Набережные Челны, исходя из анализа чеков «Магнита», позади России всей по цене продуктовой корзины

ТАТАРСТАН НА ТРЕТЬЕМ МЕСТЕ, ЧЕЛНЫ — НА ПЕРВОМ

О рекорде Набережных Челнов по дешевизне продуктовой корзины среди 1273 российских городов на этой неделе сообщили СМИ со ссылкой на рейтинговый сервис «Градотека». По данным исследования, сравнившего чеки федеральной сети «Магнит» на 32 товара, включенных Росстатом в минимальный набор продуктов, челнинцам корзина обходится в 2 327 рублей при мартовской средней цене по России 2 749 рублей. Самый дорогой набор зафиксирован в «Магните» села Байкалово Свердловской области — 3 181 рубль.

Если автоград — самый дешевый город в ареале крупнейшей федеральной сети, то и Татарстан среди регионов занимает завидную позицию — третью по дешевизне продуктов после Чувашии и Ульяновской области, учитывая, что «Магнит» присутствует в 61 субъекте РФ. Самыми дорогими остаются удаленные от центра Тюменская область и ХМАО, выделяющиеся также и высоким уровнем зарплат, как нефтяные регионы. Как пишет РБК, цитируя гендиректора компании «InfoLine-Аналитика» Михаила Бурмистрова, низкой стоимостью продуктовой корзины отличаются субъекты с низкими доходами населения либо регионы с развитым сельским хозяйством, как Татарстан. Разница цен в разных муниципалитетах одного региона, зачастую большая, объясняется экспертами издания либо особенностями логистики, либо уровнем конкуренции на местном уровне. Чем меньше у «Магнита» конкурентов — тем выше цены сетевого ретейлера.

«Градотека» выявила также динамику цен внутри сети. Почти за год, с мая прошлого года, средняя стоимость продуктовой корзины упала на 9%, с 3 019 до 2 749 рублей в марте 2016 года при годовой инфляции 7,3%. Продукты минимального набора от Росстата подешевели не только в «Магните» — это общая тенденция, обусловленная, опять же, конкуренцией и падением доходов населения.

Эдуард Юнусов
Эдуард Юнусов считает, что ценообразование «Магнита» обусловлено вовсе не затратами на производство, логистику и реализацию продукции, а в первую очередь агрессивной конкурентной позицией

«ЦЕНЫ, ВОЗМОЖНО, ПОЙДУТ ВНИЗ...»

Как выясняется, высокая конкуренция как основной фактор влияния на ценообразование «Магнита» вполне объясняет и положение Челнов в рейтинге «Градотеки». О том, что федеральный ретейлер ведет жесткую демпинговую политику в автограде, местные игроки заявляли «БИЗНЕС Online» и прежде. Так, в феврале 2015 года на интернет-конференции в «БИЗНЕС Online» гендиректор ТД «Челны-Хлеб» (ныне первый заместитель гендиректора АО «Челны-Хлеб») Эдуард Юнусов рассказывал, как работают федералы на региональном рынке. В поисках секрета дешевизны краснодарской сети «Челны-Хлеб» проводил собственный анализ чеков «Магнита». Юнусов обнаружил, что, к примеру, килограмм риса в Челнах ретейлер выставляет по 41,9 рубля, а у себя в Краснодарском крае, где этот рис и произведен, по 70,4 рубля. То же касается и других товаров. Коротко говоря, ценообразование «Магнита» обусловлено вовсе не затратами на производство, логистику и реализацию продукции, а в первую очередь агрессивной конкурентной позицией. «Федерал у нас демпингует, чтобы выбивать местных конкурентов! — возмущался Юнусов. — Они поставляют наш хлеб в магазины формата «гипер» по цене на 3 процента ниже закупочных цен. Потом к нам, как к производителям хлеба, начинают приходить коллеги из других торговых сетей и просят дать такие же условия. По сути, сегодня вбивается кол между локальными производителями и локальными сетями. Мы пытались достучаться до локальных производителей, объяснить, что они своими же руками убивают местную розницу. Она имеет существенный объем в доле товарооборота местных поставщиков, а ей дают худшие условия, она еще и наценить не может, в итоге маржа теряется».

