Ильдар Ибрагимов (фото: ruchess.ru)

НЕ ВСЕ ПЕРЕЖИЛИ ФИНАНСОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

— Ильдар Рифкатович, что вы ожидали от предстоящего старта?

— Начну с того, что мы делегировали в Сочи сразу три команды — мужскую, женскую и ветеранскую, сеньоров, как называют их в шахматах. Особенно интересна ситуация в мужском чемпионате, поскольку в нем принимают участие только пять команд.

— Почему так мало?

— Это касается только суперлиги, а ведь у нас есть еще и высшая лига, и вот как раз там проблем с участниками нет — их заявилось около 20. А то, что в премьер-лиге команд так мало, я предполагаю, что это связано с возросшими финансовыми нагрузками. Ведь в премьер-лиге выступают команды из 8 шахматистов, а в высшей лиге заявляют 6, в принципе, можно даже обойтись четырьмя, ведь еще двое — это запасные. Предвосхищая ваш вопрос, скажу, что с финансовой точки зрения у нас все в порядке — спасибо руководству федерации шахмат Татарстана. Конечно, это не такая сумма, как, к примеру, получают в Новосибирске, где смогли позволить себе пригласить Владимира Крамника и Левона Ароняна. С другой стороны, мы идем по другому пути комплектования. Я бы назвал его традиционным. Из Америки к нам подъехал Гата Камский, из Омска взяли молодого, быстро прогрессирующего Владислава Артемьева. Остальные все наши. Это Артем Тимофеев, который сейчас набрал хорошую форму, много играет, и видно, что у него преодолен спад. Надеемся, что он вернется в элиту российских шахмат. По договоренности за нас играет чемпион Татарстана Максим Самусенко из Набережных Челнов. Кстати, приглашение в клубную команду — это один из стимулов успешного участия в чемпионате Татарстана, к чему мы стремимся, постоянно повышая уровень этого турнира. Так вот, Самусенко — перспективный шахматист, у которого родители также были хорошими шахматистами, и мама играла на уровне международного мастера.

— Вы назвали четверых. Кто еще в команде?

— Это два ветерана — Валерий Яндемиров и Рамиль Хасангатин, которые находятся в хорошей форме. Причем Рамиль решил вернуться в активные шахматы, набирает спортивную форму. И из молодой поросли играют Рамиль Файрзахманов и Азат Шарафиев.

Кстати, малое количество участников в премьер-лиге вовсе не говорит о том, что участникам легче. Среди участников — Новосибирск, традиционно сильные команды Москвы и Питера, плюс наши соседи по Волге команда Тольятти, все играют в два круга, таким образом возрастает плотность борьбы, ведь слабых соперников совсем нет.

Гата Камский (фото: ©Максим Богодвид, РИА «Новости»)

«ДУМАЕМ, ЧТО ВСКОРЕ ВСЕ БУДУТ КОМПЛЕКТОВАТЬСЯ СОБСТВЕННЫМИ ВОСПИТАННИКАМИ»

— Есть информация о том, как формировались составы соперников?

— Изначально я слышал об определенных проблемах все в той же «Сибири», которая формировала ранее суперсостав. Но, видимо, они эти проблемы решили. Возможно, в будущем, все команды придут к такому же пути формирования состава, к которому пришли мы, когда стали делать ставку на собственных воспитанников, потому что это даже по логике непонятно, почему команды полностью формируются из приглашенных звезд, зачастую иностранцев. В тех же игровых видах спорта в этом присутствует хотя бы какая-то логика, когда легионеры играют за команду в течение всего сезона. Или я понимаю, когда команду усиливают парой лидеров, как Казань исторически формировала свой состав. А у нас люди приехали на турнир, отыграли, собственные болельщики его даже не могли увидеть — за кого болеть, кому переживать? Кому нужны такие команды, собранные «вахтовым методом»?

— Рубль подешевел. Это сказалось на договоренностях с Камским?

— По счастью, нет. Он с пониманием относится к изменившейся финансовой ситуации в России и готов получать гонорар на уровне прошлого года, причем в рублях. Да, он фактически теряет, но идет на этот компромисс и подчеркивает, что всегда готов играть за нашу команду, даже переживал, что в этом году у него могла случиться накладка клубного чемпионата России и личного чемпионата США. Но выяснилось, что Камский вполне успевает приехать на начало турнира в Сочи. Более того, после окончания командного чемпионата России, Камский вместе с татарстанскими членами команды приедет в Казань, чтобы принять участие в нашем традиционном Гран-при. Он же выиграл эти соревнования в прошлом году, сейчас будет отстаивать статус победителя.

