Юрий Клочков (слева) и Сергей Когогин во время посещения Дмитрием Медведевым «Мотовилихинских Заводов» (фото: ©Екатерина Штукина, РИА «Новости») Юрий Клочков (слева) и Сергей Когогин во время посещения Дмитрием Медведевым «Мотовилихинских заводов» (фото: ©Екатерина Штукина, РИА «Новости»)

СМЕНА МЕНЕДЖЕРОВ КАМАЗА НА «МОТОВИЛИХИНСКИХ ЗАВОДАХ»

Накануне гендиректор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин представил коллективу пермского предприятия ПАО специального машиностроения и металлургии «Мотовилихинские заводы» (МЗ) нового врио генерального директора. Им стал бывший вице-премьер правительства РТ, предшественник Когогина на КАМАЗе Иван Костин, который возглавлял автогигант с 1997 по 2002 год. Для него это будет своеобразный камбэк: уйдя с КАМАЗа, он до 2009 года возглавлял МЗ, а в последние годы занимал там должность советника гендиректора.

На встрече Когогин отметил, что возглавляемый им совет директоров оборонного предприятия еще 28 апреля принял решение удовлетворить просьбу об отставке прежнего гендиректора Юрия Клочкова «по семейным обстоятельствам». Отметим, что и он — выходец с КАМАЗа — бывший первый зам Когогина и исполнительный директор автогиганта, прошедший с 1981 года все ступени карьеры на заводе. 4 мая на последней встрече с руководителями предприятия в статусе гендиректора Клочков призвал не искать в своей отставке двойного дна: «Хочу пресечь слухи. Я принял решение о завершении своей трудовой деятельности на «Мотовилихинских заводах» по личным причинам».

В заслуги экс-гендиректору приписывают решение «системных проблем предприятия, которые крайне негативно влияли на работу завода в течение последних лет». «Главной из них была кредиторская задолженность, которую удалось реструктурировать, вследствие чего получилось вывести предприятие из предбанкротного состояния благодаря комплексной программе финансового оздоровления, — говорится в сообщении на сайте МЗ. — Кроме того, за эти два года была создана новая система управления, налажены отношения с крупнейшими нефтяными компаниями страны, сформирован портфель заказов по оборонному и гражданскому направлениям на несколько лет вперед, а также реализован ряд крупных социальных проектов для сотрудников предприятия».

На встрече с коллективом Когогин указал, к чему предприятие должно стремиться сейчас: «Задача номер один — выполнить гособоронзаказ. Вторая задача — сокращать затраты. В этом направлении уже многое сделано, однако процесс стабилизации — задача не одного года». Гендиректор КАМАЗа подчеркнул, что предприятию необходимо планировать работу минимум на 10 лет с учетом перспектив экспорта военной техники.

Что касается Костина, то Когогин сразу дал понять: назначение временное, что и понятно, ведь в этом году опытнейшему промышленнику исполнится 70 лет. «Иван Михайлович сможет стабилизировать ситуацию в этот переходный период, так как он отлично знает внутренние и внешние процессы предприятия», — цитирует Когогина пресс-служба МЗ.

В том, что Костин — промежуточная фигура, не сомневается и генеральный директор ОАО «НПО «Сплав» (по данным справочного сервиса «Контур-Фокус», предприятие обозначено как экс-соучредитель «Мотовилихинских заводов» прим. ред.) Владимир Лепин. «Он [Костин] устал, извините, — отметил в разговоре с «БИЗНЕС Online» Лепин. — Я с ним пока не работал, но как управленца его знаю, он сильный, знает завод достаточно хорошо. Поэтому я оцениваю его назначение положительно. Его опыт будет использоваться для решения текущих проблем завода».

Иван Костин (фото: mz.prem.ru) Иван Костин (фото: mz.prem.ru)

ОТСТАВКА КЛОЧКОВА — ИТОГ КОНФЛИКТА МЕЖДУ ПЕРМСКИМИ АКЦИОНЕРАМИ И КОГОГИНЫМ?

Об одной из предполагаемых причин отставки Клочкова сообщал «Коммерсант». По версии издания, на предприятии начался конфликт между мажоритарным акционером и группой бизнесменов и топ-менеджеров, контролирующих меньшую часть акций. В начале апреля по заявлению заместителя генерального директора Николая Волобуева было возбуждено уголовное дело в отношении исполнительного директора «Мотовилихинских заводов» Вагаршака Сарксяна и бывшего директора ООО «МЗ «Камасталь» Андрея Костарева. Им инкриминировалась ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере»): в результате их действий предприятие понесло убытки более чем на 600 млн. рублей, а федеральный бюджет — на 16 млн. рублей. По данным издания, дело было возбуждено руководителем следственного управления СКР по Пермскому краю Мариной Заббаровой, но постановление о его возбуждении отменил на следующий день прокурор края Вадим Антипов. Решение Антипова было обжаловано в генпрокуратуре, но, по сведениям издания, безуспешно.

Предшественником Клочкова на посту гендиректора МЗ был пермяк Николай Бухвалов — бывшей вице-губернатор Пермского края и ставленник экс-главы региона Олега Чиркунова. Он, как получается, и довел предприятие до предбанкротного состояния. По итогам 2013 года чистый убыток завода составил 1,9 млрд. рублей против чистой прибыли в размере 99 млн. рублей в 2012 году. В целом по группе убытки достигли за 2013 год 2,7 млрд. рублей. При Клочкове же на завод вернулся госзаказ. Финансовые показатели ожидаемо улучшились. Выручка МЗ за 2015 год составила 13,8 млрд. рублей против 8,9 млрд. рублей годом ранее. Убыток значительно снизился и составил 323,9 млн. рублей, в 2014 году — 3,3 млрд.рублей.