За год отношение местных ретейлеров к федеральным не изменилось. «Федеральные сети активно используют нашу беспомощность в разрезе действия антимонопольного законодательства, — говорит сегодня Юнусов. — Я по-прежнему считаю, что в нашей стране надвигается монополия крупных производителей и продавцов! Может, так и запланировано в высоких кабинетах? Что касается мониторинга — я глубоко не вникал, но чувствую это на себе: какую бы цену мы ни ставили на товар, нас перебивают, эта динамика не имеет дна, нас подставляют в глазах покупателей! Хотя есть и обоснованные недоработки с нашей стороны».

Прогнозировать дальнейшую динамику цен до конца года Юнусов не взялся, однако отметил, что весна пока радует ретейл, но если конкуренция усилится, цены останутся на текущей планке, а возможно, и пойдут вниз.

Прогнозировать дальнейшую динамику цен до конца года Юнусов не взялся, однако отметил, что весна пока радует ретейл, но если конкуренция усилится, цены останутся на текущей планке, а возможно, и пойдут вниз

«МЕСТНЫЕ СЕТИ ОТВЕЧАЮТ, НО ВОЗМОЖНОСТЕЙ В ЧАСТИ АГРЕССИВНОЙ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ У ФЕДЕРАЛОВ БОЛЬШЕ...»

Другие местные сети в войне за рынок с федералами тяготеют к политкорректности. К примеру, торговая сеть «Эссен» на тактику краснодарского ретейла реагирует бодро — на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о влиянии «Магнита» на цены в городе и республике гендиректор ООО «Оптовик» Вадим Махеев ответил едва ли не речевкой. «Для нас важно, чтобы в любом нашем магазине всегда были доступны товары для любой группы потребителей вне зависимости от дохода, — заявил Махеев. — Чтобы обеспечить товары по доступным ценам, мы ведем постоянный мониторинг цен — отслеживаем ценники наших коллег. Наша самая важная задача — удержать стоимость потребительской корзины в магазинах «Эссен» ниже среднерыночного уровня. На протяжении 13 лет развития сети нам это удается».

И все же Юнусов — не единственный, кто возмущался маркетинговой политикой федералов на местных рынках. В Челнах той же краснодарской сети адресовали претензии и игроки рынка бытовой химии. В прошлом году противостояние между разворачивающейся в автограде сеткой «Магнит Косметик» и популярным местным игроком «Впрок» достигло скандального градуса. Федералы тогда атаковали самую широкую сеть бытовой химии в Челнах агрессивной рекламной кампанией. Наружная реклама «Магнит Косметик» в городе гласила: «Зачем покупать впрок? Скидка каждую среду на все товары — 15%». Собственник «Впрок» Дмитрий Калачев по этому поводу даже собирался обратиться в УФАС, указывая на недобросовестную конкуренцию со стороны федералов, однако за несколько месяцев конфликт был исчерпан — «Магнит Косметик» скорректировал свое поведение на рынке, а Калачев предпочел забыть об инциденте.

http://chelny-biz.ru/news/36509/
В прошлом году противостояние между разворачивающейся в автограде сеткой «Магнит Косметик» и популярным местным игроком «Впрок» достигло скандального градуса (фото: chelny-biz.ru)

«В определенный период времени они стали в своих слоганах упоминать наше название в некоем негативном контексте. Конкретно уже не помню, но что-то типа «Зачем захламлять кладовку впрок?» и так далее, — припомнил Калачев. — Но мы по этому поводу с ними не контактировали, мы на них не выходили. И сейчас я не замечаю, чтобы они что-то такое практиковали. Что же касается демпинга, то мы не проводили глубокого анализа цен у них и у нас. Я бы не стал говорить, что этот их агрессивный маркетинг оказал на нашу деятельность сколь-нибудь значительное влияние. Да, по некоторым позициям «Магнит» может выставлять продукцию дешевле, чем у других сетей, причина этому одна, и она очевидна — за счет больших объемов».

