Костас Каймакоглу: «Не знаю, что бы делал без баскетбола. Думаю, всегда буду любить игру»

«В ГРЕЦИИ КРИЗИС, НО ВСЕ КАФЕ И МАГАЗИНЫ ЗАПОЛНЕНЫ»

— Костас, есть стереотип, что греки ленивы...

— Не думаю, что мы ленивые. Сам с самого раннего возраста понял, что нужно усердно работать. Это одна из причин, почему остаюсь на своем уровне. Я не самый одаренный игрок на свете, но усердный труд восполняет нехватку таланта. Моя карьера длиннее, чем у тех игроков, кто полагался только на талант, выступал два-три года и в итоге исчезал. Сам я точно не ленивый.

— Когда вы поняли значимость постоянного труда?

— Все дело в семье. Родители понимали, что в трудные времена нужно работать, чтобы выжить. Я запомнил это в детстве, когда баскетбол был для меня только весельем. Мама с папой показали, что если я хочу достичь своих целей, то придется очень сильно постараться. Любой труд рано или поздно дает результат — это мой главный принцип.

— Вы говорили, что баскетбол помог вам избежать проблем. Каких?

— Есть один феномен: дети воруют, принимают наркотики и делают другие плохие вещи, когда не получают достаточного внимания от родителей. Вот почему в семье хотели, чтобы я пошел в спорт. В самом начале не было цели стать профессионалом — хотелось попасть в обстановку, где я всегда буду занят. Тренировки отгородили меня от проблем.

— 10 процентов взрослых людей в Греции — безработные...

Больше. Настоящая беда для моей страны. Все понимают, что это результат экономического кризиса в 2008-м. Мы по сей день боремся, чтобы выйти из этой ситуации. Надеюсь, все наладится.

— Когда вы возвращаетесь в Грецию, чувствуете последствия кризиса?

— Все кафе, магазины, рестораны заполнены. И каждый улыбается и получает удовольствие от жизни. В этом плане, думаю, греки похожи на русских. По правде говоря, я еще не видел в Греции ничего, что навело бы меня на мысль: «Боже мой, какой ужас!» Но, само собой, люди становятся злыми и завистливыми, когда теряют работу и деньги.

— Считаете ли, что спортсменам стоит разбираться в неспортивных темах? Сами вы не против поговорить о политике...

— Мы сфокусированы на работе круглые сутки. Но баскетбол — это не только два часа, которые ты проводишь за тренировками. Нужно также знать, чем заняться дома, как отдыхать, спать, есть. Иногда хорошо отстраниться от игры, чтобы расслабиться. Кто-то смотрит фильмы, кто-то новости и так далее. Я стараюсь быть в курсе всего — так я могу поддержать разговор.

— Помогает ли это принять спортивную рутину? 9 месяцев вы тренируетесь и играете, тренируетесь и играете...

— Отношусь к своей работе со всем вниманием. Прихожу на тренировки пораньше или остаюсь после. Но вне зала нужно отдохнуть, подготовиться к следующему дню. Дома я смотрю игры Евролиги, Кубка Европы, других лиг, потому что я обожаю баскетбол. Но иногда звоню своим родственникам и друзьям в Греции, чтобы узнать, что происходит в мире. К сожалению, в последнее время, как вы знаете, было много нападений террористов.

«Многие президенты клубов по всей Европе хотят сразу же получить результат. Но лучший путь — это придерживаться одной схемы три-пять лет»

«НИКОГДА НЕ ГНАЛСЯ ЗА ДЕНЬГАМИ»

— Были ли моменты, когда баскетбол надоедал?

— Никогда. Даже после худших игр и, тьфу-тьфу, травм. Я просто знаю, что все происходит не просто так. В случае провала ты становишься сильнее характером. Не знаю, что бы делал без баскетбола. Думаю, всегда буду любить игру.

— Многие игроки УНИКСа благодарили вас за советы. Всегда старались позиционировать себя в коллективе как капитан?

