В Москве простились с известнейшим журналистом-международником Фаридом Сейфуль-Мулюковым (справа) В Москве простились с известнейшим журналистом-международником Фаридом Сейфуль-Мулюковым (справа) Фото: tatmsk.tatarstan.ru

«КОНЕЧНО, ОН ИНТЕРЕСОВАЛСЯ РЕСПУБЛИКОЙ ТАТАРСТАН, ЕЕ ДОСТИЖЕНИЯМИ»

На церемонии прощания с Фаридом Сейфуль-Мулюковым в Центральной клинической больнице собрались не только его родственники и весь цвет советской международной журналистики. С известнейшим журналистом и телеведущим пришли проститься и такие же, как он, выпускники бывшего Московского института востоковедения, и просто знакомые Сейфуль-Мулюкова, и, конечно, руководители представительства Татарстана в Москве.

«Фарид Мустафьевич — это был тот человек, который отдавал всего себя служению своей стране на протяжении всего своего жизненного пути. Конечно, он интересовался Республикой Татарстан, ее достижениями. Для нас Фарид Мустафьевич всегда будет другом, соратником и просто близким человеком», — сказал исполняющий обязанности полномочного представителя Республики Татарстан в Москве Ильдар Мухамедьяров.

С Татарстаном Сейфуль-Мулюкова связывало не только происхождение. Он родился в 1930 году в Ташкенте в татарской семье. Его отец Мустафа Сейфуль-Мулюков — филолог, знавший множество языков, от него Фариду Мустафьевичу передалось увлечение арабистикой и востоковедением. Мать Разия Яушева — потомок известного рода татарских купцов.

В прошлом году во время празднования 85-летия Сейфуль-Мулюкова у него дома побывал полпред Татарстана в Москве заместитель главы правительства республики Равиль Ахметшин В прошлом году во время празднования 85-летия Сейфуль-Мулюкова у него дома побывал полпред Татарстана в Москве, заместитель главы правительства республики Равиль Ахметшин Фото: tatmsk.tatarstan.ru

С республикой легендарный советский журналист постоянно поддерживал контакты. Так, на его 80-летие президент РТ Рустам Минниханов вручил ему орден Почета «За заслуги в области культуры, печати телерадиовещания и многолетнюю плодотворную работу». В прошлом году во время празднования 85-летия Сейфуль-Мулюкова у него дома побывал полпред Татарстана в Москве, заместитель главы правительства республики Равиль Ахметшин. Речь шла о жизни татарской диаспоры в Москве. Тогда же юбиляр дал интервью съемочной группе документальной киноленты «Вера», рассказывающей о выдающихся представителях татарского народа — наших современниках.

«ОН АЗАРТЕН БЫЛ НЕОБЫКНОВЕННО, ОН МЕНЯ ДЕРЖАЛ, КОГДА Я ПАДАЛ»

«Говорят, что Восток — дело тонкое». Фарид Сейфуль-Мулюков — один из немногих, кто разбирался в этой тонкости, на самом деле знал традиции, культуру и историю тех стран, о которых рассказывал в «Международной панораме», своих телерепортажах и документальных фильмах, писал в своих книгах«, — так многие коллеги знаменитого тележурналиста отвечали на вопрос «БИЗНЕС Online» о том, почему именно Сейфуль-Мулюков оказался в той плеяде блестящих журналистов-международников, которые не только стали настоящими звездами телеэкрана позднего СССР, но и, по сути, формировали имидж Союза за рубежом и во многом определяли внешнюю политику страны. Наши собеседники повторяли, что Фарид Мустафьевич — личность уровня его близких друзей и коллег — Евгения Примакова, Валентина Зорина, ушедшего от нас чуть больше месяца назад, Александра Бовина или Генриха Боровика.

