Вот уже третий день как правый берег Казанки больше напоминает строительную площадку Вот уже третий день как правый берег Казанки больше напоминает строительную площадку Фото: Максим Тимофеев

«ХОТЯ БЫ ПРОЙТИСЬ» ДО 12 ИЮНЯ: В КАЗАНИ ГОТОВЯТ ЭТАП «ШЕЛКОВОГО ПУТИ»

Вот уже третий день как правый берег Казанки больше напоминает строительную площадку. Тракторы, экскаваторы — на фоне стен Казанского кремля и горсток отдыхающих, тех, кто может себе позволить поваляться на солнце в разгар рабочего дня. Здесь готовят площадку для ралли «Шелковый путь».

«По береговой линии Казанки будет организована короткая гоночная трасса протяженностью 1,5 - 2 километра», — ответили на запрос корреспондента «БИЗНЕС Online» в республиканском министерстве по делам молодежи и спорту.

О том, что по живописному берегу будет проложен участок трассы ралли, стало известно несколько дней назад. Маршрут ралли проходит от Москвы до Пекина. Правда, песчаный пляж Казанки пока напоминает гоночную трассу весьма отдаленно. Три экскаватора и один трактор «прогрызли» в песке траншею длиной в пару сотен метров и шириной не больше десяти. Рабочие (на участке трудятся две бригады посменно; в каждой по 7 человек) рассказывают, что сроки сдачи объекта не столь жесткие. Начальство требует «хотя бы пройтись» до 12 июня, а приемка объекта ориентировочно состоится 20-го числа. Сейчас же на правом берегу Казанки размещают грунт, а затем перейдут к возведению бровок по краям трассы — для соблюдения требований безопасности.

Судя по карте маршрута, которая оказалась в распоряжении «БИЗНЕС Online», в столице Татарстана ралли стартует от стадиона «Казань Арена» (там же разместят сервисный парк ралли). Далее через проспект Фатыха Амирхана и мост «Миллениум» грузовики пересекают Казанку, следуют по улице Вишневского, Карла Маркса, Кремлевской, выходят на Ленинскую дамбу (забавно, что обычным грузовикам въезд в центр Казани, как известно, запрещен). Наконец, свернув на Сибгата Хакима, они оказываются на берегу Казанки. Здесь будет так называемый пролог — самый зрелищный финальный этап заезда. На пляж гонщики будут заезжать со стороны автобусной остановки сразу за жилищным комплексом «Магеллан», затем проедут вдоль улицы Сибгата Хакима и обогнут берег. Финишная прямая должна располагаться прямо у здания гостинично-развлекательного комплекса «Ривьера».

В Казани спортсмены окажутся 9 июля, а уже 10-го покинут столицу Татарстана и направятся по скоростному участку трассы от села Шали в Пестречинском районе, что под Казанью, до поселка Бердибяково в Рыбно-Слободском. Кроме того, гонщики должны посетить автомобильную столицу Татарстана. «Для Набережных Челнов, через который проедут участники автопробега, это дополнительная возможность продемонстрировать город, где создаются «КАМАЗы». Для их инженеров, в свою очередь, участие в ралли — это возможность испытать в боевых условиях свою продукцию, ходовую, двигатели. К примеру, сейчас у нас налажены тесные связи с Саудовской Аравией, а это территория, схожая с той песчаной местностью, по которой будет проложен маршрут авторалли», — объяснил первый заместитель министра по делам молодежи и спорту РТ Халил Шайхутдинов.

«Шелковый путь-2016» стартует в Москве 8 июля и его конечной точкой станет столица Китая Пекин «Шелковый путь-2016» стартует в Москве 8 июля, его конечной точкой станет столица Китая Пекин Фото: архив kamazmaster.ru

ВОЗРОДИТЬ ГОНКУ ДОВЕРИЛИ ЧАГИНУ

Ралли «Шелковый путь», созданное в 2009 году как отечественный аналог «Дакара», постоянно меняло маршруты. Если в первый год своего существования «Шелковый путь» начинался в Казани и завершался в Ашхабаде, то в следующие пять лет начальной точкой были Москва и Санкт-Петербург, а конечной — Сочи, Геленджик, Астрахань. Однако в 2014 году проект, как показалось, приказал долго жить. Тогда еще директор ралли, прославленный штурман Семен Якубов объявил о невозможности проведения многодневки, сославшись на то, что стране нужно успешно открыть трассу «Формулы-1» в Сочи. История повторилась спустя год. «2014 и 2015 годы следует рассматривать как период формирования планов на будущее», — говорилось тогда в бюллетене дирекции ралли «Шелковый путь».

