Гость интернет-конференции «БИЗНЕС Online», руководитель международной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков, рассказал о новом фронте борьбы — ошибки врачей и необъяснимый всплеск подростковых самоубийств. Правозащитник также объяснил, чем «Агора» похожа на «Диссернет», и рассказал, чем его команда зарабатывает на жизнь.
Павел Чиков отметил, что «Агора» теперь не юридическое лицо и не ведет финансово-хозяйственную деятельность, а сам он давно отошел от административных дел и говорит о своем детище исключительно как о «клубе по интересам»
КАК СЕМИН И ХАЙРУЛЛИН КОСВЕННО ПОМОГАЮТ ПРАВОЗАЩИТНИКАМ
Гостем интернет-конференции «БИЗНЕС Online» на текущей неделе стал руководитель международной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков. В сентябре прошлого года «Агора» отпраздновала свой 10-летний юбилей, а в ноябре Чиков заявил о грядущей реорганизации. На фоне слухов о том, что «Агора» решила свернуть правозащитную деятельность, он рассказал, что намерен заниматься правами человека за пределами России.
«Сегодня «Агора» — это неформальное объединение юристов из нескольких стран, работающих по резонансным делам о нарушении прав человека, в нем около 40 человек, — рассказал Чиков о прошедшей реорганизации. — Есть серьезные планы по работе на постсоветском пространстве — навыки, которые у нас есть по юридической защите гражданских объединений, общественных организаций, журналистов и блогеров, востребованы в соседних странах»
Чиков отметил, что «Агора» теперь не юридическое лицо и не ведет финансово-хозяйственную деятельность, а сам он давно отошел от административных дел и говорит о своем детище исключительно как о «клубе по интересам». Нынешний уклад «Агоры» он сравнивает, к примеру, с громким движением «Диссернет», у истоков которого стоят журналист Сергей Пархоменко и российский ученый физик Сергей Заякин. Напомним, разоблачить удалось в том числе депутата Госдумы от РТ Ришата Абубакирова и министра информатизации и связи РФ Николая Никифорова.
«Пархоменко и Заякину в свое время надоело издевательство над наукой — покупные и списанные диссертации. Научное сообщество от этого устало, и возникло такое движение — у них нет четкой структуры, нет юрлица, но про них всех знают. Это суперэффективная структура! Настолько эффективная, что сейчас ими заинтересовались правоохранительные органы...» — говорит гость редакции «БИЗНЕС Online». Чиков сообщил, что «Агора» будет защищать представителей движения «Диссернет». Раскрывать подробности препирательств ученых мужей с силовиками правозащитник не стал, но не исключил, что возможны обыски и аресты.
Разумеется, читателей интересовал вопрос, на какие средства ныне живет группа «Агора», которая ранее активно распоряжалась самыми различными грантами (в том числе западными).
«Поскольку это команда юристов и адвокатов, здесь нет единого источника финансирования, классических правозащитных проектов, которые были раньше, грантов — сейчас государство выступает против того, чтобы у правозащитников были деньги на развитие, — рассказал о положении дел Чиков. — Поэтому часть наших адвокатов ведет параллельно коммерческие дела. Так, наш Рамиль Ахметгалиев защищает Роберта Хайруллина (гендиректор ASG — прим. ред.) по делу о пожаре в ТЦ «Адмирал», он был в тесном контакте и с Алексеем Семиным. Каждый имеет право на защиту, а хорошие адвокаты должны хорошо зарабатывать, поэтому эти коммерческие дела помогают нам защищать людей, которые не могут себе позволить услуги адвоката. А таких большинство».
Также, по словам Чикова, «Агора» дает возможность адвокатам вести интересные дела, быть «в сфере внимания журналистов и широкой общественности»: «Профессиональное развитие — хорошая мотивация, наши адвокаты могут заниматься делами в высших судах, формировать свою практику. Спросите любого адвоката, интересно ли ему сформировать общероссийскую практику по одному из направлений. Любой ответит согласием, денежный вопрос здесь вторичен».
НОВЫЕ ВЫЗОВЫ: ВОЛНА ПОДРОСТКОВЫХ САМОУБИЙСТВ И ОШИБКИ ВРАЧЕЙ
Правозащитник рассказал, что в последнее время кардинально изменилась повестка дня. После ЧП в отделе полиции «Дальний» жалоб на незаконные действия сотрудников МВД стало гораздо меньше, почти сошли на нет поборы в школах, а новобранцы из Татарстана больше не боятся дедовщины в армии, после того как укоренилась практика отправлять их в военную часть с мобильными телефонами.
Но обострились другие проблемы: правозащитники обеспокоены ситуацией с медициной. Чиков приводит статистику: по фактам гибели и причинения тяжкого вреда здоровью пациентам в прошлом году в Татарстане возбуждено 65 уголовных дел.
«Из них до суда дошли единицы! — заявил гость «БИЗНЕС Online». — Есть противодействие со стороны медицинского сообщества, мощное медицинское лобби, весьма обеспеченное. Ведь и те, кто принимают решения, лечатся. Достаточно обратить внимание на то, каких крутых адвокатов нанимают рядовые анестезиологи. И пускай нанимают хороших адвокатов, только ситуация от этого не меняется — следственному комитету, Павлу Николаеву (руководитель СК РФ по РТ — прим. ред.) пришлось создавать целый отдел, который работает только по медицинским делам».
