«НЕ НРАВИТСЯ СТРАНА? ЧЕМОДАН, ВОКЗАЛ И ВПЕРЕД ОТСЮДА!»

— Александр Владимирович, 12 июня, которое мы отмечаем в эти выходные, для вас красный или черный день календаря?

— Когда любой вопрос обсуждается с позиции эмоций, у меня сразу возникает отрицательное восприятие. Скажите, государство с тысячелетней историей должно обладать правом иметь свой праздник, свой собственный день? Может быть, для кого-то этот день и черный... Но тогда этих людей нельзя назвать гражданами нашей страны. Это просто «пятая колонна». И никак иначе их назвать нельзя.

Я накануне праздника имел разговор с одним человеком (не буду его называть), который стоит на той точке зрения, что 12 июня — это «черный день» в истории России. Знаете, поливают грязью как могут, что в голову взбредет, то и мелют, обливают помоями с ног до головы. Но при этом пользуются всеми благами нашего государства, едят наши продукты, живут здесь и дышат этим воздухом. Я своему собеседнику задал только один вопрос: «Так тебе нравится страна или не нравится? Не нравится? Тогда чемодан, вокзал и вперед отсюда! И чем быстрее, тем лучше!» Я все-таки надеюсь, что придет время, когда с предателями будут разговаривать соответствующим языком. Сколько можно терпеть всю эту гадость, которая называет себя оппозицией? Сегодня они оппозиция, а вчера они были у власти и разваливали страну. Кто там у нас считается оппозицией? Михаил Горбачев? Так ему давно пора сидеть на нарах? «Миша 2 процента»? Так ведь в народе называют бывшего председателя правительства Михаила Касьянова... А теперь он тоже оппозиция. Я уж не говорю о тех, кто несколько лет назад выходил на Болотную площадь в Москве. По их лицам и биографиям можно изучать историю развала страны.

Лично для меня День России, день тысячелетнего государства — это праздник. Он работает не на хаос, не на расталкивание локтями, а на объединение. Потому что нам никто другой родины не подарит. Какая бы Россия ни была, она — наша. А вот если бы у нас было поменьше негодяев, то мы бы жили по-другому, гораздо лучше.

— Но почему такое количество людей, живя в России, ее не любят? Взять в пример проклинаемые нами США: там каждый штат соревнуется с другим в патриотизме...

— Это мнение, эта нелюбовь искусственно сформированы. В последние четверть века народам нашей страны и бывшего Советского Союза пришлось пережить очень много. Русские — самая большая в мире разделенная нация, если вспомнить, что после краха СССР от 25 до 30 миллионов русских остались за границей, за пределами территории РФ. Потом экономический эксперимент, поставленный над нами, так называемая приватизация, то есть присвоение национальных богатств страны тем списком людей, который теперь регулярно публикуется журналом «Форбс». Это вызывает естественное народное возмущение. Ну и «качели», внутри которых мы живем: синусоидная сменяемость кризисов и антикризисов. Почему это происходит? Да потому что в системе власти еще остались «брызги» того периода типа Улюкаева, воспитанника Егора Гайдара (Алексей Улюкаев, министр экономического развития РФприм. ред.). Сегодня он якобы «поднимает» экономику страны. Анатолий Чубайс тоже до сих пор «рулит» — человек, который продал активов энергетических компаний страны на 30 миллиардов долларов, а в бюджет при этом поступил ноль. До тех пор, пока государство не будет спрашивать в соответствии с законом с тех, кто свои действия направлял на разрушение национальной экономики, обороноспособности и государственного устройства, у многих граждан будет такое отношение к своей стране.

Борис Ельцин и Александр Руцкой (1992 год) Борис Ельцин и Александр Руцкой (1992 год) Фото: ©Дмитрий Донской, РИА «Новости»

«Я ГОВОРИЛ ЕЛЬЦИНУ: «ВЫ НАБРАЛИ СНОБОВ, КОТОРЫЕ СЧИТАЮТ, ЧТО ОНИ САМЫЕ УМНЫЕ!»

— Но один из главных «реформаторов» 90-х Борис Ельцин был для вас сначала соратником. Вместе с ним на пару вы победили на президентских выборах 12 июня 1991 года. Потом Ельцин стал для вас оппонентом, в октябре 1993 года — человеком из «другого окопа». Вы пожали бы ему руку, если бы он был сейчас жив и вы могли бы встретиться?

— Нет, руку бы я не пожал. Ельцин — нерукопожатный человек. Уйдя в мир иной, он так и не ответил за то, что сотворил со страной. Я вам напомню 1998 год, дефолт, самое позорное экономическое явление, неспособность страны платить по внутренним и внешним долгам.Вот результат его деятельности, предварительный итог, близкий к окончанию ельциновского правления.

