. В Зеленодольске под пристальным вниманием помощника президента РТ Олеси Балтусовой решали судьбу «Полукамушек»

ПРИШЛО ВРЕМЯ СОБИРАТЬ «ПОЛУКАМУШКИ»

В течение двух дней в Зеленодольске под пристальным вниманием помощника президента РТ Олеси Балтусовой, местных жителей и властей в формате мозгового штурма кипела работа участников семинара «Полукамушки». Как итог — получение московским центром прикладной урбанистики при МВШСЭН технического задания на разработку концепции городского пространства. Важнейшим пунктом стало сохранение всех 26 полукаменных «французских» домов, построенных в XIX веке.

По словам руководителя центра прикладной урбанистики при МВШСЭН Святослава Мурунова, сама концепция на бумаге появится через 10 дней. Цель — разработать план ревитализации исторической застройки, то есть то, как оживить, реконструировать и наполнить новым содержанием умирающий и депрессивный городской квартал, с которого начинался город Зеленодольск. Концепцию предстоит презентовать президенту РТ Рустаму Минниханову, который через месяц приедет в Зеленодольск, чтобы осмотреть территорию.

Напомним, что снос домов в микрорайоне «Полукамушки» начался в октябре 2015 года, на месте снесенных объектов Госжилфонд при президенте РТ начал строить многоэтажки. Тогда же десант борцов за сохранение старины во главе с Балтусовой приехал в Зеленодольск с целью спасти «историческое ядро» города, дома в котором строились в конце XIX века. Первый этаж — красный кирпич, второй — рубленое бревно. Строило их Волго-Вишерское акционерное общество с французским капиталом — предшественник будущего завода им. Серго, известного своими холодильниками и оборонкой. Отсюда и название — «полукамушки», «французские дома». Предназначены они были для инженеров завода. В советские годы здесь тоже жили инженеры и руководящий состав: среди наиболее известных — директор ПОЗиСа Михаил Хруничев (с 1932 до 1937 года), впоследствии министр авиационной промышленности СССР; а также директор судостроительного завода им. Горького Борис Бутома, с 1965 по 1976 годы работавший министром судостроительной промышленности СССР. Микрорайон находится на пятачке у городского рынка между улицами Энгельса, Гагарина, Карла Маркса и Комсомольской.

Тогда глава Зеленодольска Александр Тыгин считал, что позиция, которую занимают любители старины, слишком радикальна. История — это хорошо, но что делать живущим в аварийном жилье людям? Условия жизни там — «полный кошмар», отмечал Тыгин. «Дома в этом микрорайоне аварийные, нет канализации... Там живут около 120 семей», — говорил он «БИЗНЕС Online». Теперь Тыгин уверяет, что сохранение всех 26 домов остается важнейшим для городских властей, главное — понять, как это сделать и откуда взять деньги.

. .

«Общий лейтмотив будет звучать так — пришло время собирать «полукамушки», — сказал Тыгин. — Моя позиция — сохранить все до единого дома. Вопрос, как это сделать... Мы принимаем такой вариант, что из «полукамушек» выезжают все желающие. Из 26 домов большинство попадает под программу аварийного жилья, потому что только 8 домов вдоль улицы Энгельса являются объектами культурного наследия. А чем она отличается от других, спрашивается? Ничем...»

И главным становится вопрос получения поддержки зеленодольцев — если она будет, то все получится. Потому что пока общая повестка все-таки негативная: район депрессивный, известный своим самогоноварением и выгребными ямами, а во время дождя и не подумаешь, что ты в центре города, ведь асфальта и тротуаров тут нет. Более 70% жителей уже заключили договоры выкупа квартир с ГЖФ. Люди выбрали себе квартиры (в том числе и в строящейся 10-этажке на месте одного из снесенных «полукамушков», квартиры в которой в 2016 году местные власти обещали жителям района) и буквально сидят на чемоданах. А что такое расселенные дома, всем хорошо известно по центру Казани: после программы ликвидации ветхого жилья там можно было снимать фильмы вроде битвы за Сталинград...

. .

«Когда жители переедут, здания станут муниципальной собственностью. Включится стандартный сценарий, в который предстоит вписать разумность и президентскую инициативу. Позиция города — сохранить микрорайон и сделать новый историко-архитектурный центр. А над тем, как это сделать, мы думаем», — пояснил перспективу Тыгин. Большие надежды — как раз на синергию зеленодольцев (судя по настрою главы, в том числе и «денежных» инвесторов) и поддержку президента РТ, который и поручил провести семинар, чтобы проработать пути сохранения микрорайона.

