На «Казань Арене» продолжается «НеФорум» блогеров На «Казань Арене» продолжается «НеФорум» блогеров

«ЕСЛИ РАНЬШЕ КОММУНИКАЦИИ С НАСЕЛЕНИЕМ ПРОИСХОДИЛИ НА ЛИЧНЫХ ПРИЕМАХ ГРАЖДАН, ТО СЕЙЧАС БОЛЬШИНСТВО ЛЮДЕЙ ОБРАЩАЮТСЯ НАПРЯМУЮ ЧЕРЕЗ «ИНСТАГРАМ»

Атмосфера на «НеФоруме» блогеров, оккупировавших «Казань Арену», накануне царила очень необычная, как и персонажи, встречавшиеся на пути корреспонденту «БИЗНЕС Online». Здесь можно было увидеть и праздно шатающуюся молодежь, и людей в рясах, и гламурных «девах», у которых почему-то в каждой руке было по маленькой собачке новомодной породы, и людей старшего поколения, для которых блогерство — это серьезное дело, способ выражения собственных мыслей и эмоций. Но казалось, что последних было в общей массе не так уж много. Поле красивого стадиона превратили в лужайку для пикника. Организаторы мероприятия даже придумали специальный хештэг #нестадион, вольно или невольно намекая на то, что главную арену столицы Татарстана используют для самых разнообразных нужд.

В зоне фастфуда каждый участник абсолютно бесплатно мог перекусить блюдами татарской кухни, в число которых почему-то попал и сэндвич. Расслабленная обстановка подействовала даже на руководителя аппарата президента РТ Асгата Сафарова. Одного из самых влиятельных людей республики редко приходилось видеть в подобной обстановке, но на «НеФоруме» он вдруг разоткровенничался. «Мы понимаем, что социальные сети становятся самым оперативным влиятельным каналом коммуникации, где в режиме реального времени могут общаться и делиться информацией миллионы пользователей. Неслучайно Рустам Минниханов уделяет большое внимание этим вопросам, практически сам является блогером. Но я вам скажу откровенно, что это добавляет больше проблем и хлопот сотрудникам аппарата президента. Если раньше коммуникации с населением происходили на личных приемах граждан, то сейчас большинство людей обращаются напрямую через «Инстаграм». Подобные мероприятия необходимы для понимания современных реалий и возможных тенденций развития социальных сетей и связанных с ними индустрий», — резюмировал Сафаров.

Вообще, офлайн-троллинга на церемонии открытия было предостаточно. К примеру, во время выступления Ивана Калюжного, руководителя направления по работе с социальными сетями Альфа-Банка, какие-то парни с самых верхних трибун кричали «Ваня, мы любим тебя», тем самым не давая спикеру развернуть свою мысль. А когда к микрофону вышел Евгений Красников, глава пресс-службы «Вконтакте», сзади него на поле появилась огромная ростовая кукла динозавра. «Одноклассники» подослали», — предположил Красников.

Расслабленная обстановка подействовала даже на Асгата Сафарова. А во время выступления Ивана Калюжного (второй справа) какие-то парни с самых верхних трибун кричали «Ваня, мы любим тебя» Расслабленная обстановка подействовала даже на Асгата Сафарова, а во время выступления Ивана Калюжного (второй справа) какие-то парни с самых верхних трибун кричали «Ваня, мы любим тебя»

«МИННИХАНОВ ПРИВЛЕКАЕТ ЛЮДЕЙ В СОЦСЕТИ СВОИМ ПРИМЕРОМ»

По сути, «Нефорум» стал хорошей площадкой для трех соцсетей (помимо вышеперечисленных еще и LiveJournal) для рекламы своих новых дизайнов. Только ленивый не пнул ЖЖ и «Одноклассники», задавая руководству платформ компрометирующие вопросы. В первом случае люди спрашивали «Что вы сделали, чтобы реанимировать Живой журнал?», во втором — «Как вы относитесь к тому, что соцсетью пользуются в основном люди старшего поколения?». И у каждой из этих платформ на «НеФоруме» была своя секция, которая должна была развеять вышеупомянутые мифы. Руководство ЖЖ пыталось безуспешно доказать, почему в ближайшем времени соцсети умрут (кстати, после завершения секции в аудитории заиграл недавно ставший человеком-мемом Юрий Лоза, что вызвало смех среди публики), а «Одноклассники» рассказывали, как можно монетизировать свой блог, пользуясь их платформой.

