На вопрос о том, не стало ли причиной продажи сети кофеен «Мамбочино» ухудшение российско-турецких отношений, представитель собственника ответила отрицательно: «Там прихваты на нужном уровне»

«МАМБОЧИНО» ПРОДАЕТСЯ ЗА 135 МЛН. РУБЛЕЙ

Известная в Казани сеть кофеен «Мамбочино» ищет покупателя. «Продается одна из самых раскрученных и посещаемых сетей кафе Казани «Мамбочино», отличающееся многообразием кофе и кофейных напитков, чая, кальянов, итальянской кухней с превосходным выбором блюд на любой вкус, доброжелательным персоналом и качеством обслуживания в домашней уютной атмосфере», — гласит объявление, размещенное в апреле на Avito.ru.

Цена — 135 млн. рублей за всю сеть из пяти кафе, открытых по знаменитой международной франшизе с английскими корнями. В стоимость входит все оборудование и мебель. А также долгосрочные зарегистрированные договоры аренды на 15 лет, говорится в объявлении.

Корреспондент газеты позвонил по указанному номеру. Продавец, представившаяся Юлей, рассказала, что при желании можно приобрести каждое кафе по отдельности. Так, точка на улице Мусина обойдется в 60 млн. рублей, на улице Касаткина — в 35 млн., на проспекте Ибрагимова — 15 млн., на улице Чернышевского — 12 млн., в торговом центре «Южный» — 10 млн. рублей. По ее словам, кафе на Мусина — самое большое и самое прибыльное, с летней верандой, поэтому и цена самая высокая. Оно же и открылось самым первым в Казани из всей сети — в декабре 2013 года.

На вопрос о причинах продажи сети Юлия ответила, что это связано с переносом бизнеса в другой регион — в Москву. «Планируем там открываться, раскручиваться. Просто тяжело будет раскручивать сразу в нескольких регионах», — сообщила она.

Интересно, что генеральный директор и один из владельцев сети кафе — это гражданин Турции Эр Нийази. Согласно базе данных «Контур-Фокус», он совладелец еще нескольких бизнесов, работающих в Татарстане. Так, ООО «Детай Пен» специализируется на производстве пластмассовых изделий, используемых в строительстве, ООО «Эталонстрой» и ООО «А-Н-С Групп» — на общестроительных работах. Нийази также владелец салона красоты ООО «Мон Шер».

Однако на вопрос о том, не стало ли причиной продажи бизнеса ухудшение российско-турецких отношений, представитель собственника ответила отрицательно. «Там прихваты на нужном уровне, — усмехнулась собеседница в трубку. — Проблем с бизнесом никаких нет», — говорит Юлия.

Одно из кафе сети попадало в обзор ресторанного критика газеты «БИЗНЕС Online», где получило весьма посредственные оценки. Источник «БИЗНЕС Online» на ресторанном рынке считает, что цена в 135 млн. рублей за пять кафе непомерно высока, поскольку площади всех заведений в аренде, а не в собственности. «Отделка в заведениях дешевая, вложено в них совсем немного», — считает наш собеседник. Он тоже отвергает предположения о «бегстве» владельца по причине внешних обстоятельств. «Вероятность, что сеть продается из-за политики, крайне мала. Бросать успешный бизнес никто не будет. В такой ситуации, при успешном бизнесе, владелец предпочел бы переждать, а не продавать бизнес, ведь вечно осложнения отношений длиться не могут», — считает ресторатор.

По его информации, успешным можно назвать только заведение на улице Мусина, а все остальные — «спокойные». Причиной того, что остальные заведения «не пошли», эксперт называет простой дизайн в заведениях и самый обычный набор блюд — «кальяны, чаи и десерты». Средний чек при этом средний по рынку — 1,5 тыс. рублей, по данным справочной системы «2ГИС».