Еще одна болевая точка, по словам Чикова, — детские суициды. Особо актуальной эта тема стала после скандального расследования «Новой газеты», которое было опубликовано 16 мая. В статье рассказывается о закрытых группах в социальной сети «ВКонтакте», администраторы которых предлагают подписчикам участвовать в квесте с репетицией самоубийства. В итоге, по данным «Новой газеты», за минувшие полгода стало известно о по меньшей мере 130 совершивших самоубийства подростках, которые состояли в этих сообществах.
«Мы этой темой начали заниматься еще до расследования «Новой газеты», — сообщил Чиков. — Так совпало, что сейчас оно всколыхнуло всех. В Татарстане в прошлом году 24 подростка покончили с собой. За первые четыре месяца этого года — 10 несовершеннолетних. Почти все — мальчики 15 - 17 лет. Проблема очень серьезная, и пока неясно даже, с какой стороны к ней подступиться. Семьи очень разные, но в целом благополучные. Есть подозрения, что это может быть связано с учебным процессом и с ЕГЭ. Но тогда суициды должны концентрироваться весной, а они происходят на протяжении всего года. Почти по каждому случаю возбуждают дело по статье «Доведение до самоубийства», но в суд ушло только одно».
Но интернет, по мнению Чикова, во всплеске суицидов несовершеннолетних, ни при чем. В этом свете расследование «Новой газеты» может только усугубить ситуацию с давлением на свободу в сети. «Статья «Новой газеты» не доказывает, что интернет подтолкнул подростков к суициду», — резюмирует правозащитник.
Чиков также анонсировал усиление работы с градозащитниками — «Агора» готова представлять интересы активистов, на которых напали или возбудили в их отношении уголовные дела.
«ХУДОЖНИК ПАВЛЕНСКИЙ — ЭТО СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО!»
Между тем в Санкт-Петербурге суд вынес решение по громкому уголовному делу в отношении художника-акциониста Петра Павленского, который поджег покрышки у Храма Спаса-на-Крови. Павленский, объяснивший, что его акция была проведена в поддержку украинского майдана, признан виновным в вандализме, его приговорили к двум годам ограничения свободы, но освободили от наказания за истечением срока давности по делу. Интересы Павленского в суде представляет адвокаты Ольга и Дмитрий Динзе, сотрудничающие с «Агорой».
«Майский номер журнала The Economist выходит с фотографией Павленского, — рассуждает Чиков о роли фигуры спорного художника. — На сегодня это главный российский художник-акционист. В этом смысле он пришел на смену PussyRiot, которые пришли на смену арт-группе «Война», — есть такие мейнстримеры, которые привлекают внимание к политическому искусству».
А 9 ноября прошлого года поздно ночью Павленский подошел к первому подъезду здания органов госбезопасности на Лубянке, облил входную дверь бензином, поджег зажигалкой, после чего встал впереди горящих дверей с канистрой в руках в ожидании собственного задержания. Художник был задержан в течение 30 секунд за мелкое хулиганство и до сих пор находится под стражей. В марте следствие переквалифицировало дело на «Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия или культурных ценностей» (ст. 243 УК).
«Дело о поджоге дверей ФСБ небольшой тяжести — суд, скорее всего, не назначит ему длительный срок, — объяснил Чиков. — У него целый ряд смягчающих обстоятельств — ранее не судим, двое малолетних детей. На мой взгляд, это современное искусство. Вопрос в другом: как власти должны были отреагировать? Мне кажется, что уголовное преследование чрезмерно, потому что в ФСБ признают, что речь идет о 2 квадратных метрах обгоревшего лака бронированной двери. Вчера весь рунет смеялся над доводами следствия о том, что здание на Лубянке представляет культурную ценность, потому что там в 30-е годы репрессировали известных представителей творческой интеллигенции. То есть здание представляет ценность, потому что там мучили людей!»
Чиков считает, что неадекватная реакция властей может быть только на руку Павленскому-художнику, который только выигрывает от всеобщего ажиотажа вокруг своей акции. «То, что происходит с момента акции, является частью этого перформанса. Весь следственный изолятор, каждый судебный процесс — это очередные акты спектакля, в котором главным режиссером и действующим лицом стал Петр Павленский», — пояснил Чиков.
«Обществу прививается чувствительное отношение к этой теме. Первый черный президент в США — это ведь глобальное достижение в области прав человека. А мы как себя ведем? Это ведь неприлично!»
В 2013 году Чиков встречался с президентом США Бараком Обамой. Многих читателей «БИЗНЕС Online» интересовало, как правозащитник относится к участившимся в России нападкам на американского лидера. Напомним, в прошлом году на прилавке одного из казанских магазинов появились разделочные доски, на которых американский президент при помощи коллажа был изображен в компании человекоподобного семейства приматов, а недавно набережночелнинский завод «Славница» «прославился» выпуском мороженого «Обамка». Финал этих историй, по мнению Чикова, доказывает, что общество извлекает из них верные выводы, поэтому доски удалили с прилавков, а производство мороженого приостановили: «Обществу прививается чувствительное отношение к этой теме. Первый черный президент в США — это ведь глобальное достижение в области прав человека. А мы как себя ведем? Это ведь неприлично!»
В ходе интернет-конференции руководитель международной правозащитной группы «Агора» также рассказал о своем отношении к Элле Памфиловой и новому российскому омбудсмену, объяснил, почему считает главу МВД РФ по РТ Артема Хохорина грамотным аналитиком, раскрыл подробности доклада «Россия под наблюдением» (под прослушку попали как минимум 6% населения России) и порассуждал о причинах создания нацгвардии. Полный текст интернет-конференции с Чиковым будет опубликован на сайте «БИЗНЕС Online».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 13
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.