— На самом деле, сейчас я стал капитаном только из-за того, что моя карьера в Казани длиннее, чем у остальных. Я также был капитаном в «Марусси». Знаете, дело не в том, капитан ты или нет. Греческие опытные игроки, с кем я играл в начале карьеры, всегда старались помочь. По моему мнению, лучший способ общения с одноклубниками — это сказать то, что ты хочешь сказать, прямо в лицо. Команда нуждается в тебе в сложные моменты. Когда твой партнер промахивается, совершает потерю, нужно подойти к нему и сказать: «Все нормально, я в тебя верю, в следующем владении все получится». Так в коллективе создается хорошая атмосфера, что я понял от ветеранов в начале карьеры. Сейчас стараюсь делиться своим опытом с остальными.

— Молодого игрока можно проконтролировать от начала до конца, а можно дать ему совершить свои ошибки. Когда-нибудь выбирали второй вариант?

— Нет. Иногда ветераны могут быть как помощники тренера, но только в раздевалке. Думаю, когда молодой игрок совершает ошибку, не надо ставить на нем крест. Лучше напомнить, что в следующий раз эту ошибку не стоит повторять.

— Вы начинали в «Нир Ист» и «Марусси». Почему 8 лет вы провели не в самых именитых клубах Греции?

— В то время я пытался понять, могу ли соревноваться на высшем уровне. Я провел много сезонов в «Марусси» из-за отличной обстановки в команде, в которой я мог прогрессировать из года в год. Я никогда не гнался за деньгами, поэтому уравнял свою карьеру, чтобы стать лучше. В сезоне 2009/10 мы играли в Евролиге, победили много хороших команд в Топ-16, имели шансы на попадание в Топ-8. После того года все поняли, что мы достойны топ-уровня. Я перешел в «Панатинаикос».

«Люди, понимающие игру, знают, что я наиболее эффективен в командном баскетболе»
(фото: Александр Александров, unics.ru)

— В конце концов, вы попали в легендарный клуб. Что тогда чувствовали?

— Всегда хотел попасть в греческий клуб такого масштаба. Повезло, что я играл за взрослую сборную до перехода в «Пао», так что уже знал своих будущих одноклубников. В первый год у меня не было большой роли, особенно в Евролиге. Но я много играл в национальном чемпионате. Во втором сезоне я уже был в стартовой пятерке. Наверное, помните, как в 2012-м мы играли с УНИКСом. Вы выиграли нас в Афинах, но мы выиграли вас здесь. Мы прошли в «Финал четырех», но, к сожалению, проиграли ЦСКА и не вышли в финал. То были два незабываемых года. Я стал чемпионом Евролиги в 2011 году, что очень ценю — многие великие игроки по сей день не могут завоевать этот титул.

— Что нужно клубу для успеха в Европе?

— Построить успешную команду не так просто. Такие клубы, как ЦСКА, всегда доходят до «Финала четырех» Евролиги, но не выигрывают. С другой стороны, греческие клубы выиграли большинство титулов за последние четыре-пять лет, но это не означает, что мы умные, а «Маккаби» и испанцы — нет. Я считаю, что самое главное — это многолетний план. Нет нужды постоянно менять состав. Надо год за годом работать над планом и вносить изменения, когда что-то идет не так. Многие президенты клубов по всей Европе хотят сразу же получить результат. Но лучший путь — это придерживаться одной схемы три-пять лет. Цель заключается в попадании в «Финал четырех», потому что дальше может произойти что угодно. Иногда нужна и удача.


— Известный футболист Златан Ибрагимович писал в своей книге: «Если тренер говорил «Прыгай!», я спрашивал его: «Зачем я должен прыгать?» Вы когда-нибудь видели что-то подобное?

— Если честно, нет. Но возникали ситуации, когда одноклубники были не согласны с решениями тренера. В такие моменты наставник должен немедленно пресекать любые разговоры, чтобы бунт не повторялся в дальнейшем. Мне повезло, что в моей карьере было мало столкновений игроков и тренеров. И слава богу, я не играл со Златаном.

«ТЫ НЕ МОЖЕШЬ ПОДПИСАТЬ КОНТРАКТ С УСПЕХОМ»

— О чем вы думали после поражения от «Валенсии» в финале Кубка Европы-2014?

— Один из худших моментов в моей карьере. До этого я получил травму в матче с «Химками»... Блин, нужно понимать, насколько это трудно. Ты бился весь год, дошел до финала Еврокубка и, в конце концов, не смог в нем играть. Я задался вопросом, что бы произошло, будь я в тех матчах на площадке. Может быть, все повернулось бы по-другому. Я не недооцениваю «Валенсию» — в тот момент они играли потрясающе. Но думаю, что все было бы по-другому, если бы не травма.

