренер СССР Н. Моряшичев со своими учениками — мастерами спорта СССР. Слева направо: Д. Шарафутдинов, Х. Абубакиров, Р. Галлямов, Р. Шарафутдинов (брат Д. Шарафутдинова). Казань, 1958 год Заслуженный тренер СССР Моряшичев со своими учениками — мастерами спорта СССР. Слева направо: Д. Шарафутдинов, Абубакиров, Галлямов, Р. Шарафутдинов (брат Д. Шарафутдинова). Казань, 1958 год

ИЗ СЕМЬИ БАТЫРОВ

«Род Шарафутдиновых вообще издавна славился батырами, — читаем в журнале «Гасырлар авазы — Эхо веков». — Не был исключением и Дамир. Первые уроки по борьбе он получил от Габделькадыр бабая, в прошлом непревзойденного батыра праздника Сабантуй. После переезда в Казань он продолжил занятия борьбой в спортивном обществе «Динамо». Его наставником стал заслуженный тренер СССР Николай Иванович Моряшичев. И уже в 1957 году в Баку Дамир Рауфович занял второе место во всесоюзных юношеских соревнованиях. Далее следовали многочисленные победы на состязаниях среди студентов.

В нашей республике в наилегчайшей весовой категории по классической борьбе ему не было равных долгие годы. Но, рано получив сложнейшую травму, Шарафутдинов вынужден был переключиться на судейство. В 1962 году он становится судьей республиканской категории по классической борьбе. В эти же годы Дамир Рауфович начинает изучать национальный вид борьбы — курэш — и разрабатывает его первые унифицированные правила.

По инициативе Дамира Рауфовича газета «Социалистик Татарстан» учреждает соревнования по курэшу на приз поэта-героя Мусы Джалиля, которые проводятся и по сей день. Постепенно от национальных видов спорта Шарафутдинов переходит к научному изучению истории народного праздника Сабантуй и других традиционных праздников татарского народа.

Дамир Шарафутдинов — главный судья по борьбе курэш на празднике Сабантуй Приволжского района Казани. 1965 г. Дамир Шарафутдинов — главный судья по борьбе курэш на празднике Сабантуй Приволжского района Казани (1965 год)

В течение многих лет он вел активную деятельность по возрождению и развитию татарской национальной борьбы курэш, возглавлял федерацию татаро-башкирской борьбы ТАССР, был членом президиума всероссийской федерации по национальным видам спорта, председателем федерации спортивных журналистов ТАССР.

На ХХХI Международной конференции «Война, архивы и взаимное признание законов и обычаев других наций». У здания Капитолия (слева направо): В. Ковалев, руководитель Росархива Р. Пихоя, Д. Шарафутдинов. Вашингтон, 1995 год На ХХХI международной конференции «Война, архивы и взаимное признание законов и обычаев других наций». У здания Капитолия (слева направо): Ковалев, руководитель Росархива Пихоя, Шарафутдинов (Вашингтон, 1995 год)

КАК ДОМ ШАМИЛЯ СТАЛ МУЗЕЕМ ТУКАЯ

Одними из главных специальностей Дамира Рауфовича были журналистика и литература. Еще в студенческие годы он начал писать стихи, прозу, афоризмы. «Особой болью пронизаны сыновние строки, обращенные к памяти так и не вернувшегося с поля брани отца, — читаем о нем в статье журнала «Гасырлар авазы — Эхо веков». — С воодушевлением он много писал и рассказывал об истории Сабантуя, его глубоких корнях, об открытиях, которые он сделал в течение почти 50 лет работы над этой исторически сложной и многообразной темой. И он был рад, видя, что татарский народный праздник шагнул далеко за пределы республики». Этот праздник стал главной темой его докторской диссертации «Исторические корни и развитие традиционной культуры татарского народа. XIX начало XXI века», многочисленных очерков, книг и исследований. Другой большой темой научного исследования Дамира Рауфовича является изучение выдающейся личности XX столетия Мирсаида Султан-Галиева, возвращение забытых имен крупнейших ученых и государственных деятелей периода 1920 - 1930-х годов. Его идеи и предложения всегда были существенными и значимыми. Именно ему принадлежала идея о передаче под здание музея Габдуллы Тукая Дома Шамиля, что находится в Казани на улице Тукая.

«Писал он хорошо, легко, быстро, — продолжает Анатолий Елдашев. — Помню, Николай Иванович Демидов, будучи заведующим отделом пропаганды и агитации Татарского обкома партии, в последующем — министр внутренних дел республики и заместитель министра внутренних дел СССР, получив от Шарафутдинова материалы к выступлению, при всех сказал: «Ну, Дамир, у тебя не справка, а сказка, читаешь, как песнь льется». Это была очень высокая оценка из уст вышестоящего начальства.

Он очень быстро собирался с мыслями, концентрировался, у него был богатейший фактологический и аналитический архив. Красиво работал со своими районами (инструктор обкома курировал по 5 - 7 районов республики). С секретарями райкомов говорил и официально, и неофициально, и на русском, и на татарском языках. Лично знал многих. В районах республики его ценили и уважали. К его мнению прислушивались».

