Яблоков считает любые утверждения, что климат меняется сам по себе, без участия человека, проплаченной пропагандой виновных в экологической катастрофе корпораций. К досужим вымыслам относятся и слухи о возможности эффективного применения климатического оружия: оно ударит по его авторам так же, как и по его целям, а привычному нам уютному миру уже недолго осталось.
ДОРОГА В КЛИМАТИЧЕСКИЙ АД
Американские ученые объявили, что глобальные изменения климата на Земле скоро достигнут «точки невозврата». А конкретно — уже через 34 года, в 2047. После чего негативные перемены климата в масштабе планеты станут необратимыми.
Где-то климатическая катастрофа может разразиться раньше (например, в Мексике — в 2031), где-то позже (в России — в 2063). Раньше всех столкнутся с этой напастью жители тропиков, где флора и фауна наиболее богаты и даже незначительные изменения климата ведут к серьезной перестройке экосистемы.
А согласно докладу, который представила в ООН Межправительственная группа экспертов по изменению климата, уже между 2016 и 2035 температура на Земле увеличится на 0,7 градуса Цельсия, к 2081 — на 2 градуса и будет расти весь 21 век. Погода станет экстремальной и «нервозной», холодные короткие зимы будут чередоваться с жарким летом, а в периоды межсезонья жара и мороз могут сменять друг друга в течение суток. Число ураганов, смерчей, торнадо и других атмосферных бедствий увеличится повсюду, в том числе и в России, а весна и осень, вероятно, уйдут в историю. Кроме того, чаще будут наблюдаться особо низкие и особо высокие температуры, засухи, периоды с чрезвычайным количеством осадков и прочие ненастья.
Еще одна угроза — повышение уровня Мирового океана, из-за которого уйдут под воду дельты больших азиатских и африканских рек, а также малые островные государства в Тихом океане. Перемены в «кухне погоды» серьезно отразятся на ситуации в Арктике, где из-за потепления уже сегодня быстро сокращается площадь многолетнего морского льда — он все дальше отступает от берегов. Тает Гренландский ледниковый щит, в Сибири интенсивно деградирует многолетняя мерзлота — а в итоге миллионы людей на побережье оказываются в опасности из-за частых наводнений и будут вынуждены переселиться.
В ближайшем будущем, говорят ученые, можно ждать появления миллионов климатических беженцев: из крайне неблагополучных мест люди начнут стремиться в районы относительно защищенные. Страны Ближнего Востока, Африки и Центральной Азии станут испытывать все больший дефицит питьевой воды, жители засушливых территорий устремятся в страны с более благоприятным климатом, в том числе и в Европу.
В итоге потоки таких мигрантов могут захлестнуть любую развитую страну, которая более-менее адаптируется к глобальному потеплению или похолоданию. В результате сокращения и истощения водных ресурсов неизбежно обострится конкуренция, что станет поводом для ряда вооруженных конфликтов между государствами.
Что на самом деле творится с климатом и к чему это приведет? Об этом в интервью «Росбалту» рассказал Алексей Яблоков, биолог, эколог, профессор, советник Российской академии наук, глава фракции «Зеленая Россия» в партии «Яблоко».
КТО ВИНОВАТ?
— Алексей Владимирович, ученые уверяют, что Земля переживает фазу катастрофического развития, проявления которой — стихийные бедствия. Их действительно стало настолько больше?
— Гораздо больше, а в некоторых регионах планеты — больше в разы. Частота землетрясений и извержений вулканов на Земле в минувшие столетия не увеличилась, а вот количество климатических стихийных бедствий — ураганов, смерчей, торнадо, наводнений, масштабных лесных пожаров в последние 15-20 лет стремительно растет.
Одна из причин этого — глобальное потепление. Например, 2015-й стал самым теплым годом за последние 180 лет метеорологических наблюдений. Буквально каждый месяц приносит нам климатические рекорды.
