«НЕ ОТ ХОРОШЕЙ ЖИЗНИ ВСЕ НАЧИНАЮТ ВОРОВАТЬ КОНТЕНТ»

Экономическая ситуация в России провоцирует снижение потребления легального платного контента. Так считает большинство (61%) российских интернет-экспертов, говорится в исследовании Института развития интернета (ИРИ). Этот труд представили на пленарной сессии Большого медиакоммуникационного форума (БМКФ), проходящего в Москве в эти дни. При этом советник президента РФ по интернету Герман Клименко уверен, что основной способ борьбы с пиратством — рост экономики. «Чем беднее люди, тем они более склонны воровать. Чем богаче, тем более склонны покупать. Вот и все, никаких других критериев нет», — заявил он «БИЗНЕС Online». На том же настаивал в беседе с корреспондентом газеты интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев: «Нельзя также сбрасывать со счетов экономическую ситуацию, которая пока что отнюдь не увеличивает желание пользователей платить за контент в интернете. Все-таки не стоит забывать, что потребление нелегального контента напрямую связано с экономическим уровнем общества как такового. Это же не от хорошей жизни все начинают, как говорят по-русски, воровать контент, а ровно только от того, что денег нет, чтобы платить за него».

«АНТИПИРАТСКИЙ ЗАКОН ПОЛЕЗНЫЙ, НО НЕСОВЕРШЕННЫЙ»

Как известно, в последние годы в России развернулась борьба с интернет-пиратством. Хотя долгое время, напротив, в стране не было удобных легальных площадок, поэтому быстро, как грибы, на радость простым пользователям росли различные пиратские сайты и торрент-трекеры. Неудивительно, что у многих наших граждан в голове укрепилась мысль о том, что раз заплатил за интернет, то автоматом бесплатно получаешь все, что там содержится. Тем не менее в 2013 году в России вступил в силу антипиратский закон. Правообладатели отныне могли ограничивать нелегальное распространение фильмов и сериалов, а решения о блокировке и мониторинг пиратских сайтов подпали под ответственность Роскомнадзора. В мае прошлого года под действие закона также попали музыка, софт и книги. После двух судебных разбирательств пиратские сайты начали блокировать навсегда. Победой правообладателей можно смело назвать блокировку самого популярного торрент-трекера RuTracker.org, а также еще некоторых известных ресурсов, таких как Kinozal.tv и Rutor.org. Впрочем, эту победу нельзя назвать безоговорочной, поскольку в сети тут же появилась куча советов, как эту самую блокировку обойти, например, установив плагины и расширения для браузеров.

«Антипиратской закон, очевидно, полезный, но несовершенный, лишь четверть респондентов считают текущую практику правоприменения антипиратского законодательства эффективной», — заявил глава российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Плуготаренко. С ним бы поспорил и. о. начальника управления контроля и надзора в сфере электронных коммуникаций Роскомнадзора Евгений Зайцев, который указал на практический результат действия антипиратского закона: миллионное число посетителей уже упомянутого RuTracker.org снизилось до 600 тысяч. «Посещаемость упала, закон работает. Наверное, он работает не так хорошо, как хотелось бы нам и правообладателям, но это реальный механизм, который позволяет бороться с пиратством. Мы считаем, что основным плюсом антипиратского законодательства стала консолидация отрасли и саморегулирование», — отметил он.

К слову, Роскомнадзор совместно с правообладателями разработал уже следующий законопроект, направленный на борьбу с «зеркалами» пиратских сайтов. «Пираты заблокированных сайтов плодят «зеркала», несложными техническими средствами добиваются того, что поисковые системы воспринимают «зеркало» как копию предыдущего сайта. Поэтому пираты не теряют посещаемости. Законопроект уже получил некую консенсусную форму. Надеюсь, он в самое ближайшее время будет внесен в Госдуму и принят в весеннюю сессию», — надеется гендиректор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин. Он же выступил с предложением еще более жесткой борьбы с «нелегалами» — лишить пиратов доходов от рекламы и пользовательских платежей. «Наша задача — лишить пиратов любых денег. Наша задача — добиться того, чтобы ни одна вменяемая рекламная сеть не ставила баннеры на пиратские сайты вообще. Второе направление — разрыв любых отношений пиратских сайтов с какими-либо платежными системами, чтобы перекрыть поток финансирования пиратов», — заявил Бырдин. Вот только как этого добиться, он уточнять не стал.