ОЛЕСЯ БАЛТУСОВА: «ДОМА ЗДЕСЬ БОЛЬШЕ СНОСИТЬ НЕ БУДУТ»

По предварительным данным, Минниханов в Зеленодольске помимо майской пешеходной экскурсии осмотрит не только «Полукамушки», но и несколько менее депрессивный район в районе улицы Украинской (известен в городе как «Шанхай», застроенный аварийными двух-трехэтажками), а также городское озеро. Возможно, президенту покажут и что-то еще.

. .

«За два дня семинара были проработаны основные векторы, по какому пути может идти развитие, — сообщила «БИЗНЕС Online» Балтусова. — Рабочая группа совместно с центром прикладной урбанистики будет работать над этими вариантами более месяца, затем представит проект на рассмотрение президенту республики. Из 26 домов 8 объектов признаны памятниками еще в 2010 году, хотя все дома одинаковые. Не в этом дело. В течение месяца мы проработаем варианты и по сохранению всех домов, и по частичной их реконструкции. Есть и вариант, где сносится четвертая линия и на нее сажается жилой дом. Для чего мы делаем все эти исследования и расчеты? Чтобы понимать, как поступить правильнее. Социальное проектирование показывает, что лучше — снести или оставить, как именно расселять квартал. Главное здесь — это люди, сами зеленодольцы, от них многое зависит».

. .

Судя по всему, проектировщикам фактически дан карт-бланш на предложения. «Мы можем вообще сейчас решить снести здесь все к чертовой матери!» — намекнули проектировщики в частных беседах. Но все же задача — сохранить имеющийся квартал полностью. С этим согласны и в управлении архитектуры. Как сообщил нашему изданию главный архитектор города и района Юрий Герасимов, смотреть на развитие района надо квартально. «Если мы станем ломать дома, то квартальности не останется, — сказал он. — Ценность домов не только в декоре, но и в сохранении основного принципа построения города». Также главный архитектор подтвердил, что есть желание притормозить дальнейшее строительство домов Госжилфонда РТ в зоне «исторического ядра».

«У меня было только два-три варианта развития этой территории, но они были связаны со сносом, — сказал Герасимов. — Ранее данную территорию предполагалось использовать под торговый центр, но теперь это никак с данной идеей не связано».

По словам Балтусовой, за месяц силами студентов КГАСУ предстоит сделать и обмеры домов и территории исторической застройки. Участник встречи завкафедрой градостроительства и планировки сельских населенных мест КГАСУ Александр Дембич, соглашаясь, одобрительно кивал.

. .

«ИНВЕСТОРЫ — ЭТО НЕ МАЛЬЧИКИ С КУЧЕЙ ДЕНЕГ!»

Сколько на это надо денег? По словам Балтусовой, местные власти подсчитали: на ремонт одного полукаменного дома надо около 4 млн. рублей, то есть всего более 100 миллионов. Но их тоже надо найти, а также благоустроить территорию. По оценкам Герасимова, на развитие района необходимо порядка 500 млн. рублей, но это с учетом расселения домов. Пример: в одном доме четыре квартиры, чтобы их расселить, нужно примерно 2 - 2,5 млн. рублей. Один дом — 10 млн. рублей, а еще надо вести реконструкцию. Так и хочется вспомнить бессмертного Высоцкого: «Где деньги, Зин?..»

Мурунов, который грубо оценил расходы на уровне 200 - 300 млн. рублей (ведь 70% жителей переедут за счет «аварийной» программы, получив по 11 тыс. за «квадрат» и доплатив за стоимость новой квартиры), в ходе подведения итогов озвучил три варианта финансирования проекта реконструкции. Это может быть за счет государства, за счет инвесторов и путем государственно-частного партнерства (ГЧП). Остановились на модном ныне ГЧП — оно станет основой для ТЗ, в нем участники нашли баланс интересов. «Наша задача была выслушать лиц принимающих решения, мы вытащили из них информацию, поспорили, где-то поругались, — объяснил суть двухдневной работы руководитель центра прикладной урбанистики при МВШСЭН. — Инвесторы — это не мальчики с кучей денег, они просят показать бизнес-модель, бизнес-план».

. .

