Казанский ипподром станет площадкой для занятий детей с иппотерапевтами. Пока эта практика лишь в зародыше: в Казани бесплатных занятий нет, а платные плотно завязаны на немногочисленных спонсоров. Чтобы «лошадкино» лечение поддерживало государство, необходимо включить его в список официальных медицинских методов. Какие чудеса творит гимнастика на лошади и почему важно сочетать ее с общепринятым лечением, узнавала корреспондент «БИЗНЕС Online».
«ГОДАМ К ПЯТИ У ДЕТЕЙ УЖЕ НЕТ ЖЕЛАНИЯ ЗАНИМАТЬСЯ, А НА ИППОТЕРАПИИ ОНИ НЕ ИСПЫТЫВАЮТ БОЛИ»
30 апреля на казанском ипподроме, принадлежащем «Татспиртпрому», прошел день открытых дверей по иппотерапии для детей с ограниченными возможностями. Субботнее утро для маленьких наездников и их родителей началось с показательных выступлений профессиональных спортсменов. Четыре участника смело перепрыгивали через препятствия, заставляя зрителей волноваться на каждом скачке и громко аплодировать. Следом за ними на арену верхом на лошадях выехали дети с инструкторами — они улыбались и махали руками сидящим на трибуне зрителям. Сопровождающие их взрослые давали задания — маленькие наездники начинали то поднимать руки вверх, то наклоняться в разные стороны. За показательной гимнастикой наблюдали глава советского района Казани Рустем Гафаров, главврач ДРКБ Рафаэль Шавалиев, руководитель управления здравоохранения Казани Ильнур Халфиев и главврачи городских больниц.
Как объяснила организатор мероприятия, директор БОО РТ «Детям» Аделина Мингазова, подобные «прогулки детей на лошадях» и называют иппотерапией. Дети, садясь на животных, выполняют различные упражнения, тем самым развивают свои мышцы и заставляют их работать. Такие занятия проходят только по назначению врачей. Они предназначены для особенных детей с диагнозами ДЦП, синдром Дауна, аутизмом, шизофренией, задержкой психического и эмоционального развития, глухотой, слепотой. «Даже если ребенок не может ни сидеть, ни стоять, когда он просто находится на лошади, он все равно пытается удержать равновесие. Тем самым включаются даже пораженные группы мышц, — объясняет Мингазова. — Часто неговорящие дети с аутизмом на лошади говорят свои первые слова. И впервые начинают как-то взаимодействовать с миром», — говорит она. При массаже, к примеру, такого эффекта достичь невозможно, потому что ребенок в этот момент не может полностью расслабиться.
Аделина Мингазова
Иппотерапия — совершенно безболезненный метод реабилитации, уверяют его сторонники. И это немаловажно, потому что жизнь инвалидов — практически постоянная боль, говорит Мингазова: «Годам к пяти у детей уже нет мотивации заниматься — настолько устали от этой боли. Это сказывается и на детско-родительских отношениях. А на иппотерапии они ее не испытывают». Для иппотерапии почти нет противопоказаний. Кататься на лошади не могут только дети с повышенной ломкостью костей, заболеванием почек и онкологическими заболеваниями.
Организация «Детям», которую возглавляет Мингазова, работает в Казани с 2011 года. Сегодня у них 5 инструкторов и 3 специально обученные лошади, которые катают 101 ребенка. В этот день на ипподроме организация решила в очередной раз заявить о себе и привлечь внимание общественности к важному направлению детского лечения. «В Казани несколько тысяч детей с различными особенностями развития, и создавать такие большие системные проекты без поддержки всего общества практически невозможно. А без поддержки государства — тем более», — говорит она.
«ИППОТЕРАПИЯ СТАНОВИТСЯ НЕ ПРОСТО КАТАНИЕМ»
Помощь государства необходима, констатировали участники круглого стола «Место иппотерапии в системе реабилитации детей-инвалидов», который прошел после показательных занятий. До сих пор иппотерапия официально не признана в России медицинским методом, и это мешает ее развитию. «Как врач я вижу большой отклик организма на данную методику реабилитации, — рассказал на круглом столе после показательных выступлений руководитель новосибирской гильдии иппотерапевтов Денис Евменов. — Это становится не просто катанием, как кажется на первый взгляд, под это подведена серьезная медицинская научная основа». Чтобы ускорить официальное признание иппотерапии, нужно постоянно проводить исследования, которые можно организовать и на казанском ипподроме. «Это даст возможность позиционировать иппотерапию как лечебный метод. Я думаю, что мы уже близки к этому», — заключил иппотерапевт.
Пока же в Татарстане иппотерапия развивается только на общественных началах и имеет исключительно коммерческий подтекст — государство почти не поддерживает подобные проекты. В центре реабилитации «Детям» себестоимость одной прогулки составляет 820 рублей, но фактически пользователи услуг платят меньше — порядка 500 - 600 рублей в зависимости от состава семьи. «К сожалению, у нас нет бесплатных занятий. Конечно, мы работаем, привлекаем спонсоров, но их на всех не хватает, а детей много», — сетует Мингазова. Кстати, сейчас одним из активных спонсоров является ОАО «Татспиртпром» — в пресс-службе предприятия говорят, что запланировали долгосрочное сотрудничество с благотворительной организацией.
Между тем такая ситуация характерна не для всех российских регионов. В Самаре, например, работает государственный лечебный центр, где иппотерапию можно пройти бесплатно, рассказала психолог этого учреждения, ГБУ СО СРЦ «Иппотерапия» Анна Кириллова. Центр реабилитации был образован в 2001 году благодаря госпрограмме и ежегодно оказывает 565 курсов реабилитации, рассчитанных на 21 день, для детей-инвалидов от 13 до 18 лет. Помимо иппотерапии в курсы входят массаж, релаксация, работа с психологами и другие методы реабилитации. Единственный минус, как утверждает Кириллова, это отсутствие крытого манежа, где дети могли бы заниматься в любое время года.
ЧТОБЫ КОМФОРТНО ЖИТЬ, НУЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВСЕ МЕТОДИКИ РЕАБИЛИТАЦИИ
О дальнейшей судьбе иппотерапии рассуждали представители казанских больниц и администрации города. «Здесь налицо частно-государственное партнерство. Есть возможность использовать ресурсы, которые республика имеет. Этот манеж (при казанском ипподроме) достаточно хорошо оборудован. В целом возможность найти варианты развития событий для того, чтобы хорошо организовать эту работу, — заверил корреспондента «БИЗНЕС Online» Шавалиев. — С одной стороны, и диагностика, и технология выхаживания детей позволяют этим детям жить. Но для того, чтобы комфортно жить, развиваться, необходимо использовать все методики реабилитации, в том числе и иппотерапию», — говорит он. По его словам, иппотерапия — скорее социальная реабилитация, работу с которой нужно вести совместно с министерством социальной защиты. Кстати, главврач ДРКБ заметил, что и сам советует своим пациентам катание на лошадях.
Впрочем, признание иппотерапии исключительно как социального метода реабилитации мешает его развитию, подчеркивает директор БОО РТ «Детям». Таким образом, лечение на лошадях нельзя получать бесплатно, как это делают в Самарской области. Как говорит Мингазова, «конечно, наша большая мечта, чтобы это случилось».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.