— Но некоторые ученые придерживаются мнения, будто глобального изменения климата в действительности нет. Например, один из соучредителей «Гринпис», канадский эколог Патрик Мур утверждает, что, хотя глобальное потепление климата и является одной из наиболее растиражированных экологических проблем, однако изменение климата, в частности постепенное повышение температуры поверхности Земли в течение последнего столетия, происходило не по вине человека. По его словам, «нет никаких научных доказательств того, что антропогенные выбросы углекислого газа в атмосферу являются главной причиной небольшого потепления атмосферы Земли за последнее столетие», а если бы такое доказательство существовало, оно бы уже было представлено человечеству. Вывод: с человека надо снять вину за глобальное потепление...
— Мур — не основатель «Гринпис» (он был руководителем «Гринпис» Канады в 80-е). Странно, что вы противопоставляете мнение общественника (кстати, пропагандиста АЭС, ГМО и защитника крупных корпораций) мнению научного сообщества. Ученые — «климатические скептики» зачастую проплачиваются нефтяными компаниями, которым не выгодно признавать глобальные климатические изменения. Поскольку на самом деле главной их причиной является сжигание ископаемого топлива — угля, нефти и газа, которое выдает в атмосферу больше всего углекислоты — одного из главных парниковых газов. Именно поэтому поверхность планеты теплеет.
— Но перешел ли уже климат черту, за которой следует катастрофа?
— Международное научное сообщество считает, что «точка невозврата» в будущем может быть, но ее можно отсрочить снижением выбросов парниковых газов в атмосферу. Если страны мира смогут выполнить достигнутое в Париже в ноябре прошлого года соглашение, есть шанс, что до конца этого столетия температура на Земле не увеличится больше чем на 1,5 градуса.
Если температура поднимется на 2,5 градуса, мир сильно изменится: возникнут проблемы в сельском хозяйстве, появятся новые болезни, расширятся пустынные территории, поднимется уровень мирового океана. Он и так уже в последнее время растет гораздо сильнее, чем предсказывалось. С 1880 по 1940 уровень океана поднимался на 1 мм в год, теперь — больше 3 мм в год. Почему? Главное — это расширение воды при нагревании. Ну и конечно, таяние полярных льдов. Скоро суда в Арктике смогут ходить без сопровождения ледоколов...
— Значит, правы те ученые, которые говорят, что число погодных аномалий будет расти и дальше?
— К сожалению, правы. Сегодня неблагоприятных погодных явлений происходит намного больше, чем 10, 20 лет назад. Нет оснований думать, что эта тенденция прекратится.
— Может быть, человек приспособится и к этим переменам?
— Наш организм выдержит. А вот экономика ... Начнется великое переселение народов — и от подтапливаемых побережий, и в связи со сдвигом сельскохозяйственных территорий. Думаю, что изменится жизнь каждого.
САМОУБИЙСТВО
— Ряд ученых заявляют, что Земле грозит вовсе не потепление, а наоборот, глобальное похолодание, новый ледниковый период. Может, все это — две стороны одной медали?
— Все прогнозы говорят, о том, что, прежде всего, на планете идет расбалансировка климата. Где-то становится холоднее, где-то — теплее. Например, в Северной Америке зимой небывалые снежные заносы, в Израиле в этом году в пустыне выпал снег — там, где его не было с незапамятных времен. Небывалыми дождями заливает Европу. Австралию, наоборот, охватывает необычная жара... Но в целом в мире становится теплее.
На Земле раньше были циклические изменения климата, например, оледенения разной степени интенсивности и продолжительности: раз в 200 млн лет, раз 10 млн лет, раз 50 тыс. лет. Но современные изменения, которые происходят на наших глазах в течение всего лишь каких-то 100 лет, идут со скоростью небывалой в истории планеты.
— Возможно, на климат так влияют океанские течения — Гольфстрим и Эль-Ниньо? Говорят, что они то ли замедляются, то ли отклоняются, то ли остывают...
— На эту тему есть много разных гипотез, то есть предположений, основанных на научных фактах. Подсчитано, что остывание Гольфстрима в Атлантике способно заморозить Европу, а ослабление феномена Эль-Ниньо в Тихом океане — привести к климатической катастрофе на американском континенте и не только там. Но гораздо больше фактов указывают на другую причину изменения климата — человеческую деятельность.
