Активисты создала сайт, на котором опубликовала серию эскизов благоустройства набережной у храма всех религий в Аракчино Активисты создали сайт, на котором опубликовали серию эскизов благоустройства набережной у Храма всех религий в Аракчино

ОТ ПРОДАВЩИЦ «БАХЕТЛЕ» ДО АРХИТЕКТОРОВ КГАCУ

Самостоятельно благоустроить набережную у Храма всех религий Ильдара Ханова в Аракчино взялась инициативная группа из трех десятков человек. Серия эскизов будущей территории опубликована на сайте проекта, на реализацию требуется не менее 60 млн. рублей, половина из которых нужна на береговые работы. Детали проекта в разговоре с «БИЗНЕС Online» раскрыл один из инициаторов проекта Наиль Садардинов.

По его словам, толчком к разработке послужили распространенные сегодня в Казани лидерские тренинги (вот оно, эхо семинаров а-ля MadeInKazan и движения Года парков и скверов, курируемого Наталией Фишман). Программа тренинга подразумевает, что группа возьмет на себя разработку какого-то общественного проекта. Ребята из команды Наиля, вдохновленные идеей возрождения Волги, решили обустроить набережную у храма. Сам Садардинов, профессиональный строитель, признается, что команда собралась абсолютно разношерстная — от продавщиц магазина «Бахетле» до студентов КГАСУ и уже состоявшихся архитекторов.

«Цель этого проекта — изменить отношение наших казанцев к Волге. 50 лет назад она уже отвернулась от города, поменяла русло из-за того, что сверху построили, снизу построили... Вдохновили нас люди, которые занимаются возрождением Волги, — это программа нашего Бабая, Минтимера Шариповича (Минтимер Шаймиев — госсоветник РТ, первый президент Татарстана прим. авт.). Поскольку этот год является Годом водоохранных зон, сейчас нужно заниматься именно такими объектами», — рассказал Садардинов.

Согласно проекту, планируется укрепление береговой линии, строительство пирса, куда смогут причаливать теплоходы. Саму площадку предложено заасфальтировать, установить фонтаны, скамейки. А перед Храмом всех религий, по задумке общественников, запланированы «башня молодоженов» и внушительных размеров стеклянный шар, символизирующий собой храм земли, в котором будут собраны образцы почвы со всего света.

Планируется укрепление береговой линии, строительство пирса, куда смогут причаливать теплоходы. Саму площадку предложено заасфальтировать, установить фонтаны, скамейки Планируется укрепление береговой линии, строительство пирса, куда смогут причаливать теплоходы. Саму площадку предложено заасфальтировать, установить фонтаны, скамейки

«По задумке, это стеклянный шар, прозрачный внутри, а снаружи опоясанный металлоконструкциями, — пояснил он. — У хранителя храма Мансура абыя (сподвижник Ханова, проживший на этом месте 23 года, фамилии наш собеседник не знаетприм. ред.) в мешочках собрана земля со всех уголков мира. Люди, которые будут туда приезжать, привезут с собой свою землю. То есть это будет своеобразный музей».

С окончательной высотой шара разработчики пока не определились, но пока остановились на пятиметровом радиусе. Конструкция видится из прочного стекла, а сверху краской нанесут изображение всего земного шара. «Снаружи это будет выглядеть как глобус — Африка, Америка — все шесть континентов будут соединены, а краска будет подобрана под цвет Храма всех религий», — уточнил активист.

Слева от шара спроектирована деревянная туристическая площадка, на которой разместятся макеты туристических объектов Казани — с баннерами, со всей нужной туристам информацией и обзором достопримечательных мест. Там же планируется высадить кедры, сделать клумбы. Вокруг шара могут появиться фонтаны, с правой стороны — автостоянка для машин.

Перед храмом всех религий, по задумке общественников, запланирован внушительных размеров стеклянный шар, символизирующий собой храм земли Перед Храмом всех религий, по задумке общественников, запланирован внушительных размеров стеклянный шар, символизирующий собой храм земли

«ВЛАСТИ НАС ПОПРОСИЛИ СДЕЛАТЬ ПРОЕКТ С РАСЧЕТАМИ»

Активисты уже обратились со своей идеей в администрацию Кировского района. Земля, на которой планируется строительство, является муниципальной. В администрации, по словам Садардинова, инициативой заинтересовались, попросив разработчиков срочно подготовить схему берегоукрепления. «Хотят включить этот проект в план реконструкции Адмиралтейской слободы», — пояснил наш собеседник. На прошлой неделе за помощью обратились и к помощнику президента РТ Наталии Фишман — она, как утверждают общественники, инициативу одобрила, пообещав рассмотреть этот вопрос примерно в середине июня.