Сейфуль-Мулюков оказался в той плеяде блестящих журналистов-международников, которые не только стали настоящими звездами телеэкрана позднего СССР, но и по сути формировали имидж Союза за рубежом Сейфуль-Мулюков оказался в той плеяде блестящих журналистов-международников, которые не только стали настоящими звездами телеэкрана позднего СССР, но и, по сути, формировали имидж Союза за рубежом Фото: ©Борис Приходько, РИА «Новости»

Большинство из них были ведущими «Международной панорамы», выходившей на советском телеэкране с 1969 года, а потом еще и на российском телеканале «Останкино» вплоть до 1995 года. Если бы в советское время делали замеры телерейтингов, МП била бы все рекорды. По сути, для подавляющего большинства граждан СССР это было единственное окно в мир, потому по воскресеньям в 18:00 смотреть Сейфуль-Мулюкова и его коллег собиралась едва ли не вся страна.

Как вспоминал на прощании с телеведущим его коллега, в прошлом обозреватель Гостелерадио СССР и ВГТРК, ведущий программы «Постфактум» Евгений Широков, «его [Сейфуль-Мулюкова] последний подарок мне — это номер газеты «Вечерняя Москва». Оказывается, его творческая биография начиналась с газеты, с небольшого материальчика. Он говорил, что нужно обязательно пройти весь журналистский путь, когда ты начинаешь с малого».

Наиболее эмоционально вспоминал о Сейфуль-Мулюкове его «второе я» — телеоператор Владимир Гусев. Отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online», о том, как работалось со звездой тележурналистики, Гусев сказал: «Он азартен был необыкновенно, он меня держал, когда я падал (в творческом плане, а иногда и физически). Стюардессы смотрели в окошко, когда мы прилетели в Тегеран в момент смерти имама Хомейни. И говорили: «Опять наших бьют». Потому что мы прорывались через толпу. Или с Асадом-отцом общались, и со многими из несчастных этих убитых теперь лидеров ближневосточных стран. Это были потрясающие поистине исторические моменты».

«МЕЧ ЦАРЕЙ» И ОРДЕН КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ

Сам Фарид Мустафьевич как профессиональный арабист ранее любил разъяснять смысл своей совсем не простой фамилии. Она происходит от арабского «Сейф-аль-Мулюк», что означает «меч царей». На заре своей карьеры молодой Сейфуль-Мулюков, общаясь с одним из египетских политиков, отметившим его благородную фамилию, как истинный коммунист ответил, что это не тот меч, что бережет покой правителей, а тот, что рубит им головы.

С годами это стало не просто фигурой речи. Ближневосточных монархов советский журналист, конечно, не свергал, но его влияние в регионе выходило далеко за рамки полномочий простого комментатора.

«Это был человек, который в любую минуту был готов встать в строй. И он действительно вставал в строй, — рассказывает о Сейфуль-Мулюкове Широков. — Вспоминается знаменитая долина Бекаа в Ливане. С сирийскими военными под пулями они — Фарид Сейфуль-Мулюков и Евгений Примаков — делали тогда свои репортажи. Вот это биография! И орден Красной Звезды увенчал его боевые заслуги».

Сейфуль-Мулюков действительно награжден боевой наградой — орденом Красной Звезды — за участие в событиях 1982 года в ливанской долине Бекаа. Там израильская армия наголову разбила сирийскую, которую поддерживал СССР. Он вообще немало бывал в горячих точках Ближнего и Среднего Востока, в том числе и в Афганистане во время операции там советских войск.

Он первым из советских телевизионщиков совершил хадж и, конечно, снял об этом один из своих репортажей Он первым из советских телевизионщиков совершил хадж и, конечно, снял об этом один из своих репортажей Фото: tatmsk.tatarstan.ru

Коллеги Сейфуль-Мулюкова отмечают, что журналист не может во время войны оставаться над схваткой, и Фарид Мустафьевич не оставался. «Радует, что сегодня нынешнее поколение наших телевизионных журналистов, которые тоже в боевых условиях работают, переняли самые лучшие качества, которые были свойственны таким людям, как Фарид. И орден Красной Звезды боевой не только ему был наградой — он был напутствием всем тем, кто пойдет по самым трудным военным журналистским тропам», — сказал Широков.

И последнее: Фарида Сейфуль-Мулюкова похоронили на старинном мусульманском кладбище (часть Даниловского кладбища) на юге Москвы, основанного еще в XVII веке. Похороны прошли по мусульманскому обряду с участием представителей духовенства. Легендарный советский журналист был тем не менее человеком верующим. Он первым из советских телевизионщиков совершил хадж и, конечно, снял об этом один из своих репортажей.