Что касается того, что я шел на выборы 1991 года вместе с Ельциным... Но я ведь не напрашивался избираться, это он меня уговаривал идти на выборы вместе с ним и обещал при этом, что я буду заниматься военно-промышленным комплексом, реформой вооруженных сил, социальной защитой военнослужащих и их семей. А вместо этого всучил мне сельское хозяйство и межведомственную комиссию по борьбе с преступностью и коррупцией. И далее никак не реагировал на мои доклады, когда страну просто откровенно грабили.

В отличие от Ельцина, который в армии не служил (по официальной версии, был освобожден из-за травмы левой руки, на которой не хватало двух пальцев и фаланги третьего прим. ред.), я и служил, и принимал присягу на верность своему Отечеству. Поэтому я и вел себя соответствующим образом. Я всегда считал, что человек, принявший присягу, должен служить не какому-то конкретному индивидууму, а своей стране в целом. Исходя из этого я всегда занимал позицию, которая была направлена на защиту страны и народа. В итоге сложились такие отношения с Ельциным.

Когда меня сегодня прописывают в рядах оппозиции... Да никакая я не оппозиция. Мне бросают обвинение в том, что я, дескать, предал Ельцина. Нет, я не предавал его. Сами посудите: как я мог, находясь при власти, спокойно смотреть, как под видом приватизации просто грабили страну. Про продажу энергетических активов Чубайсом я уже сказал. Далее: во времена Ельцина страна распродавала свое вооружение, в том числе корабли ВМФ, которые несли службу (эсминцы, миноносцы, торпедные катера и пр.), выручив на этом 3,9 миллиарда долларов. Как вы думаете, сколько при этом поступило в бюджет РФ?

— Хотя бы четверть поступила?

— Нет, поступило 7 тысяч долларов. А как я должен был реагировать на это все? Когда порт Находка ушел с молотка за 200 тысяч долларов. Когда Ачинский глиноземный комбинат ушел за 300 тысяч долларов. Когда «Уралмаш» Каха Бендукидзе (грузинский олигарх, до 2004 года был в РФ гендиректором холдинга «Объединенные машиностроительные заводы», потом был приглашен в правительство Саакашвили прим. ред.) купил за 500 тысяч долларов. Как я должен был реагировать?!

А в октябре 1993 года, оправдывая расстрел Верховного совета, Ельцин твердил, что вице-президент Руцкой и парламент мешают проводить реформы. Ну хорошо, в 1993 году парламент расстреляли. А в 1998 году куда прирулили? Дефолт, полное банкротство страны! А ведь я Ельцину еще в 1990-м и 1991-м годах твердил: «Борис Николаевич, ну какой из Егора Гайдара экономист? Высший уровень, которого он до этого достиг, — заведующий экономическим отделом газеты «Правда». Как можно доверить экономику огромной страны, тем более в том состоянии, в котором она тогда находилась, человеку, не имеющему абсолютно никакого опыта?! Или как можно поставить руководить госимуществом России, всем ее народным достоянием того, кто на рынке в Санкт-Петербурге заведовал кооперативом по продаже цветов?» (Я имею в виду Анатолия Чубайса.) Вы бы послушали, что мне Ельцин в ответ говорил!

«И Чубайс у нас тоже — при деле и на зарплате. Хотя при том, что на «Роснано» потрачены десятки и сотни миллиардов бюджетных средств, давно пора спросить: Где результат?» «И Чубайс у нас тоже при деле и на зарплате. Хотя при том, что на «Роснано» потрачены десятки и сотни миллиардов бюджетных средств, давно пора спросить: где результат?» Фото: kremlin.ru

— И какие аргументы он вам приводил?

— Он говорил: «Вы понимаете, Александр Владимирович, у вас менталитет военного, у вас в сознании все построено на «равняйсь — смирно»... Я отвечаю: «Борис Николаевич, при чем здесь «равняйсь — смирно»? Я никогда не страдал снобизмом! А вы набрали снобов, которые считают, что они самые умные! А в итоге они поставят страну на четвереньки!» Что и произошло!

И сегодня «выкормыши» Гайдара никуда не делись. Проводится экономический форум имени Егора Гайдара, есть целый Гайдаровский институт экономической политики. И мы видим, где дочь Гайдара Мария получает сегодня свое гражданство и паспорт (в августе 2015 года Мария Гайдар как советник Саакашвили приобрела украинское гражданство, отказавшись от российского — прим. ред.). На Украине из рук бандитов! И Чубайс у нас тоже при деле и на зарплате. Хотя при том, что на «Роснано» потрачены десятки и сотни миллиардов бюджетных средств, давно пора спросить: где результат?»

