В рамках заседания исполнительного бюро ОГМВ в Казани пройдет форум MadeInKazan В рамках заседания исполнительного бюро ОГМВ в Казани пройдет форум MadeInKazan

МЭРЫ МИРА ПОДЕЛИЛИСЬ С КАЗАНЦАМИ ЛЕГЕНДАРНЫМИ ЭКСПЕРТАМИ

В Казани 26 и 27 мая с лекциями в рамках форума MadeInKazan выступят всемирно известные урбанисты, бывшие и действующие мэры городов мира, консультанты мировых правительств и организаций. Они поделятся со слушателями своим уникальным опытом реформирования городского пространства, территориального продвижения, применения инновационных технологий для улучшения качества жизни. Столь солидную команду экспертов в Казани удалось собрать благодаря тому, что в эти дни пройдет заседание исполнительного бюро организации «Объединенные города и местные власти» (ОГМВ). На это заседание в Казань съезжаются руководители городов и их заместители со всех континентов.

По поручению мэра Ильсура Метшина решено возродить проект MadeInKazan, чтобы горожане смогли посетить лекции 13 приглашенных экспертов, рассказал на недавней пресс-конференции замруководителя исполкома Казани Иван Кузнецов. Лекции бесплатно посетят зарегистрировавшиеся на сайте проекта казанцы, и сегодня последний день, чтобы успеть подать заявку. Увы, на мероприятиях такого уровня число участников всегда ограничено. В течение двух дней двери форума в международном информационном центре Деревни Универсиады будут открыты для 1,2 тыс. горожан. Газета «БИЗНЕС Online» внимательно ознакомилась со списком спикеров и выбрала наиболее известных из них.

В числе хедлайнеров форума, безусловно, бывший мэр Лондона Кен Ливингстон В числе хедлайнеров форума, безусловно, бывший мэр Лондона Кен Ливингстон Фото: ©Михаил Воскресенский, РИА «Новости»

БЫТЬ ГЛАВОЙ ЛОНДОНА: УЛЬТИМАТУМ БИЗНЕСА, ЗАЩИТА МУСУЛЬМАН И НЕПРИЯЗНЬ МАРГАРЕТ ТЭТЧЕР

Кто же, на наш взгляд, выступит в числе хедлайнеров форума? Безусловно, одним из них будет бывший мэр Лондона (с 2000 по 2008 год), а ныне активный политический деятель Кен Ливингстон. Он знаменит тем, что в столице Великобритании реформировал городскую транспортную систему в короткие сроки. «Когда я стал мэром, люди из большого бизнеса сказали мне: «Если ты не решишь проблемы пробок в Лондоне, мы перенесем бизнес в другие страны», — вспоминал в 2015 году Ливингстон (цитата с сайта «Эха Москвы» — прим. авт.). Скорость движения в центре города тогда редко превышала 15 км/час, а метро было перегружено.

Мэр сделал въезд в исторический центр Лондона платным, где установил высокие цены на парковку. В то же время для проезда в общественном транспорте была разработана гибкая система оплаты. Увеличив количество автобусов, организовав для них и для такси выделенные полосы, открыв для автомобилистов перехватывающие парковки на въезде в центр, он сумел пересадить горожан на общественный транспорт. Сначала новый рецепт борьбы с пробками (это сегодня выделенные полосы стали реальностью во многих городах!) показался общественности хуже пилюли, а самому Ливингстону прочили скоропостижный закат карьеры. Однако лондонцы быстро оценили реформы мэра и переизбрали его повторно. Преемник Ливингстона Борис Джонсон продолжил в том же духе. А пример решения Лондоном транспортных проблем в начале нулевых стал образцом для подражания в других мегаполисах мира. Эти изменения, по мнению экспертов, позволили эффективнее использовать экономический потенциал города.

Ливингстон считает, что источником развития для городов сегодня должны быть новые технологии, которые могут стать экспортным товаром, а также проекты по защите окружающей среды. Но на посту градоначальника он занимался не только хозяйственными вопросами: на практике проводил политику толерантности по отношению к представителям всех религий и национальностей, населяющим Лондон. При нем традиционными стали фестивали, знакомившие британцев с культурой, историей разных стран, в том числе России. В 2006 году на Трафальгарской площади в центре Лондона он провел празднование окончания священного для мусульман месяца Рамадан. Ливингстон, говоря о важности межконфессионального согласия, нередко напоминал о заветах пророка Мухаммеда и критиковал пропаганду исламофобии.