Стремительно возросшая за последние сто лет концентрация углекислого газа сейчас является максимальной за последние 20 млн лет. И много чего другого натворил человек, например, все атомные электростанции выбрасывают криптон-85 — радиоактивный газ, который вроде бы не вреден для живых организмов, но зато изменяет электропроводность атмосферы. Может быть, стихийные бедствия из-за атмосферных явлений происходят и поэтому тоже?
Или еще один пример: дно мирового океана ныне засыпано миллионами тонн угольной золы. Оказывается, в эпоху пароходов золу из топок просто высыпали за борт. И теперь, на миллионах квадратных километров, дно океана перестало быть плодородным. Мир тонет в отходах. В океанах — целые мусорные острова, а в каждой морской рыбе теперь есть микроскопические частицы пластмассы.
Есть и явления просто непонятные, вроде появления гигантских воронок на Ямале. Что за подземные силы там действуют? Это тоже может быть связано с изменением климата...
Короче говоря, вывод напрашивается: источник этих быстрых изменений — последствия вмешательства человека в силы природы.
— А это вмешательство может преследовать военные цели? Специалисты по климату, хотя и отвергают слухи о том, что какие-то аномалии вызваны так называемым климатическим оружием, но и не отрицают, что применение такого оружия, если оно существует, попросту невозможно распознать и отличить от природных явлений...
— Думаю, все это только разговоры, досужие вымыслы. Так называемое климатическое оружие просто не может быть применено, поскольку оно будет действовать, по сути, против всех, в том числе и против тех, кто его создал. Его сила не может быть точно направлена. Искусственные климатические катастрофы в одном районе Земли обязательно отдались бы эхом в других местах, и неизвестно где...
ВЕЛИКОЕ ВЫМИРАНИЕ
— Вы как-то сказали, что уничтожение биоразнообразия на Земле еще страшнее по своим последствиям, чем изменение климата...
— ... потому что если климат мы можем хоть как-то «подлечить» с помощью новых технологий, снижения выбросов парниковых газов и т. д., то вымирание видов — необратимый процесс, который очень негативно отразится на существовании человечества. Считается, что сегодня на Земле на 40-45% сократилось число особей всех позвоночных животных. Более того, около 25% сортов сельскохозяйственных растений и пород животных тоже находится под угрозой уничтожения. Уже никому не нужны, например, редкие породы кур, индюков или яков, поскольку индустриальное производство их не требует. А ведь это огромный генетический резерв будущего...
Цифра исчезновения видов, по расчетам биологов, сегодня даже не в сто, а в тысячу раз выше, чем в эпохи, предшествовавшие эпохе антропоцена. По разным оценкам, на Земле исчезает от 3 до 300 видов живых существ в день. Главная причина такого вымирания — уничтожение мест обитания, потом — прямое уничтожение (к примеру, ежегодно мы вылавливаем в океане 80 млн тонн биоресурсов)... А ведь биоразнообразие является жизнеобеспечивающей структурой: скажем, чистота Байкала определяется тем, что вся масса его вод пропускается через жабры рыб, моллюсков, других организмов и таким образом очищается. То же самое с воздухом: количество кислорода в нем зависит от растительности.
Стабилизировать климат, может быть, еще возможно. А вот вернуть потерянные виды живых существ — уже нет. Если учесть приведенные выше средние цифры их гибели, то выходит, что за последнее столетие погибло не меньше нескольких десятков тысяч видов, большая часть которых даже не описана наукой, а это значит, что рвется жизненная паутина Земли.
— А клонирование нам тут не поможет?
— Нельзя восстановить вымершие виды. Специалисты в области молекулярной биологи говорят, что по одной клетке могут восстановить мамонта. Может быть, они и вырастят из пробирки в лаборатории какой-то один экземпляр ископаемой мыши или доисторической улитки. Но мамонт-то жил не один, а в окружении других существ, которыми он питался, и благодаря которым мог существовать. А их уже тоже нет. Это был его биоценоз. Мы не сможем восстановить всю окружавшую мамонтов живую среду. Мы и свою-то природную среду сохранить не в состоянии...