«Нас попросили сделать конкретный проект — со всеми расчетами и проектами сметной документации. Пока это просто картинка в 3D, — рассказал Наиль. — Наталия говорила о трех категориях проектов: одни реализуются за счет правительства, в другие вкладывают деньги бизнесмены, и третья группа — это мы: хотим сделать народный проект с поддержкой правительства. То есть нам пока без разрешительных проектов, без добра на это дело дальше двигаться пока некуда».

Сама Фишман, впрочем, в ответ на запрос «БИЗНЕС Online» заявила, что ей пока нечего сказать по этой теме. В пресс-службе исполкома города подтвердили получение запроса редакции, однако на момент публикации ответ готов не был. Недавно назначенный глава администрации Кировского и Московского районов Сергей Миронов пояснил, что вопрос нужно изучать. А возглавлявший район ранее первый замруководителя исполкома Казани Дамир Фаттахов сообщил, что сам не вникал в детали предложений общественников, с ними встречался первый зам, курирующий развитие Адмиралтейской слободы. Иначе говоря, никаких решений «наверху» по поводу спонтанной активности граждан пока не принято.

Сергей Миронов (слева) пояснил, что вопрос нужно изучать, а его предшественнник на посту главы районов Дамир Фаттахов сообщил, что не вникал в детали предложений общественников Сергей Миронов (слева) пояснил, что вопрос нужно изучать, а его предшественник на посту главы районов Дамир Фаттахов сообщил, что не вникал в детали предложений общественников Фото: Ирина Ерохина

Львиная доля затрат «сидит» в берегоукреплении, в обустройстве пирса. По подсчетам специалиста Гидроспецстроя, это может обойтись в 31 млн. рублей. Активисты надеются, что средства на данную часть работ выделит государство — в рамках программы в 1 млрд. рублей на Год водоохранных зон эта сумма может оказаться вполне подъемной, уверены они. Весь проект в целом обойдется в два раза дороже, но здесь Наиль рассчитывает «подтянуть все общество». Начало положено — пока собрано в районе 500 тыс. рублей, при этом Наиль уверен, что все получится.

«У нас цель, чтобы комплекс Ильдара Ханова дошел до логического конца и уже работал на благо народов всего мира, — на полном серьезе объясняет мужчина. — Саму идею нам подсказала метафизика, энергетическое все. В этом месте много энергий пересекается — сама Волга делает резкий поворот, и вообще место очень сильное в чисто энергетическом плане. Там действительно есть сердечная чакра».

«СУДЬБА ХРАМА НА СТОЛЕ ПРЕЗИДЕНТА»

Проблема, однако, в том, что с момента смерти создателя вселенского храма Ильдара Ханова в феврале 2013 года сам комплекс находится в подвешенном состоянии, у него было пять собственников. Вокруг наследия художника разгорелся конфликт: часть наследников за то, чтобы международный центр культурного единения оказался под контролем государства, часть была против. Общественность Татарстана отправила президенту РТ Рустаму Минниханову и госсоветнику РТ Минтимеру Шаймиеву письмо за подписью 208 деятелей науки и культуры с просьбой сохранить уникальный комплекс в Старом Аракчино.

Сегодня на звонки в дверь храма корреспонденту «БИЗНЕС Online» никто не открывал. По телефону удалось связаться с Рузией Султановой, бывшей гражданской женой Ханова, но она отказалась что-либо говорить о том, кто и на каких правах владеет зданием и участком под ним. Источник «БИЗНЕС Online» в министерстве культуры, знакомый с ситуацией, поясняет, что с владельцами продолжаются переговоры с тем, чтобы объект перешел в собственность государства. Чтобы создать там музей, нужно решить вопросы с правообладателями. Они готовы уступить свои права, но речь идет о немалых суммах, которые вдобавок «гуляют» на фоне экономической ситуации в стране в целом. Есть желание также признать здание объектом культурного наследия — все-таки это нетрадиционная архитектура, нехарактерная для городской среды, к тому же здесь важна личность Ханова, вдохновленного идеей объединить под одной крышей 16 религий. Но с точки зрения создания госучреждения тут есть подводные камни в части соблюдения строительных норм и правил.

