«ЕЩЕ НЕИЗВЕСТНО, СОХРАНИЛАСЬ БЫ ВООБЩЕ НАША СТРАНА»

«Очень я люблю выступать с отчетом в Государственной Думе, честно скажу: масса позитива такого, которого на заседаниях правительства не испытываешь», — заверил Дмитрий Медведев, общаясь с депутатами. В нынешний раз позитива оказалось особенно много: это был последний отчет правительства перед нынешним составом Думы, а Дмитрию Анатольевичу как лидеру «Единой России» и всем прочим политикам, входящим в другие думские партии, в сентябре идти на выборы. И, что греха таить, почти все они друг другу политические союзники, противостоит которым непредставленная в нынешней Думе несистемная оппозиция и «враждебное окружение», не раз помянутое недобрым словом в ходе дискуссии, развернувшейся вокруг отчета правительства.

Впрочем, доклад премьера хотя и был в целом проникнут вышеупомянутым позитивом, не обходил острых углов. Как отметил Медведев, и в прошлом году, итогам которого формально был посвящен отчет, и в этом экономика России находится под жестким давлением нескольких факторов: «В 2015 году нефть подешевела вдвое практически за полгода, а это уже беспрецедентная история. К такому стремительному снижению стоимости экспорта быстро не может приспособиться ни одна экономика. И для нашей экономики это был жесткий шок». К этому добавились антироссийские санкции, нестабильность глобальных рынков и внутренние структурные изъяны нашей экономики, которые Медведев признает главной причиной всех бед.

Трудности, однако, удалось преодолеть. Глава кабинета полагает, что его правительство справилось с тяжелейшим кризисом в новейшей российской истории, грозившим едва ли не распадом страны: «Такое сочетание факторов было бы для нас, то есть для нашей страны, просто губительным, если бы дело происходило, скажем, в 1990-е годы. Еще неизвестно, сохранилась бы вообще наша страна в тех границах, в которых мы существуем ныне, при таком раскладе, при таком воздействии. Но сегодня мы не просто устояли, мы можем развиваться, мы можем двигаться вперед».

К теме 90-х участники обсуждения отчета правительства возвращались еще не раз. Особенно усердствовали представители КПРФ. Впрочем, сам Дмитрий Анатольевич постоянно сравнивал нынешнюю ситуацию с лихими 90-ми, подчеркивая, что повторения всего связанного с ними негатива на сей раз удалось избежать. Предлагают, например, представители фракции «Справедливой России» вернуть прогрессивную шкалу подоходного налога, а Медведев отвечает, что в 90-е такая шкала действовала, а зарплаты платили «в конвертах». Впрочем, в будущем он не исключил возвращения к этому вопросу, как и к увеличению налога на роскошь, к чему в своем выступлении настойчиво призывал Геннадий Зюганов, напомнивший о «яхте Абрамовича за 120 миллиардов рублей».

Дискуссия плавно перетекала в предвыборную агитацию. Благо в Госдуме собрались лидеры всех четырех ведущих партий. Правда, лидер главной из них призвал коллег правила предвыборного популизма несколько скорректировать.


«РЕФОРМЫ ЗА СЧЕТ ЛЮДЕЙ МЫ ПРОВОДИТЬ НЕ БУДЕМ»

«Выборы должны подчиняться одному закону: они должны быть честными. Когда я говорю о честности, я имею в виду не только подсчет голосов — это само собой разумеется. Прежде всего, я имею в виду честность лозунгов и тех обещаний, которые политики будут давать избирателям», — призвал собравшихся Медведев. Сам он обещания давал умеренно, а подчас и говорил горькую правду. «Да, стране нужны глубокие структурные реформы», — отметил премьер, но их, пока бушует кризис, не будет, потому что «это сейчас отразится на социальной сфере». «Реформы за счет людей мы проводить не будем», — дал свое главное предвыборное обещание лидер ЕР.

А еще не будет пересмотра бюджета в весеннюю сессию Госдумы, то есть до выборов. Несмотря на то, что дефицит бюджета по текущим показателям превышает запланированные 3% ВВП, Медведев пообещал официально не сокращать госрасходы. Видимо, правительству пока хватает переходящего остатка неизрасходованных средств в несколько десятков миллиардов рублей с прошлого года и так называемого президентского фонда нераспределенных по расходным статьям бюджетных доходов этого года. Секвестр бюджета, то есть урезание расходов, очевидно, переносится на конец октябрь-ноябрь. И отвечать за это будет уже новая Дума.

Кроме того, глава правительства пообещал не повышать налоги до президентских выборов, которые состоятся в марте 2018 года, и произнес дежурные заверения в том, что власти стараются облегчить условия ведения бизнеса в стране.

В общем, предвыборная программа партии власти предстала во всей своей полноте: никакого урезания госрасходов, увеличения налогов, шоковой терапии... Стабильность любой ценой.

«ТРОИХ НАДО УБРАТЬ»

Лидеры думских партий выступили с мини-программами, не отличавшимися особой новизной.

Зюганов требовал помочь детям Великой Отечественной, призывал не отдавать Украине Донбасс и провести расследование деятельности Ельцин-центра в Екатеринбурге, вокруг которого «крутятся американцы и все остальные, которые готовят планы регионализации Сибири и Урала». Его соратники по КПРФ взывали к премьеру, требуя разобраться с «последователями Кудрина» в нынешнем правительстве». На это Медведев ответил: «Огласите весь список. Кого конкретно надо убрать?» И пошутил: «Был такой фильм в советские времена, назывался «Троих надо убрать».

