КОЛОМ — ЛУЧШИЙ ШЕСТОЙ ИГРОК ЕДИНОЙ ЛИГИ ВТБ

«Большой баскетбол в Казани» — гласила афиша на огромном медиафасаде на улице Ибрагимова. Это одно из мест Казани, где людям напоминают о предстоящих сражениях УНИКСа. В воскресенье на площадке у Энергоуниверситета проходил стритбольный турнир любительской лиги «КазБас», и наверняка кто-то из баскетболистов вспомнил о полуфинальной серии чемпионата Единой лиги ВТБ с «Зенитом».

Защитники УНИКСа Антон Понкрашов и Кит Лэнгфорд на разминке вновь протирают друг другу кроссовки, прежде чем перейти к бросковой тренировке — этот ритуал обычно означает, что сегодня Лэнгфорд наберет много очков.

Евгений Богачев и Хоакин Колом Евгений Богачев и Хоакин Колом Фото: Александр Александров / unics.ru

Чуть позже президент УНИКСа Евгений Богачев выхватывает Хоакина Колома. Испанец был признан лучшим шестым (выходящим со скамейки) игроком в Единой лиге ВТБ. Вручив статуэтку, Богачев стал оглядываться по сторонам в поисках фотографов. Президент в обнимку с Коломом попозировал, прошел до другого края площадки и снова сделал то же самое. Колом похлопал Богачева по плечу.

В это время Василий Карасев давал указания своим игрокам. Главный тренер «Зенита» часто говорил, что для команды уже само попадание в полуфинал — большое достижение, поэтому он спокоен как удав. Все проходит в обыденной обстановке... Ан нет. Форвард Янис Тимма стирает комбинации, нарисованные Карасевым, и предлагает свои варианты. Главный тренер внимательно слушает.

ТАНКИСТЫ ПРОТИВ СТУДЕНТОВ И ФУТБОЛЬНЫХ ФАНАТОВ

В первой четверти разгорается самое интересное противостояние матча. Разумеется, не на площадке. Там все ясно: молодые парни из «Зенита» демонстрируют класс, обыгрывая УНИКС под +10. И это при том, что все эксперты считали казанцев фаворитами серии, а букмекеры выставляли такие котировки, будто в «Баскет-холл» приехала не третья команда чемпионата, а грузинская «Вита».

— Мы верим в тебя, «Зенит»! — доносится от одинокого болельщика питерской команды. То чувство и такт, с которыми он выкрикнул фразу, выдали в нем поклонника футбольного «Зенита», но не суть.

Девушки, сидевшие на местах повыше, навязали «зенитовцу» контратаку, прямо как игроки Карасева. Чтобы жизнь была не сахар, на каждое «Мы верим в тебя!» отвечали дружным «Фуууу!». Дальше они поменяли тактику: соперники начали перекрикиваться названиями городов. «Питер!» — «Казань!», «Питер!» — «Казань!» — вряд ли они могли представить, что эту перекличку подхватит половина «Баскет-холла».

Во второй четверти в сектор, где сидели танкисты, пришло человек 20. Судя по бейджам, это были участники российский студвесны. А судя по сигналам «Питер!» — жители Северной столицы. Пока Павел Антипов терзал УНИКС своими трехочковыми и так прыгал от радости, словно садился в воздухе на воображаемый стул, «Баскет-холл» разрывало от продолжившейся переклички «Питер» — «Казань».

Танкисты, главные болельщики УНИКСа, взяли численным преимуществом. Но когда у одинокого фаната «Зенита» прибыло подкрепление из 8 - 10 человек и к нему присоединились участники студвесны, танкисты поняли, что все плохо не только на паркете.

