Вокруг школы №30 — правопреемницы частной турецкой школы «Радуга» в Казани — накаляются страсти. Сегодня родители встречаются с чиновниками, чтобы обсудить дальнейшую судьбу учебного заведения, которое уже успело очиститься от турецкого влияния, но может исчезнуть совсем.
Скандал вокруг закрытия турецкой школы №30 в Казани выходит в публичную плоскость. Сегодня состоится собрание родителей с представителями управления образования
БЫВШАЯ ЧАСТНАЯ ТУРЕЦКАЯ ШКОЛА ПОЛУЧИЛА БУКЕТ ПРОБЛЕМ НА ФОНЕ ЭХА «АДМИРАЛА»
Скандал вокруг закрытия турецкой школы №30 в Казани выходит в публичную плоскость. Сегодня в школе №30 состоится собрание родителей с представителями управления образования. Родители ждут начальника управления Ильсура Хадиуллина. Учреждению грозит закрытие — детей переводят в находящуюся рядом школу №113, учителям же укажут на дверь. Всего в школе 145 школьников и 45 дошколят.
Можно было бы подумать, что турецкая школа закрывается на фоне осложнившихся после сбитого турецкими ВВС российского бомбардировщика Су-24. Но самолет был сбит 24 ноября, а проблемы начались намного раньше, так что прямой связи здесь, видимо, нет. О сути конфликта «БИЗНЕС Online» рассказала бывшая директор школы «Радуга» Лилия Аян. Школа базируется на месте детского сада. В 2003 году, когда создавалась «Радуга», здание на улице Октябрьской, 23 пришлось поднимать из пожарища старого садика. Остекление, кровля, ремонт фасада, система отопления, освещение, детская площадка, футбольное поле с искусственным покрытием, компьютеры, мебель... Это и многое другое было обеспечено, по ее словам, за счет родителей. На все про все ушло порядка 40 млн. рублей, тогда же был надстроен и третий этаж здания. Именно этот этаж, водруженный еще в 2012 году, и стал камнем преткновения между родителями и чиновниками.
«Внимание к нашей школе всегда было особенное, — рассказала она. — Но все началось в марте прошлого года. После пожара в ТЦ «Адмирал» к нам нагрянула пожарная инспекция. За каких-то 10 минут к нам пришли все мыслимые и немыслимые проверяющие. Тогда они обнаружили, что пристроенный третий этаж в нашем здании оформлен ненадлежащим образом — были выявлены нарушения в оформлении документации, в результате чего здание было признано непригодным для эксплуатации».
Разумеется, начались проблемы — суды, штрафы, и ради сохранения школы ее руководство пошло на компромисс с исполкомом. Частная школа «Радуга» начала процесс ликвидации, а сама школа вместе с имуществом перешла под контроль муниципальных властей и получила номер 30. Обучение стало бесплатным — ранее стоимость годичного курса составляла 83 тыс. рублей. Процесс перехода под крыло исполкома был непростым: сначала надо было расторгнуть договор безвозмездного пользования здания — «Радуга» заплатила за него 2,7 млн. рублей. Но в итоге вся процедура была пройдена, а в школе сменился директор — им стал Ильсур Миндубаев.
Здание на улице Октябрьской, 23 пришлось поднимать из пожарища старого садика. На все про все ушло порядка 40 млн. рублей
После создания муниципальной школы возникла новая проблема — лицензирование ее как нового юридического лица. И вот тут выплыли проблемы со зданием, которое после перестройки и повышенных претензий всех служб стало считаться невведенным в эксплуатацию должным образом. За год, как подозревают родители, в этом направлении так и не было ничего сделано. И сейчас их ставят перед фактом: лицензии нет, извините, вот вам вариант выхода — идите в другую школу. Родители, заплатившие раньше приличные деньги, настроены против. «Это огромный подарок государству! Мы теряем не только здание. Наших учителей в 113-ю не берут, там укомплектованный штат», — продолжает Аян, ныне педагог дошкольного образования школы №30.
ЛИЦЕНЗИЮ К НАЧАЛУ УЧЕБНОГО ГОДА ПОЛУЧИТЬ НЕ УДАСТСЯ
Чтобы решить проблему, родители обращались к министру образования РТ Энгелю Фаттахову, мэру города Ильсуру Метшину, в управление образования, в приемную «Единой России», комитет земельно-имущественных отношений. Единственный, кто хоть как-то попытался решить проблему, это депутат Разиль Валеев. Он обратился к руководителю исполкома Казани Денису Калинкину, тот, в свою очередь, пообещал, что вопрос по зданию к концу учебного года будет решен. Но пока ничего не изменилось. Тем временем в минобре РТ заявили, что это очень длительная процедура и лицензию школа получить не успеет.
