ПАРАХОВСКИЙ И ЛИХОДЕЙ В РОТАЦИИ, КАЙМАКОГЛУ В АТАКЕ

Перед началом финала все представители УНИКСа, начиная от игроков и заканчивая президентом клуба Евгением Богачевым, говорили, что команда проведет серию без особого давления, поскольку была получена путевка в Евролигу и задача на сезон уже решена. В случае с главным тренером Евгением Пашутиным это значило одно — он сможет использовать все ресурсы команды. Эксперты часто отмечают, что наставник использует ограниченную ротацию, вот только не добавляют, что делает он это в критических случаях. Первый матч к таковым явно не относился, несмотря на то что это финал. ЦСКА — 22-кратный чемпион России и действующий победитель Евролиги, и в УНИКСе, объективно уступающем армейцам по подбору игроков, будут рады хотя бы тому, что по ходу финала баскетболисты казанской команды навяжут борьбу.

В первой игре это получилось как минимум в первой половине. УНИКС даже немного вышел вперед (8:4), после потерял преимущество, но в конце второй четверти отыгрался до минус 2 (37:39). Интересно, что поначалу на паркете много времени провели центровой Артем Параховский и форвард Валерий Лиходей. Находясь в Казани, оба говорили, что давно готовы показать себя и ждут не дождутся, когда их выпустят на площадку. Их услышали. В финале с ЦСКА Параховский и Лиходей сыграли больше, чем за все остальные матчи плей-офф вместе взятые. Чувствовалось, что обоим приходится если не заново учиться играть в баскетбол, то вновь привыкать к большим нагрузкам.

Еще одно подтверждение того, что УНИКС придерживался экспериментальных настроений в первой игре с ЦСКА, — это Костас Каймакоглу. После полуфинальной серии с «Зенитом» греческого форварда не критиковал только ленивый. В этом плане баскетбол — вещь достаточно простая: мало забиваешь — получаешь недовольные отзывы о своей игре. Но спад Каймакоглу действительно настораживал: он перестал реализовывать даже свои фирменные «крюки», когда после игры спиной к кольцу мяч выпускается с одной руки. Сам форвард намекнул, что все дело в тренерских задачах: «Цель заключается не в том, чтобы просто набрать очки или собрать подборы. Важны те задачи, которые перед тобой ставит команда. Некоторых могут выпустить на 30 минут и попросить не бросать, а только играть в защите». Видимо, в игре с ЦСКА Костаса, наоборот, попросили бросать. Было заметно, что в некоторых эпизодах УНИКС целенаправленно играл через своего капитана.

ЛИДЕРЫ НАБРАЛИ ПЕРВЫЕ ОЧКИ ВО ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ

Кит Лэнгфорд и Хоакин Колом, два самых результативных игрока УНИКСа в этом сезоне, набрали свои первые очки лишь в середине второй четверти. В прошлой серии с «Зенитом» Пашутин просил Лэнгфорда не атаковать в усиленном темпе в начале матчей, чтобы дать почувствовать мяч остальным. Но сложно представить, чтобы сейчас главный тренер заставил своих лидеров вообще отказаться от попаданий на протяжении 15 минут. Он же не камикадзе.

В случае с Лэнгфордом такое «сухое» начало было ожидаемо после пятой игры с «Зенитом». Тогда он вместо того, чтобы забрасывать со всех возможных точек на паркете, вдруг стал делать заслоны для одноклубников и ставить блок-шоты соперникам. «Для победы я был готов сделать все что угодно. Если бы попросили собрать мусор с площадки, я бы и это сделал», — описывал Лэнгфорд тот матч. Сейчас показалось, что американский защитник придерживался той же схемы: в начале сконцентрировался на вспомогательных функциях, а после пошел в атаку. Правда, больше энергии Лэнгфорд стал тратить на нападение в тот момент, когда ЦСКА уходил в отрыв словно по геометрической прогрессии: +12, +15, +18.

В отличие от Лэнгфорда разыгрывающий Колом провел блекло не начало матча, а все его 40 минут. Понятно, что испанец сделал 7 передач, заигрывал «больших», разгонял нападение УНИКСа. Но 6 очков — это слишком мало для человека, который всю серию с «Зенитом» набирал 20. В этом сезоне Колом стал настоящим открытием, но единственное пятно, которое ему все никак не удается отмыть, — он еще ни разу не вытащил матч против соперника, который превосходил УНИКС в возможностях. Что ему мешало исправить ситуацию в первом матче с ЦСКА? Точно не усталость.

— Хоакин, казалось, что после вылета из Кубка Европы в марте вы немного потеряли ритм.

— Нет, я не думаю, что терял ритм, — отвечал Колом, куда-то торопясь после вечерней тренировки в понедельник. — Могу сказать, что этот регулярный чемпионат был для меня лучшим в карьере. Сейчас я пытаюсь быть более агрессивным, потому что это нужно команде. Но весь сезон прошел ровно.

— 6 матчей подряд проводите больше 30 минут на паркете. Чувствуется усталость?

— Нет, чувствую себя нормально. Во время плей-офф ты не можешь быть уставшим.

ПОНКРАШОВ — ЛУЧШИЙ В УНИКСЕ

Но главным событием матча стало... появление Александра Овечкина, известного хоккеиста, забросившего всего-то одну шайбу на недавнем чемпионате мира. Непонятно, как к этому относиться. То ли финал настолько унылый, то ли культ личности Овечкина силен в такой мере, что его признают вне зависимости от Кубков Стэнли (точнее, их отсутствия) и выступления в сборной. В любом случае Александр вместе со своей возлюбленной энергично поддерживал друга Виталия Фридзона, и это, видимо, помогло российскому защитнику ЦСКА набрать 16 очков и стать одним из главных героев матча.

По ту сторону баррикад был другой россиянин. Антону Понкрашову не помогали с трибун хоккеисты, но для УНИКСа он стал ключевой фигурой в матче. 15 очков, 4 точных броска из-за дуги, 4 передачи. Ранее Понкрашов говорил, что был недоволен своей игрой в серии с «Зенитом», объясняя, что не смог противостоять энергичной защите питерской команды. В этот раз ни о какой защите, тем более энергичной, речи не шло — обе команды в середине матча уже ходили пешком. Что-то поменялось после того, как Понкрашов начал навязывать грубую игру. По его напряженному выражению лица было понятно, что не всех устраивает счет 0 - 3, который предсказывают все вокруг.

ЧТО ПОМОЖЕТ УНИКСУ ВО ВТОРОЙ ИГРЕ

Обычно, когда говорят о рецептах победы над ЦСКА, используют странные формулировки со словом «залезть»: «нужно залезть им под кожу», «нужно залезть им в голову» и т. д. Наверное, значение таких утверждений объяснит врач. УНИКСу же поможет укрепление игровых сочетаний. Логика подсказывает, что Пашутин продолжит гнуть ту линию, которая взяла свое начало в первом матче с ЦСКА. С уменьшением нагрузок на Лэнгфорда и Колома, более активным заигрыванием Каймакоглу и «больших», Параховским и Лиходеем в ротации. И все это станет более привычным, отработанным для казанцев во второй игре, что определенно сыграет свою роль.