У ООО «Саниба групп» — юрлица сети кафе, согласно базе данных, по итогам 2014 года зафиксирована выручка в 42 млн. рублей и чистый убыток в 11 млн. рублей. Косвенным признаком того, что сеть испытывала финансовые трудности, можно считать и отказ от концепции полностью халяльного меню. Если на старте проекта алкоголь там был полностью исключен, то в прошлом году появились и коктейли, и вина, и виски, и коньяк, не говоря уже о кальянах.

Получить комментарий у управляющей сети и владельца не удалось — телефон оказался недоступен.

Причиной того, что заведения «Мамбочино» «не пошли», эксперт называет простой дизайн в заведениях и самый обычный набор блюд

«ПРИ ВИДЕ ТАРЕЛКИ ПЛОВА ЗА 500 - 700 РУБЛЕЙ НАСЕЛЕНИЕ СПРАШИВАЕТ: «С ЧЕГО БЫ?»

В целом же рынок общепита Казани, как это ни странно, признаков кризиса не подает, адаптировавшись к новым условиям. Несмотря на падение доходов населения, оборот этой индустрии, если верить Татарстанстату по сравнению с прошлым годом даже слегка подрос. Так, в январе 2016-го оборот составил 2,78 млрд. рублей (в январе 2015-го — 2,67 млрд. рублей), в нынешнем феврале — 2,79 млрд. рублей (в феврале прошлого года — 2,53 млрд. рублей).

На начало апреля на сайте Avito вывешено 70 объектов — такая же цифра была и в начале марта. При этом в конце 2014 года на продажу в столице Татарстана было выставлено аж 148 ресторанов и кафе с очень серьезными ценниками. Сейчас продаются заведения от суши-баров (от 50 тыс. рублей) до фудтраков (1,8 млн. рублей) и кафе (4,5 - 13 млн. рублей).

Параллельно с этим в Казани открываются все новые точки. О нескольких проектах с ценами выше среднего, таких как ресторан «Урюк» от пасынка Алишера Усманова Антона Винера или клубе «Блисс» от структур, близких к СИНХу, мы уже рассказывали. Но, как стало известно «БИЗНЕС Online», в преддверии летнего сезона бум наклевывается и в самом экономичном сегменте. В ближайшее время открывается сразу несколько заведений со средним чеком до 500 рублей.

Так, в мае откроет новую точку известный казанский ресторатор Нурислам Шарифулин — управляющий чайханы P.Love. Его первое заведение появилось в торговом центре «Олимп» осенью 2014 года (ранее он был совладельцем ресторанов «Дархан» и «Родео»). Вторая чайхана, также предлагающая восточную кухню, расположится практически в центре Казани — по адресу улица Гоголя, 14, на углу оживленного перекрестка улиц Гоголя — Карла Маркса.

Нурислам Шарифулин
Нурислам Шарифулин: «Тенденции рынка сегодня — быстро, вкусно, доступно и стильно»

Сначала в новом P.Love гостей будет принимать летняя терраса площадью 300 кв. метров. Площадь самого ресторана — 640 кв. м, и откроется он по мере готовности. «Сначала откроем в середине лета два зала — основной и малый банкетный зал с караоке. Затем — три VIP-кабинки на 8 - 10 человек, и второй зал, — рассказал Шарифулин нашей газете. — Заведение рассчитано на тот же сегмент, что приходит к нам в торговом центре «Олимп». Средний чек — 500 рублей. Сегмент — fast-casual — быстро и демократично».

«Тенденции рынка сегодня — быстро, вкусно, доступно и стильно. Население уже поездило по европейским и другим странам, увидело, что сколько стоит, и при виде тарелки плова за 500 - 700 рублей спрашивает: с чего бы и почему он должен переплачивать за понты. Разумеется, мы не говорим об очень богатых людях, которые даже не смотрят на ценники», — говорит наш собеседник. В его чайхане 300 г плова стоит 200 рублей. «Наше заведение на сегодня, как мне кажется, удовлетворяет основную потребность среднего класса. Те люди, которые раньше ходили в «Хумо», «Рубаи» и иногда могли себе позволить пойти в «Пашмир», теперь получают у нас точно такое же качество продукта, но с ценником вдвое дешевле. Мы позволяем своему гостю не экономить на своих привычках. Гости это ценят: по итогам прошлого года мы взяли награду как самое часто запрашиваемое заведение «где поесть» по версии сервиса «2ГИС», — рассказал Шарифулин.