— Что можете сказать по прошлому сезону, когда УНИКС вылетел из Евролиги и не смог добиться успеха в Еврокубке и Единой лиге ВТБ?

— Очень трудный сезон. Может быть, даже безумный. Все начиналось как нельзя лучше: мы выиграли в квалификации, прошли в Евролигу и думали, что пришло наше время. Но, к сожалению, дальше начались проблемы. Нам немного не повезло, потому что, как вы помните, в концовке Топ-16 Евролиги сразу три команды могли пройти дальше. Думаю, такие провалы периодически происходит со всеми клубами. Нельзя всегда быть на вершине. Может быть, нас больше всего подвела командная химия. Может быть, мы были не в той форме. Но это все оправдания. Мы понесли ответственность за провал. Нужно двигаться дальше. Этот опыт поможет нам не повторять те же ошибки.

— Казалось, вы немного потерялись в суматохе прошлого сезона.

— Я и не скрываю этого. Люди, понимающие игру, знают, что я наиболее эффективен в командном баскетболе. В прошлом сезоне мы играли во что-то индивидуальное, и я выбивался из команды. Пытался быть полезным, но ничего не получилось. Считаю, мы все могли сделать немного больше. Но не станем забывать, что в том плохом сезоне команда все равно одержали несколько ярких побед и дошла до полуфинала Еврокубка. Проблема в том, что нам не хватало стабильности.

Игроки УНИКСа после второго матча финала Кубка Европы-2014
Игроки УНИКСа после второго матча финала Кубка Европы-2014

— Вы предсказали ход Еврокубка в том сезоне, когда заранее сказали форварду «Локомотива» Никите Курбанову, что встретитесь в четвертьфинале Кубка Европы.

— Забавно, как жизнь расставляет некоторые вещи. Мы играли с Никитой здесь. Отличный парень, уважаю его. Не помню, чтобы говорил такое, но после игры Еврокубка в Краснодаре я сказал ему, что «Локо» не повезло. Важные игроки получили травмы в самый неподходящий момент. Я часто говорю, что ты не можешь подписать контракт с успехом. Такие провалы помогают всем — не только игрокам — находиться в своей лучшей форме в нужное время.

— Почему вы перестали пользоваться Twitter?

— Понял, что соцсети — это пустая трата времени. У тех, кто пользуется соцсетями, нет настоящей жизни.

— У тех, кто пользуется много или пользуется вообще?

— Те, кто зависают в соцсетях, почти наверняка живут фальшивой жизнью. Иногда люди пользуются интернетом, чтобы связаться с друзьями, которые далеко от них. Это нормально. Но когда ты помешан на соцсетях и не можешь прожить без своего телефона, что-то не так. Я решил переключиться на более интересные вещи в своей жизни. А писать что-то на Facebook или Twitter, выкладывать фотографии в Instagram и разрешать другим создавать жизнь за тебя... Все это фальшиво.

— Лучшая шутка про вашу бороду?

— Трудно вспомнить, потому что шуток было много... Ну в 2013-м году мы поспорили с Никосом Зисисом, что если мы выиграем Еврокубок, то я сбрею свою бороду. Слава богу, мы не выиграли и борода осталась. Шучу, лучше бы мы завоевали Кубок. Очень рад, что вот уже второй год подряд у нас есть ребята с бородой. Сейчас это Артурас Милакнис, а раньше — Виктор Саникидзе. С обоими было соревнование. У кого лучше борода? Кто лучше ее расчесывает? Кто лучше подстригает? Кстати, недавно один болельщик сделал мой рисунок, где борода была настолько большая, что достигала пола. Мне понравилось.

— Сколько времени уходит на уход за бородой?

— На самом деле не так много. Но однажды я сделал усы как у Сальвадора Дали — пришлось закручивать их около 10 минут. Очень долго, нужно было равномерно распределить гель. Но временами стоит делать такие усы для прикола. Все шутят, и создается хорошая атмосфера.