«НЕ УСПЕВАЛИ, БЛИН, ЗА ЛЭНГФОРДОМ И КОЛОМОМ»

Поначалу Евгений Пашутин был поразительно спокоен. За широкими спинами баскетболистов не было видно, как он действовал во время тайм-аутов. Но наверняка на скамейке было шумно. Игра УНИКСа в первой половине напоминала о прошлом неудачном сезоне. Тогда весь баскетбол сводился к тому, чтобы кто-то обыграл один на один и как-нибудь затолкал мяч в кольцо.

— Да что это такое? — с трибун наконец-то прозвучала реплика, которая проходит цензуру.

В первой четверти центровой «Зенита» Каспарс Берзиньш набрал 11 очков. Худощавый, жилистый, атакующий преимущественно с дальней Берзиньш, однако, раз за разом забивал из-под кольца, не встречая какого-либо сопротивления. Карасев решил, что хватит мучать УНИКС, и посадил Каспарса на скамейку. Латвиец увидел, как Вадим Панин из УНИКСа забросил из-за дуги, и стукнул себя по голове. Наверное, было больно.

Но не только у Берзиньша визит на скамейку был сопровожден болью. Во второй четверти лидер «Зенита» Райан Тулсон допрыгал до свободного места на одной ноге. Едва ослабив кроссовки, американец завыл от боли.

— Он едет домой, делаем МРТ, снимок. Неизвестно, что у него с ногой. Для нас это большая потеря, — скажет после матча Карасев. Во второй игре серии Тулсон точно не примет участия.

Кит Лэнгфорд Кит Лэнгфорд Шамиль Абдюшев

Акула нападает, когда чувствует кровь жертвы. Распознав потерю Тулсона, Кит Лэнгфорд включил режим баскетбольного убийцы. Лучший бомбардир УНИКСа набрал 19 очков за 10 минуть и заставил Карасева странно подпрыгивать. Наставник «Зенита» показывал игрокам, как нужно защищаться. Руки вверх, ноги в широкой стойке. Главное — не дать Лэнгфорду выйти на удобную позицию.

В промежутках между героическими проходами Кита срывал аплодисменты другой американец УНИКСа Лэтэвиус Уильямс. После каждого забитого броска он останавливался, качался по сторонам и смотрел с таким презрительным взглядом на судей, будто исполнял главную роль в сцене «Что ты сказал про мою маму?» фильма «Не грози южному централу». Быть может, этот гангстерский взгляд напугал и игроков «Зенита».

Из колонок, установленных у сцены, звучит фраза «Верим в чудо!». УНИКС уступает 87:91, и чудо действительно случается. Игроки «Зенита» выбросили мяч из аута в аут, форвард питерцев Тимма мажет три броска со штрафной, снайпер УНИКСа Артурас Милакнис радует трехочковой бомбой, Лэнгфорд дважды забивает в проходе, а Колом набирает решающие 2+1, которые определяют исход матча. И все это произошло за минуту — «Баскет-холл» впервые за долгое время шумел так, что закладывало уши.

— В конце просто не успевали, блин, за Лэнгфордом и Коломом, — сожалел после матча Карасев. — Игроки уровня Евролиги просто взяли на себя ответственность и решили игру.

Колом только что пронесся от свой половины площадки до другой, забил с фолом и попал со штрафной. Поздравления одноклубников закончились тем, что Валерий Лиходей что-то нашептал Колому на испанском. Разыгрывающий дал «пять» всем проходившим мимо людям и, не выслушав вопроса, сразу рассказал о ходе матча.

— Важная игра для нас, но понимаем, что нужно побеждать и во втором матче. Мы бились всю игру, вырвали победу на последних секундах, и это был лучшая концовка для первой игры.

— В чем были причины провала в первой половине?

— Они забили несколько трудных бросков. Думаю, и наша защита поначалу была не так хороша. Но мы сделали шаг вперед, стали лучше защищаться, пропустили меньше 50 очков во второй половине, что весьма хороший показатель для нас, — сказал испанец, подтвердив, что в команде Пашутина игроки в первую очередь думают о защите.

Второй матч серии состоится в Казани 20 мая, в пятницу.