«РАЗВЕДЧИКИ» ПРОТИВ «САПЕРОВ»

19 мая в Казани любопытное мероприятие, посвященное Дню пионерии, состоялось в одном из самых молодых музеев города — Музее социалистического быта. Там была организована специальная выставка, на которой были представлены главные атрибуты организации. Можно было увидеть и даже примерить пионерские галстуки, форменные значки, потрогать горны, барабаны, знамена, плакаты, почитать журналы «Пионер», «Костер», «Вожатый», легендарную «Пионерскую правду» и даже взять в руки номер за 1953 год не менее популярной когда-то в республике пионерской газеты «Яшь ленинче» на татарском языке (сейчас она называется «Сабантуй»прим. ред.). Экскурсоводы рассказали о неформальных обычаях и ритуалах пионеров. Как оказалось, многие из них были заимствованы юными ленинцами у своих предшественников, потом превратившихся в их оппонентов — скаутов (или бойскаутов).

Представители этого всемирного юношеского движения занимались и в ряде стран продолжают заниматься физическим, духовным и умственным развитием так, чтобы занять конструктивное место в обществе. Это достигается неформальным образованием с упором на занятия на открытом воздухе, называемым скаутским методом. Отсюда — костры, сигнальные барабаны и горны, форменные значки, галстуки (у скаутов они не имели ритуального значения принадлежности к организации, а были вполне себе прикладной функциональной частью одежды — перевязать руку при ранении, что-то скрепить, связать и т. д. — прим. ред.). Скаутская организация, в отличие от прокоммунистических пионеров, была и остается добровольной, аполитичной, независимой. Слово «скаут» переводится с английского как «разведчик». В России юные «разведчики» появились в 1909 году.

Газета 53 года из фондов музея соцбыта Газета 1953 года из фондов Музея соцбыта

Интересно, что один из идеологов российского скаутизма Иннокентий Жуков (1875 - 1948, знаменитый скульптор-самоучка, педагог-новатор, литератор, видный деятель скаутского движения в России и один из основателей пионерского движения в СССР — прим. ред.), предложивший назвать детскую организацию пионерской, стремился воплотить в ней позитивные стороны скаутского движения. Слово «пионер» означало не «первопроходец», как принято полагать, а французский «сапер», «солдат для земляных работ». То есть юный пионер — это юный сапер, мостящий пути для будущего. Жуков предложил развивать игровые формы воспитательной работы с детьми и ввести девиз «Будь готов!».

ДЖЕМ-СЭЙШН НА ПИОНЕРСКИХ БАРАБАНАХ

Изначально было принято название новой организации — отряды юных пионеров имени Спартака. Появились пионерский галстук, значок, салют, песни, девиз, обычаи и законы пионеров. Главный из них — оказание помощи тем, кто в ней нуждается (между прочим, и государству в том числе — отсюда тотальные сборы макулатуры, металлолома и военизированная игра «Зарница», чтобы уметь защищать Родину, если потребуется). Пионерское приветствие «салют» — открытая ладонь, вскинутая выше собственной головы — означало открытость помыслов и верховенство общественных интересов над личными.

Разрозненные отряды будущих пионеров действовали в Советской России уже с 1917 года, сообщил «БИЗНЕС Online» главный организатор мероприятия и директор музея Рустем Валиахметов (он также является директором близлежащего уникального Музея счастливого детстваприм. ред.). На территории современного Татарстана вектор этого движения в отличие от московского (почти сразу же политизированного и в большинстве своем городского, направленного на борьбу с беспризорничеством), первоначально напоминал направление петроградское. Оно было более романтичным, связанным с вылазками на природу, всевозможными поисками, ритуалами. От скаутов были заимствованы бивуаки, которые потом, в годы «развитой» советской пионерии, превратились в стационарные лагеря, больше напоминающие дома отдыха и санатории.

Не только почетными гостями выставки, но даже ее гвоздем программы стали казанские ветераны-участники пионерского движения. Они так сбацали на ритуальных барабанах и горнах настоящий джем-сэйшн, что вызвали восторг не только у любителей джаза, но и у профессионалов. На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», откуда у ветеранов такая прыть и выучка, Валиахметов пояснил, что барабан и горн в те годы доверяли далеко не каждому. То были личности заметные (какими в деревне были гармонисты, в городе гитаристы и проч.). На них лежала не только ответственность за своевременное оповещение об опасности, но и поддержка равнения строя. Также от их исполнительского мастерства зависело, встанут ли во время шествия под их знамена беспризорники и остальные «неохваченные». Ветераны не только музицировали, но и поделились воспоминаниями из своей пионерской юности. «БИЗНЕС Online» удалось записать откровения одного их них, пожелавшего остаться неизвестным, но доверившего вашему корреспонденту оформить эту исповедь от первого лица.

Рустем Валиахметов Директор музеев Соцбыта и Счастливого детства Рустем Валиахметов — директор Музеев соцбыта и счастливого детства

«МНЕ ПОВЕЗЛО НА ЦЕЛЫЙ ВЕК!»

«Пионерами у нас были все. И у всех, с кем случалось беседовать об этой организации, воспоминания о вступлении в нее были и остаются самыми волнующими и возвышенными. Потому что это были первые детские шаги навстречу судьбе целой страны — родной, самой лучшей, самой большой и самой сильной в мире. В этом тогда никто и ни на минуту не сомневался.

А вот день 19 мая 1970 года, когда я впервые повязал заветный красный галстук, до сих пор вызывает у меня чувства сложные. И вот почему. Не знаю, как везде, но у нас, в образцовой казанской школе №122, ежегодно принимали в пионеры в день рождения Ленина — 22 апреля. Мне и моим одногодкам несказанно повезло: нас должны были принимать в пионеры в день 100-летия Ленина!

