Воскресные прогулки Рустама Минниханова по историческому центру Казани дали очередной результат — «смена караула» в ТЮЗе произойдет уже до конца месяца

МИННИХАНОВ ПРОГУЛЯЛСЯ — ДИРЕКТОРА НА ВЫХОД

Воскресные прогулки президента РТ Рустама Минниханова по историческому центру Казани дали очередной результат. На этот раз они касаются учреждения, к которому имеет непосредственное отношение помощник президента РТ Олеся Балтусова — главный инициатор регулярного непосредственного знакомства главы республики с состоянием объектов культурного наследия в центре столицы. По информации «БИЗНЕС Online», решен вопрос об уходе с поста директора Казанского театра юного зрителя 67-летнего Фарита Шамсиева.

Официальных комментариев по этому поводу пока никто не дает. Но источники «БИЗНЕС Online» сообщают, что министр культуры РТ Айрат Сибагатуллин уже довел принятое решение до Шамсиева в личной беседе. Правда, сам нынешний директор ТЮЗа на прямой вопрос корреспондента нашего издания о будущей отставке ответил, что еще не в курсе. Тем не менее наши собеседники в руководстве минкультуры РТ говорят о том, что «смена караула» в многострадальном театре произойдет уже до конца месяца. Ни о каком переходном периоде речь не идет — у ТЮЗа будет новый директор.

Что касается причин ухода бессменного с 1990 года руководителя учреждения культуры, то, судя по всему, их несколько. Но очевидно, что случайным совпадением появление Минниханова 24 апреля по адресу ул. Островского, 10 и нынешняя новость не стали. Напомним, что Балтусова в самом конце прошлого года согласилась возглавить попечительский совет ТЮЗа. На этом месте она собиралась заниматься профильным вопросом сохранения исторического наследия, поскольку историческое здание ТЮЗа — бывшего Купеческого собрания — требует очень серьезного ремонта. И хотя с фасада оно выглядит еще неплохо, но уже во внутреннем дворике главу республики ждало довольно жалкое зрелище.

Впрочем, Балтусова сообщила «БИЗНЕС Online», что ей неизвестно об уходе Шамсиева, а информированный источник на вопрос о том, кто же был инициатором решения, загадочно ответил, что это была «инициатива многих неравнодушных людей».

Здание ТЮЗа вновь стало разрушаться, и надежда теперь только на президента РТ

ОТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРЕМИИ РОССИИ ДО ОТСУТСТВИЯ ДЕНЕГ НА ПОСТАНОВКУ СПЕКТАКЛЕЙ

Что же до личности нынешнего главы ТЮЗа, то Шамсиев за 26 лет директорства в театре пережил с ним немало. Причем связан с театром он еще дольше, поскольку пришел сюда на работу в качестве заместителя директора еще в 1981 году, но в середине 80-х «отвлекался» на директорство в зоопарке. У Шамсиева, выпускника КХТИ по специальности «инженер-механик», никогда не было творческих амбиций. Возможно, это и способствовало тому, что именно в период его руководства ТЮЗ забирался на такие вершины, которые сейчас драматическим театрам из Татарстана кажутся недостижимыми. Первая половина 90-х стала звездной для Казанского театра юного зрителя. Знаменитые постановки главрежа Бориса Цейтлина гремели по всей стране. Спектакль «Погром» по роману Бориса Васильева был удостоен Государственной премии России, а шекспировская «Буря» получила «Золотую маску» как лучший спектакль года в стране!

Страшный пожар 1995 года стал настоящей культурной трагедией для города. Цейтлин уехал из Казани, лишившейся уникального коллектива. Впрочем, вернувшись в родной дом после завершения первой части ремонта, ТЮЗ выпустил еще несколько ярких спектаклей с новым главрежем Григорием Цхвиравой. Но после ухода последнего из театра в 2004 году театр юного зрителя оказался на периферии общественного внимания. Его спектакли перестали быть событиями, а восстановление здания заглохло.

В этом видят и непосредственную вину Шамсиева, который все эти годы тихо сидел на своем погорелом и обветшалом хозяйстве, чем, видимо, и устраивал сменявших друг друга министров культуры РТ. То ли дело, к примеру, Александр Славутский, который своей неуемной энергией все же заставил бюджет раскошелиться на миллиард для капремонта театра им. Качалова. Директор же ТЮЗа все ждал у моря погоды. Да так, что здание вновь стало разрушаться, надежда теперь только на президента Татарстана.

Одним из решений мог бы быть карт-бланш Туфану Имамутдинову, который к должности главрежа присоединил бы и статус директора театра. Такое решение могло бы развязать руки творцу, имеющему хорошие связи в Москве

Шамсиев никак себя не проявил и не проявляет в ходе громкого конфликта в театре, о котором «БИЗНЕС Online» не раз рассказывал. С его стороны не было ни одного реального шага, чтобы утихомирить склоку части труппы и сотрудников учреждения с молодым главным режиссером Туфаном Имамутдиновым и артистами, которые его поддержали.

Наконец, театр из-за безденежья пока не может выпустить ни одной из запланированных на этот сезон больших премьер Имамутдинова («Маленький принц» и спектакль по пьесе Эрдмана «Самоубийца»). Единственное исключение — пластический спектакль «В ожидании» по картинам Ван Гога, но он был создан за счет фонда Михаила Прохорова выигрыш гранта был исключительно заслугой главного режиссера…

Совокупность этих факторов и привела к нынешнему решению, которое, по мнению многих в театральном мире Казани, изрядно запоздало. И если бы не прогулка Минниханова, то его вообще могло не случиться.