Алиса Галлямова (фото: ruchess.ru)

«АЛИСА ГАЛЛЯМОВА ВОЗГЛАВИЛА ЖЕНСКУЮ КОМАНДУ КАЗАНИ»

— Какие новости по женской команде?

— Главной новостью, я считаю, стало возвращение в состав Алисы Галлямовой. На второй доске играет наша воспитанница Карина Амбарцумова, которая в прошлом году достаточно успешно справилась с ролью первого номера женской дружины. Еще два места заняли воспитанницы нашей шахматной школы Ольга Белова, Эльза Хазиева, плюс действующая чемпионка Татарстана Любовь Маркелова. Она недавно переехала в Казань, но обжилась здесь, работает по специальности шахматного тренера.

— В личных турнирах шахматисты часто сетуют на проблему читерства, запрещенных подсказок. В командных турнирах подобная проблема может существовать?

— Конечно, это сейчас глобальная проблема всех шахмат. С этим можно бороться только на очень крупных соревнованиях. На чемпионатах Европы, других крупных опенах сейчас пропускают участников через металлоискатели, на что потом жалуются, так как это создает огромные очереди на входе.

Что касается клубных чемпионатов, где большое количество команд, то уровень контроля на нем, конечно же, значительно слабее. Понятно, что телефоны отбирают: если у кого-то обнаружится телефон, это приводит к автоматическому поражению. Но как контролировать дальше? Хотя есть же вполне легальные подсказки, которые можно получить от того же тренера. Не знаю... У нас в этом плане больше ориентируются на человеческую сознательность, на понимание того, что в случае обнаружения незаконной подсказки могут дисквалифицировать не одного виновного спортсмена, а всю команду целиком.

В ЕВРОКУБОК МЫ УЖЕ ОТОБРАЛИСЬ

— Кстати, к вопросу о тренерской работе. Если говорить о женщинах, то есть такой плюс, как сильный тренер. Об этом мне говорил Сергей Рублевский, который как тренер женской сборной России на голову превосходит своих коллег, а это дает дополнительный плюс в оценке позиций на доске. Не видите себя в подобной роли?

— Да, в этом можно поискать определенный плюс. При прочих равных роль тренера как человека, который бы не играл, а только анализировал ситуацию на досках и оперативно давал советы мужским и женских командам, важна. Оперативный подсказ может давать большое стратегическое преимущество, и с этого турнира я выполняю эту роль, тем самым освободив место в мужской команде, поскольку просто не смогу играть и оценивать позиции в партиях и мужских, и женских команд. Форму надо поддерживать, а я уже не так часто играю и в этой роли, надеюсь, смогу принести больше пользы обеим нашим командам.

— В прошлом сезоне в высшей лиге играли команды, которые превосходили по уровню мастерства своих игроков по их рейтингу слабейшие команды премьер-лиги. Отсюда вопрос: как происходит формирование лиг?

— Насколько я помню, в прошлом году федерация шахмат России впервые за долгие годы вновь разделила команды на лиги. До этого существовала одна лига, в которую заявлялись все желающие команды, и они определяли сильнейших по швейцарской системе. С прошлого года была изменена система формирования лиг, когда в премьер-лигу вошли 8 сильнейших команд, которые определяют сильнейшего в круговом турнире.

Более того, с прошлого года было изменено место проведения клубного чемпионата России. До этого долгие годы хозяином турнира выступал поселок Лоо Краснодарского Края. Но Лоо — это, скажем прямо, поселок, где ничего особо интересного нет. А с прошлого года турнир проводится в Сочи, в известной гостинице «Жемчужина», что сразу же повысило привлекательность участия в соревнованиях. Все произошедшие изменения я считаю правильными.

Есть еще одна приятная новость: все участники мужской премьер-лиги отберутся на клубный чемпионат Европы. Дело в том, что Новосибирск является действующим победителем этого турнира и будет играть вне квоты, а от России это четыре гарантированных участника. Замечу, что, если бы и другие команды шли по пути комплектования, как это принято в Казани, мы уступали бы только конкурентам из Москвы и Питера.