«Сейчас у нас есть достаточно времени, чтобы изучить свои ошибки и не повторять их»
(фото: Александр Александров, unics.ru)

«НЕ БУДУ ТРЕНИРОВАТЬ ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ КАРЬЕРЫ»

— Как прокомментируете вылет УНИКСа из Кубка Европы в этом сезоне после матчей с «Зелена Гурой»?

— Было бы лучше, если бы наша победная серия завершилась раньше. Допустим, в матче с «Витой». Даже несмотря на то, что это последняя команда в Единой лиге ВТБ. В таком случае мы были бы лучше готовы к важным играм в Еврокубке. В последнее время все команды, которые по три месяца не знали поражений, проигрывали в самый важный момент. Так было с «Локомотивом» в прошлом сезоне и с «Валенсией» в этом. «Голден Стейт» собирается побить рекорд НБА по победам за сезон, но кто это вспомнит, если они не выиграют чемпионство? Я понимал эту проблему и говорил ребятам, что выигрышная серия не имеет значения, что главная цель — прогрессировать день за днем. Матчи с «Зелена Гурой» стали для нас уроком. Сейчас у нас есть достаточно времени, чтобы изучить свои ошибки и не повторять их.

— В чем видите причины того, что УНИКС смог победить в 21-м матче подряд?

— Сезон 2013/14 мы провели удачно. Но ушел главный тренер Тринкьери, и нужно было собирать новую команду. В прошлом году игроки не сочетались друг с другом в плане командной химии, и летом многие покинули клуб. Сейчас же нам реально нравится играть друг с другом, в команде отличные ребята с отличными характерами. Самое важное — это микроклимат. Но нельзя забывать, что все определит концовка сезона. Второе, третье или четвертое место в регулярке ВТБ не имеет значения. Меня волнует, что будет в плей-офф.

— Как вы можете описать главного тренера Пашутина?

— Классный мужик. Серьезно. Он полностью погружен в свою работу. Такой одержимости я не видел ни у одного тренера в своей карьере. Если кому-то нужно провести дополнительную тренировку, он обязательно придет, будет пасовать мяч и сам показывать нужные комбинации. Никогда не видел этого от главного тренера. Он трудяга, который понимает игру. Главный плюс Пашутина заключается в том, что он дает игрокам раскрыть свои сильные стороны. Это очень полезно в командах высокого уровня.

— А что насчет характера? Может ли Пашутин быть строгим?

— Он бывает жестким в те моменты, когда что-то идет не так. Если Пашутин видит, что команда немного расслаблена, он начнет давить, чтобы завести каждого. Вы, наверное, видите, как иногда он кричит во время тайм-аутов. Наш наставник очень добрый человек, но он становится строгим, когда это нужно.

— Чем будете заниматься после завершения карьеры? Станете тренером?

— Ни за что. Я разбираюсь в игре. Но за карьеру пришлось пропустить через себя много давления, работы, перелетов, матчей. Хотелось бы остаться в баскетболе после завершения карьеры, но будет трудно стать тренером. Это только кажется, что у них легкая работа. На самом деле тренеру крайне трудно — тебе нужно объединить 10 - 15 игроков с разными характерами. Прямо сейчас я не могу представить себя на такой должности. Возможно, я стану кем-то вроде начальника команды, кто будет организовывать некоторые вещи и высказывать свое мнение об игре, когда его просят.

— Многие игроки после завершения карьеры занимаются бизнесом.

— Да, у меня есть много планов. Баскетболистам повезло. Мы получаем те деньги, которые недоступны другим. Кажется, что большие доходы даются нам легко, но это не так — приходится много биться во время карьеры. Только близкие люди понимают наше эмоциональное состояние — часто у нас бывают перепады. Конечно, хотел бы вложиться в какой-то бизнес. Наверное, буду заниматься арендой. Недвижимость никогда не теряет свою ценность, и даже если ты проваливаешься, то квартира или дом остается в твоем владении.

«Главный плюс Пашутина заключается в том, что он дает игрокам раскрыть свои сильные стороны. Это очень полезно в командах высокого уровня» (фото: Александр Александров, unics.ru)

«У СПАНУЛИСА БЫЛА ТЕМПЕРАТУРА ПОД 40, НО ОН СКАЗАЛ: «ВСЕ РАВНО БУДУ ИГРАТЬ»

— Правда ли, что вы тренировались в Казани перед чемпионатом Европы-2015?

