Согласно опубликованной на днях бухгалтерской отчетности, АО «Казанский оптико-механический завод» в прошлом году увеличил выручку в 3,9 раза до 4,23 млрд. рублей

ВЫРУЧКА СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Высокотехнологичное производство в России либо пребывает на стадии стартапа, либо пока не способно принести владельцам прибыль. Это расхожее мнение — во многом, кстати, справедливое — опровергают некоторые татарстанские предприятия. Так, согласно опубликованной на днях бухгалтерской отчетности, АО «Казанский оптико-механический завод» в прошлом году увеличил выручку в 3,9 раза до 4,23 млрд. рублей.

Составители отчета указывают: «Рост объема реализации по сравнению с сопоставимым периодом прошлого года почти в 4 раза обусловлен прежде всего увеличением отгрузки продукции специального назначения».

Столь обтекаемые формулировки не удивляют, когда речь идет о поставках оборонной продукции. Впрочем, из информации на сайте госзакупок становится понятно, что речь идет об оборудовании 8 вертолетов Ми-8 (7 контрактов заключены во второй половине 2014 года и еще один — в сентябре 2015 года). Как следует из дополнительного соглашения, цена изделия до 1 ноября 2015 года составляла 348,7 млн. рублей, а с 2016 года должна была вырасти в 1,8 раза до 615,2 млн. рублей. В итоге в сентябре сумма контракта была увеличена на 2,66 млрд. рублей: с прежних 6,28 млрд. рублей до 8,94 млрд. рублей.

==table1015==

Напомним, что 23 сентября 2013 года совет директоров КОМЗа одобрил сделку по поставке в 2014 - 2016 годах для нужд минобороны РФ 18-ти комплектов изделия «Рычаг» общей стоимостью 11,5 млрд. рублей. В двух словах, «Рычаг» предназначен для радиоэлектронной борьбы — выведения из строя систем радиолокации и наведения. Вертолет с «Рычагом» обеспечивает подавление радиоэлектронных средств противника и одновременно работу собственной авиации в зоне подавления. Об этом чуде военной техники мы писали не раз и не два.

КТО ПОДЕЛИТ ПОЛМИЛЛИАРДА?

Благодаря замечательному росту выручки, которую так и не смогла догнать себестоимость (об этом — ниже), валовая прибыль КОМЗа выросла сразу в 24 раза до 555 млн. рублей. При этом операционная прибыль завода взлетела в 28,5 раз до 543,5 млн. рублей.

Но и это еще не все: улучшился баланс прочих статей. Положительное сальдо прочих расходов и доходов (к сожалению, их состав не детализирован) выросло в 6 раз до 103,4 млн. рублей. В результате и чистая прибыль казанцев увеличилась пусть и не так стремительно, как валовая и операционная, но все же более чем прилично — в 15,8 раза до 500,4 млн. рублей.

Кто может принять участие в разделе этого аппетитного пирога? Именно здесь может скрываться ответ на загадку последних месяцев, связанный с продажей блокпакета оборонного завода. Напомним, что в январе «Оборонпром» вернул себе право распоряжаться четвертью капитала, или 26,84% обыкновенных акций КОМЗа. В 2014 году эта доля была передана в доверительное управление ОАО «Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ), который возглавляет Николай Колесов. Структурам, связанным с ним (ЗАО «ИнГрупп», ЗАО «КАНфинанс», ЗАО «РиверПарк»), принадлежит 69,3% капитала (или 71,7% обыкновенных акций).

«Оборонпром» выставил свою долю на открытый аукцион со стартовой ценой в 1,323 млрд. рублей. Логично было бы предположить, что структуры Колесова и выкупят эти бумаги. Ведь преимущество владения долей более 75% это прежде всего возможность принимать стратегические решения, не опасаясь блокировки со стороны держателя блокпакета. Вот только в течение марта — а торги были назначены на 26 февраля — никаких сообщений о приобретении прав на пакет акций КОМЗ не раскрывал. По всей видимости, пока стратегического инвестора, готового выложить живыми деньгами как минимум 1,3 млрд. рублей, не нашлось.