Сергей Плуготаренко Сергей Плуготаренко

«ЗА ХОРОШИЙ ТОВАР НУЖНО ПЛАТИТЬ»

Очевидно, что только запретительными мерами проблем правообладателей не решить. Хотя и закону надо отдать должное: 42% респондентов признали, что он изменил потребление контента в сторону увеличения легального. Тем не менее важно также менять в сознании парадигму потребления контента, популяризировать легальные площадки и онлайн-кинотеатры. К слову, стимулирование развития платной модели потребления содержится в концепции развития медиакоммуникационной отрасли до 2025 года, подготовленной медиакоммуникационным союзом (МКС). При этом результаты движения в этом направлении заметны уже сейчас. Так, в апреле этого года на РИФ+КИБ министр связи РФ Николай Никифоров с удовольствием отмечал, что всего за год число россиян, покупающих легальный контент, возросло с 12 до 18 млн. человек. Директор по правовым вопросам «СТС Медиа» Максим Бобин, ссылаясь на исследование МКС, заявил, что к 2025 году половина домохозяйств в стране может перейти на исключительно легальное потребление контента. «Хотелось бы побыстрее, но это тоже хорошая тенденция», — добавил он.

При этом в интернет-отрасли понимают, что многие пользователи, может, и готовы быть законопослушными и смотреть исключительно легальный контент, но не понимают, как же отличить черное от белого, то есть легальное от нелегального. В этом уверены 80% опрошенных ИРИ экспертов. Еще 76% полагают, что культуру потребления платного и легального контента надо прививать. «Одна из основных проблем по борьбе с пиратством — это до сих пор низкая осведомленность конечных пользователей о наличии легального контента в интернете. Человек не всегда понимает, использует ли он легальную продукцию, и не всегда хочет это понимать. На первом месте стоит удобство, а не мысль о том, правильно или неправильно использую интернет», — заметил Бобин.

Нажмите, чтобы увеличить

О том, что одной из самых эффективных мер борьбы с пиратством будет прививание в российском обществе культуры потребления платного контента, говорят и руководители крупных медиахолдингов. «Отрасль должна объединиться, чтобы популяризировать, что такое легальный контент и чем он отличается от нелегального, — считает гендиректор холдинга «СТС Медиа» Юлиана Слащева. — Мы все преследуем пиратов. В текущем моменте наверняка у всех телевизионных холдингов в процессе десятки исков против пиратских ресурсов, тем не менее без образования населения мы с этой проблемой не справимся. Дифференциация того, что такое легальный и нелегальный контент, а также объяснение того, чем платный контент отличается от бесплатного и почему платный контент нужно потреблять, и чем он лучше, понятнее, более таргетирован для потребителя, конечно, об этом еще предстоит рассказать». С ней солидарен генеральный директор АО «Газпром-Медиа Холдинг» Дмитрий Чернышенко, который отметил, что сейчас «с пиратским контентом ситуация лучше, чем была»: «Мы все вместе будем заниматься этим вопросом — с Роскомнадзором, с Думой, с партнерами, но главное, что должно быть неприятие в обществе к этому. Мы должны сами придумывать формы потребления контента, делать так, чтобы контент все-таки оплачивался в соответствии с его реальной стоимостью. За хороший товар нужно платить и хороший товар нужно защищать. Государство делает правильные шаги, чтобы защищать контент». Пока же специфика российского рынка, по словам Чернышенко, в том, чтобы «всеми способами за контент не платить».

Нажмите, чтобы увеличить

«ЛЮДИ ГОТОВЫ ПЛАТИТЬ, ВЕСЬ ВОПРОС В ТОМ — СКОЛЬКО»

Отсюда вытекает еще один немаловажный барьер на пути развития потребления платного контента — ценовая политика. Только 40% экспертов считают ценовую политику провайдеров легального контента адекватной. Лишь треть опрошенных согласна с тем, что предложение на рынке легального контента адекватно спросу на него. «Под развитием платного контента понимается адекватное понимание бизнесом ценника, на который согласен пользователь, и доступность интерфейса. Люди готовы платить, весь вопрос в том — сколько», — указал глава комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин. По словам Бобина, высокая плата за легальный контент — барьер для 12 - 15% потенциальных подписчиков вне зависимости от места жительства. Тем не менее он настаивает на том, что тех, кто принципиально не хочет и не будет платить за контент в интернете, не так и много — всего 4 - 5%. «Принципиальные есть, но их мало, что не может не радовать», — добавил Бобин.