С будущим определились в 2016 году. А именно — 20 февраля, когда один камазовец Владимир Чагин сменил на посту директора другого камазовца Якубова. В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Семен заявил, что не может давать каких-либо официальных комментариев относительно ралли, и переадресовал вопросы Чагину. Но связаться с самым титулованным гонщиком в истории престижнейшей многодневки «Дакар» (а Чагин побеждал там 7 раз) не удалось. Руководитель пресс-центра ралли «Шелковый путь» Эрик Хайруллин сослался на занятость своего непосредственного руководителя и привел в пример тот факт, что европейские СМИ тоже не могут получить комментарий Чагина в день обращения. Таким образом, руководство «Шелкового пути» берет тайм-аут и обещает прервать молчание на официальной пресс-конференции.

Случайность это или нет, но возвращение «Шелкового пути» выпало именно на тот год, когда татарстанская команда «КАМАЗ-Мастер» свой главный старт сезона провалила, хотя, конечно, можно считать успехом и второе место на «Дакаре-2016» экипажа Айрата Мардеева. Но для команды, которая приучила всех к победам, это несколько непривычно даже на фоне разговоров о том, что организаторы гонки сделали все, чтобы «КАМАЗ-Мастер» на этот раз не пришел первым. О том, что «Дакар» имеет для России важное значение, можно было понять по январскому диалогу президента России Владимира Путина и президента Татарстана Рустама Минниханова на заседании набсовета агенства стратегических инициатив. Глава государства поинтересовался успехами набережночелнинских гонщиков, а когда узнал, что дела, в общем-то, идут не очень, посоветовал «довести двигатели до совершенства».

Владимир Чагин и Айрат Мардеев Владимир Чагин и Айрат Мардеев Фото: kamazmaster.ru

«ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ» — НАШ ОТВЕТ «ДАКАРУ»?

Но главное — это маршрут. Впервые с момента создания ралли «Шелковый путь» пройдет до Пекина. Гонка стартует в Москве 8 июля, и его конечной точкой станет столица Китая. То есть ралли «Шелковый путь» впервые будет максимально напоминать маршрут той самой караванной дороги, по которой еще много веков назад передвигались торговцы. Дистанция длиной в 8,5 тыс. км, разделенных на 15 этапов, пройдет по территориям 3 стран. Маршрут был проложен по степным территориям Казахстана и Китая. Надо ли говорить, какой геополитический смысл несет ралли в условиях обострения отношений с Западом и переориентации российской внешней политики на восточное направление. Ну а возрождение Шелкового пути, как известно, стало одним из приоритетных проектов Поднебесной.

Для Татарстана «Шелковый путь» в этом году станет не только отечественным вариантом «Дакара» — сравнение напрашивается само собой, но и площадкой для реванша. Шансы высоки: в зачете грузовиков «Шелкового пути» практически ежегодно «золото» доставалось КАМАЗу, и только в 2011 году его взяла «Татра». Если проводить аналогии, то по протяженности российская гонка даже немного опережает «Дакар-2015» для грузовиков — там длина трассы составляет 8 152 км (для участников других классов — до 9,3 тыс. км). В остальном отечественный аналог пока заметно уступает. Если в 2016 году в «Дакаре» принимали участие 354 транспортных средства, среди которых чуть более 300 грузовиков и внедорожников, то в отечественном «Шелковом пути» организаторы ожидают увидеть вдвое меньше экипажей, при этом класса мотоциклов не будет совсем. По предварительным данным, в заездах могут принять участие около 150 экипажей грузовиков и внедорожников из 25 стран.

В столице Татарстана ралли стартует от стадиона «Казань Арена» (нажмите, чтобы увеличить)

Отличается и география участников. В главной многодневке планеты принимали участие спортсмены из 60 стран. Наибольшее представительство у Франции, Нидерландов, Испании, Чили и Чешской Республики. В «Шелковом пути» примут участие представители 25 стран — такие цифры называют организаторы. Пока старт-лист отечественного ралли остается неизвестным, стран-участниц назвать не получится — заявки еще принимаются. Но несколько лет назад кроме россиян там выступали, например, французы, бельгийцы, немцы, румыны, венгры. И, конечно же, участники из стран бывшего СССР.

По словам Шайхутдинова, телеаудитория ралли составит 200 млн. человек, а в числе вещателей будут каналы с мировым именем, в числе которых «Евроспорт». «Проведение этой гонки послужит узнаванию Татарстана, Казани, Набережных Челнов, их позиционированию на мировом рынке автомобилестроения», — уверяет Шайхутдинов.