Всего в школе обучаются 145 школьников и 45 дошколят
Отметим, что школа хоть и называлась турецкой, но среди преподавателей граждан Турции не было, они были только в управлении: коммерческий директор, переводчик, менеджер. В 2015 году вынуждены были уволиться и они. Тем не менее сегодня в школе есть пять преподавателей с турецкими фамилиями — все они граждане РФ, женаты на татарках. Однако с января директор школы стал по одному приглашать их к себе, просил уволиться, продолжает Аян. «Сказал, что у него есть устное распоряжение из минобра, мол, если вы не уволитесь, то школу закроют», — говорил он, ссылаясь на это распоряжение. Сам директор, у которого «БИЗНЕС Online» попытался получить комментарий, не стал сегодня общаться, попросив перезвонить позднее. Глава управления образования Ильсур Хадиуллин, до которого дозвонилась корреспондент «БИЗНЕС Online», также не смог ответить, сославшись на занятость.
Ответ в то время замруководителя исполкома Натальи Гречанниковой (чтобы ознакомиться с документом, пройдите по ссылке)
Согласно документам, оказавшимся в распоряжении газеты «БИЗНЕС Online», еще 6 апреля в то время замруководителя исполкома Наталья Гречанникова дает обнадеживающий ответ (орфография и пунктуация первоисточника здесь и далее сохранены): «Находящийся в муниципальной собственности Казани объект по адресу ул. Октябрьская, 23б, согласно данным кадастрового учета и Единого государственного реестра прав и сделок с ним, представляет собой двухэтажное здание. Произведенная ЧОУ надстройка третьего этажа не была узаконена надлежащим образом. На сегодня школой получен новый техпаспорт БТИ на трехэтажное здание, произведена независимая экспертиза строительных конструкций здания на предмет соответствия строительным нормам и требованиям безопасности, получено положительное экспертное заключение. В настоящее время осуществляются мероприятия по оформлению права муниципальной собственности на третий этаж здания школы». Такой же ответ слово в слово дает и начальник управления образования Казани Хадиуллин в письме от 13 апреля.
Ответ и. о. министра образования и науки РТ Андрея Поминова (чтобы ознакомиться с документом, пройдите по ссылке)
Но уже 16 апреля министерство образования РТ сообщает родителям нечто совершенно противоположное. «Процесс получения разрешительных документов на лицензирование: акта ввода в эксплуатацию, договора на передачу здания в безвозмездное пользование Школе №30, санитарно-эпидемиологического заключения и заключения о соответствии объекта требованиям пожарной безопасности — является достаточно продолжительным, без получения разрешительной документации невозможно поручиться за безопасность пребывания в нем обучающихся — ваших детей — и работников». Письмо подписано и. о. министра Андреем Поминовым. При этом практически в каждом письме особо выделяется то, что ситуация находится под контролем министра Энгеля Фаттахова.
Ответ председателя комитета земельных и имущественных отношений Казани Рината Галяутдинова (чтобы ознакомиться с документом, пройдите по ссылке)
Наконец 4 мая приходит уже окончательный ответ — от председателя комитета земельных и имущественных отношений Казани Рината Галяутдинова. «В настоящее время осуществляется сбор документов для подачи искового заявления в суд о признании права муниципальной собственности на объект самовольного строительства. На сегодняшний день отсутствует подтверждение того факта, что имелись попытки по легализации самовольной постройки», — говорится в обескураживающем ответе.
После перестройки и повышенных претензий всех служб здание школы стало считаться невведенным в эксплуатацию должным образом (на снимке хорошо виден надстроенный 3-й этаж )
В пресс-службе исполкома в ответ на запрос «БИЗНЕС Online» сообщили, что причиной проблем стала реконструкция здания школы в тот период, когда оно принадлежало частному образовательному учреждению «Радуга».
«В этот период к зданию за счет родительских средств, самовольно, без разрешения на строительство и утвержденных проектных документов был надстроен третий этаж. Это стало причиной протестов надзорных органов, которые отказывают в получении положительных заключений на эксплуатацию здания», — говорится в полученном ответе. Вместе с тем подчеркивается, что речь о закрытии однозначно не идет. Исполком рассматривает все возможные пути решения проблемы. «Реорганизация школы путем присоединения к другому общеобразовательному учреждению — лишь один из возможных вариантов. В настоящее время занятия идут в штатном режиме, и поэтому заявлять о закрытии школы как минимум преждевременно», — сообщает пресс-служба исполкома.