Объем инвестиций он назвать затруднился, поскольку отделочные работы еще идут, поэтому первой и откроется терраса. На ней, кстати, владелец заведения не экономит — на ее оформление и запуск уйдет порядка 5 млн. рублей. «Мы постараемся сделать самую зеленую террасу в городе. У нас будет почти 1,5 тысячи подвесных зеленых конструкций», — сообщил он.

Fast-casual — формат, упомянутый ресторатором, появился в 90-е годы. От фастфуда этот формат отличают более стильные интерьеры, наличие многоразовой посуды, приготовление блюд из продуктов хорошего качества индивидуально для каждого клиента. А объединяют форматы быстрота обслуживания, невысокая наценка, демократичная атмосфера, стандартизация всех управленческих процессов, меню и деталей интерьера и, как правило, сетевой способ ведения бизнеса с возможным использованием франчайзинга.

Сначала в новом P.Love гостей будет принимать летняя терраса площадью 300 кв. метров. Площадь самого ресторана — 640 кв. м, и откроется он по мере готовности

«ЧТО ОЧЕНЬ ЧАСТО ЕСТ МОЛОДЕЖЬ, ОФИСНЫЕ РАБОТНИКИ? БУДЕМ ЧЕСТНЫ, ЭТО ШАУРМА»

Еще одно демократичное заведение, которое откроется также в мае в центре Казани, — кафе «Гараж». Оно расположится по адресу улица Пушкина, 3 — в помещении, где примерно год назад закрылась кофейня «Шоколадница» (по соседству сейчас работает другая).

Один из совладельцев «Гаража» Тимур Латфуллин имеет опыт в общепите — ему принадлежит кафе «Фонари» на улице Карла Маркса, работающее почти 5 лет. Площадь зала в «Гараже» — порядка 170 кв. м, посадочных мест — около 100. Помещение взято в аренду.

«Наша аудитория — студенты, офисные работники, туристы. Летом туристический поток вырастет, и особенно в центре Казани. Мы будем предлагать быструю и доступную еду, но постараемся сделать так, чтобы она была нескучной. Наша концепция — вкус, доступность и качество, — рассказал Латфуллин газете «БИЗНЕС Online». — Что очень часто ест молодежь, офисные работники? Будем честны, это шаурма». Помимо шаурмы планируется предлагать гостям на раздаточной линии европейскую кухню и роллы. От индивидуального обслуживания отказались, чтобы экономить время гостей. Из алкоголя будет представлено только пиво, первую тысячу кружек после открытия владельцы «Гаража» хотят раздать бесплатно.

Средний чек в заведении составит 150 - 200 рублей. По словам Латфуллина, за образец при создании проекта было взято заведение «Камчатка» известного ресторатора Аркадия Новикова. «Когда мы приступили к проекту, поняли, что не вписываемся в концепт «Камчатки» — все-таки разные реалии. Посмотрели на свой интерьер и решили назвать заведение «Гараж», — говорит он и комментирует состояние рынка. — Рынок общепита сильно упал за последние два года. Наибольшее падение — в ресторанном сегменте. При этом сегмент со средним чеком от 100 до 250 рублей упал меньше. Закрылись и умерли места, где было объективно невкусно и плохо. В последние несколько лет закрылось гораздо больше ресторанов, чем заведений фаст-фуда. Из ресторанов остались только сильные игроки. Думаю, в течение года тенденция точно сохранится — люди будут выбирать фастфуд».

Первоначальная сумма инвестиций в проект — 7 млн. рублей. В первое время после запуска совладельцы вложат еще 1,5 - 2 млн. рублей.

