Фото: http://mil.ru/
Фото: mil.ru

ВТОРАЯ ЖИЗНЬ «СОЛДАТСКОЙ МАШИНЫ»

О старте глубокой модернизации Ту-22М3 сообщила газета Казанского авиазавода (КАЗ) «Вперед». В одной из статей сказано, что это «самая главная работа» 2016 года.

Чем продиктована такая оценка? «До нынешнего времени завод, по сути, делал только капремонт с минимальной модернизацией Ту-22М3», — рассказал «БИЗНЕС Online» главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. Между тем еще в 2012 году министерство обороны обнародовало планы по созданию новой модификации Ту-22М3. Версия, которую в СМИ принято именовать Ту-22М3М, должна получить новые авионику, системы навигации и связи, расширенную номенклатуру вооружения, улучшенные эргономические показатели кабин пилотов и штурманов (чему сейчас нет замены, так это двигателям). Ведь сегодня перед нами, по сути, машина 80-х годов.

Дальний бомбардировщик и носитель крылатых ракет Ту-22М3 начал разрабатываться в 1974 году и заменил Ту-22М2 (в свою очередь, до него были «пробные» партии из 10 Ту-22М0 и 9 Ту-22М1). Первый полет состоялся 20 июня 1977 года. Серийное производство было развернуто в Казани в 1978-м. Отметим, что гигантская конструкторская работа по Ту-22М3 была проделана силами КБ Казанского филиала туполевской фирмы. В 1981 году Ту-22М3 начали поступать в ВВС, но из-за множества доработок официально машину приняли на вооружение лишь в марте 1989 года. Заслуженный летчик-испытатель России Михаил Ковбасенко, который в годы становления «тройки» был шеф-пилотом КАЗа, рассказывал «БИЗНЕС Online»: «Настоящая солдатская машина. Легка в управлении, многое прощает, если даже ею управлять грубовато, она не будет обижаться. Несмотря на то, что это большой и тяжелый самолет, на нем можно было крутить «бочку», за что в свое время Анатолий Бессонов (1929 - 2004, заслуженный летчик-испытатель СССР прим. авт.) был лишен класса на год».

До прекращения в 1993-м серийного производства выпустили 268 Ту-22М3. Предполагались варианты М4 и М5, но этим планам помешали перестройка и развал СССР, так что сегодняшняя модернизация является в какой-то степени реализацией тех проектов. После модернизации «тройка» должна будет прослужить еще 20 лет.

ПОСЛЕ СИРИИ ПРИНЯЛИ ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ О МОДЕРНИЗАЦИИ

После заявлений минобороны от 2012 года и их громких обсуждений в прессе о планах по Ту-22М3М замолчали, во всяком случае, вовне не выдавалось почти никаких новостей по теме. По данным Мураховского, военные и промышленность согласовывали облик машины: «Планирующаяся глубокая модернизация — это очень близко к варианту М3М. Но на самом деле такой модификации не существует, и неизвестно, будет ли такой индекс у машины. Дело в том, что на предложения со стороны промышленности минобороны выдвинуло встречные, и в результате этого обмена мнениями сложился облик самолета, который очень близок к тому, что публиковалось по Ту-22М3М».

В 2014 году говорилось, что первый Ту-22М3М выйдет в 2017-м. Наверное, сегодня мы можем сказать, что все идет по графику. Но не исключено, что работу над модификацией могли и затянуть (тем более, как отметил Мураховский, гособоронзаказ сокращается на 10%, ряд работ сдвигается по времени), если бы не подключение Ту-22М3 к работе российских Военно-космических сил (ВКС) в Сирии. Напомним, это произошло 18 ноября 2015 года, когда удары по ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ»прим. ред.) нанесли Ту-95МС, Ту-160 (для данных типов это был первый боевой опыт) и Ту-22М3 (первое боевое применение — в 1984 году в Афганистане). Если Ту-95МС и Ту-160 работали крылатыми ракетами, не заходя в воздушное пространство Сирии, то усиленная эскадрилья Ту-22М3, действовавшая с авиабазы в Моздоке, применяла обычные авиабомбы.

«Напомню слова президента России на недавней прямой линии: он сказал, что были выявлены некоторые недостатки нашего вооружения, — говорит Мураховский. — Ту-22М3 отработали в Сирии вполне успешно, тем не менее есть претензии со стороны минобороны, поэтому было принято окончательное решение о глубокой модернизации. Надо менять прицельно-навигационный комплекс, бортовой комплекс обороны и другое».

По данным авторов блога bmpd, созданного по инициативе центра анализа стратегий и технологий, а также известного блогера alexeyvvo , в 2016 году будет заключен контракт на модернизацию в формат Ту-22М3 четырех машин. Опираясь на данные сайта госзакупок, alexeyvvo пишет, что для этой четверки заказаны новые радиолокационные станции, системы управления ракетным оружием, инерциальные системы, запросчики системы госопознавания (к слову, производства казанского АО «Радиоприбор»).

БРИТАНСКИЕ ЭКСПЕРТЫ — О РАБОТЕ КАЗАНСКОГО АВИАЗАВОДА

Готов ли к таким планам КАЗ? В 2013 году, когда завод и начал работу над Ту-22М3, в отчетности предприятия говорилось: «Объемы технологического перевооружения общества и сроки их реализации, заложенные в ФЦП «Развитие ОПК на 2011 - 2020 годы», ставят под угрозу выполнение долгосрочных программ реализации и ремонта авиатехники». Указывалось, что для решения проблемы необходимо «ускоренное финансирование мероприятий по реконструкции и техперевооружению». Обнадеживает то, что президент объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь месяц назад пообещал КАЗу модернизацию на несколько десятков миллиардов рублей и 1,5 тыс. новых рабочих мест. «В советское время Казанский авиазавод был флагманом авиастроения, — напомнил Слюсарь, — однако впоследствии по ряду позиций он утратил возможности высокотехнологичного производства. Но сегодня он достоин того, чтобы на него обратили внимание...»

Тем временем британский журнал Jane's Defence Weekly пишет (перевод — bmpd), что ВКС впервые продемонстрируют на майском параде другую продукцию КАЗа — модернизированные стратегические бомбардировщики-ракетоносцы Ту-160. Сообщается, что это первого этапа программы модернизации, без таких самых дорогостоящих элементов, как новая РЛС и «стеклянная» кабина, которые запланированы для последующих вариантов Ту-160. Как пишет Jane's Defence Weekly, в Казани были модернизированы машины «Андрей Туполев», «Василий Решетников» и «Василий Сенько» (был возвращен в строй в январе 2016 года).

Вообще-то, модернизированный Ту-160 впервые был показан на прошлогоднем параде. Когда над Красной площадью проходили два Ту-160, диктор подчеркнул, что ведущий самолет, за штурвалом которого находится главком ВВС Виктор Бондарев, — Ту-160М. Впрочем, авторы Jane's Defence Weekly используют ранее не встречавшееся название Ту-160М1. Ошибаются или знают что-то, чего не знаем мы?