«ОБСТАНОВКА, УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ НАШИМ ОЖИДАНИЯМ БОЛЕЕ ЧЕМ СООТВЕТСТВОВАЛИ»
Школа между тем готовила детей с 1 по 6 классы. Выпускники шли напрямую в престижные школы Казани, в том числе и в бывшие татаро-турецкие интернаты №2, 4, 7. Так что родители были готовы платить — обучение на русском, плюс английский, турецкий и татарский, домашняя обстановка. Возили и до сих пор возят детей из Высокой Горы, Юдино и даже Зеленодольска. Хорошим было и образование: 43% детей, принимавших участие в конкурсах и олимпиадах, были в числе победителей и призеров. В рейтинги школа, понятно, не входила: у шестиклашек нет ни ЕГЭ, ни ГИА.
Линар Якупов: «По большому счету для меня школа «Радуга» с их расценками была неким аналогом международной школы, но с доступными ценами. Как родитель могу говорить, что обстановка, уровень образования в принципе нашим ожиданиям более чем соответствовали»
«Самый большой процент турецких детей за всю историю школы составлял 33 процента, в основном это были дети из смешанных браков, — говорит Аян. — Сегодня можно сказать, что это чисто национальная татарская школа, 95 процентов детей — татары, остальные — из смешанных татаро-турецких семей». Турки практически все вернулись обратно в Турцию. В свое время здесь учились дети турецкого консула, сын и дочь президента фонда развития исламского бизнеса и финансов (IBFD Fund) Линара Якупова, дети творческой интеллигенции республики.
По словам Якупова, школа действительно была очень хорошей. «Мои дети там учились до прошлого года, когда действительно была турецкая школа «Радуга», — рассказал он «БИЗНЕС Online». — Дети учились сразу на четырех языках — русском, татарском, английском и турецком. Я вижу по детям, что по-турецки практически бегло начали разговаривать, на английском то же самое. Очень много времени уделялось русскому и татарскому языку».
Якупов отметил доброжелательное отношение и семейную обстановку, а также небольшие классы. «Классы по 10 - 15 человек, что на самом деле является очень эффективным и оптимальным количеством учащихся. Я сам бывший преподаватель, я педагогическое училище заканчивал. Я знаю, что такое преподавать в классе, где 30 - 35 детей и что такое 15 человек», — заметил он. А затем отметил также трехразовое халяльное питание, «продленку» до 17 часов, слаженный коллектив. Не было разве что спортплощадки.
«Самое важное — это, наверное, все-таки атмосфера, — считает он. — В принципе, в международных школах тоже такая атмосфера, когда по международным стандартам и количество учащихся, и преподавание предмета, и другое примерно проходят. По большому счету для меня школа «Радуга» с их расценками была неким аналогом международной школы, но с доступными ценами. Как родитель могу говорить, что обстановка, уровень образования в принципе нашим ожиданиям более чем соответствовали».
Школа готовила детей с 1 по 6 классы. Выпускники шли напрямую в престижные школы Казани, в том числе и в бывшие татаро-турецкие интернаты №2, 4, 7. Так что родители были готовы платить — обучение на русском, плюс английский, турецкий и татарский, домашняя обстановка
ТУРЕЦКИЕ ЛИЦЕИ: КАК «МЯГКАЯ СИЛА» ТУРЦИИ В ТАТАРСТАНЕ НАТКНУЛАСЬ НА ОТПОР СПЕЦСЛУЖБ
Хотя закрытие школы и перевод детей в другое учреждение не связаны напрямую с турецко-российскими проблемами, эхо конфликта, по всей видимости, все же повлияло на решение властей по поводу лицензирования. Судя по данным справочно-информационной системы «Контур-Фокус», частная школа «Радуга» была создана в 2003 году. Его учредителями стали ЗАО «Просветительско-образовательное общество «Эртугрул Гази», ассамблея народов Татарстана, а также национально-культурная автономия турок в Казани «Анадолу».