«ЖЖ изменил концепцию своей первой страницы, внедрил новую систему рейтингов, она была воспринята крайне негативно большинством блогеров, — признался «БИЗНЕС Online» один из самых именитых гостей форума, трэвел-блогер Сергей Доля. — Руководство же пыталось оправдаться, но не очень убедительно». Касаемо самого мероприятия Доля отметил: «Раньше каждый блогер сидел у себя в каморке, и не было возможности обсудить общие проблемы. Они есть такие же, как в любой отрасли».

«В Татарстане блогеры отличаются тем, что пишут более осмысленно, — считает Василий Гулин, главный редактор LiveJournal Russia. — Они меньше занимаются вбросами в аудиторию из серии «А давайте подумаем». Татарстан — один из передовых регионов, поэтому мы ждем на своей площадке и Рустама Минниханова». Гулин рассказал, что их ресурс может стать хорошим транспортом для официальной информации: чиновники должны иметь прямой канал общения с аудиторией. На вопрос, как ЖЖ живется с современными законами, которые усложняют жизнь блогосферы, московский гость ответил следующее: «Если человек что-то пишет, он, конечно, несет за это ответственность. Но все иногда ошибаются. Классические журналисты иногда пишут такую чушь, что удивляешься, почему такую информацию публикуют. Роскомнадзор — это не цензор, а именно надзор. Есть вещи, которые действительно делать нельзя: пропагандировать нацизм, распространять детское порно. Это относится ко всем социальным сетям».

Василий Гулин (справа): «Татарстан один из передовых регионов, поэтому мы ждем на своей площадке и Рустама Минниханова» Василий Гулин (справа): «Татарстан — один из передовых регионов, поэтому мы ждем на своей площадке и Рустама Минниханова»

Руководитель пресс-службы «ВКонтакте» Красников в разговоре с «БИЗНЕС Online» также отметил, что Татарстан — это одна из серьезных долей в российской аудитории соцсети. «Не в последнюю очередь тут играет роль Минниханов, потому что он активно привлекает людей в соцсети своим примером. На самом деле чиновники должны быть везде. Если они берут курс на открытость, молодая аудитория замыкается на тех площадках, на которых присутствует сама со своими друзьями. Поэтому на данной площадке, по сути, должны присутствуют все: и бизнес, и чиновники, и шоу-бизнес». По словам Красникова, новый дизайн «ВКонтакте» уже можно протестировать в бета-версии, обратившись с соответствующим заявлением в группу поддержки ресурса. До конца года они планируют внедрить его повсеместно. Последним трендом в новшествах оказалось то, что и «ВКонтакте», и «Одноклассники» разрабатывают отдельное приложение или программный функционал, чтобы пользователи этих соцсетей могли вести прямую трансляцию со своего телефона.

«НА ПЕРВОМ КАНАЛЕ ОЧЕНЬ МНОГО ЦЕНЗУРЫ»

Вообще, поражаешься, насколько аудитория так называемого блогерства помолодела. 19-летний казанец Эдвард Гафаров учится в институте культуры на отделении хореографии. Уже несколько лет он ведет свой видеоблог на YouTube, а в качестве псевдонима взял себе фамилию пингвина Ковальски — любимого героя из мультфильма «Мадагаскар». «У меня очень разнообразный контент: есть и блоги, скетчи, пародии, ответы на вопросы зрителей. Я друг своей аудитории. Я с ними общаюсь, что-то советую. У меня сейчас 20 тысяч подписчиков на YouTube. Я меньше гуляю, больше сижу дома в интернете. Видеоблог завел, потому что решил разнообразить свою жизнь, чтобы стало интереснее».