«ЕЛЬЦИНА, КРАВЧУКА И ШУШКЕВИЧА НИКТО НЕ УПОЛНОМОЧИВАЛ НА УПРАЗДНЕНИЕ СОВЕТСКОГО СОЮЗА»

— Октябрь 1993 года, когда ваше имя и имя спикера Верховного Совета РФ Руслана Хасбулатова не сходили с газетных страниц, вошли в историю как пик противостояния кремлевских «либералов» и еще не выдавленных на обочину патриотов. Это был последний бой за СССР?

— Нет, оценивать политическую ситуацию, будь то история или современность, лучше всего с позиции документов, а не эмоций. 1993 год уже не имеет отношения к теме СССР. С чего начинался развал Советского Союза? С того, что генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев на пленуме 1989 года подписал постановление о национальной политике в современных условиях. Что давал этот пленум? Я вам сейчас приведу несколько характерных цитат по памяти. «...Добровольное объединение республик в Союзное государство, в котором каждая республика — вот, обратите внимание! — сохраняет суверенитет и самостоятельность. Союзным республикам принадлежат все права, отвечающие их статусу суверенных социалистических государств». Запомните эту формулу: «суверенные социалистические государства». Далее. «Высшие представительные органы союзных государств могут опротестовывать и приостанавливать действие постановлений и распоряжений правительства на своей территории».

— То есть большую страну распускали по домам, дробя на «суверенные» удельные княжества.

— Да. Что еще было сделано в 1989 году в этом направлении? Принят закон СССР об экономической самостоятельности прибалтийских республик. И кто же, вспомните, вывалился первым из Советского Союза? Как раз прибалтийские республики — Латвия, Литва и Эстония.

Теперь посмотрим в 1990-й год. Весной была отменена знаменитая 6-я статья Конституции СССР о руководящей роли КПСС. Что это означало на деле? Высший эшелон власти вырубается, а это не только в Москве, но и по всем национальным республикам и субъектам. Одновременно Михаил Горбачев объявляет себя президентом Советского Союза. И каждый бывший первый секретарь партии — республиканский, областной или краевой, глядя на это, подумал: «А почему, если Горбачев после отмены 6-й статьи провозглашает себя президентом, я не могу сделать того же самого?» И понеслось...

А дальше — принятие законов съездом народных депутатов СССР. К примеру, о языках народов СССР. Тем самым позволяя республикам, имеющим статус независимых государств, сообщать своему национальному языку статус государственного. Это спровоцировало межнациональные разборки. В апреле принимается закон о разграничении полномочий между СССР и субъектами Федерации. Согласно этому закону республики опять становятся суверенными социалистическими государствами. Плюс такой статус получают и автономные республики в составе РСФСР. Видите, куда направлен этот законодательный вектор? Сначала собирались грохнуть Советский Союз, а потом — заняться Россией! Начинается так называемый «парад суверенитетов». И 3 апреля 1990 года Верховным Советом принимается постановление о введении в действие закона, регламентирующего порядок выхода союзных республик из СССР. Возникает законный вопрос: так кто заложил бомбу под фундамент Союза — Ельцин или Горбачев?

«Все мои попытки объяснить Горбачеву, что надо принимать меры в соответствии с законом — не увенчались успехом» «Все мои попытки объяснить Горбачеву, что надо принимать меры в соответствии с законом, не увенчались успехом» Фото: kremlin.ru

— Очевидно, что Горбачев.

— Да, Горбачев. Что произошло в Беловежской пуще в декабре 1991 года? Да просто Ельцин, Кравчук и Шушкевич как главы «суверенных государств» воспользовались действующим законодательством, но при этом не имея абсолютно никаких полномочий на это. Ни Ельцина, ни Кравчука, ни Шушкевича никто не уполномочивал на создание СНГ и упразднение Советского Союза.

Теперь посмотрите, кто в основном консультировал Горбачева при принятии решений? Два предателя: Александр Яковлев (член политбюро ЦК КПССприм. ред.) и Эдуард Шеварнадзе (первый секретарь ЦК КП Грузииприм. ред.). Возьмите их воспоминания и почитайте, что пишут эти ярые «коммунисты», построившие всю свою карьеру именно на коммунистическом поприще, и вы поймете, что это чистой воды предательство.

Все мои попытки объяснить Горбачеву, что надо принимать меры в соответствии с законом, не увенчались успехом. Я ведь предлагал ему арестовать Ельцина, Кравчука и Шушкевича после того, что они подписали в Беловежской пуще. Разговор происходил где-то 20 декабря 1991 года, а пинка он получил — 25-го, перестав быть президентом СССР.