Айгуль Горнышева: «Призываю вас немного потерпеть, не опережать события, а дождаться принятия решения. И если оно состоится, то в другом статусе мы сможем встретиться»

ИЗ ИСПОЛКОМА В ТЮЗ

Между тем «БИЗНЕС Online» стало известно и имя наиболее вероятного преемника Шамсиева в ТЮЗе. По нашим данным, в конце мая директором будет назначена нынешний начальник управления культуры исполкома Казани Айгуль Горнышева.

Поводом для ее замены, по данным одних источников, мог быть приход нового первого замруководителя исполкома — напомним, недавно на этот пост назначен Дамир Фаттахов. Собеседник «БИЗНЕС Online» не исключил, что идет формирование его команды, поэтому смена одной из ключевых фигур социально-культурного блока — естественный процесс. Однако другой источник, напротив, утверждает, что поиски начались еще до перехода Фаттахова.

Так или иначе, Горнышева зарекомендовала себя как грамотный специалист, ставший проводником в жизнь многих свежих идей по формированию культурной среды в городе. Напомним, что в течение нескольких последних лет она стояла у руля организации тех же «Литературных двориков», наполнявших культурным содержанием не только казанские дворы, но и процесс реновации парков и скверов. Проекты «Литературный дворик», «Книга-фест» стали победителями VIII международного смотра-конкурса городских практик городов СНГ и ЕАЭС «Город, где хочется жить». За два года прошло примерно полсотни встреч, в Казани выступали Сергей Безруков и Валентин Гафт, Константин Хабенский и Дмитрий Харатьян, другие именитые артисты, писатели и музыканты, в том числе и татарстанские. Хотя идейным вдохновителем новых форматов, как говорят, был лично мэр Казани Ильсур Метшин и его аппарат, за организацию процесса отвечало управление культуры.

Синекурой новый пост Горнышевой не назовешь. Предложение возглавить театр, работающий в аварийном здании, с устаревшей материально-технической базой, а также непростыми отношениями внутри творческого коллектива — это скорее вызов, с которым ей предстоит справится.

Сама Горнышева, до которой дозвонился корреспондент «БИЗНЕС Online», находится в отпуске и пока не подтверждает грядущих перемен, хотя и опровергать их она тоже не стала. «Если назначение состоится, я смогу что-либо прокомментировать. Призываю вас немного потерпеть, не опережать события, а дождаться принятия решения. И если оно состоится, то в другом статусе мы сможем встретиться», — сказала она.

44-летняя Горнышева окончила Альметьевское музыкальное училище по специальности «теория музыки». Прошла серию курсов в институте дополнительного профессионального образования, а в 2012 году обучалась в Казанском государственном институте культуры и искусств по теме «Менеджмент проектов в сфере культуры». За ее плечами также высшая школа государственного и муниципального управления КФУ по теме «Активные технологии принятия решений в государственной и муниципальной сфере». Прошла ступени от преподавателя фортепиано в музыкальной школе (1992 - 1994) до директора детской музыкальной школы №7 (с 1999 года), откуда и взошла на ступеньку начальника управления культуры исполкома Казани в 2012 году. В этой должности она сменила уехавшую в Москву Динару Камалееву.

Диана Сафарова могла бы вполне стать тем человеком, который примирит конфликтующие стороны в ТЮЗе

КТО, ЕСЛИ НЕ ГОРНЫШЕВА?

На самом деле скамейка запасных из возможных кандидатов на должность директора ТЮЗа очень коротка. В Казани практически отсутствуют менеджеры, которые успешно зарекомендовали себя в культурной сфере. Поэтому это может быть, к примеру, администратор из совершенно другой сферы жизни, способный навести порядок в хозяйственной деятельности театра.

Если же искать поблизости, то одним из решений мог бы быть карт-бланш Имамутдинову, который бы к должности главрежа присоединил бы и статус директора театра, как все тот же Славутский. Такое решение могло бы развязать руки творцу, имеющему хорошие связи в Москве. Известный критик, заместитель худрука Театра Наций, на сцене которого идут два спектакля Имамутдинова, Роман Должанский в интервью «БИЗНЕС Online» подтвердил информацию, что худрук Театра Наций Евгений Миронов и Чулпан Хаматова в разгар конфликта в ТЮЗе написали письмо Минниханову, где высказались в поддержку главного режиссера казанского театра. Впрочем, далеко не факт, что он захочет и, главное, сможет решать многочисленные административно-хозяйственные вопросы, а конфликт с собственной труппой, как ни крути, говорит о его дипломатических качествах.

Роман Ерыгин, которому многие приписывали желание возглавить творческое хозяйство театра, теоретически тоже может претендовать на директорство

Еще одной любопытной кандидатурой могла бы стать соучредитель фонда поддержки современного искусства «Живой город» Диана Сафарова. Помимо успешно развивающейся экспериментальной площадки «Угол», которую курирует «Живой город», Сафарова могла бы и вполне стать тем человеком, который примирит конфликтующие стороны в театре. В интервью «БИЗНЕС Online» она очень высоко отзывалась о Имамутдинове-режиссере, а в дуэте с его самым харизматичным оппонентом, актером и ведущим новостей телеканала «Эфир» Романом Ерыгиным состоялся ее актерский дебют в прошлом году.

Наконец, сам Ерыгин, которому многие приписывали желание возглавить творческое хозяйство театра, теоретически, имея 25-летний опыт работы в театре, тоже может претендовать на директорство. Хотя это предположение скорее из области ненаучной фантастики.