На встрече руководителей архивных служб стран СНГ и Балтии. Слева направо: руководитель Росархива Рудольф Пихоя, начальник Главного архивного управления при Совете Министров Республики Азербайджан А.Пашаев и Дамир Шарафутдинов. Алматы, сентябрь 1995 года На встрече руководителей архивных служб стран СНГ и Балтии. Слева направо: руководитель Росархива Рудольф Пихоя, начальник главного архивного управления при совете министров Азербайджана Пашаев и Дамир Шарафутдинов (Алматы, сентябрь 1995 года)

ПРО 28 ЦАРСКИХ ГЕНЕРАЛОВ

«В начале 1990-х он был одним из руководителей журнала «Татарстан», — рассказывает корреспонденту «БИЗНЕС Online» Михаил Черепанов, журналист, член редколлегии книги памяти жертв политических репрессий Республики Татарстан, заведующий музеем-мемориалом Великой Отечественной войны в Казанском кремле. — И одновременно он исполнял обязанности директора партархива республики. С 80-х годов, зная, чем я занимаюсь, он всячески помогал в создании сначала рабочей группы, потом выделил место под первое наше пристанище в здании архива. То есть этот кабинетик на первом этаже в корпусе рядом с издательством обкома и стал первым помещением республиканской книги памяти. Там стоял наш первый компьютер, там мы и начали набирать наши карточки для электронной книги памяти Республики Татарстан и для издания книг памяти погибших. Это был 1991 год. Когда в августе начался путч (19 - 21 августа 1991 года в стране была предпринята попытка государственного переворота, известная как ГКЧПприм. ред.), сразу после событий опечатали все партийные помещения, в том числе и партархив Татарского рескома КПСС. И мы тогда были вынуждены пробиваться в свое рабочее помещение, и Дамир абый тогда искал общий язык буквально со всеми — и с властями, и с демократами, и с организациями национального направления. И уже тогда приходилось пользоваться его многочисленными связями, деловыми качествами и, конечно же, его обаянием. Все вопросы всегда решались на ура. Вот эти его связи помогли получить нам многие сведения, в том числе и о военнопленных. В некоторых других российских регионах эта информация до сих пор не рассекречена. Он был автором первой книги о наших земляках-генералах; в 2005 году они совместно с профессором КГУ Яковом Яковлевичем Гришиным выпустили книгу «На службе Родине», где впервые опубликовали сведения о генералах — и татарах по национальности, и родом из Татарстана как такового. Причем начали они с генералов царских времен. 28 царских, потом 11 генералов Красной Армии и 26 генералов уже Советской Армии. Ценность книги была в том, что были преданы гласности именно архивные сведения, о которых мало кто знал. И это было началом той огромной работы, которая сейчас завершилась выпуском большого сборника «Генералы Татарстана».

Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов вручает диплом и нагрудный знак лауреата Государственной премии Республики Татарстан в области науки и техники Дамиру Шарафутдинову. Казань, 30 декабря 2011 года Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов вручает диплом и нагрудный знак лауреата Государственной премии РТ в области науки и техники Дамиру Шарафутдинову (Казань, 30 декабря 2011 года)

ДЕЛ — БОЛЬШЕ 7 МИЛЛИОНОВ

Но, пожалуй, самая яркая страница в биографии Дамира Рауфовича была связана с архивной жизнью Республики Татарстан. В период его руководства главным архивным управлением при кабинете министров Республики Татарстан сформировалось новое отношение к архивам на государственном уровне. Сегодня действуют соглашения о сотрудничестве архивной службы Татарстана с архивистами 11 регионов Российской Федерации, а также архивными службами Кыргызстана, Казахстана и города Астаны — столицы Республики Казахстан. За почти два десятка лет из зарубежных и региональных архивов были безвозмездно получены копии более 1000 документов по истории Республики Татарстан и татарского народа, большое количество периодических изданий, сборники документов. Немало полученных документов было опубликовано в периодике и в виде отдельных сборников.

Дамир Шарафутдинов (стоит крайний справа) с коллективом партийного архива Татарского обкома КПСС. Казань, 1985 г. Дамир Шарафутдинов (стоит крайний справа) с коллективом партийного архива Татарского обкома КПСС (Казань, 1985 год)

Наибольшую ценность, однако, представляют собственные документы республиканских архивов, — сообщили корреспонденту «БИЗНЕС Online» в Государственном комитете Республики Татарстан по архивному делу (так теперь называется бывшее главное архивное управление при правительстве республики, указ о его реорганизации был подписан президентом РТ Рустамом Миннихановым 31 мая 2016 года — прим. ред.). По объему фондов архивы Татарстана, насчитывающие 7,2 миллиона единиц хранения (дел) в государственных и муниципальных архивах, занимают четвертое место среди регионов России. 16 документов государственных архивов республики включены в государственный реестр уникальных документов архивного фонда Российской Федерации и республиканский реестр уникальных документов архивного фонда Республики Татарстан.

Многоэтажное здание современного Национального архива Республики Татарстан еще в середине 1990-х годов «выбил под архив» Дамир Рауфович и застолбил название остановки как «Национальный архив». В 1995 году Дамир Рауфович выступил инициатором организации научно-документального журнала «Гасырлар авазы — Эхо веков». Издание было создано с целью продолжения традиций, заложенных архивистами Татарстана в 1920-е годы. С первых номеров издание предоставляет свои страницы как профессиональным исследователям, так и молодым ученым и аспирантам. Являясь вплоть до 2014 года бессменным главным редактором журнала, он привлекал к сотрудничеству исследователей из ближнего и дальнего зарубежья.

Подготовил Михаил Бирин