А что, если сделку решили просто притормозить, пока каждый не получит свое? В конце концов, пакет «Оборонпрома» позволяет ему рассчитывать на 130 млн. с хвостиком. С другой стороны, компанию сейчас вряд ли волнуют такие мелочи. Как нам пояснил заместитель гендиректора КРЭТ Игорь Насенков: «Оборонпром» ликвидируется, поэтому он сейчас свои активы распродает, вот и все». Те активы, что не продаются, пояснил собеседник издания, переходят в прямое владение «Ростеха».

КОМЗ ДОРОЖЕ «ЭЛЕКОНА»?

Может быть и так, что заинтересованные лица — тот же Колесов — пока что изыскивают средства для выкупа пакета, ибо уже основательно потратились. Напомним, что некие интересанты под ширмой ООО «Инвест-Инжиниринг» в конце февраля купили у «Ростеха» за начальную цену 1,167 млрд. рублей пакет «25% плюс 1 акция» в АО «Завод Элекон», где 65,1% контролируют все те же самые структуры Колесова. А вскоре обнаружились и бизнес-связи «Инвест-Инжиниринга», который вообще-то в основном занимается риелторской деятельностью, и официально открытого на днях нового предприятия «Стелла-К», расположившегося на мощностях КОМЗа.

АО «Стелла-К» будет выпускать по сотне комплексов «Президент С»

Оставим в стороне множество возникших вопросов и зададимся сейчас лишь одним: справедлива ли цена, заплаченная «Инвест-Инжинирингом», на фоне предложения по КОМЗу? С одной стороны, стоимость активов «Элекона» за вычетом обязательств (кратко- и долгосрочных), увеличенная на дебиторскую задолженность на 31 декабря 2015 года, составляла 3,4 млрд. рублей, то есть стартовый запрос за четверть компании мог быть даже и скромнее — 0,85 млрд. рублей. А вот если оценивать долю через перспективу средней прибыли и взять среднее значение за последние 5 лет с 15-кратным коэффициентом (566 млн. рублей), то цена становится заметно выше — порядка 2 млрд. рублей. По всей видимости, как раз поэтому средства заинтересованных лиц без лишних раздумий были направлены на выкуп именно доли в «Элеконе».

К слову, дела у главного российского производителя соединителей вообще обстоят стабильно хорошо, а в прошлом году шли просто замечательно. Выручка «Элекона» выросла на 57% до 5,93 млрд. рублей, операционная прибыль увеличилась в 1,9 раза до 1,21 млрд. рублей. И только за счет отчислений в резерв сомнительных долгов 522 млн. рублей чистая прибыль снизилась на 4% до 534 млн. рублей, оказавшись лишь чуть выше, чем у КОМЗа. Возможно, эта сумма была направлена в резервы, поскольку компании в прошлом году пришлось списать существенную часть долгов своим контрагентам. Такой расклад вполне мог найти отражение в резком сокращении дебиторской задолженности: та снизилась за год на 1 млрд. рублей до 421 млн. рублей. Но нельзя исключать и заинтересованности: подобные списания и отчисления могут привести к снижению продажной стоимости госдоли перед приватизацией пакета. В пользу этого говорит тот факт, что в резерв направили средств больше, чем весь объем долгов перед «Элеконом». К сожалению, на наши запросы с просьбой прокомментировать свои показатели обе компании не ответили.

Возвращаясь к ситуации вокруг КОМЗа, добавим, что на его блокпакет пока могло не найтись желающих по банальной причине — желанию сэкономить, дождавшись, пока снизится стартовая цена. И для этого могут быть веские основания, так как стоимость активов КОМЗа за вычетом обязательств, увеличенная на дебиторскую задолженность рублей на 31 декабря 2015 года составила 2,5 млрд. рублей. Таким образом, стартовая цена выставленного на аукцион пакета могла находиться около 0,63 млрд. рублей — вдвое меньше, чем запрошенные 1,3 млрд. рублей. Причем здесь через проекцию средней прибыли акции никак не могут подорожать: все-такие нынешний год для казанцев из серии рекордно «урожайных», а не рядовых.

