Талгат Закиров: «Нашему соотечественнику нужен хоть небольшой, но праздник» Талгат Закиров: «Нашему соотечественнику нужен хоть небольшой, но праздник»

КРИЗИС В МУЗЫКЕ И СМЕНА ПОКОЛЕНИЙ

Стоит ли заниматься клубами и прибыльно ли это — вопрос, интересующий множество начинающих и действующих предпринимателей. Клубная сфера притягательна — она, кто бы что ни говорил, очень интересная и живая. Интересная, так как наполнена событиями, эмоциями и общением с людьми, живая — потому что быстро реагирует на любые экономические изменения, особенно на уровень платежеспособности населения.

Не секрет, что человеку нужно периодически избавляться от напряжения, накопившегося за неделю, и спортзалы не всегда успокоят душу нашего соотечественника — таков уж менталитет. Ему нужен хоть и небольшой, но праздник, а после него он может покорять высоты дальше. То есть ночной клуб является местом, куда люди придут в любом случае, так или иначе.

Что касается клубного рынка Казани, он серьезно просел. В 2015 году выручка клубов упала в среднем на 15 - 25% по сравнению с 2014 годом. Есть кризис и в музыке, сменилось поколение людей, посещающих клубы.

Закрылся суперуспешный «Штат 51», вырастив несколько поколений клабберов — клуб показал хороший пример работы, но уже исчерпал свою концепцию. «Ферзь», имея также сильную концепцию, какую-то аудиторию удерживает, но львиную долю посетителей забрал Extra Lounge. По тому же пути пошел и «Сноб», но, на мой взгляд, кроме шикарного расположения и богатого интерьера там пока ничего особенного нет: отсутствие души, ясной концепции и постоянная смена арт-состава ни к чему хорошему не приведут. «Эрмитаж» превратился в концертную площадку, что ожидаемо — наполнять большую площадку каждые выходные сегодня почти невозможно. Пока преуспевает в этом только ночной клуб «Арена», в котором еще есть большой потенциал, несмотря на 20-летнюю историю. Центр притяжения клубной молодежи всего города, он хочет превратиться в большой развлекательный комплекс. Lenin поменял локацию в связи с административными трудностями, но сохранил и аудиторию, и концепцию. «Легенда» — молодцы: правильная целевая аудитория, цены в баре выше среднего, но они вполне обоснованы качественной шоу-программой высокого уровня. Конкурентов у «Легенды» пока нет. «Люксор», как всегда, держит марку — новое опытное арт-руководство освежило клуб и сохранило его популярность. Особняком стоят молодежные заведения «Джем» и «Соль» — своим особым отношением к формату музыки и тусовкам они закрыли пустующую нишу.

КОНКУРЕНЦИЯ С «УНИКАЛЬНЫМИ КАЛЬЯННЫМИ»

Современные реалии клубного бизнеса — это проблема не только в снижении покупательской способности и экономии людей на развлечениях, но и в конкуренции с заведениями формата «уникальные кальянные». Предоставляют они отнюдь не самый высокий сервис, игнорируют требования пожарных служб, не получают лицензии на алкоголь и так далее — замечаний к ним много. Кальянные с «модным» интерьером в основном берут своей дешевизной при отсутствии какого-либо качества. За последние два года (в этот период мы как раз наблюдаем очевидный спад в посещаемости клубов) в Казани открылось около 100 уникальных кальянных, но больше половины из них закрылись, однако речь не об их успехе. Эти заведения очень сильно «оттягивают» на себя аудиторию клубов, несмотря на то, что там нельзя, например, танцевать.

Давайте прикинем: вместительность кальянной — примерно 20 человек. Можно предположить, что около 1 тыс. человек — потенциальных гостей клубов — теперь отдыхают в кальянной. Люди сначала идут посидеть в кальянные, а потом уже решают пойти в клуб, и половина уже никуда не пойдет, а поедет домой, вторая же половина не будет так активна, так как потратила финансы и энергию в кальянной.

А клуб — это большое предприятие, которое комплексно заботится об отдыхе людей, в отличие от кальянных. И получается, что на фоне общего спада покупательской способности подобные заведения добавляют сложностей клубу.

«ВЫВОД: НАДО ТРАТИТЬ БОЛЬШЕ ДЕНЕГ НА ШОУ-ПРОГРАММУ»

Выручка клуба складывается из нескольких составляющих: первое — это входная касса, второе — касса бара, третье — касса кухни. Хотя в большинстве своем вход в клубы депозитный, люди не желают идти в клубы за деньги, и процент входной кассы составляет около 15% от всей выручки. Касса бара — это 70% всей выручки заведения, она зависит от заполняемости, атмосферы в клубе и того, как долго люди задерживаются в заведении, то есть этот пункт упирается в арт-наполнение, качество музыки, обслуживание и т. д. А арт-наполнение и шоу-программа являются самой затратной частью. Касса кухни — и того меньше. Посетители клуба больше пользуются баром, чем заказывают еду. В соотношении она составляет около 10%. Из этих трех источников выручки наиболее рентабелен вход, но если он депозитный, то его рентабельность становится как в баре.

Вывод: надо тратить больше денег на шоу-программу — это самое дорогое удовольствие в ночном клубе. Хочешь привлечь внимание публики — заинтересуй. Привезти звезду, соблюдая все требования и технический райдер, при этом донести до публики то, что именно в твой клуб сегодня надо прийти, непросто и недешево. Не всем под силу сделать это, клубы становятся неинтересными и затухают. А так как эти затраты влияют на самую рентабельную статью дохода, кассу бара, необходимо находить оптимальный баланс затрат на шоу-программу, соответствующую формату и размерам заведения.

Для работы ночного клуба необходим большой штат сотрудников, которые работают буквально круглосуточно. Юридическое сопровождение днем, обслуживающий персонал ночью. Гость хочет чувствовать себя комфортно, чтобы его быстро и качественно обслуживали, была хорошая музыка и так далее. И все это мы даем, но какой ценой... Безопасность гостей обеспечивает охрана, бюджет на охрану — отдельная статья расходов на линейный персонал. Как правило, это юридически образованные люди, в хорошей физической форме, ведь их работа сопряжена с решением конфликтных ситуаций. Быстрое и качественное обслуживание остается за барменами, официантами, кальянщиками, поварами и так далее. Для хорошего ночного клуба обслуживающий персонал должен быть опытным и квалифицированным. К примеру, бармен должен отлично разбираться в напитках, легко общаться, обладать чувством юмора, а это не каждому дано. Материальная мотивация сотрудника работать именно у тебя опять возвращает нас к заработному фонду.

Подводя итоги, скажу, что имея опыт, четкое представление о концепции заведения и хорошую команду, набравшись терпения, можно достичь успехов и реализоваться на просторах клубного бизнеса Казани.

Талгат Закиров