Вся страна загодя, чуть ли не за год, с постепенно нарастающей торжественностью готовилась к этому дню. Уже тогда меня пусть смутно, но сильно и неизбежно начало накрывать осознание всей важности и огромной ответственности тех, кто вставал на трудовые вахты, посвящал Ильичу разнообразные свершения, о которых рапортовали миллионные тиражи газет, всесоюзные и местные радио и телевидение. Учредили специальную медаль, выпустили юбилейный рубль и особо оформленные красочные блоки-сцепки почтовых марок, в школы и трудовые коллективы зачастили с разными визитами и мероприятиями ветераны-орденоносцы и парадно одетые начальники.

Я перестал спокойно спать примерно за неделю до события, мама купила мне рубашку и новенький ярко-алый треугольный галстук, который мне повяжет особо отличившийся комсомолец-старшеклассник на общешкольной торжественной линейке. Стало известно, что с нее будет вести специальную передачу республиканское телевидение.

«ПРЕСТУПЛЕНИЕ» И НАКАЗАНИЕ

И тут случилась катастрофа, мир для меня почернел. Меня (меня!), твердого ударника учебы и отличника поведения лучшей казанской школы, командира октябрятской «звездочки». симпатичного, доброго, смелого и достойного мальчика, принимать в пионеры в день 100-летия Ленина не будут!

А произошло вот что. За пару дней до события, во время большой перемены, когда мы, все учащиеся младших классов, организованно разместились в школьной столовой вдоль длинных общих столов и взялись за ложки, чтобы приступить к обеду, где-то сзади, недалеко, случилась какая-то возня, сопение, потом — повышенные голоса, стук падающих стульев, пронзительное массовое хихиканье. Я не стал даже оборачиваться — мало ли что случается во время обеда, первый раз, что ли! А потом откуда-то появилась эта училка, даже не наша, а классный руководитель соседнего 3-го «А». Потом я смутно помню, как незаметно подошедшая наша Екатерина Максимовна укоризненно и с удивлением глядела в направлении, куда указывал вытянутый палец той «соседней» училки. Он указывал на меня. Дальше не помню, что последовало в ближайшие минуты, часы и сутки. Абсолютный провал памяти: таскали ли меня куда-то в учительскую или к директору, вызывали ли родителей? Наверное, из-за того, что настолько тогда оглушила меня тяжесть обвинения, а главное — его абсолютная несправедливость. Оказывается, я и еще двое моих одноклассников кидались хлебом! И кидались ни много ни мало накануне Того Самого Дня.

В ночь с 21 на 22 апреля я не спал вообще. Только под утро возникла какая-то надежда, причем вполне вероятная: Ленин спасет меня. Он же лежит там, в Москве, абсолютно живой, просто спит долго — я же сам видел! Наука и не такие чудеса творит. Тем более накануне такого дня должно же произойти что-то необыкновенное!

НА ЛЕВОМ ФЛАНГЕ, В ШТРАФНИКАХ

Я продолжал надеяться на чудо даже на торжественной линейке в школьном спортзале, где в огромное каре выстроилась вся тысяча нарядных школьников и пара десятков приглашенных. Играла громкая музыка, раскатисто звучали голоса из микрофонов. Телевизионщики действительно вели съемку; их телекамеры и вся эта масса народа с вниманием и любопытством поглядывала на сотню с лишним человечков, главных именинников на этом празднике жизни. Третьеклассники стояли с согнутыми в локтях правыми руками, на них висели расправленные и готовые к торжественному моменту ярко-алые треугольники пионерских галстуков. Они как-то особо горели, оттененные ослепительной белизной рубашек и блузок. Мы, трое «провинившихся», стояли на левом фланге, галстуков у нас не было, руки были вытянуты по швам.

Я до последней секунды не верил, что все происходящее со мной всерьез. Я думал, что меня пощадят, простят, а сейчас просто пугают для профилактики, воспитывают — ведь такой день! Я был почти уверен, что сзади, из последнего ряда, подойдет вдруг кто-то, может быть, даже мама, протянет мне мой заранее купленный и утром поглаженный на всякий случай галстук; все улыбнутся мне в знак прощения и примирения — и жизнь наладится.

Но она не наладилась. Я упустил возможность, которая случается раз в 100 лет, и ее уже не вернуть. Тем вечером я впервые понял темную и страшную величину слова «никогда», я впервые узнал, что могу желать кому-то страшной мести и даже смерти. И это желание может быть сильнее всех других.

Нас, троих «штрафников» и еще одну девочку, пропустившую ленинскую линейку из-за болезни, приняли в пионеры в «запасной день» — День пионерии, 19 мая. Нет, конечно, радость была — и от приобщения к чему-то большому, серьезному и государственному, и от того, что мы догнали в чем-то (только в чем?) своих одноклассников и всех остальных в школе, кто уже носил этот алый кусочек всесоюзного знамени повязанным особым узлом у себя на шее. И еще от того, что впервые почти за месяц перестали ощущать себя в какой-то степени голыми, как, наверное, чувствует себя арестованный солдат, лишенный оружия и форменного ремня. Но радость эта была какой-то, как звук, который доносится сквозь вату в ушах. Так пришло понимание, что в предстоящей жизни придется через нее нести то, чего из души не удалить, не вернуть, не восполнить, но с чем надо будет смиряться. Так началось мое взросление».

Записал Михаил Бирин