Кого конкретно убрать, пояснил Владимир Жириновский. Правда, среди перечисленных лидером ЛДПР фигурировали в основном бывшие члены правительства. Во всем виноваты, по словам Жириновского, Алексей Кудрин — за то, что, будучи министром финансов, «переводил все деньги в США», Анатолий Чубайс — за реформу РАО «ЕЭС», Михаил Зурабов — за монетизацию льгот и как посол на Украине за то, что там происходит, и, наконец, действующий вице-премьер Аркадий Дворкович — за призывы минимизировать участие государства в экономике.

Впрочем, лидер ЛДПР на сей раз был на редкость миролюбив, что, очевидно, объяснялось отмеченным на днях 70-летием и приуроченным к круглой дате орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени. Медведев, кстати, поздравил, юбиляра «с заслуженной государственной наградой и открытием памятника». Памятник, поясним, был открыт неофициально — во дворе расположенной в центре Москвы мастерской скульптора и главы Российской академии художеств Зураба Церетели, где уже стоит множество VIP-памятников, включая скульптурный портрет Владимира Путина в образе дзюдоиста. Видимо, от переполнявших его чувств Владимир Вольфович ограничился в своей речи лишь списком внутренних врагов и описанием геополитического положения России: «У нас холодно, огромные расстояния, и мы окружены врагами».

Сергей Миронов
Сергей Миронов

Лидер «Справедливой России» Сергей Миронов оказался единственным из выступавших, кто поднял такие острые темы, как плата за капремонт и за проезд большегрузов по федеральным дорогам (система «Платон»). В конце своего выступления он даже намекнул на то, что правительство Медведева могло бы уступить место тем, кто «знает, что делать, и готов нести всю политическую ответственность за сделанное».

Глава думских единороссов Сергей Неверов, в свою очередь, дал совет лидеру своей партии опираться на регионы, посетовав на то, что губернаторам проще дозвониться до премьера или президента России, чем до министров финансово-экономического блока. «Коллеги, снимайте трубку телефона, а то я вам звонить буду», — пригрозил премьер-министр.

Региональная тема постоянно звучала в выступлениях самого главы правительства и депутатов. Сложилось впечатление, что партия власти на предстоящих в сентябре выборах готова опираться именно на региональные элиты и глав регионов. «За год федеральный бюджет выделил регионам более 1,6 триллиона рублей трансфертов. Кроме того, выделялись более дешевые бюджетные кредиты на замещение дорогих коммерческих», — рассказал депутатам глава российского правительства. Отдельно он остановился на территориях опережающего развития — ТОРах, отметив, что они создаются и в моногородах, «где у нас, скажем прямо, не лучшая ситуация». «На сегодняшний день созданы три такие территории: в Татарстане (в Набережных Челнах), в Ростовской области (в Гуково) и в Иркутской области (в Усолье-Сибирском)», — пояснил Медведев. Помощь регионам правительство готово оказать по всем направлениям. В том числе коснется это и сельского хозяйства, которому решено уделить особое внимание. Видимо, потому, что это единственная крупная отрасль экономики, демонстрирующая рост (плюс 3% в прошлом году). Медведев сообщил, что принял решение лично возглавить «большую комиссию правительства» по развитию сельского хозяйства, которому взаимные санкции Запада и России, кажется, пошли только на пользу. Кстати, об отношениях с Западом...

Сергей Неверов
Сергей Неверов

ЗА ЧТО ПРЕМЬЕРУ РОССИИ «ЖАЛКО ЕВРОПУ» И КОГДА СТРАНА ОТМЕТИТ ДЕНЬ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСАДА

«Жалко Европу, говорю это без тени иронии», — поведал российский премьер. Жалеет он Евросоюз из-за наплыва на территорию последнего мигрантов из стран Ближнего и Среднего Востока. По словам Медведева, в ЕС въехали в последнее время 1,8 млн. мигрантов, из которых 1,2 млн. — нелегально. «Мы угрозу неконтролируемой миграции прекрасно понимаем», — сказал премьер и пообещал не допустить подобного развития событий в России. Наше миграционное законодательство, по его словам, и так достаточно жесткое, а после передачи функций миграционного контроля в МВД, очевидно, станет еще менее либеральным.

В целом избирателям все, что говорил вчера в Думе Медведев, должно понравиться, тем более что социальных обещаний он раздал немало. Так, на льготную ипотеку (по ставке не более 12% годовых) правительство уже потратило около 19 млрд. рублей и собирается тратить еще до конца этого года. Продлевается и программа единовременных выплат на экстренные нужды из материнского капитала в размере 25 тыс. рублей, на это надо найти в бюджете 50 миллиардов. «С начала этого года МРОТ вырос на 4 процента, — сообщил премьер. — По инициативе «Единой России» правительство повысит его еще один раз 1 июля до 7,5 тысяч рублей (то есть на 20 процентов) с тем, чтобы вообще подтянуть его в будущем до уровня прожиточного минимума работающего человека. Прямо скажем, это непросто».

Денег на все предвыборные обещания, конечно, не хватает. Потому правительство ищет нетривиальные ходы, в том числе и возрождая практику моральных поощрений. Взять, например, сферу образования, которой Медведев уделяет повышенное внимание. «Я подписал распоряжение установить профессиональный праздник для тех, кому мы доверяем своих детей, — День воспитателя и всех дошкольных работников. Будем отмечать его 27 сентября», — объявил премьер. А что? Дошколята — это ведь тоже будущие избиратели, не говоря уже об их наставниках.