Бывший глава Лондона всегда выступал в защиту мигрантов-мусульман, бежавших в Великобританию из горячих точек. При этом он открыто говорит о причинно-следственных связях, приведших к наплыву беженцев в Европу, — военные действия в Афганистане, Ираке, Ливии. «Западная интервенция сделала жизнь хуже и для сирийцев, и для иракцев — это факт, который надо признать, — говорил Ливингстон в интервью в 2015 году (цитата по сайту «Эха Москвы»прим. авт.). — И она создала пространство для развития исламского террористического общества. Саддам Хуссейн и Каддафи, какими бы они ни были — они, может быть, были ужасными личностями, — но сегодня без них ситуация при их последователях гораздо хуже, чем она была при них, когда сохранялся статус-кво».

Экс-градоначальник Лондона или Красный Кен, как звали его журналисты, всегда держался особняком в британской политической элите, позволяя себе говорить то, что думает. Возглавляя в 1980-е годы лондонскую администрацию, он ежедневно вывешивал цифры безработицы в стране перед зданием парламента. Против него выступила премьер-министр Маргарет Тэтчер, а позднее — еще один премьер Тони Блэр. Однако это не помешало харизматичному, яркому Ливингстону — крепкому хозяйственнику и успешному политику (а мэру такого города, как Лондон, быть вне политики невозможно) — завоевать симпатии горожан и стать мэром.

На MadeInKazan выступят мэры городов мира и ведущие специалисты по урбанистике

КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА И «МОДЕЛЬ 3Т» КАК ЗАЛОГ ПРОГРЕССА

Не менее интересен еще один спикер MadeInKazan — автор теории креативного класса, социолог и экономист Ричард Флорида. Мировыми бестселлерами стали его книги «Креативный класс: люди, которые меняют будущее» и «Кто твой город? Креативная экономика и выбор места жительства». Флорида начал первым говорить о тех, кого в России порой сегодня без особой любви именуют креаклами, в прошлом десятилетии. Ценностями креативного класса он считает индивидуальность, открытость и меритократию (подразумевает, в частности, наличие власти у людей, которые добились этого заслугами и талантом).

Флорида придумал для общества новую классовую структуру: креативный, обслуживающий и рабочий классы. По его мнению, творческие люди, то есть креативное ядро (будь то художники или программисты), — это главная движущая сила развития государства. Важно, что под креативными автор понимает не узкий социальный слой творческой элиты, а людей с творческим подходом к работе в целом — это бизнесмены, врачи, учителя и представители других профессий. И чем больше в стране креативных людей, тем выше ее доход, тем активнее она развивается. «Для современного бизнеса доступ к талантливым, креативным людям — то же самое, чем был в свое время доступ к каменному углю и железной руде для сталелитейной промышленности», — отмечает Флорида. Креативность в его понимании — это производство новых форм и моделей, которые можно с легкостью распространять и широко использовать, креативность является частью экономики.

Идеи автора теории креативного класса тесно переплетены с идеями урбанистов. «Самыми ценными характеристиками городов оказались не базовые услуги или экономические возможности, а объекты социально-бытовой инфраструктуры города, его доброжелательность и красота», — написал в книге «Креативный класс» Флорида. Для комфортного проживания людей он в нулевые предложил реконструировать городские зоны, разбить парки и скверы, проложить велодорожки. К слову, сейчас все это активно стремятся воплотить в жизнь некоторые города России, в том числе Казань. «Раньше город был средоточием крупной промышленности и офисной коммерции. Сейчас люди хотят не только работать в городе, но и жить, играть в нем. Город из офисов и торговых центров — призрак, — говорил Флорида в одном из ранних интервью (цитата с сайта газеты «Коммерсантъ»прим. авт). — Днем там трудятся люди, а ночью ходят преступники».

В целом для творческого развития американский эксперт считает важными три составляющие: талант, технологии и толерантное отношение ко всем без исключения людям. По его мнению, модель 3Т — это залог успешного экономического развития стран. Флорида убежден, что для формирования креативного класса как двигателя прогресса необходим благоприятный «человеческий климат», хотя это в равной степени относится, пожалуй, ко всем жителям планеты. Правильный человеческий климат формируется на основе толерантности, безопасности, возможностей для развития, интересной работы и других факторов. Однако для каждого человека он свой, город должен обладать совокупностью всех условий, чтобы обеспечить одинаково комфортную среду для разных людей, полагает Флорида. Его идеи взяли на вооружение мэры городов, предприниматели, консультанты в США, Европе, в некоторых странах Азии. Теория Флориды нашла как многочисленных сторонников, так и противников, но, несомненно, она оказала и продолжает оказывать влияние на формирование современной культуры и городского пространства.