Впрочем, Мариничев предупредил, что стоимость как ни крути зависит и от макроэкономической ситуации самих производителей контента. «В данном случае может сложиться ситуация импортозамещения контентной массы внутри нашей страны, потому что наш контент будет дешевле в разы, чем иностранный, как это произошло с колбасой и сыром, в конце концов это может произойти и с информацией как таковой», — рассуждал он в беседе с нашим корреспондентом. Только согласны ли будут россияне променять голливудские блокбастеры на фильмы исключительно российского производства?

Глава комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин Глава комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин

«ПУСТЬ НЕ ПЛАТЯТ, НО ПУСТЬ ПЕРЕСТАНУТ СМОТРЕТЬ НЕЛЕГАЛЬНО»

Плуготаренко, ссылаясь на мнение опрошенных ИРИ экспертов, заявил, что экономическая ситуация может сыграть на руку легальным онлайн-кинотеатрам: «Люди стремятся экономить на развлечениях. Эксперты считают, что в этой ситуации легальный рынок контента, наоборот, находится в выигрышной ситуации. Люди сокращают расходы на кинотеатры, сопряженные с дополнительными затратами на дорогу, еду. При этом не отказываются от привычки смотреть фильмы. Легальные онлайн-кинотеатры смогут в этой ситуации частично перетянуть на себя аудиторию офлайн-кинотеатров. Главное, чтобы в репертуаре были новинки и цена, которую потребитель готов платить. Если легальный онлайн-сервис удобен, то он может выиграть соревнование у пиратов, традиционных кинотеатров».

«Хорошо было бы, если бы так. Но, мне кажется, тут не такая простая механика, — усомнилась в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» вице-президент по контенту онлайн-кинотеатра Ivi.ru Ольга Филипук. — Мы пытались разобраться: когда человек принимает решение идти в кино, делает ли он это по экономическим соображениям, или потому что он любит ходить в кино. Все-таки целевая аудитория кинотеатров — 15 - 23%, а наша целевая аудитория — 25 - 34%. Мы в разных сегментах. Есть ощущение, что те, кто ходил в кинотеатр, будут ходить несмотря ни на что, так как это все равно дешевый вариант досуга по сравнению, например, с рестораном или с боулингом. На нас это драматически не отразится. Для тех домохозяйств, которые были склонны ходить вчетвером, впятером всеми семьями — может быть, но за счет них не будет драматического прироста, потому что они будут единым покупателем для нас». По ее словам, если человек действительно решит сэкономить, то, скорее, «пойдет к пиратам», а не в легальный онлайн-кинотеатр. Тем не менее пока, как утверждает Филипук, подобные Ivi.ru сервисы кризисных явлений не ощутили. «Они все ежегодно показывают прирост своей платной выручки. Иными словами, 10 разных деревцев растут, никто ни у кого ничего не замещает. Это говорит о том, что мы этот рынок даже не начали вычерпывать, чтобы уже кого-то откуда-то уводить», — пояснила она.

Пока задача онлайн-кинотеатров — перетянуть пользователей у пиратов. И если государство борется с пиратами наказаниями, то легальные сервисы — созиданием. «Мы ничего не можем сделать, кроме как сделать сервис более интересным, мы себя как бы противопоставляем. У пиратов могут быть порно-баннеры, какие-нибудь вирусы. Пиратские сайты даже выглядят по-другому. Мы должны выглядеть лучше, чем пираты, иначе сломаемся, потеряем свою ценность», — отметила Филипук. По ее мнению, это единственный козырь легальных сервисов в борьбе с пиратами. Также на руку играют «масштабные зачистки» и технические сбои во «ВКонтакте», который уже заработал репутацию бесплатного кинотеатра. «Тогда наше смотрение вырастает в 3 - 5 раз. Иными словами, если наш бизнес молниеносно вырастет в 5 раз, то мы можем считать, что большая часть пиратского рынка побеждена. До этого — все это маленькие шажочки в сторону. Мы за шторку заглядывали и видели, как бы это могло быть, если бы не было пиратов», — вздыхает Филипук.

Она даже, в отличие от некоторых коллег отрасли, осторожно говорит о принуждении пользователей платить за контент: «Бесплатных пользователей у нас 30 миллионов, а платных — несколько сотен тысяч. Заставлять людей платить, если они не хотят платить, мне не кажется правильным путем. Пусть не платят, пусть смотрят с рекламой, но пусть перестанут смотреть нелегально. И это тоже неплохо, потому что приносит деньги рекламодателям, правообладателям и нам».