«Я ОСТАЮСЬ ПАТРИОТОМ СВОЕЙ СТРАНЫ, КОТОРОЙ УЖЕ НЕТ»

— Вы родились в эпоху «позднего» Сталина, выросли в хрущевское время, сформировались как личность в пору Брежнева. Вам одному из последних было присвоено звание героя Советского Союза. Ощущаете ли вы себя до сих пор советским человеком?

— Я уже как-то говорил об этом: присяга принимается один раз в жизни. Я свою страну не предавал, даже находясь в плену (летчик Руцкой был сбит в августе 1988 года в небе Афганистана, пять дней уходил от преследования, но все-таки попал в плен к афганским моджахедам прим. ред.). После обмена пленными, когда я вернулся на родину, мне были присвоены за совокупность моей работы в Афганистане высшие награды страны — орден Ленина и «Золотая звезда». Я по-прежнему остаюсь патриотом своей страны, которой уже нет.

Негативное мнение в отношении 12 июня формировалось за последние 20 лет. Но когда пытаются обвинить Россию в том, что она была инициатором развала СССР — это несправедливо, потому что в декларации о суверенитете нет слова «независимая» применительно к РСФСР. Помните, поначалу 12 июня называли Днем независимости? Но это эмоции, такого термина там нет. В декларации четко и ясно прописано: суверенитет России — в составе обновленного Советского Союза. Когда в Беловежье подписывали соглашения, Ельцин нарушил не только Конституцию СССР, но и декларацию. Поэтому когда передергивают непонятно зачем... Для меня-то понятно, зачем передергивают. Им нужно создать негативное мнение у населения. А для чего это делается? Для того чтобы дестабилизировать политическую, социальную и экономическую обстановку в стране.

Посмотрите, к чему мы пришли? Сегодня Россия окружена по всему периметру американскими базами. Внаглую в Балтийском море проводят масштабные учения и называют это маневрами оборонительной операции. Вешали бы лапшу кому-нибудь другому! По сосредоточению сил и средств это не отработка оборонительной операции, а в чистом виде подготовка и проведение маневров наступательной операции.

Судите сами: если бы сегодня существовал Советский Союз, сунулись бы они в Балтийское море? Да никогда в жизни! Отважились бы бомбить Югославию в центре Европы? Да никогда в жизни! Они бы отважились лишить государственности Ливию, Сирию, Ирак? Никогда в жизни! В итоге мы получили однополярный мир, а Горбачев стал лауреатом Нобелевской премии через 8 месяцев после того, как был избран президентом СССР.

В отношении Горбачева у меня одно мнение: он должен быть привлечен к ответственности в соответствие с законом, потому что у нас те, чьи действия наносили колоссальный ущерб стране, никогда за это не отвечали. Вспомним Никиту Хрущева: что он сделал с вооруженными силами? Ответил он за это? Нет. А теперь недавний деятель, Анатолий Сердюков — ответил он за разрушение армии под видом реформ? Нет. Отсюда большое количество недовольных.

Что касается идеологии. Есть такой выдающийся философ, я его называю философом жизни, Гюстав Лебон (французский социологприм. ред.). Вот что он сказал в отношении общества и государства, не имеющих идеологии: «Общество, лишенное идеологии и национальной идеи, может претендовать на одно название — стадо баранов».

— Какие-то зачатки идеологии сейчас возникают, но они растут снизу, а не сверху.

— В соответствии с Конституцией мы деидеологизированное государство, без веры и без яркой национальной идеи. Я вам процитирую еще философа Ивана Ильина: «Человек по-всякому может распорядиться своей судьбой. Но в одном человеку отказано, одного он не может: именно — жить без веры». Есть атеисты, а есть верующие. Так вот атеисты, скорее всего, будут верить не в Бога, а в национальную идею.

— Но верующие верят и в Бога, и в национальную идею.

— Не надо забывать и об атеистах. Мы все трудимся в поте лица. Только результаты у всех разные. Та же Госдума, парламент страны — во имя чего он принимает законы? Во имя какой идеи?

— Нет там никакой идеи. Только лоббизм и интересы текущего момента.

— Вот. А надо интенсивно работать в этом ключе, чтобы идея была. И когда люди увидят, что те, кто нарушал законы и работал во вред государству, кто уничтожал его мощь, станут отвечать по закону, совершенно другое общественное мнение в стране будет.

В заключение хочу сказать, что нам этот праздник 12 июня нужен. Наши предки создавали это государство, а мы обязаны его беречь и приумножать. Некоторые считают, что билборды на улицах натянули — и все, уже праздник. Нет, это еще не все, надо людям объяснять, во имя чего этот праздник.