«ФЕСТИВАЛЬ ПРИОБРЕТАЕТ ПРИЗНАКИ ПОСТОЯННОГО»

Сегодня руководитель ГУП «Национальная торговая марка» Илсур Сафиуллин рассказал журналистам о предстоящем мероприятии в Альметьевске, куда приглашены производители молочной и мясной промышленности, хлебобулочных изделий и промышленных товаров. Впрочем, корреспонденту «БИЗНЕС Online» показалось, что сам фестиваль стал скорее информационным поводом для встречи со СМИ. Но обо всем по порядку.

Напомним, что ГУП РТ «НТМ» возникло благодаря указу президента республики от 26 ноября 2014 года «в целях продвижения сельскохозяйственной продукции РТ на внешние рынки, повышения ее качества и конкурентоспособности, максимального импортозамещения качественными отечественными продуктами, а также соблюдения требований действующих стандартов». Правительство республики поддержало предложение о ежегодном проведении республиканского фестиваля-конкурса «Национальная торговая марка» в следующем формате: сначала — зональный отбор лучшей продукции сельхозпроизводителей, затем — финал. Фестиваль дебютировал в 2015 году с единственной номинацией «Казылык», в которой соревновались переработчики мяса. Следующий — «Каймак» — состоялся в декабре 2015 года и собрал в Казани уже производителей молочной продукции. Как мы писали, больше всех дипломов в прошлом году получил «молочный монстр» республики — ООО УК «Просто молоко». Замгендиректора по производству последнего Андрею Андрееву тогда пришлось нести 28 дипломов...

В Альметьевске же 30 апреля впервые пройдет отбор сразу по трем номинациям. «Мы сделали этот фестиваль узнаваемым для всей нашей республики. Можно сказать, что он уже приобретает признаки постоянного», — подчеркнул Сафиуллин. По его словам, в зональном туре конкурса будут участвовать аграрии из Альметьевского, Лениногорского и Бугульминского районов, но и другим производителям, которые пользуются доверием у покупателей, вход будет не заказан.

Помимо праздника живота гостей порадуют и культурной программой. «Совместно с продажами мы хотели бы представить и нашу национальную культуру. Если в первом фестивале у нас участвовали в основном известные артисты, то на второй фестиваль мы пригласили Венеру Ганееву с ее «Фабрикой звезд», а на следующий фестиваль мы хотим вытащить представителей института культуры и дать им возможность себя показать», — отметил Сафиуллин.

Венера Ганеева (фото: elitat.ru)

ПУТАНИЦА С ПЕРВОПРОХОДЦАМИ

На этом тема фестиваля себя исчерпала. Разговор с представителями прессы свернул в сторону перспектив бренда «НТМ». Ранее Сафиуллин представил первопроходцев, уже получивших право наносить этот логотип на свою продукцию, — учредителя ООО «Молочный завод Касымовский» Ленара Гарипова, Алию Ахмерову из КФХ «Рамаевское» и Зуфара Исмагилова — главу одноименного КФХ. Всего же, по его словам, этой чести пока удостоились 8 производителей.

«На стадии рассмотрения находится еще 12 предприятий», — уточнил Сафиуллин.

Это было более чем странно: озвученные цифры явно не «бились» с данными пресс-релиза, розданного журналистам. В нем говорилось, что 12 предприятий уже получили право на логотипирование: ОАО «Татспиртпром» (водка «Казанская» — впоследствии Сафиуллин признался, что произошла ошибка и речь идет о «Старой Казани»), ООО «Челны-Бройлер» (продукция из мяса птицы), ООО «Заинский мясокомбинат» (колбасные изделия), КФХ «Камалов М. М.» (кумыс из козьего молока), ООО «Семечкин» (семечки «Ак Барс»), Елабужский хлебокомбинат («Казанский пряник», «Казанский чак-чак»), КФХ «Рамаевское» (продукция из утиного мяса), Елабужский мясокомбинат (колбасные изделия) и АО «Эссен Продакшн АГ» (майонез, кетчуп, джем).

Чуть позже Сафиуллин и вовсе упомянул производителей знаменитого майонеза «Махеев» как еще лишь соискателей на бренд «НТМ». Похоже, кто-то из его ретивых подчиненных явно перестарался, составляя список, и выдал желаемое за действительное.

МАГАЗИНЫ «СВОЙ ПРОДУКТ» ПРОДАДУТ «СВОИ» ТОВАРЫ

Присутствовавшие на пресс-конференции производители жаловались на плохие условия сбыта своих товаров. Как именно НТМ, одарившее их своим брендом, поможет решить этот вопрос, было совершенно непонятно. Наконец, совместными усилиями журналисты все-таки выжали из Сафиуллина признание в том, что компания начала создавать сеть магазинов под «зонтичным» брендом «Свой продукт».

Отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», руководитель НТМ рассказал, что эта идея не потребует от фирмы никаких финансовых вложений. «Сейчас идет работа по созданию собственной сети «Свой продукт» для продвижения наших товаров... Пока в Казани существует только один такой магазин, который делает акцент на местного производителя», — пояснил он.

Денег в это дело команда Сафиуллина вкладывать не собирается: планируется, что НТМ бесплатно предоставит предпринимателям свой бренд для вывески, а все необходимые финансовые вложения сделают они сами. НТМ же возьмет на себя административный ресурс, например переговоры с исполкомом Казани, который уже выразил желание предоставить бизнесменам на льготных условиях 100 пустующих помещений. Напомним, что в столице РТ заработали новые сервисы для малого бизнеса. Баннер «Льготная аренда муниципальных помещений» на портале мэрии Казани приоткрывает дверь и к полному перечню объектов, которые предложены малому бизнесу на льготных условиях, и к электронной карте объектов с их основными характеристиками и фотографиями.

Сафиуллин также рассказал, что для продвижения товаров с тремя волшебными буквами уже ведутся переговоры с ретейлерами крупных торговых сетей. Для этого НТМ создал торговый кооператив, который объединяет всех производителей бренда. «21 апреля мы хотим с ними встретиться еще один раз. Ведем с ними переговоры, чтобы запускать туда под брендом «НТМ» нашу продукцию. В этом направлении мы сегодня работаем с «Пятерочкой»... Я думаю, мы сможем туда войти. Там со стороны ретейлеров есть интерес к нашей продукции», — отметил он.

С помощью кооперативов соответствующие товары уже отправились в «Зельгрос», «Бахетле» и «Августину». Трудности переговоров с «Ашаном» и «Магнитом» Сафиуллин объяснил тем, что центр принятия решений у них находится за пределами республики. Но не будем забывать, что заинтересовать крупные торговые сети можно лишь не менее большими объемами поставок, а на это у небольших фермерских хозяйств или семейных молочных ферм элементарно не хватит силенок. «Нам нужно объединять товарные группы, с этими товарными группами работать. Мы в данном направлении тоже работаем», — рассказал гендиректор НТМ.

«ПОКА В МОЕЙ ГОЛОВЕ ЭТО НЕ ОБЪЕДИНИЛОСЬ В ОДИН ПРОЕКТ»

Нечто подобное — кооперативные платформы — существует в Европе, отмечает генеральный директор ОАО ТД «Челны-Хлеб» Алсу Хайруллина. Они тоже основаны на подобных правилах, в том числе на том, что любой предприниматель может получить в аренду на льготных условиях какое-то помещение, в которое инвестировал кооператив. «Соответственно, этот предприниматель берет на себя обязательство вести бизнес в данном помещении на определенных условиях. Условия могут касаться как собственных торговых марок, зарегистрированных в кооперативе, так и ассортимента, который обязательно нужно совместно всем закупать. Если этот проект будет основан на подобной кооперации, то он может быть работоспособным. Но если в этот проект пытаются включить две совершенно разные темы... Одна история — это когда хотят раздать на льготных условиях некондиционные помещения, чтобы в них торговлю вели», — говорит она.

По словам Хайруллиной, совершенно другая история — продажа очень качественных товаров, которые стали победителями в соответствующих конкурсах и фестивалях именно в этих помещениях: «И как они юридически ограничат предпринимателя в том, чтобы он торговал только продуктом с этим брендом? Пока в моей голове это не объединилось в один проект. Возможно, там что-то есть такое, за счет чего они это сделают, юридически как-то две истории объединят. В принципе, в Европе такие вещи есть». Гендиректор ОАО ТД «Челны-Хлеб» отмечает очевидный факт: любой ретейлер готов продавать товар, победивший в престижных конкурсах, — он сам за себя говорит, сам себя продает, потребитель его с удовольствием покупает. «Если «Национальная торговая марка» будет присутствовать на рынке как некий знак качества, то в данномпроекте есть будущее, потому что все ретейлеры будут поддерживать именно этот товар», — делает вывод она.

Сафиуллин же уверен, что спрос на предложенный им бренд будет повышаться неуклонно. Сами по себе затраты на сертификацию продуктов невелики — около 10 тыс. рублей. Если учесть, что «Национальная торговая марка» твердо намерена выбраться за пределы республики в поисках новых рынков сбыта, сумма чисто символическая. Приобретать такие товары будет прямой резон и для покупателей: ведь прежде чем дать право «на штамп», специалисты НТМ проверят не только колбасу или сыр, но и предприятие или ферму, где они производятся.