Когда «Яндекс Такси» активно стал продвигать свой сервис в Казани, Uber снизил тарифы (фото: ©Наталья Селиверстова, РИА «Новости») Когда «Яндекс.Такси» активно стал продвигать свой сервис в Казани, компания Uber снизила тарифы (фото: ©Наталья Селиверстова, РИА «Новости»)

А БОНУСЫ ВСЕ ПАДАЮТ И ПАДАЮТ

Тарифы на поездки Uber в Казани теперь составляют 25 рублей за подачу автомобиля вместо прежних 50 плюс прежние 4 рубля за километр и 4 рубля за минуту пути. Снижение произошло в тот момент, когда новый игрок на рынке «Яндекс.Такси» активно стал продвигать свой сервис в Казани. По городу разъезжают раскрашенные в символику компании автомобили, на которых красуется объявление о посадке за 30 рублей. Кажется логичным, что конкурентам пришлось чем-то отвечать. Впрочем, у самой службы Uber другая версия причин понижения цены:

«По опыту работы в других странах мы замечаем, что постепенно спрос на поездки через мобильное приложение повышается. И это подстегивает интерес со стороны потенциальных водителей, — рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online» Евгения Шипова, официальный представитель Uber в России. — Соответственно, сокращается время ожидания автомобиля, когда ваш заказ распределяется на ближайшего к вам водителя, которому не нужно будет мчаться с одного конца города на другой, дабы выполнить заявку. Это позволило нам пересмотреть стоимость услуги в сторону ее уменьшения. На наш взгляд, это должно подстегнуть спрос и увеличить количество поездок в системе для водителей».

По словам Шиповой, эти нововведения никак не связаны с активизацией рекламной кампании «Яндекса» своего аналогичного сервиса: «Мы в Казани не размещаем прямую рекламу, пользуемся другими способами, которые, как нам кажется, более эффективные. Мы возили клиентов на «Тесле», развозили пиццу, была акция на День святого Валентина. Подобные фишки лучше действуют на пользователя. Это не просто реклама того, что наш сервис самый лучший, а это дополнительный опыт, который клиент переживает во время акции и повышает лояльность к сервису». Добавим, что наша собеседница умолчала о главном «двигателе торговли» — так называемых «промокодах». Любой пользователь Uber может пригласить «друга», который получает бесплатные поездки на 400 рублей — подарок на такую же сумму возвращается «дарителю». Таким образом, компания, не тратясь на прямую рекламу, привлекает клиентов вирусным способом.

Шипова говорит, что в компании намерены пристально наблюдать, как будет развиваться сервис с новыми ценами, и на ближайшее время они останутся такими же. При этом наша собеседница не стала скрывать, что существует бонусная программа для тех водителей, кто хорошо работает. Как выяснил корреспондент «БИЗНЕС Online», доплата начинается для тех, кто совершил более 20 поездок в неделю, то есть практически для всех, у кого этого более-менее основной заработок. Сумма бонусов зависит от времени суток и составляет от 20 до 70 рублей за выполненный вызов. На водителях снижение цен за поездку пока не отразится, так как предыдущие доплаты были меньше на 20 рублей, а сейчас их подняли. Но, по словам «старожилов», в целом с сентября, начала времени существования сервиса в Казани, дополнительные гонорары изменились существенно — еще недавно они составляли 150 рублей, что часто превышало стоимость самой поездки. «Чувствуется, что водителей меньше становится, так как доплаты снижаются», — отметил один из таксистов.

Привычным способом „Убер“ по телефону не вызовешь, среди клиентов одна молодежь, приезжие и иностранцы Привычным способом Uber по телефону не вызовешь, поэтому среди клиентов в основном молодежь, приезжие и иностранцы

«ВЧЕРА, К ПРИМЕРУ, МЕКСИКАНЕЦ ПОДСЕЛ, НА РУССКОМ НИ СЛОВА, КАК И НА АНГЛИЙСКОМ ВПРОЧЕМ...»

В том, что у сервиса не хватает автомобилей в Казани, корреспондент «БИЗНЕС Online» убедился на собственном опыте. Для того, чтобы сравнить преимущество и недостатки новых технологий с традиционными, мы решили прокатиться на Uber, сравнительно новым для Казани «Яндекс.Такси» и наиболее распространенном «Татарстане». Если обычно в советской журналистике было принято, чтобы журналист менял профессию на таксиста и в ходе поездки выведывал что-то интересное у своих пассажиров, то тут мы решили сами выведать подробности у «извозчиков». Для этого выбрали привычный маршрут из дома не в самом захолустном месте Кировского района на работу в центре. Это около 6 километров. Каково было наше удивление, когда, потратив 40 минут в середине рабочего дня, мы так и не смогли вызвать машину из Кировского. Зато вечером Uber, видимо, попытался реабилитироваться, нас ожидал черный Citroen C-Crosser, причем приехала машина всего за 2 минуты. «Наверное, цены снизили, вот машин днем и не хватило», — предположил водитель Андрей. Для него работа таксистом скорее подработка, и он признался, что если бы компания не компенсировала поездки, смысла в таком извозе не было бы никакого.