Согласно базе данных «Контур-Фокус», на улице Пушкина зарегистрировано ООО «Камчатка». Учредителями значатся Олег Саушин, Альберт Маннанов и Олег Морозов. Двое вышли из проекта и сейчас учредителями являются Маннанов и Латфуллин. Морозов известен как директор по развитию татарстанской ресторанной группы Dolce Vita Group (московские рестораны «Москва-Берлин», «Москва-Рим», «Японский городовой» на Тверской и в Домодедово). В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Морозов подтвердил, что вышел из проекта, отказавшись рассказать подробности. Источники газеты на ресторанном рынке отмечают, что «Камчатка» нигде не открывается по франшизе и желание открыть такое заведение и реальность не обязательно совпадают.

Площадь зала в «Гараже» — порядка 170 кв. м, посадочных мест — около 100. Помещение взято в аренду (фото: vk.com)

С ТРЕУГОЛЬНИКАМИ В МОСКВУ

Продолжает расширяться и сеть татарского национального фастфуда «Тубэтэй». Как сообщил газете «БИЗНЕС Online» учредитель сети Султан Сафин, сегодня в Татарстане работает 9 киосков сети: 7 в Казани и по одному в Нижнекамске и Болгаре. Функционируют также два кафе на АЗС. В течение нескольких ближайших недель запустится третье кафе на АЗС — с посадочными местами, и побольше, чем предыдущие объекты.

В самом ближайшем будущем сеть национального татарского фастфуда выйдет на абсолютно новые для себя рынки — Москву и Екатеринбург. К лету там откроются павильоны и мини-кафе «Тубэтэй». «В Москве, если все пойдет хорошо, через несколько месяцев откроем вторую точку. В обоих городах открываем киоски с партнерами, — рассказал Сафин. — Один пункт питания обходится примерно в 1,5 миллиона рублей. В эту сумму, разумеется, не включена аренда земли и фонд заработной платы».

Несмотря на освоение «внешних» рынков есть серьезные планы и по столице Татарстана. По словам учредителя сети, в Казани ведется поиск подходящих помещений и земли в аренду.

«В планах по Казани — открытие большого ресторана быстрого питания. Деталей проекта пока нет, потому что мы еще не нашли подходящее здание. Хотим, чтобы этот ресторан стал точкой притяжения как казанцев, так и гостей города. Планируем объединить в одном месте и пункт питания быстрого обслуживания, и музей татарской кулинарии, и детские игровые площадки, и сувенирную лавку, — рассказал о планах собеседник газеты. — Кроме того, планируем открыть в Казани кафе-халяль».

Продолжает расширяться и сеть татарского национального фастфуда «Тубэтэй». Сегодня в Татарстане работает 9 киосков сети, функционируют также два кафе на АЗС (фото: vk.com)

«ЛЮДИ В КРИЗИС НЕ СТАЛИ МЕНЬШЕ ПИТЬ»

Помимо этих заведений за последний месяц в Казани открылись еще несколько. Во второй половине марта в центре Казани в торговом центре «Свита холл» появился ресторан «На крыше». Директор заведения Константин Кудрявцев не стал рассказывать «БИЗНЕС Online» о концепции заведения в деталях. Интересно, что буквально через несколько дней после открытия в заведение прибыли сотрудники Госалкогольинспекции и обнаружили, что гости распивают алкогольные напитки, хотя лицензия заведением еще не получена. В сюжете, показанном телеканалом «Эфир 24», директор «На крыше» объяснил это тем, что алкогольная лицензия находится на стадии оформления.