Наполнять новый центр города, на 70% освобожденный от жителей, Мурунов предложил сферой образования, детского творчества, инженерно-культурной, творческой индустриями. По задумке это подстегнет развитие малого предпринимательства, вернет талантливую и толковую молодежь из Казани для создания творческих мастерских, киностудий, хостелов, коворкингов, антикафе, дизайн-студий и даже IT-компаний.

«Вижу большой потенциал этой территории, — словно оракул, говорил директор центра городских исследований ТГУ, эксперт проекта по ревитализации исторического квартала в Иркутске Алексей Козьмин. — Это самый центр города с высокой капитализацией, поэтому я думаю, что проект будет успешен. Если местный бизнес будет в нем участвовать, никакой мегаинвестор со стороны на эту территорию, конечно, не зайдет. Это слишком мелкий проект для крупных компаний».

Однако Герасимов был более осторожен в прогнозах. Сам он рассчитывает на то, что за каждым домом будет закреплен свой функционал. Возможно, в отдельных случаях это будет объединенная группа домов.

. .

«Для меня это тоже загадка. Вроде бы квартал расположен с рынком, но почему-то частный капитал не покупал здесь квартиры на первых этажах и не переводил жилую площадь под коммерческое назначение, — говорил о «высокой капитализации» Герасимов. — Вопросов здесь еще больше, чем ответов. Был вариант включения «полукамушек» в туристические маршруты, но мы поняли, что туристический центр здесь не вытянем еще как минимум 10 - 15 лет — у домов нет ярко выраженной архитектурной ценности, элементов. Разве что формат событийного туризма...»

С тем, что «полукамушки» совсем не древнеримский Колизей или хотя бы Успенский собор Свияжска, согласился и Мурунов. Толпы туристов точно не ринутся любоваться скромным красным кирпичом, белой окантовкой окон и деревянными срубами второго этажа. Но все-таки Родина начинается с малого, любому городу нужна историческая основа, иначе безликость типовых бетонных коробок затопит все вокруг. Ценность же исторических домов растет с каждым годом, индивидуализируя сам город.


К слову, интерес зеленодольцев к «полукамушкам» решили подстегнуть путем табличек о том, кто жил в этих домах (на эти цели в ходе семинара участники пожертвовали 2,1 тыс. рублей). За месяц еще нужно провести обсуждения, исследовать мнения людей, которые участвуют в маятниковой миграции, и провести переговоры с потенциальными инвесторами и предпринимателями города.

ПРИВЕЗИТЕ ПУТИНА!

Когда Мурунов сообщил, что с «полукамушек» должны начаться новая история Зеленодольска, новые интересные технологии, коммуникации, культурный сдвиг, реакция жителей была бурной. Признаться, при сопоставлении разбитой реальности вспоминались слова героя книги Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» Остапа Бендера о том, что Васюки переименовываются в Нью-Москву, а Москва — в Старые Васюки. Впрочем, как мы уже знаем, «Зеленодольск — это вам не Рио-де-Жанейро», тут могут подойти всерьез к любой проблеме. Тем не менее кривая реальность проступила под глазурированными взглядами приезжих урбанистов-архитекторов.

«А как нам будут квартиры давать — бесплатно или платно?» — встряла весьма пожилая жительница «полукамушек».

«Это хороший вопрос — в рамках законодательства, я думаю, вы и получите ответ, — сказал Мурунов вполне очевидную вещь. — Если найдется частный инвестор, то расселение будет на иных условиях, чем предусмотрено в законодательстве».

Две представительницы исторического района негодовали — мол, вы уедете, а останутся только наши местные власти, мы опять пролетаем. Мурунов предложил грамотнее общаться с местными властями.

«Мы грамотно общались, в Москву писали, но ответы отрицательные, выкупная цена — 11 тысяч... — продолжала «наезжать» пожилая дама. — А Владимиру Владимировичу Путину можете передать? Мы уже измучены обещаниями».

Модератор сказал, что передать можно все что угодно, но все равно вопросы спустят на уровень региональных и муниципальных властей.

«А Минниханов приедет или Путин? Вы сказали, что приедет президент, а у нас их два...» — спросила Мурунова другая участница встречи.

«Ну какой Путин?» — удивился руководитель центра прикладной урбанистики при МВШСЭН. В ответ ему начали кричать, что неплохо было бы привезти и российского президента. Не найдя слов, Мурунов завершил сессию в формате «вопрос-ответ», а затем и само заседание.