Вукан Вучик — один из самых известных в мире экспертов по решению транспортных проблем в крупных городах Вукан Вучик — один из самых известных в мире экспертов по решению транспортных проблем в крупных городах Фото: скриншот с видео

ВУКАН ВУЧИК: «КАК ПОКАЗЫВАЕТ ПРАКТИКА, С РАСШИРЕНИЕМ ДОРОГ ЗАТОРЫ НЕ УМЕНЬШАЮТСЯ, А ЧАЩЕ ДАЖЕ УВЕЛИЧИВАЮТСЯ»

Вукан Вучик — один из самых известных в мире экспертов по решению транспортных проблем в крупных городах. 50 лет назад он получил в Калифорнийском университете степень магистра и доктора технических наук в области гражданского строительства и транспортных систем и до сих пор (а ему, между прочим, уже за 80 лет) консультирует города и правительства. Если на одну чашу весов положить опыт Вукана, а на другую — практику 10 любых других специалистов в этой области, Вучикоднозначно перевесит. По вопросам развития транспортной инфраструктуры он консультировал администрации Нью-Йорка, Пекина, Мюнхена, Парижа, Рима, Мехико, Сингапура, Сан-Франциско, Гамбурга и множества других городов. При его непосредственном участии разрабатывались проекты метро в Эдмонтоне и Риме, утверждалась концепция развития транспорта в австралийском городе Перт, строилась скоростная железная дорога Вашингтон — Балтимор в США. Вучик оценивал эффективность работы метрополитена Пекина и Вашингтона.

Он автор нескольких книг, по которым учатся его более молодые коллеги. Книга «Транспорт в городах, удобных для жизни» стала бестселлером не только для специалистов городского транспортного планирования по всему миру, но и для глав городов и регионов. Ценность этой работы, по мнению директора Института экономики транспорта ВШЭ Михаила Блинкина, состоит в том, что она заполняет значительный пробел в умах отечественных специалистов, представления которых об устройстве общественного транспорта сводились к смеси из постулатов, усвоенных в советское время, и туристических впечатлений от зарубежных поездок.

В отличие от многих унылых урбанистов, претендующих на должность капитана Очевидность, Вучек не устает удивлять. Многие его утверждения кажутся экстравагатными, но за каждым — глубокий практический смысл.

«Как показывает практика, с расширением дорог заторы не уменьшаются, а чаще даже увеличиваются», — уверен эксперт. Звучит странно? На самом деле все просто: очень часто широкая дорога ведет в более узкое место, и там всегда будет пробка. По мнению гуру, нужно смотреть на несколько шагов вперед: если эти магистрали ведут в город, не потребует ли это больше парковок? Ведь если в городе будет больше парковок, будет и больше машин, а на улицах будет больше пробок. Вопрос в том, хотим мы увеличить или уменьшить количество автомобилей на улицах.

Вучик любит вспоминать скандал, который случился в 1930-х, когда Exxon (нефтяная компания), General Motors (автопроизводитель) и Firestone (производитель шин) объединились и основали компанию «Национальные городские линии», которая заявила своей целью модернизацию транспорта в городах. На самом деле они сговорились сделать все, чтобы избавиться от трамваев. Они скупали трамвайные системы и запускали кампанию по их дискредитации: мол, они устарели, шумят. Заменяли трамваи автобусами, а затем попросту продавали их: какая им разница? Ведь теперь они продают больше шин, больше нефти и больше автомобилей! Они уничтожили хорошие транспортные системы во многих городах. «Они делали ужасные вещи: даже идущие по замечательным скоростным полосам по центру дороги (как в России во многих городах) трамваи были уничтожены. Полосы были заасфальтированы: якобы это увеличивает пропускную способность дороги. На самом деле они снизили пропускную способность и катастрофически уменьшили число поездок в общественном транспорте. Они вынудили людей ездить на машинах все больше и больше, а затем заявили: «Людям нужны парковки и скоростные дороги». Не повторяйте чужих ошибок. Не бросайте трамвайные пути, которые были построены у вас раньше, — не устает повторять Вучик. — Во многих городах США те трамвайные пути, которые были убраны раньше, теперь восстанавливаются. Власти городов тратят на это сотни миллионов долларов».