«Его [Клочкова] отставка — результат корпоративного конфликта, — подтвердил «БИЗНЕС Online» источник, пожелавший остаться неназванным. — Клочков хотел уволить Сарксяна, поскольку тот ему не подчинялся, но «Ростех» пошел дальше — кинулся возбуждать уголовные дела, которые потом отыграли».

По данным собеседника «БИЗНЕС Online», исполнительный директор вместе с еще двумя членами совета директоров — Юрием Медведюком и Русланом Валитовым — владел порядка 35% акций предприятия. «Они пытались контролировать денежные потоки, направлять их на аффилированные фирмы, на почве чего у них с Клочковым возникали конфликты, — добавил источник. — В условиях, когда половина собственников из Перми, другая половина от КАМАЗа, а исполнительный директор не подчиняется гендиректору, сложно было обеспечить исполнение гособоронзаказа».

Неисполнение гособоронзаказа, по всей вероятности, и стало непосредственным поводом для отставки Клочкова. Примечательно, что незадолго до его ухода предприятие посетил с инспекцией замминистра обороны РФ Юрий Борисов, который, как говорят, был крайне недоволен увиденным.

«Может, при принятии кадрового решения была ставка на то, что отставка Клочкова решит этот конфликт», — считает собеседник «БИЗНЕС Online». В отличие от Клочкова Костин, по словам источника нашего издания, с начала нулевых успешно сработался с Сарксяном и был к нему весьма лоялен.

На проблемы в исполнении обязательств перед минобороны РФ указывает и другой источник издания, хорошо знакомый с ситуацией. «У МЗ сейчас есть риск не выполнить гособоронзаказ, предприятие в тяжелом состоянии — кризис, — отметил собеседник «БИЗНЕС Online». — Костин уже сделал такой «трюк» в 2006 году, когда пришел индийский заказ на «Смерчи» (системы залпового огняприм. ред.). Предприятие к тому времени растеряло кадры, некоторые технологии, но с Костиным мобилизовалось и выполнило заказ. Поэтому у Ивана Михайловича огромный кредит доверия в «Ростехнологиях», минобороны и других военно-промышленных ведомствах. Условно, даже если МЗ сейчас что-то сорвет, под честное слово Костина минобороны простит и даст шанс исправиться, потому что верят, что он не подведет. Так что, может быть, это еще и важный публичный шаг, ориентированный на минобороны, — прикрыть завод авторитетом Костина».

Отметим, что Лепин винит в невыполнении оборонзаказа смежников. «Комплексная проблема в отрасли — одни еще не готовы, а другие уже выполнили, все упирается во время, — говорит он. — Есть и миллион других причин, таких как смена поставщиков». С чем были связаны пертурбации среди поставщиков, он не уточняет, но, возможно, как раз с внутрикорпоративным конфликтом.

О важности мотовилихинских заводов для КАМАЗа говорит и тот факт, что был открыт прямой рейс между аэропортом Бегишево и Пермью ©Сергей Мамонтов, РИА «Новости» О важности «Мотовилихинских заводов» для КАМАЗа говорит и тот факт, что был открыт прямой рейс между аэропортом Бегишево и Пермью (фото: ©Сергей Мамонтов, РИА «Новости»)

МЕЖДУ ЧЕЛНАМИ И ПЕРМЬЮ БОЛЬШОЙ ПОТОК

Лепин признался, что ему известно о том, какой именно заказ МЗ не успевают выполнить, однако сказать что-то определенное отказался, объяснив это государственной тайной. Не исключено, что речь, в частности, идет о рекордном за весь постсоветский период государственном оборонном заказе на изготовление и капитальный ремонт ракетно-артиллерийской продукции более чем на 3,8 млрд. рублей. «Минобороны разместило на «Мотовилихинских заводах» ГОЗ на изготовление и капитальный ремонт с модернизацией ракетно-артиллерийской продукции», — сообщала 17 июня пресс-служба предприятия.

Именно в тот день и состоялось внеочередное собрание акционеров, на котором председателем совета директоров МЗ был избран Когогин, а Клочков был назначен новым генеральным директором. Кадровые перестановки были инициированы госкорпорацией «Ростех», которая до этого консолидировала в своих руках контрольный пакет. Кроме того, как следует из официального сообщения на сайте корпорации, «Ростех» принял решение о передаче принадлежащих ему 40% акций машхолдинга в доверительное управление своей автомобилестроительной структуре — «РТ-Авто», управляющей КАМАЗом и АвтоВАЗом (ее тоже возглавляет Когогин). Уже тогда говорилось, что завод будет выпускать военной продукции не менее чем на 10 млрд. рублей в год.

В КАМАЗе отказались как-либо комментировать ситуацию, ссылаясь на то, что МЗ с автогигантом никак не связаны. К тому же челнинское предприятие под угрозой санкций в последние годы тщательно дистанцируется от всего, что связано с военным заказом. Однако о важности «Мотовилихинских заводов» для КАМАЗа может говорить хотя бы и косвенно тот факт, что Когогин на фоне серьезного — почти на треть — секвестра межрегиональных перевозок, который был проведен в начале этого года, сумел «пробить» себе новый маршрут, чтобы летать в Пермь из родного Бегишево. Об этом рассказывал «БИЗНЕС Online» коммерческий директор аэропорта Бегишево Феликс Козлов. «Рейс открыли в связи с тем, что у КАМАЗа есть интерес на «Мотовилихинских заводах», а потому идет большой поток между Набережными Челнами и Пермью. По сути, рейс по требованию».