Сейчас площадка перед храмом выглядит достаточно запущенно, если не сказать — убого Сейчас площадка перед храмом выглядит достаточно запущенно, если не сказать убого Фото: Александр Гавриленко

Проза жизни заключается в том, что это фактически самострой, который по закону вообще-то подлежит сносу. Ни о каком согласовании проекта речи не шло, а музей — это поток людей и повышенные требования по строительным нормам. Так что быстро решить весь клубок проблем — финансовых, юридических, законодательных — вряд ли возможно.

«На сегодняшний день судьба храма на столе у президента. Он должен решить — или «раздербанить» его по дольщикам, или выкупить и сделать из него исторический, туристический комплекс», — говорит Садардинов.

«МЫ ВКЛЮЧАЕМ ХРАМ В ТУРИСТИЧЕСКИЕ МАРШРУТЫ — ПРАКТИЧЕСКИ ВО ВСЕ»

Между тем «намоленное» место стало одной из практически обязательных для посещения туристами достопримечательностей Казани — к многоглавому зданию каждые 10 - 15 минут подъезжают экскурсионные автобусы. Комплекс, по сути, единственная изюминка Казани, у которой нет аналогов в мире.

Сейчас площадка перед храмом выглядит достаточно запущенно, если не сказать убого. Это грунтовый пятачок перед обрывом, на котором останавливаются легковые автомобили тех, кто приехал посмотреть на храм. От дороги до обрыва над Волгой всего метров 10 или меньше, поэтому экскурсионные автобусы сюда заезжать не рискуют. Если стоять лицом к храму, то справа от этой площадки расположена какая-то база, похожая на автосервис. От этой базы на Волгу выходит небольшой пирс, около которого стоит несколько катеров. За основным строением, судя по всему, продолжается строительство очередного многоцветного здания.

Как пояснили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе госкомитета РТ по туризму, турагентства включают Храм всех религий в свои маршруты по Казани как одну из достопримечательностей столицы РТ. Кроме того, есть этот пункт на карте объезда и гостей республики — например, пятиминутная фотосессия запланирована для участников «НеФорума блогеров», который начнется в Казани завтра. Его участникам, конечно, будет интересен этот объект.

Вселенский храм, как назвал его сам Ильдар Ханов, пользуется популярностью у туристов - все турагенства включают его в свои маршруты по Казани Вселенский храм, как назвал его сам Ильдар Ханов, пользуется популярностью у туристов — все турагенства включают его в свои маршруты по Казани Фото: Александр Гавриленко

«Мы действительно включаем храм в туристические маршруты — практически во все, — подтвердила «БИЗНЕС Online» руководитель туристско-информационного центра Казани Наталья Абрамович. — Он является достопримечательностью, которая сама себя создала, и в первую очередь ее создали туристы. Какой-то культурной или исторической ценности храм не представляет, но он настолько красивый, что многие запрашивают его для включения в свои программы. Почти каждая поездка в Раифу или Свияжск включает посещение Храма всех религий. Ну что значит посещение? Остановка, фотографирование — буквально 15 минут. Храм имеет интерес для туристов с точки зрения «рассказа о человеке, который его построил», о том, что он из себя сейчас представляет. Но заходить туда я особого смысла не вижу. Если только с целью посещения мероприятий — там время от времени проходят концерты».

Люди, причастные к развитию туризма, должны приложить все усилия, чтобы вокруг была возможность комфортного пребывания, считает Абрамович. Игнорировать этот объект невозможно. Но не хватает оборудованной стоянки, размеченного перехода и некой площадки для нахождения туристов. И если там будут созданы какие-то условия для более долговременного нахождения на этой территории, то это будет только в плюс.

Молва о творении Ханова идет по сарафанному радио, пояснила директор туристической компании «Итиль-Тур» Светлана Пименова. «Мы постоянно включаем его в свои туры. Единственное, что огорчает, — не очень хорошая дорога. Поэтому любое улучшение инфраструктуры, связанной с этим маршрутом, я только приветствую. Начать можно с самых элементарных вещей, например с ремонта подъездных путей. Также многие туристы высказывают желание побывать внутри. Но такой возможности мы предоставить гостям не можем», — заметила она.