«Эртугрул Гази» известно, в частности, тем, что стояло у истоков всех татаро-турецких школ в РТ. Общество подписало договор с минобразом РТ, и первые школы в объявившем суверенитет Татарстане появились в 1992 году — в Казани и Набережных Челнах. В 1993 году открылись лицеи в Нижнекамске, Альметьевске, Бугульме, затем в Казани появился экономический лицей, в 1997 году — лицей для девочек. Он, в свою очередь, считается связанным с движением «Нурджуллар», возглавляемым известным турецким миллиардером Фетхуллахом Гюленом. Базируется организация в основном в Турции, однако имеет разветвленную сеть по всему миру и поддерживается крупным турецким бизнесом. Сам Гюлен в последние годы перешел в жесткую оппозицию к президенту Реджепу Эрдогану и управляет своей организацией из США. Как говорят, он сыграл немалую роль в провалившейся попытке «оранжевой революции» в Турции в 2013 году. Суть учения строится на формировании в сознании у последователей идей пантюркизма в сочетании с особой версией ислама.
В 2008 году Верховный суд РФ вынес решение о запрете деятельности организации как пропагандирующей исламский фундаментализм. Это стало спусковым крючком к зачистке «мягкой силы» Турции в Татарстане — появились протесты прокуратуры, на которую давила Москва. В защиту лицеев выступили родители, начались пикеты. Ситуация с татаро-турецкими лицеями стала предметом рассмотрения Госсоветом РТ с участием президента республики, в частности, такое заседание прошло в том же 2008 году. Судя по докладу в то время прокурора РТ Кафиля Амирова, проверка вскрыла просто вопиющие факты. Учителя-турки не имели российских дипломов, права преподавания, у них возникали проблемы с визами на работу, часть их не владела русским языком в принципе. Наконец, запахло призывами к экстремизму — хотя тогда за такие «запахи» еще не сажали, закручивание гаек уже чувствовалось.
«В процессе расследования установлено, что классными преподавателями и воспитателями в интернате №4 Казани, №79 Набережных Челнов и №24 Нижнекамска... регулярно тайно на частных квартирах проводятся беседы — о загробной жизни, о том, что официальное понимание Корана в Татарстане является неправильным. Эти беседы рекомендуется держать в тайне...», — цитирует Амирова «Коммерсантъ». В самих лицеях факты «экстремизма», разумеется, опровергали. «Наши лицеи функционируют уже с 1992 года, за это время хоть один-то выпускник-экстремист должен был себя как-то проявить? Никого ведь нет!» — заявил «Казанским ведомостям» директор казанского лицея №4 Марат Фаттиев. А Госсовет в итоге рекомендовал привести работу лицеев в соответствие с законодательством. По неофициальным данным, на стол прокурору даже ложились отчеты — сколько преподавателей с турецкой фамилией остались в лицеях. Началось выдворение за пределы России турецких преподавателей, по различным причинам потерявших право пребывания в стране. Уехали десятки человек. А в 2013 году в Набережных Челнах сотрудники центра противодействия экстремизму обнаружили подпольные медресе, изъяли запрещенную литературу и деньги.
Сейчас турки ушли, но лицеи остались. Название «татаро-турецкий» так или иначе пропало из официальных наименований школ, теперь это специализированные учреждения для одаренных детей. В Казани работают лицеи №2 (Московский район), №7 (Ново-Савиновский) — для мальчиков и №4 (Кировский район) — для девочек. Последний считается «национальным». Попасть в эти лицеи-интернаты по-прежнему можно только по конкурсу, принимают с 7 класса. Эхо «Нурджуллара», как можно предположить, и стало одной из причин закрытия «турецкой» школы №30 в сочетании с увольнением педагогов с турецкими фамилиями. Об этом, во всяком случае, шепчутся родители детей в школе. Хотя сегодня с турецким консульством и диаспорой контактов у школы уже нет, некие влиятельные силы, по всей видимости, решили «зачистить» бывший форпост пантюркизма окончательно.
Хотя закрытие школы и перевод детей в другое учреждение не связаны напрямую с турецко-российскими проблемами, эхо конфликта, по всей видимости, все же повлияло на решение властей по поводу лицензирования
«ШКОЛУ ВСЕ РАВНО ЗАКРОЮТ — ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И ТУРЦИИ СЕЙЧАС НЕ ЛУЧШИЕ»
Прокомментировать информацию о возможных связях преподавателей школы с движением «Нурджуллар» «БИЗНЕС Online» попросил экспертов.