— Еще вы сказали, что Земля, Гея — это единый живой организм, а человечество становится неким нарывом на ее коже: она мучается, «чешется», у нее возникает экзема от нашего с вами присутствия...
— Да, и не исключено, что когда-нибудь наша планета «спохватится» и уничтожит нас, чтобы мы не мешали ей жить дальше... В эпоху антропоцена человек, по точному выражению академика Владимира Вернадского, стал геологической силой: изменял лик Земли, сводя леса, распахивая территории, создавая и уничтожая моря, извлекая из недр триллионы тонн горных пород, покрывая колоссальные пространства бетоном и асфальтом. И одновременно выбрасывая в атмосферу сотни миллионов тонн углекислоты и других газов и аэрозолей. В результате мы нарушили равновесие, «обмен веществ», метаболизм в биосфере. Одним из последствий такого бездумного хозяйничания и стало глобальное изменение климата...
Тот же Вернадский, например, ставил вопрос так: «Дорос ли человек до овладения энергией атома?» Кроме ядерной бомбы мы уже получили Чернобыль и Фукусиму. Не секрет, что атомные взрывы под землей всякий раз после испытаний аукались сериями землетрясений, эхо которых долго гуляло где-то на глубине. А ведь мы очень мало знаем о тонких связях в недрах планеты, и о том, чем именно грозит их нарушение.
Мы, конечно, многого не знаем ни о биосфере, ни о самих себе. Но даже наши малые знания недостаточно учитываются в мировой политике. Мы живем по принципам страуса: отрицаем очевидное (например, антропогенную экологическую катастрофу), обманываемся сегодняшним благополучием и отмахиваемся от неприятностей, которые наступят завтра.
Владимир Воскресенский
«Росбалт», 15.04.2016
Справка
Алексей Владимирович Яблоков — доктор биологических наук (1966), профессор (1976), член-корреспондент РАН (1984), иностранный член Американской академии искусств и наук (1996), почетный доктор Брюссельского университета (1991), почетный член международного общества по морским млекопитающим (2004), основатель и сопредседатель Гринписа СССР (1988 - 1991), основатель и председатель президиума московского общества защиты животных (c 1987), основатель (1989) и почетный член Globe International «Парламентарии мира за окружающую среду» (вместе с Альбертом Гором, впоследствии вице-президентом США), вице-президент совета всемирного союза охраны природы, автор более 450 научных работ в области популяционной биологии, экологии, радиобиологии, охраны природы, в том числе 24 монографий и учебников, переведенных в США, Германии, Японии, Индии и других странах, и детской сказки «Приключения Гука» о подводных похождениях маленького дельфина (совместно с Всеволодом Бельковичем, под коллективным псевдонимом Тур Трункатов — от лат. tursiops truncatus, «дельфин-афалина»).
Родился в 1933 году в Москве в семье доктора геолого-минералогических наук Владимира Сергеевича Яблокова (1901 - 1972) и Татьяны Георгиевны Сарычевой (1901 - 1978), доктора биологических наук, палеонтолога.
Окончил биолого-почвенный факультет Московского государственного университета им. Ломоносова по кафедре зоологии и сравнительной анатомии позвоночных животных (1956).
Работал в лаборатории морфологии морских млекопитающих Института морфологии животных им. Северцова АН СССР, в Институте биологии развития им. Кольцова АН СССР.
1989 — народный депутат СССР, заместитель председателя комитета по экологии Верховного Совета СССР, член координационного совета межрегиональной депутатской группы.
С 1991 года занимал различные государственные посты по экологии и охране здоровья.
С 2005 — председатель партии «Союз зеленых России» («Зеленая Россия»), существующей на данный момент как фракция «Зеленая Россия» в составе партии «Яблоко».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 25
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.