Что ж, нам остается внимательно следить за тем, как воспользуется своим правом на участие в прибыли КОМЗа государство и по какой цене все-таки удастся продать пакет столь высокотехнологичного предприятия оборонки.

КОМПЛЕКТУЮЩИЕ ПОДОРОЖАЛИ НА 145%

Но закончим с отчетностью Казанского оптико-механического. Рекордный военный заказ стал причиной и мощного роста расходов. Затраты предприятия на покупку материалов, комплектующих и вспомогательных материалов увеличились соответственно на 12,0%, 144,5% и 161,2% «в связи с ростом выпуска продукции в действующих ценах на 87,5%». При этом темпы роста материалов и комплектующих были непропорциональны из-за того, что в общем объеме производства 2015 года преобладала так называемая комплектоемкая продукция.

Помимо прочего, на 19,8% увеличились амортизационные отчисления, что обусловлено приобретением новых основных средств в течение 2014 - 2015 года. При этом стоимость основных средств увеличилась на 307 млн. рублей до 710 млн. рублей.

==table1016==

Рост расходов по статье «Прочие» на 37,4% в наибольшей степени связан с тем, что сюда отнесены затраты на общую сумму 120 млн. рублей по поставке вертолетов Ми-8МТВ-5-1 с дополнительным оборудованием и «изделием Л187А» (первое имя «Рычага») для создания военного комплекса РЭП Ми-8МТПР-1. Также увеличились расходы по конструкторскому сопровождению и обеспечению изготовления комплексов Ми-8МТПР-1 и затраты на резерв.

Что касается заработной платы и обязательных страховых взносов, то затраты по этим статьям выросли вдвое, но во многом из-за списания затрат из незавершенного производства. Что касается общего фонда оплаты труда, то он вырос на 80,5 млн. рублей, или на 13%, до 700,5 млн. рублей по итогам прошлого года. Это почти совпадает с динамикой инфляции, которая в Татарстане составила 12,8%, если верить официальным подсчетам. К сожалению, средняя заработная плата на КОМЗе до этого не дотянула: прибавка к жалованью составила 2,56 тыс. рублей, или 9,8%, а размер зарплаты — 28,61 тыс. рублей. Порывшись в статистике, можно выяснить, что это соответствует среднему значению по республике за 11 месяцев. Вот только за 12 месяцев с учетом годовых премий и прочих декабрьских «плюшек» средний заработок татарстанцев достиг 29,3 тыс. рублей, в Казани же работники крупных и средних предприятий и вовсе получали 34,8 тыс. рублей.

С другой стороны, рабочим КОМЗа не пришлось беспокоиться о возможных сокращениях. Среднесписочная численность персонала за год здесь не только не сократилась, но и выросла на 56 человек, или на 2,8%, до 2038 сотрудников.

БАНКИРАМИ ПОРАБОТАЛИ АВАНСЫ

В заключение отметим весьма примечательную стратегию финансирования, созданную на КОМЗе. Большей частью предприятие обеспечивает текущую деятельность за счет кредиторской задолженности, которая по итогам 2015 года выросла на 2,22 млрд. рублей до 6,28 млрд. рублей. Составители отчета не скрывают причину роста — это полученные авансы (а раз главный заказчик — оборонка, то авансы — от КРЭТа).

Такая система хороша как минимум тем, что позволяет экономить на банковских процентах и обеспечивает высокую стабильность даже в условиях «идеального шторма» на финансовых рынках, что, кстати, и произошло в конце 2014 - начале 2015 года.

Впрочем, определенную сумму кредитных ресурсов Колесову со товарищи привлечь все же пришлось. К концу прошлого года на балансе КОМЗ оказалось 951 млн. рублей краткосрочных заемных средств, хотя годом ранее завод обходился без таковых. Тем не менее уплаченные проценты составили всего 18,6 млн. рублей.

==table1014==
==table1013==