«Так как привычным способом Uber по телефону не вызовешь, среди клиентов одна молодежь, приезжие и иностранцы, — говорит Андрей. — Вчера, к примеру, мексиканец подсел, на русском ни слова, как и на английском впрочем. Показал по карте, что ему нужно на вокзал, сказал, откуда он и пожелал удачи. Очень интересная клиентура встречается. Иногда меня используют как личного водителя. Забрать бумажку там, привезти сюда. За полтора часа 300 - 400 рублей получается с нашими тарифами».

В итоге за 10 минут пути стоимость поездки составила 88 рублей. Деньги снимаются автоматически с привязанной к аккаунту в приложении банковской карты. К слову, цена за самое дешевое традиционное такси по этому же маршруту ранее составляла 115 рублей...

Как пошутили в соцсети в одной из групп для таксистов, «Все думали, что опустились на дно. Но тут снизу постучался «Яндекс». Сервис так же предлагает одни из самых низких цен в городе: 9 рублей за километр и 30 рублей — посадка. Заказанный через приложение автомобиль приехал, как и было обещано, через 9 минут. Подали белый Opel Corsa без логотипа компании. По нашей информации, далеко не все машины, которые находятся на линии, имеют «боевую» раскраску, забрендировал «Яндекс» в Казани пока только несколько десятков белых и желтых авто. А счастливые обладатели надписи «Яндекс.Такси» на боку якобы получают 300 рублей в день.

За исключением того, что ремень безопасности пришлось не пристегивать, а надевать через голову, минусов в поездке не обнаружилось. Роман, имя и фамилию подъехавшего водителя можно было увидеть в приложении, перешел на новый сервис из такси «Лидер». Про выплачиваемые бонусы за хорошую работу ничего не слышал либо слукавил. А перебрался потому, что «Яндекс»-оператор оставляет себе 5% от заказа, а не 10, как на прежнем месте: «Правда, в последнее время проценты рассчитываются по непонятной схеме. Если бы не поддержка...» И тут он немного замялся...

«Сначала клиентов было не так много, зато сейчас вроде порядок, — заявляет Роман. — У нас машин, конечно, не так много, как у «Татарстана», но ситуация постепенно выправляется. По сравнению с той программой, которая используется в «Лидере», «Яндекс» удобен лучшей навигацией и интерфейсом, а в остальном то же самое».

По поводу появившихся в последнее время в Казани компаний, которые значительно снижают цены за поездку для клиентов, Роман считает, что это следствие монополии одного игрока на рынке, который долгое время держал довольно высокую цену, тогда как потребность была в более дешевом сервисе. В итоге цена быстрой поездки составила 100 рублей. Расплатиться можно было как заранее по интернету карточкой, так и наличкой.

На такси «Татарстан» работает устоявшийся бренд и огромная армия водителей На такси «Татарстан» работает устоявшийся бренд и огромная армия водителей

МОЖНО ЛИ НАЕЗДИТЬСЯ НА «ТАТАРСТАНЕ» В ЮДИНО?

Такси «Татарстан» подъехало на окраину Кировского района через 4 обещанных минуты. Гораздо быстрее «Яндекса». Усевшись в белый KIA Rio без опознавательных рекламных знаков, корреспондент «БИЗНЕС Online» отправился обратно на работу. Дважды он подсказывал водителю, где лучше свернуть, чтобы сократить дорогу, только после этого шофер решил поинтересоваться, каким путем лучше ехать. Сумма чека тут «тикает» по таксометру. «Нас сейчас не заставляют «одевать» машину в фирменные наклейки компании», — признался таксист Вадим. — Кто-то с ними судился, что, мол, за рекламу на машинах компания не доплачивает, поэтому вроде разрешили не клеить автомобиль. Так лучше, ибо машина не выгорает. Но зато те, по кому сразу видно, что проезжает такси «Татарстан», платят за недельный «безлимит» заказов на 500 рублей дешевле» (водитель платит определенную сумму в неделю, и ему не нужно отчислять процент с каждой заявки).

По словам водителя, далеко не все машины в компании зарегистрированы как такси. Более того, вечером на линию выходят не только автомобили белого цвета, как того требует закон, но и «цветные». Новомодные сервисы и другие демпингующие компании действительно отбирают клиентуру, заказов, по мнению Вадима, стало меньше.

— Но все равно кроме «Татарстана» лучше же в городе никого нет. Вот вызываешь иногда какой-нибудь «Микс», так там такая колымага может приехать, что садиться страшно

— А что же вы свое-то такси не вызываете, в котором работаете?

— Дорого, в Юдино на нем не наездишься, — отвечает водитель.