Бар Top Hop открылся на улице Баумана, 36 в «Сибирских номерах»
на арендованной площади в 130 кв. метров. В заведении —
около 80 посадочных мест

Еще одно заведение — бар Top Hop — в конце марта открыл ресторатор Айрат Гарипов, основатель сетей «Пирушка» и «Бирпоинт». Новый бар открылся на улице Баумана, 36 в «Сибирских номерах» на арендованной площади в 130 кв. метров. В заведении — около 80 посадочных мест. Как рассказал «БИЗНЕС Online» директор ООО «УК Пирушка» (управляет заведениями «Бирпоинт», «Пивная пирушка» и Top Hop) Артем Тяжелов, бар рассчитан на мужчин 30+, которые считают себя пивными гурманами, но приходят и молодые девушки, и мужчины 40+. «Сегмент — средний, но у нас совершенно недорого. Полноценный бургер с котлетой, которую мы делаем сами, стоит 270 рублей. Самое доступное пиво стоит 80 рублей за бокал 0,2 литра. Кто-то приходит к нам на бургеры, потому что считает их лучшими в городе, — говорит он и отвечает на вопрос о конкурентах. — Конкурентов у нас нет. Нет никого, кто бы позиционировал себя как бургерная. А крафтовое пиво в Казани предлагают всего два заведения, но оба камерные, другого формата и на меньшее количество мест. Что касается прочих заведений группы, у «Пивной пирушки» народное позиционирование, это пивная «у дома». А у «Бирпоинта» — более консервативное позиционирование, заведение рассчитано на аудиторию постарше. Часть гостей, конечно, пересекается, но это некритично».

По словам собеседника газеты, концепция Top Hop уникальна. «Мы хотели привнести в город что-то новое и интересное. В заведении есть специальная зона для дегустаций, в которой могут разместиться 20 человек. Смысл в том, что гости могут сами подходить к большому холодильнику, брать из него пиво и не нуждаются в помощи бармена. Можно даже самостоятельно ополоснуть кружку, — рассказал Тяжелов. — Другая фишка, которой нет нигде в России: можно взять с собой пиво в гроулере (стеклянная бутылка). В Европе и Штатах ПЭТ-тара уже давно запрещена, а в России пока дело не доведено до конца. Мы наливаем напитки в красивую, удобную, стеклянную тару. Такой технологии нет ни у кого, несмотря на то, что это российская разработка». На вопрос о том, не стали ли в кризис казанцы употреблять меньше алкоголя, Тяжелов ответил отрицательно.

«Додо Пицца» в Казани открывается по франшизе. Объем инвестиций — порядка 15 млн. рублей. Средний чек в районе 400 рублей (фото: shopandmall.ru)

Чуть больше недели назад на рынок вышла сыктывкарская сеть пиццерий «Додо Пицца». Первое заведение площадью 280 кв. м (на 70 посадочных мест) откроется на улице Ершова со дня на день, а недавно стартовала доставка. Директор «Додо Пицца» в Казани Вячеслав Миллер рассказывал «БИЗНЕС Online», что пиццерия в Казани открывается по франшизе. Объем инвестиций — порядка 15 млн. рублей. Средний чек в районе 400 рублей включает в себя покупку маленькой пиццы и напитка.

«По нашему плану развития мы должны открыть в Казани 9 пиццерий за 7 лет, но по факту мы ставим задачу открывать по одной пиццерии в полгода, — говорит Миллер. — При объеме инвестиций в одно заведение около 15 миллионов рублей всего в проект мы инвестируем порядка 135 миллионов рублей. Первая пиццерия станет фабрикой кадров для последующих заведений».

В Татарстане Миллер уже открыл одно заведение «Додо Пицца» в Альметьевске, два других владельца сыктывкарской франшизы запустили рестораны в Бугульме и в Нижнекамске. «Условия франшизы таковы: вступительный взнос от 350 тысяч рублей за открытие одного заведения плюс НДС и роялти в первый год в размере 3,5 процентов и 5 процентов начиная со второго года работы». В качестве конкурентов в Казани, по словам Миллера, рассматривается только сеть «Папа Джонс», представленная двумя заведениями. В Татарстане «Додо Пицца» присутствует в Бугульме, Альметьевске и Нижнекамске.

Словом, сегмент общепита, где представители беднеющего среднего класса могут почувствовать себя комфортно за меньшие деньги, уверенно растет.