— Прилетел в город, так как нужно было кое-что сделать. Вообще, наша работа обязывает всегда держать себя в форме. УНИКС — моя команда, люди здесь хорошо знают меня, поэтому тренировался в Казани.

— Топовые российские игроки выступают в России. Греческие баскетболисты — Никос Зисис, вы, Яннис Бурусис — играют за границей. Какой вариант лучший?

— В Греции есть много молодых талантов, так что игроки моего поколения потихоньку становятся ветеранами. Разумеется, лучший вариант — выступать в своей стране. Но всем места не хватает. Скажу, что все зависит от решения самого игрока. Если я бы захотел остаться, я бы сделал это. Но решил, что лучше рассмотреть предложения из-за рубежа. Я счастлив в УНИКСе, у меня хорошее взаимодействие с клубом. Я бы ничего не поменял, если бы вернулся в прошлое.

— Может ли российский баскетбол что-либо перенять у греческого?

— Наши стили игры разные. Греческих баскетболистов не одарили выдающимся атлетизмом. По крайней мере, по сравнению с игроками других стран. Считаю, что греки лучше всех читают игру. Вот чему можно научиться у наших лучших игроков — Диамантидиса, Зисиса, Спанулиса.

— Но есть ли что-нибудь особенное в системе подготовки молодых игроков в Греции?

— В Греции не у всех клубов есть большие деньги. Людям нужно выжить, так что они начинают думать. И, в конце концов, приходят к тому, что все нужно начинать с детского баскетбола. Функционеры пытаются понять, что должно произойти, чтобы молодой игрок превратился в звезду.

— Подходит ли карьера Вассилиса Спанулиса из «Олимпиакоса» к своему концу?

— Мы с ним большие друзья. Вассилис влюблен в баскетбол. Он просто больной. Даже в своем возрасте Спанулис понимает, когда ему нужно показать свой лучший баскетбол, не боится взять мяч в критические моменты. Не забывайте, что он завершил карьеру в сборной, так что летом у него будет больше времени на восстановление. Так что я убежден, что он будет играть еще два-три года. Сам же Вассилис, уверен, хочет играть до 40. Он сумасшедший.

«Я счастлив в УНИКСе, у меня хорошее взаимодействие с клубом. Я бы ничего не поменял, если бы вернулся в прошлое»

— Вы играли с ним в «Марусси» в начале карьеры. Был ли он другим в то время?

— Он всегда был лидером, соперничал со всеми, просил мяч. Помню, как-то мы играли с АЕКом, предстояла трудная игра. Вассилис слег с температурой под 40. Он пропустил несколько занятий, не был на предматчевой бросковой тренировке, но пришел вечером и сказал: «Мне все равно, я буду играть». У него все еще была высокая температура. Но в тот день он стал лучшим игроком, и мы победили в удивительной игре.

— Что можете сказать о неожиданном преображении Янниса Бурусиса в «Лабораль Кутча»?

— Он подходит этой молодой команде, полной энтузиазма. У них много энергичных игроков, а Бурусис там кто-то вроде опытного лидера. Думаю, ему нравится эта роль. Стоит учитывать, что Перасович очень требовательный тренер, так что Бурусис много тренируется, находится в отличной форме. Кроме того, Витория — это город, где нечего делать. Янис сконцентрирован только на баскетболе. Вот это причины, почему он играет как MVP Евролиги.

— Каково было играть в сборной с форвардом «Милоуки» Яннисом Адетокумбо, обладающим феноменальным атлетическими данными?

— Потрясающий талант. Бог дал ему все в плане физики. И в то же время у него отличный характер. Желаю ему быть на уровне Матча звезд всю карьеру. Поверьте, все зависит только от него самого, потому что у этого парня есть практически все для успеха. Единственное, чего не хватает, — это броска. В НБА он хорошо себя чувствует, поскольку там другой стиль игры. Но если он решит перейти в европейский клуб, то придется поработать над броском. В НБА прибегают к тактике только ближе к плей-офф. В Европе ее используют весь сезон. На тренировках я не защищался против Адетокумбо плотно. Просмотрев статистику, я понял, что нужно просто сделать все возможное, чтобы он совершил бросок.