Иван Летохин приехал в Казань из Беларуси. Его хобби — фотографировать красивых девушек и дарить красоту своим подписчикам 24 часа в сутки. Естественно, онлайн. Цель визита — хорошо потусоваться.

Самым ожидаемым событием дня стал рекордный Let's Play на главном экране «Казань Арены». Игровое видео с футбольного симулятора ФИФА, где виртуальный «Рубин» сражался с виртуальным «Челси», транслировалось на самом большом в Европе медиафасаде и должно было попасть в Книгу рекордов России. Особый резонанс в соцсетях вызвала игра «Рубин» — «Челси», в которой казанская команда выиграла со счетом 4:1, пробудив ностальгические воспоминания, ведь еще недавно такое случалось не только в виртуальной реальности. Кстати, угадайте, кому многочисленная молодая публика отдавала свои предпочтения и аплодисменты в турнире? Нет, не игроку молодежки казанского «Рубина» Никите Михайлову, не Стасу Давыдову, чей интернет-проект по обзору вирусных роликов «This is хорошо» транслировался на Первом канале, а киберспортсмену acoolfifa, в миру Акылбеку Бисикенову. Видели бы вы очередь, которая скопилась для того, чтобы получить его автограф. «Киберспортом я стал заниматься четыре года назад, захотелось денег заработать, — рассказал он корреспонденту «БИЗНЕС Online» . — Если ты хочешь держать себя в форме, то тренироваться приходится каждый день. Увлечение превратилось в работу, с помощью симулятора реально получается заработать себе на жизнь». На вопрос, занимается ли он еще чем-нибудь в своей жизни, Бисикенов ответил, что да, тренируется в Counter-Strike...

Многочисленная молодая публика отдавала свои предпочтения и аплодисменты в турнире киберспортсмену acoolfifa, в миру Акылбеку Бисикенову (справа) Многочисленная молодая публика отдавала свои предпочтения и аплодисменты в турнире киберспортсмену acoolfifa, в миру Акылбеку Бисикенову (справа)

Однако встречались и другие персонажи. Священник Святослав Шевченко из Благовещенска в ЖЖ с 2009-го. Постит все, что касается религии, спорта, рецензий... Есть своя аудитория, около 3 тыс. френдов: «Я начинал не как священник, а как обычный гражданин. Настоящий блогер беременеет мыслями, ему нужно их выписывать, иначе будет плохо. Став священником, я продолжил писать блоги. И ничего плохого в этом не вижу. Церковь там, где люди. А соцсети — это площадки, куда люди сегодня переместились».

Корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовался у Давыдова, чего же не хватает современному ТV, что интернет-шоу в YouTube сегодня могут по популярности обойти телеконтент, способ распространения которого куда проще:

— Люди хотят дома иметь общение и близость ко всему контенту, который получают с экрана. В интернете можно написать комментарий, можно напрямую что-то спросить. Я общаюсь со зрителями своего канала как со своими друзьями. Я пришел к ним домой показать то видео, которое отобрал, в частности, и с их помощью. Это другой уровень общения по сравнению с телевизором. Здесь люди могут влиять на контент. На телеке такого невозможно.

— Почему ваш роман с Первым каналом оказался так недолговечным?

— На Первом канале очень много цензуры. Я понимаю, то, чем я занимаюсь, творчеством назвать смешно, но тем не менее. Ограничения на творчество на телеканале довольно мощное, тем более это стало мешать онлайн-проекту. Скажем так, опыт был интересным, но достаточно. Видимо, мы из интернета вышли, там и останемся. К тому же через этот проект, который мы успешно монетизировали, у нас появились и новые направления, также связанные с интернетом.