Еще один его постулат звучит так: «Личный автотранспорт субсидируется городами намного больше, чем общественный. Люди ездят по автодорогам и за это в подавляющем большинстве ничего не платят — разве это не субсидирование? А почему мы должны субсидировать бесплатные парковки в центре и не должны субсидировать общественный транспорт?» Далее следуют тезисы, начавшие медленно, но верно менять и Россию: «Пешеход важнее автомобиля. Велосипедист важнее автомобиля. Маршрутный автобус или трамвай важнее автомобиля. Все автомобилисты равны. Едущий автомобиль важнее припаркованного: первый выполняет полезную транспортную работу, второй — нет. Соответственно, парковка немыслима на тротуаре, во дворе (если этот двор не находится в вашей частной собственности) и, разумеется, везде, где вы можете хоть чем-то помешать движению автомобилей и пешеходов, а также работе общественного транспорта».

Вучик также негативно относится к маршруткам. «Маршрутки очень часто используются в неразвитых и развивающихся странах. В большинстве стран маршрутные перевозки выглядят ужасно — никакой безопасности, никакой надежности. Маршрутки очень трудно согласовать с другими видами общественного транспорта. Естественно, в такой ситуации власти не могут ни проконтролировать маршрутные перевозки, ни гарантировать их качество и безопасность. В пиковые часы маршрутки просто забирают пассажиров у муниципального общественного транспорта, а в остальное время, когда пассажиров не так много, они могут уехать с маршрутов. Власти зачастую даже не знают, сколько у них маршруток. В Мехико, например, когда я спрашивал у властей, сколько у них таких микроавтобусов, они мне отвечали: «Точно не знаем, то ли 21 тысяча, то ли 26 тысяч».

В США маршрутки запрещены. В Великобритании их пыталось ввести правительство Тэтчер, опыт был крайне неудачным.

Среди учеников Вучика — ведущие европейские и мировые специалисты в области строительства и функционирования транспортных систем, среди которых заместитель министра транспорта Норвегии Тур Хотвейт, руководитель строительства метро в Афинах Уильям Стид, министр транспорта в Торонто Стивен Бакли и многие другие.

С 2012 года Вучик активно работает в России: является членом жюри в конкурсе проектов по разработке новой московской агломерации, читает лекции в Высшей школе экономики. С 2013 года активно сотрудничает с фондом «Городские проекты», проводя исследования состояния общественного транспорта крупных городов и разрабатывая рекомендации по оптимизации городских транспортных систем.

Популярные московские блогеры Илья Варламов (автор поста «Плохая Тверь») и Максим Кац (депутат Мосгордумы) свозили Вучика в Омск и Тверь. В ходе поездки в Омск в 2014 году он раскритиковал состояние общественного транспорта города: «Ваш общественный транспорт — шок. Я никогда не видел такого состояния трамваев. Они как будто идут без рельсов. Они были построены еще в 20-х годах прошлого века и сейчас не развиваются. Ваши трамваи надо помещать в музей»

Но Тверь поразила пожилого профессора прямо в сердце. «Тверь как дикая Африка», — так оценил он состояние транспорта в городе.

«Я ни разу не видел трамвай в таком ужасном состоянии, — признался 79-летний Вучик. — Конечно, люди, которые видят только такие трамваи и ни разу не видели трамваи нормальные, говорят, что этот вид транспорта надо ликвидировать».

Не менее поразительным можно считать то, что тверские власти не пришли на встречу с экспертом...

Казанские руководители Вучика пригласили сами. Многие заветы эксперта городские власти в последние годы пытаются реализовать. Главное, чтобы они не забыли про его главный постулат: «Ограничивая автомобилистов, давайте им хорошую альтернативу».

На MadeInKazan помимо этих лекторов выступят еще 10 человек. Рассказать о каждом из них в одной статье не представляется возможным. Так, вице-мэр Парижа Патрик Клюгман как адвокат участвовал в громких политических процессах. Он защищает права меньшинств и борется с расизмом. Эксперт и консультант по туристическому маркетингу Манолис Псаррос консультировал Францию, Португалию, Италию, Финляндию, Данию, Мексику в вопросах развития туризма. Американец Роберт Равелли занимается вопросами градостроительства в США, Великобритании и Австралии на протяжении 20 с лишним лет, работал в комитете по подготовке Лондона к Олимпийским играм-2012. Каждый из 13 приглашенных экспертов обладает уникальными знаниями, и шанс послушать их выступления — да еще и бесплатно — можно считать удачей.