Азат Ахунов — доцент кафедры востоковедения и исламоведения Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ:
— Татаро-турецкие лицеи были перепрофилированы под этим соусом — якобы они представляют организацию «Нурджуллар», проповедуют ее идеологию. Эта проблема уже решена на государственном уровне. Насколько я знаю, все татаро-турецкие лицеи уже давно прекратили какую-либо связь с Турцией. И, насколько я понимаю, эта школа вместе с детским садом ориентировалась в основном на детей граждан Турции, которые здесь проживают, и детей от смешанных браков с гражданами Турции.
Действительно ли там преподавались идеи «Нурджуллар», я не знаю. Но эти обвинения звучали и по отношению к татаро-турецким лицеям. Тогда турецкая сторона и сами студенты-лицеисты много раз говорили о том, что никаких — ни исламских, ни протурецких, ни пантюркитстких — идей там не проповедовали. А силовые структуры и власть заявляли об обратном...
Как будет ситуация развиваться сейчас? Я думаю, что эта школа будет закрыта, потому что отношения с Турцией претерпевают не самый лучший период. Это касается не только школ, но и бизнеса, и более безобидных культурных проектов. Так что когда речь идет о системе образования, понятно, что они тоже не смогут пересидеть эти сложные времена.
Ильшат Гимадеев — старший преподаватель кафедры религиоведения Института социально-философских наук и массовых коммуникаций КФУ:
— Тех, кто преподавал в турецких лицеях, лет 10 назад уже всех выслали... А эта, 30-я школа, муниципальная, государственная.
Что же до организации «Нурджуллар»... Мы имеем решение суда о том, что деятельность этой организации экстремистская. Плюс к тому запрещена литература, книги, автором которых является Саид Нурси. Но я не знаю ни одного человека, который был бы членом «Нурджуллар». И я считаю, что если у нас в России эта организация запрещена, то, конечно, люди должны остерегаться участвовать в подобных организациях и группах и распространять книги Саида Нурси. Если человек, зная, что это незаконно, участвует в этом, то это его вина, его ответственность. С этим человеком надо разбираться. А закрывать государственную, муниципальную школу из-за слухов... Я не знаю, насколько это юридически обоснованно.
«НИКАКАЯ ОНА УЖЕ НЕ ТУРЕЦКАЯ, А АККУРАТНЕНЬКАЯ ТАКАЯ ТАТАРСКАЯ ШКОЛА»
«БИЗНЕС Online» обратился за комментариями к родителям и участникам этой истории.
Ильсия Зарипова — преподаватель английского языка, мама троих учеников:
— Муниципалитет перевел нас в это же здание, не узаконив его и не выдав нам лицензию. Без лицензии мы не можем пройти ни пожарный надзор, ни получить документы в БТИ. Но я скорее не как преподаватель, а как мама переживаю за эту школу, у меня здесь учатся трое детей. Я сама здесь преподаю на протяжении 9 лет. Я знаю, что тут было и как стало. Я сама возила детей в эту школу из другого конца города. Дорога только в одну сторону у нас занимает целый час.
Еще одна родительница, отказавшись представиться, тем не менее заметила: «Никакая школа уже не турецкая, а просто такая аккуратненькая татарская школа. Со всех уголков Казани туда детей возят... Все выпускники этой школы поступают в лицеи, это же тоже показатель. Ты попробуй в эти лицеи попасть!»
Позиция родителей — найти возможность сохранить юрлицо школы, перейти временно всем коллективом в другую, где есть площадь и мало детей. «Родители не хотят отдавать своих детей в другие школы. Интересы детей совершенно не учитываются — это неприемлемо!» — говорят они. Ведь детям придется привыкать к другой обстановке, другому коллективу, другим учителям — понятно, что это стресс.
Разиль Валеев — председатель комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Госсовета РТ, депутат:
— Я обращался по этому поводу и в министерство образования республики, и в исполком Казани. Но, насколько я знаю, конечного решения еще не принято. Пока решение не принято, рано о чем-то говорить. Конкретного ответа мне пока не поступало. Я сделал это по просьбе родителей, они неоднократно ко мне обращались — не менее трех-четырех раз. Писали письма, приводили факты. Мы и сами туда съездили, посмотрели. В плане организации учебного процесса я ни со стороны управления образования, ни со стороны министерства образования ни разу никаких нареканий в их адрес не слышал. Все претензии там относительно здания. И родители очень довольны. А главное, дети! Все против закрытия школы. Родители довольны и учебным, и воспитательным процессом. Все выступают за сохранение школы.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 334
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.