Еще один эксперт по сетевым рынкам — вице-президент ГК ААЦ Антон Сайфутинов считает, что при всех возможностях федеральных сетей местные дают им достойный отпор. «Федеральные сети, в том числе и «Магнит», действительно демпингуют в регионах. И это не есть хорошо. Своей ценовой политикой они серьезно давят на такие интересные местные сети, как, например, «Эссен», «Челны-Хлеб». И давят они в основном благодаря демпингу — на овощи, фрукты, мясо, крупы, муку... Где-то они могут себе позволить даже продавать в минус. Тем самым они портят экономику для местных сетей. В то же время, если зайти в «Магнит», а потом в «Эссен», «Фреш маркет», можно увидеть разницу в ассортименте. У местных сетей продукция-то получше, есть и собственное производство. Соответственно, цены могут быть чуть выше. А у «Магнита» иногда, например, не сыр, а «сырный продукт». Они используют что попроще и подешевле, эта продукция не является до конца натуральной. Местные сети отвечают «Магниту» и другим федеральным сетям, конкурируют с ними, но возможностей у федералов все-таки больше. По крайней мере, в части агрессивной ценовой политики».

По некоторым позициям «Магнит» может выставлять продукцию дешевле, чем у других сетей, причина этому одна, и она очевидна — за счет больших объемов

«В ТАТАРСТАНЕ ПРОДУКЦИЯ НАМНОГО ДЕШЕВЛЕ, У НАС ВЕДЬ ИДЕОЛОГИЯ СИЛЬНАЯ...»

О демпинговом прессе со стороны федералов на местных сельхозтоваропроизводителей говорят и в минсельхозе РТ. «Торговая сеть «Магнит» — специфическая, вы же видите, сколько фур с прицепами с надписью «Магнит» идет к нам по дорогам! — обращает внимание первый замминистра сельского хозяйства РТ Николай Титов. — Их везде можно увидеть, и это о многом говорит — то, что продукция завозится в Татарстан в большом количестве из других регионов. Но мониторинга цен «Магнита» по регионам у нас нет. Что касается местных товаропроизводителей, конечно, они жалуются на демпинг крупных торговых сетей».

С другой стороны, возможна и обратная зависимость — «Магнит» вынужден держать цены ниже, чем в других регионах, где сельхозпроизводство развито слабее, чем в Татарстане. Как подтвердил «БИЗНЕС Online» председатель ассоциации фермеров и крестьянских подворий Тукаевского района Минталип Минниханов, цены на продукцию фермеров в Татарстане действительно ниже, чем у соседей. Однако местный рынок все равно остается для фермеров приоритетным, а за пределы республики и даже России — в Узбекистан, например, — продукты поставляются по остаточному принципу. Малым фермерам такие условия диктует логистика, а тем, кто покрупнее, — патриотизм и ответная поддержка со стороны руководства республики.

«В Татарстане продукция намного дешевле, ведь руководство республики этот вопрос контролирует и нас стимулирует, чтобы мы определенные рынки сбыта обеспечивали, — рассказал Минниханов. — Сами рынки тоже с прошлого года под контролем минсельхоза, чтобы они не чинили нам препятствий в поставках. Фермеры почувствовали эту поддержку и увеличили производство. Мы просто должны отдавать продукцию в первую очередь своим людям. Мой личный пример: в 2010 году была засуха, но у нас была хорошая картошка за счет поливного участка. У меня картошку просили Башкортостан и Оренбург по 27 рублей, а своим я отдавал по 17 рублей. Меня из администрации главы попросили: ты уж отдай своим людям. Мы так и сделали. У нас ведь идеология сильная в Татарстане».