Сегодня туризм оказался в центре внимания заседания ОГМВ Сегодня туризм оказался в центре внимания заседания ОГМВ Фото: kzn.ru

БЭБИ-БУМЕРЫ РАЗОГРЕЮТ ТУРИСТИЧЕСКУЮ ОТРАСЛЬ С 2030 ГОДА

Сегодня туризм правил бал на площадке форума «Объединенные города и местные власти». После посыла знаменитого урбаниста Ричарда Флориды, говорившего о росте городов, в Казани подискутировали вокруг тяги постиндустриального горожанина к перемене мест. В работе секции приняли участие свыше сотни человек. А уже потом, на полдень и вечер, остались вопросы политические, обсуждение которых проходило за закрытыми для прессы дверями.

Модератор площадки, основатель компании AboutTourism Манолис Псаррос (эксперт по турмаркетингу из Греции) напомнил, что к 2050 году две трети глобальных поселений будут жить в городах. Причем в 40 из них прогнозируется население свыше 10 млн. человек, с концентрацией большей части мирового дохода. То есть потенциал для туризма будет ого-го. Только с 2005 по 2015 год мировая туриндустрия выросла на 14%.

«Это огромный рост! И большое влияние на него оказало молодое поколение, которое обеспечивает самый большой рост клиентской базы для туризма», — с энтузиазмом говорил Псаррос. К 2025 году молодые люди будут составлять 50% от всего турпотока, к 2030 году в их полку будет пополнение за счет первого 100-процентно цифрового поколения бэби-бумеров.

«Сейчас идет движение от линейной модели потребления, где мы что-то потребляем, а потом выбрасываем на помойку, — продолжал спикер. — Наступает модель рециркулярной экономики, где перерабатывается все. Это будет новая экономика, в которой важную роль будет занимать интернет вещей, гаджеты будут между собой обмениваться информацией. На фоне этого произойдет уход традиционного туриста и приход цифрового. Это будет цифровое обслуживание клиента на каждом этапе его путешествия — от момента заказа билета до оплаты услуг».

Манолис Псаррос Манолис Псаррос: «Казань тому хороший пример. Это город, где история и наследие прошлого замечательно сочетается и интегрируется с современными проектами»

Основная рекомендация Псароса сводилась к тому, что города должны быть для людей, с хорошей экологией и чтобы приезжие общались с местными.

«Казань тому хороший пример. Это город, где история и наследие прошлого замечательно сочетается и интегрируется с современными проектами», — ожидаемо польстил принимающей стороне модератор.

«НАЙТИ ГОРОД НА КАРТЕ СЛОЖНО, ЕСЛИ НИЧЕГО НЕ ЗНАЕШЬ О РОССИИ»

Основатель компании H&Co, ведущий эксперт в области корпоративного и территориального брендинга Джереми Хилдрю повернул беседу в близкое ему русло. Ранее его компания работала на британскую армию, он сотрудничал с газетой The Wall Street Journal. Мэрам городов Хилдрю поведал о влиянии бренда на туризм, а заодно рассказал, чем корпоративный бренд отличается от городского.

«Не подумайте, что охранникам Букенгенского дворца нужен брендинг, — сказал Хилдрю. — Не путайте корпоративную идентичность с брендом места. Это большая ошибка».

В интерпретации Хилдрю слово «бренд» в переводе со скандинавских языков означает «огонь».

«Иными словами, вы клеймите свою скотинку, — добавил образности процессу брендинга Хилдрю. — Бренд — это не то, что есть на самом деле. Это впечатление, которое вы производите. У бренда два вектора: слава и любовь. Бренд вашего города могут сильно любить, но в мире его не будут узнавать, он не будет знаменитым. Стоит быть и тем, и другим, как Coca-Cola».

. Эксперты посоветовали привлекать местных жителей и туристов к идентифицикации Казани по уникальным направлениям туризма Фото: kzn.ru

Эксперт вообще испытывает особую склонность к постсоветскому пространству. «Возьмите пригород Улан-Батора, я там бывал, и пригород Санкт-Петербурга. Это во многом похожие районы», — так Хилдрю объяснил свой интерес. Надо сказать, Казань эксперта тоже заинтересовала.

«Само название имеет очень интересный вкус, звучит экзотично, в этом есть что-то даже таинственное, — сказал теоретик и практик брендинга. — Это надо отражать в бренде города. Найти город на карте сложно, если не знаешь ничего о России. Я бывал в других странах на крупных мероприятиях и видел название вашего города. А что это такое? Это компания? Страна? Оказалось, что это Казань — город в России».

ПАДЕНИЕ ДО 30% ТУРПОТОКА В ПАРИЖЕ И РАВНЕНИЕ КАЗАНИ НА ТУРИСТИЧЕСКИЕ МЕККИ

А вот вице-мэр Парижа Патрик Клугман поделился реальным опытом города в туристической отрасли. Первая столица мира ранее считалась международным центром с туристическим потоком 65 млн. человек каждый год. Клугман сообщил, что после терактов в столице Франции в конце 2015 года произошло падение турпотока — пока оно оценивается в интервале от 15 до 30%.

«И 6 месяцев спустя ситуация не возвратилась в нормальное состояние, — констатировал вице-мэр. — Когда возникают такие ситуации [теракты] они отражаются на туризме. Конечно, на туризм повлиял и экономический кризис. У Парижа есть история, но нельзя лишь благодаря этому занимать устойчивую позицию на рынке».