Сам он пока никуда «рыпаться» со своего места работы не собирается, его все устраивает: «Когда «Яндекс» набирал народ, тогда можно было бы перейти, они хорошие бонусы давали. Наработал на 1000 рублей, они тебе сверху еще 2 тысячи могли на счет положить, а сейчас смысла нет». Новые игроки Вадима раздражают: «Государству надо отрегулировать цены на посадку и первые 3 километра поездки, сделать их едиными, а дальше каждая компания пусть извращается как может. Тогда все непонятные сервисы сами отвалятся, а сильные игроки выживут. В основном же люди совершают поездку на небольшие расстояния». Так за разговорами подъехали до места работы, и тут началось самое интересное. Обошлась услуга, к слову, в 144 рубля — в 1,6 раза дороже, чем Uber. Оно и понятно — никаких доплат ижевская компания «Сатурн», в отличие от американского глобального гиганта, предложить водителям не может.

«Сейчас конкуренция идет не на уровне технологий, а на уровне качества сервиса и маркетинга» Сейчас конкуренция идет не на уровне технологий, а на уровне качества сервиса и маркетинга

ВОЙНА ЗА ВОДИТЕЛЕЙ

Службы такси ведут конкуренцию на двух фронтах. На первом — за клиентов. Здесь Uber, как уже было сказано, делает ставку на вирусный маркетинг и демпинг. «Яндекс.Такси» — на прямую рекламу и опять же низкие цены. А на такси «Татарстан» работает устоявшийся бренд и огромная армия водителей. Борьба за их сердца — второй фронт, гораздо более изощренный. В Uber таксистов помимо бонусов, с их слов, привлекает отсутствие системы «приоритетов» — заявка достается тому, кто ближе от клиента. В такси «Татарстан» же многое зависит от дополнительных факторов — к примеру, класса машины, наличия раскраски и так далее. В Uber изначально не берут машины ниже определенного уровня, требуют водительский стаж не меньше трех лет и справку об отсутствии судимости. В остальном отсев ведут сами клиенты, оставляя оценки по пятибалльной шкале: тех, у кого средний балл опускается ниже определенного уровня, выгоняют. К слову, оценки выставляют клиентам и таксисты — заявки тех, кто ведет себя неадекватно, со временем просто перестанут брать.

Также Uber страхует водителей от мелких неприятностей и расстройств, портящих кровь работникам «баранки». «Если клиент, извиняюсь, наблевал в салоне, я это фотографирую, а потом высылаю фото вместе с чеками из химчистки. И мне все компенсируют!» — восхищается один из наших собеседников. Такое же возмещение полагается, к примеру, за штраф, выписанный по вине клиента, потребовавшего остановиться в неположенном месте. Еще больше водители радуются компенсациям за отмену поездки — в такси «Татарстан» при вызове по телефону клиенты сплошь и рядом оставляют таксистов с носом — иногда после длительного ожидания. В Uber же, где оплата идет только по карте, это становится не бесплатным удовольствием — за баловство с клиента списывается 70 рублей.

Безналичная оплата, с одной стороны, сужает аудиторию, но с другой — обеспечивает некоторый отсев клиентов. «Ушел из такси «Татарстан», потому что садится всякое быдло, — без обиняков говорит один из таксистов. — А карточкой платит все-таки более вменяемая публика».

Выживут ли местные игроки к тому времени, когда демпинг закончится и начнется стадия возврата инвестиций, большой вопрос Выживут ли местные игроки к тому времени, когда демпинг закончится и начнется стадия возврата инвестиций, большой вопрос

ДЕМПИНГ — ЯВЛЕНИЕ ВРЕМЕННОЕ?

То, что в Казани появились сервисы, которые демпингуют на рынке, — это явление временное, считает начальник отдела по связям с общественностью службы заказа такси «Максим» Павел Стенников: «Сейчас конкуренция идет не на уровне технологий, а на уровне качества сервиса и маркетинга. Всевозможные игры с минимальной ценой — как раз этому подтверждение. На самом деле речь не совсем о снижении цены. Заявляемая минимальная стоимость поездки каким-то образом все равно доводится до уровня рентабельности. Водителям доплачивают сами компании, за копейки же никто не повезет клиента, есть же фактическая цена услуги. Это явление временное, пока эти компании приходят на рынок, разгребают себе место под солнцем. Невозможно бесконечно субсидировать поездки».

Uber, конечно, проще, он постоянно накачивается инвесторами, но такое положение дел не может длиться вечно, считает Стенников. «При том, что все эти бонусы для клиентов не всегда дают длительный результат. Дело в том, что пользователям дают условно некий бонус, который они могут использовать для поездки. Но у человека может быть несколько сим-карт. И ничего ему не мешает оформить промо-код на каждую из своих сим-карт. То есть вместо того, чтобы предложением пользовалось много народу, по факту пользуется один. Точно так же и водители пользуются этими бонусными программами, они так же могут получить бонус, как водитель его принять, но поездка не случается. Это игра на временное привлечение пользователей, но она не повышает лояльность. Не факт, что люди, воспользовавшись предложением низкой цены, останутся с этими компаниями в будущем», — уверен начальник отдела по связям с общественностью такси «Максим».

Впрочем, выживут ли местные игроки к тому времени, когда демпинг закончится и начнется стадия возврата инвестиций, большой вопрос. Мировая практика показывает, что вряд ли. Пока же казанцы будут ездить дешевле и дешевле, тем более что на рынок, по слухам, уже в мае собирается зайти еще один глобальный игрок — израильское такси Gett.