Михаил Фридман (слева) вслед за Владимиром Потаниным заявил о намерении передать свое состояние на благотворительные цели, а не оставлять его детям в наследство Михаил Фридман (слева) вслед за Владимиром Потаниным заявил о намерении передать свое состояние на благотворительные цели, а не оставлять его детям в наследство Фото: kremlin.ru

У МЕНЯ БЫЛА МЕЧТА — 1,5 МИЛЛИОНА ДОЛЛАРОВ НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ

Это уже не первый случай, когда олигархи добровольно готовы отдать свои богатства на благо общественности. Помните, несколько лет назад Владимир Потанин сказал: «Если родина попросит, я все отдам». И вот теперь Михаил Фридман. Но уже сегодня в стране очень много больных детей, нуждающихся в восстановлении, многим из которых необходимо лечение за границей. Открывали бы бесплатные клиники, создали благотворительный фонд. Я хочу сказать, лучше бы потихоньку помогали при жизни. Что, в стране проблем мало?

А сегодня огульно заявлять, мол, после себя ничего не оставляю детям, — это, во-первых, неубедительно. Во-вторых, никакого воспитательного эффекта в этом, мне кажется, нет. Скорее всего, детей уже коснулась удачная карьера олигарха. Кто его знает, возможно 22-летняя дочь Фридмана — это будущая Ксения Собчак. Вспомните ее поведение несколько лет назад...

Лично я не стремился к большим деньгам. У меня была мечта — 1,5 миллиона долларов на всякий случай... Я многодетный отец, у меня шестеро детей, из них несовершеннолетних четверо. Одна только взрослая и один студент. Главное для меня, чтобы они были здоровыми. И второе, чтобы они были гуманными, порядочными. Важно, чтобы они любили, уважали, ценили, чтобы они не позорили мою фамилию, наших предков. Богатство в нашей семье было в свое время, из-за этого и пострадали во времена коллективизации. Поэтому главное, чтобы они были духовно богатыми, нравственными, патриотами Татарстана, России, чтобы не предавали друзей, а дальше будут стараться работать и воспитывать трудолюбие.

Конечно, я что-то оставлю своим детям. Я не говорю в огромных масштабах. Сколько есть средств, положил им в банк. Открыл счета и то, что есть, распределил между ними.

Они должны получить образование, хорошо учиться, получиться профессию — это тоже стоит денег. Мне кажется, любой любящий родитель по возможности в любом случае что-то оставит своим детям, то, что было нажито за жизнь. Путь это не всегда материальное состояние, но это может быть та же хрущевка, подержанный автомобиль, вложенные силы и средства в то, чтобы ребенок стал достойным человеком. Так и в случае с олигархами, мне кажется.

Арабские шейхи ни одного из наших российских богатых предпринимателей не пускают в клуб миллиардеров мира, потому что у нас люди зарабатывали на несовершенстве законов Арабские шейхи ни одного из наших российских богатых предпринимателей не пускают в клуб миллиардеров мира, потому что у нас люди зарабатывали на несовершенстве законов Фото: prav.tatarstan.ru

У НАС ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ БОЛЬШОГО КАПИТАЛА ИМЕЮТ НЕСКОЛЬКО ИНОЙ ХАРАКТЕР

Не надо ждать конца света. Когда есть возможность, лучше уже заняться благотворительностью. За границей это очень модно, а у нас пока не знают, для чего они копят эти деньги. Вообще, большой капитал очень сильно меняет любого. Если состояние превышает миллиард рублей, человек уже сам собой не руководит, им командует дьявол. Это я даже по своим друзьям знаю. Когда у людей появляется большое состояние, они становятся совсем другими, они забывают истинные ценности. Лучше нас они не одеваются, не питаются нормально, не отдыхают — им нужны только деньги, деньги. Им жалко потратить копеечку на больного человека.

К сожалению, у нас такое положение вещей, в отличие от Запада, где благотворительность давно считается хорошим тоном, потому что богатство у них во многом передается через поколения, есть неписанные правила ведения бизнеса, иные традиции. Мы этого не видели, и у нас причины появления большого капитала имеют несколько иной характер, даже если взять тех, кого раскулачили в советские годы. Многие, в том числе дети знатных родов, и сегодня выбирают интеллигентную профессию учителя, врача, инженера, то есть генетически уже заложены какие-то устои.

А нынешнее поколение миллиардеров часто не имеет такой родословной. Просто сошлись определенные звезды удачным способом, купи-продай, различные махинации — вот вам и капитал. Я не представляю, как можно заработать миллиард долларов за 10 лет. Вы знаете, что арабские шейхи ни одного из наших российских богатых предпринимателей не пускают в клуб миллиардеров мира? Я спрашиваю арабских шейхов, почему они так поступают, а они говорят: у нас за 40 - 50 лет капитал складывался по наследству, да, во многом за счет полезных ископаемых, но все делалось по закону. Вы покажите, что сделали ваши граждане, чтобы за короткий срок заработать столько денег? Билл Гейтс, Стив Джобс — там понятно откуда умножился капитал, а у вас, скорее всего, люди зарабатывали на несовершенстве законов.

Еще один пример: я был в Австралии, это интереснейшая страна. Побывал я в городе Брисбен, население около миллиона человек, так там нет ни одного Mercedes А класса, ни других дорогостоящих машин, зато четыре ипподрома, и народ там так гуляет — скачки почти каждый день. Мне кажется, что это также от культуры происхождения капитала зависит. Среди татарстанских бизнесменов тоже хватает этого богатого кича, но все-таки тут больше склонны к благотворительности. Взять того же генерального директора «Таттелеком» Лутфуллу Шафигуллина — он многое делает для благотворительности.

Татарский ислам совершенно другой, он очень отличается от арабского. Он пошел от тенгрианства, и взяли мы самое хорошее оттуда. Тенгриантство запрещало накопительство, поощряется труд и обогащение через труд. Старое православие тоже впитало в себя многое от тенгрианства. Все меценаты в истории России —староверы. Возьмите Морозова, Шамова, Стахеева. У старой веры 60 процентов правил взято от тенгрианства, поэтому татары и староверы более склонны к благотворительности.

Фатих Сибагатуллин