Святослав Шевченко: «Став священником, я продолжил писать блоги. И ничего плохого в этом не вижу. Церковь там, где люди. А соцсети — это площадки, куда люди сегодня переместились» Святослав Шевченко: «Став священником, я продолжил писать блоги. И ничего плохого в этом не вижу. Церковь там, где люди. А соцсети — это площадки, куда люди сегодня переместились»

«ДЕРЖИТЕСЬ. СЧАСТЬЯ, ЗДОРОВЬЯ»

Отдельная жизнь кипела на секциях «НеФорума». На одной из них, посвященных ЗОЖ, блогер Доля рассказывал о том, как решил отказаться от сосисок и алкоголя (хотя, по его же утверждению, каждый блогер — алкоголик), перейдя на правильное питание и занявшись спортом. На другой секции ребята из студии по созданию вирусных роликов «Сметана ТВ» учили работе над проектами. По их нестандартному мнению, за проект нужно браться на следующий день после того, как вчера закончился дедлайн. Дескать, в таком случае клиент уже согласится на все. Рекламные ролики они придумывают иногда следующим способом: звонят по первому попавшемуся в телефонной книге номеру и объясняют, что клиент поставил перед ними определенную задачу. Что бы они посоветовали своим незамыленным взглядом для ролика? Естественно, первые 10 - 15 раз люди бросают трубки, но парни настойчиво звонят каждый час с одной и той же просьбой. По их утверждению, иногда такой прием очень хорошо срабатывает.

У блогеров-путешественников учили тому, как можно заработать на свое путешествие и кататься без денег. Если наполнить свой блог хорошим контентом, то можно неплохо заработать. К примеру, спонсорская поездка, когда клиент берет на себя расходы за посты, может доходить в стоимости до 150 тыс., рекламный пост в блоге обойдется клиенту в 40 - 50 тыс., product placement — 40 - 100, брендирование путешествия — от 20 до 40 тысяч.

Пожалуй, одной из самых интересных секций был «креатив в соцмедиа» Пожалуй, одной из самых интересных секций был «Креатив в соцмедиа»

Но, пожалуй, одной из самых интересных секций был «Креатив в соцмедиа». Спикер Калюжный на примере Альфа-Банка привел примеры, как можно с помощью мемов соцсети «выстрелить» или, наоборот, получить нагоняй от аудитории. К примеру, когда в Москве сносили ларьки и в одном из местечек на руинах остался стоять целехонький банкомат, надпись на картинке «Выживший» пришлась публике по вкусу. А вот демотиватор «0 кредитов было прощено в Прощеное воскресенье» расколол соцсети на негодующих и восторженных. Не обошлось и без демонстрации скандальной удаленной картинки из сообществ банка в социальных сетях, когда улыбающаяся во всех банкоматах «Альфы» девушка при надписи «Баланс вашего счета 0.00 рублей» якобы говорит: «Держитесь. Счастья, здоровья».

«Я ЖЕ ПИАРОМ ЗАНИМАЮСЬ, Я СВОЮ РАБОТУ ВЫПОЛНИЛ НА СОВЕСТЬ»

Управляющий партнер агентства креативных коммуникаций Blacklight Максим Перлин рассказал, как создаются вирусные рекламные ролики не только для частных клиентов, но и для муниципалитетов. Иногда с подтасовкой фактов и нарушением закона. «Нам нужно было прорекламировать один фильм с участием Сильвестра Сталлоне. Мы сделали абсолютно фейковый ролик с подтасовкой всего что можно. Якобы киноактер подрался с поляками, и его арестовали. Есть видео избитых людей, с помощью компьютерной графики мы поместили Сталлоне в зал суда, новость якобы подается американской телекомпанией Fox и вышла в Америке. Компиляция достаточно простая. Запустили ролик в YouTube, и за неделю он набирает 1 миллион 300 тысяч просмотров. И самое главное, в новости говорится, что из-за задержания Сильвестр не сможет приехать на премьеру фильма «План побега» в Россию. Таким образом вся страна узнает о существовании этого фильма. Но самое интересное, что эта новость попала в СМИ, в том числе и федеральные: НТВ, «Россия» и еще 68 изданий. Почему журналисты ссылаются на телеканал Fox, при этом никто не догадался позвонить туда и получить подтверждения.... Ни одно мировое СМИ об этом не написало. Меня еще на факультете журналистики учили, что информацию нужно проверить как минимум из трех источников...»