«ЛЮБОЙ ПРОЕКТ, СВЯЗАННЫЙ С ХРАМОМ ВСЕХ РЕЛИГИЙ, ДОЛЖЕН УЧИТЫВАТЬ СМЫСЛЫ ИЛЬДАРА ХАНОВА»

Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты полагают, что к проектам благоустройства рядом с творением Ханова надо относиться аккуратно — так, чтобы не исказить замысел самого художника.

Анатолий Борисов — генеральный директор центра реставрации, председатель центра поддержки творческих дарований имени Ильдара Ханова:

— У меня на руках есть проекты набережной, которые сделаны самим Ильдаром Хановым. Есть даже документы об этой набережной, подписанные прежним мэром Камилем Исхаковым. Почему тогда набережная не была сделана? Политическая ситуация поменялась. Исхаков ушел, настали другие времена. Кто-то перехватил эту набережную, выстроил там черт знает что. Сейчас там автоцентр какой-то, который реализует машины. А на этом месте должны быть пристань и медицинский центр реабилитации...

Мне очень интересно, эта инициативная группа просто хочет взбудоражить общественность или действительно построить там набережную? А ведь это не миллионы, а миллиарды рублей будет стоить. Может быть, это с их стороны сплошной наив, и я побольше их знаю об этом проекте. Я не против такой встречи, она была бы уместна. Кое-какие моменты мы бы уяснили, и если это реальный проект, то его надо продвигать.

Первоначально шар планировали поднять над землей на несколько метров, но в последних версиях эскизов от этого отказались Первоначально шар планировали поднять над землей на несколько метров, но в последних версиях эскизов от этого отказались

Марья Леонтьева — координатор центра прикладной урбанистики Казани, исследователь ЦПУ при МВШСЭН:

— Наличие проявленной и оформленной инициативы, комплексный подход к реализации собственного видения, проявленные и сформулированные ценности сообщества, запрос на развитие общественных пространств у воды выглядят оптимистично.

Храм всех религий уже стал значимым туристическим объектом, одним из культурных кодов города. Последнее формулирует основные задачи проекта на этой стадии: обсуждение значимых идей и смыслов, которые Ильдар Ханов заложил в свое творение, и соотнесение их с логикой развития этой территории. Объект расположен на пересечении водного прогулочного и туристического маршрута и районной автодороги, что формирует определенные сценарии развития пространства.

На мой взгляд, сейчас необходимо обсуждение концепции между инициативной группой и профильными городскими экспертами в режиме максимальной открытости. Это позволило бы инициативе качественно развиваться и в итоге достигнуть поставленных целей, вовлечь компетентных участников и сформировать более качественное концептуальное предложение. У центра прикладной урбанистики есть компетенции в организации и модерации подобных обсуждений, и мы готовы рассмотреть при необходимости и эту тему.

Павел Савицкий — редактор путеводителя по Казани Welcome2kazan:

— По тому рендерингу, который выложен на сайте, кажется, что вся среда, которую пытаются создать вокруг Храма всех религий, категорически противоречит архитектурному ансамблю самого этого храма. Каждое здание подразумевает какую-то уместную вокруг него среду. Причем эта окружающая его среда может быть и сама по себе, в отдельности, неплохой, но где-то в другом месте. Но в данном сочетании это выглядит совершенно неуместно. Каким бы Ханов ни пытался его делать, это все-таки некий храм. Он старался воспроизвести каноны каждого из храмов, которые он делал: мечеть сделать похожей на мечеть, а христианский храм сделать похожим на христианский.

А вот бетонная набережная с этими прямыми и правильными окружностями... Представьте себе, что вокруг какой-нибудь церкви (старинной) создали вот такую среду. Уместно это? Нет. Представьте себе город из мировых столиц, который вам нравится. У кого-то это будет Прага, у кого-то — Рим с его Ватиканом, у кого-то — Париж. И представьте там вокруг какого-нибудь исторического здания подобные бетонные сооружения.

Отдельно нужно сказать про шар. В архитектуре есть такое понятие, что здания должны выглядеть как здания, они не должны выглядеть как какие-то другие предметы. В редких случаях бывают удачные исключения — к примеру, в Москве есть здание в форме книги. Но когда здание начинает выглядеть как какой-то сувенир — это всегда полная чепуха.