Основная точка притяжения Парижа по-прежнему Эйфелева башня. Само собой, что французы делают все, чтобы сохранять туристическую привлекательность города, не исчезнуть с карты всемирно известных туристических направлений. И тут все средства хороши — работают со всеми туристическими направлениями, в том числе и с Казанью. К слову, на следующей неделе в Казань приедут 28 путешественников, пересекающих континент от французской Атлантики до российского Тихого океана в рамках года перекрестного туризма России и Франции.

Евгения Лодвигова Евгения Лодвигова: «Почему люди приезжают в Казань? Потому что здесь интересно. Каждая улица может рассказать об истории людей, легендах, тайнах» Фото: metshin.ru

То, что с вице-мэром Парижа обговорили некоторые детали сотрудничества с Казанью в сфере развития туризма, сообщила «БИЗНЕС Online» вице-мэр Казани Евгения Лодвигова. Наведается наша делегация и в Казахстан — договоренность о презентации города уже достигнута.

«Step by step, будем пробовать и страны СНГ, — сказала Лодвигова о проведении казанских презентационных туров. — Без туризма современные города развиваться не могут, поэтому многие на него делают ставку. Туризм должен быть в приоритете наравне с развитием инфраструктуры, транспорта. Тем более для такого города, как Казань, которая должна равняться на мировые туристические мекки. Мы по многим показателям ушли хорошо вперед, но надо учиться».

«МЫ НЕ ХОТИМ, ЧТОБЫ ЛЮДИ С НИЗКИМ ДОХОДОМ ПРИЕЗЖАЛИ НА СЕЙШЕЛЫ»

Проблему сложности поиска туристических мест, затронутая Хилдрю, продолжила сопрезидент ОГМВ, мэр горда Виктория (Сейшельские острова) Жаклин Мусташ-Бель.

«Если вы с собой не возьмете лупу, то, скорее всего, найти наши острова будет сложно, — пошутила Мусташ-Бель. — В течение всей жизни мне приходится объяснять, где находятся Сейшелы. Помимо туризма, наши ресурсы — это рыбная ловля».

Население Сейшел 90 тыс. человек, из которых порядка 19 тыс. — иностранцы. Причем у Казани и Сейшел одинаковый часовой пояс.

Жаклин Мусташ-Бель Жаклин Мусташ-Бель: «Мы не хотим, чтобы люди с низким доходом приезжали на Сейшелы. У нас абсолютно другая идеология. Вы выбираете то, что можете себе позволить. Можете приехать? Приезжайте!»

«Туризм у нас высшего класса, дорогой, элитный, — не скрывала Бель. — И многие меня обвиняют в том, что мы сегрегируем людей. Но мы не хотим, чтобы люди с низким доходом приезжали на Сейшелы. У нас абсолютно другая идеология. Вы выбираете то, что можете себе позволить. Можете приехать? Приезжайте!»

Прямых рейсов на все острова нет, разве что перелет из Москвы на главный остров Маэ, а далее трансферы морем или опять-таки по воздуху. Вместе с тем въезд является безвизовым, 50% территории островов служит туризму, а другая половина остается за нетронутой природой.

«Мы не хотим испортить то, что у нас есть. Это острова, людей приезжает и так много, и если их будет еще больше, то это угробит острова. Вот и все!» — очень просто сказала сопрезидент ОГМВ.

ЭЛЕШ ОТ КАЗАНИ И НОВЫЕ ТОЧКИ ПРИТЯЖЕНИЯ В СТРАНАХ АЗИИ

О том, как привлекает туриста Казань, рассказывала вице-мэр Лодвигова. Начала она с истории Казани, с того, что в городе более пяти веков соседствуют два народа, а также рассказала о проекте строительства ВСМ Москва — Казань с перспективой выхода на Китай.

«Почему люди приезжают в Казань? Потому что здесь интересно. Каждая улица может рассказать об истории людей, легендах, тайнах», — сказала Лодвигова.

Два исторических объекта из 56 объектов всемирного наследия находятся в Татарстане: первый — Казанский кремль, второй — древний город Болгар, говорила Лодвигова по-английски. Участники обсуждения с пониманием кивали. Привлекала вице-мэр столицы Татарстана потенциальных туристов Федором Шаляпиным, Рудольфом Нуриевым и их связью с Казанью.

«Элеш, очпочмак, кыстыбый, губадия — это наши национальные татарские блюда, такого нет нигде в России, — заманивала на сладкое и вкусное Лодвигова участников заседания ОГМВ. — Гастрономические турне по Казани становятся популярнее среди гостей столицы».

Лодвигова считает, что не стоит ограничивать город каким-то одним направлением туризма.

«Мы понимаем, что событийный туризм сейчас необходим для внутреннего туризма, — сказала вице мэр. — Я четко понимаю, что гастрономический туризм должен развиваться. Только в том году было создано пять новых туристических маршрутов. Это не предел, потому что Казань исторически имеет большой потенциал».

Псаррос советовал городу привлекать местных жителей и туристов к идентификации Казани по уникальным направлениям туризма.

«Таким образом создаются сильные партнерские отношения с крупными игроками международной отрасли туризма, — сказал он. — Все больше и больше городов вступают в конкурентную борьбу за внимание туристов, появляются новые точки притяжения в странах Азии».

Напоследок Псаррос заявил, что у Казани есть возможность найти свой собственный сегмент с помощью стратегии брендинга и развития всего задуманного на практике.