Спонсорская поездка, когда клиент берет на себя расходы за посты, может доходить в стоимости до 150 тысяч, рекламный пост в блоге обойдется клиенту в 40-50 тысяч, product placement — 40-100, брендирование путешествия — от 20 до 40 тысяч Спонсорская поездка, когда клиент берет на себя расходы за посты, может доходить в стоимости до 150 тыс., рекламный пост в блоге обойдется клиенту в 40 - 50 тыс., product placement — 40 - 100, брендирование путешествия — от 20 до 40 тысяч

«И мы понимаем, — продолжает Перлин, — что находимся на информационной волне и проводим акцию: фанатки Сталлоне перед американским посольством с плакатом «Выпустите его из тюрьмы». Таким образом, это еще 90 сообщений в СМИ, и мы продлеваем бесплатную кампанию о фильме еще на три дня. Тут уже все СМИ верят в эту историю до конца, потому что уже есть живые люди. Вряд ли его фанатки могут врать, хотя наша девушка стоила 1,5 тысячи рублей в час, и это, естественно, без секса».

Далее Перлин рассказал душещипательную нехорошо пахнущую историю про мэрию Москвы. Та, пытаясь сделать город европейским, решила установить стойки с пакетами в парках для того, чтобы хозяева собак убирали за своими питомцами. На это город планировал потратить кругленькую сумму, а социологические исследования показывали, что москвичи считают это не самой страшной проблемой, что деньги можно потратить более продуктивно. «Если бы каждый раз власть поступала таким образом, как в данном случае, может быть, и недовольства граждан не было, — считает Перлин. — У нас власть иногда считает, что если есть проблема, мы примем закон абсолютно не считаясь с мнением общества. За каждый нерешенной проблемой сегодня стоит гражданское общество, у которого есть вопросы».

Организаторы мероприятия даже придумали специальный хештэг #нестадион, вольно или невольно, намекая на то, что главную арену столицы Татарстана используют для самых разнообразных нужд Организаторы мероприятия даже придумали специальный хештэг #нестадион, вольно или невольно намекая на то, что главную арену столицы Татарстана используют для самых разнообразных нужд

В результате сотрудничества с властью появилось вирусное видео. Девушка на подобии стопхама снимает видео, как светская львица с миниатюрной собачкой садится в кабриолет, а около машины остаются фекалии. Стопхамка требует убрать последствия собачьей неожиданности, водитель, естественно, требует выключить камеру и посылает операторшу куда подальше. Та, недолго думая, собирает лежащее на тротуаре в салфетку и кидает внутрь дорогой машины...

При этом в ролике снимается Мария Ивакова, которая является соведущей в телешоу «Орел и решка». «Акция получила название «Убери за другом», — говорит Перлин. — Люди начали смеяться в сети над данным инцидентом и обсуждать его. И тут же возник в блогосфере вопрос, почему Москва не Европа. Мы усугубили этот процесс и сняли еще несколько роликов. В итоге за комментариями к Марии обращается большое количество СМИ, кампания становится глобальной. Ее позвали даже в ток-шоу Зеленского на «Россию». Daily Mail пишет статью про то, что в России началась оригинальная акция протеста. Итог — правительство выделяет деньги на борьбу с данной проблемой, и ни одного протеста со стороны граждан».

Кстати, вместо фекалий выступало пирожное «Картошка»...

Тут из аудитории послышался вопрос, видимо, от москвичей:

— Деньги-то выделили, а проблема все равно осталась.

— Не знаю, — пожав плечами произнес Перлин. — Я же пиаром занимаюсь, я свою работу выполнил на совесть.