Юлия Шаяхметова


АНАЛОГОВ В РОССИИ НЕТ

– Юлия, что из себя представляет всероссийский интерактивный форум Russian PR Week?

– Под эгидой Russian PR Week мы проводим мероприятие второй раз. Первый раз мы проводили Advertdays при поддержке МГИМО, а затем поняли, что казанские студенты с кафедры связей с общественностью и прикладной политологии КФУ могут организовать все самостоятельно. Так и появился бренд Russian PR Week (RPRW). Организатор форума – российская ассоциация студентов по связям с общественностью (РАССО). Поддержку студентам оказывают преподаватели университета. Наша кафедра славится тем, что преподаватели – практики и имеют серьезный опыт работы в отрасли.

Форум направлен на развитие PR и смежных отраслей, PR как профессии. Основной задачей мы ставим развитие студентов: на базе не только теоретических знаний, которые нам дают на студенческой скамье в стенах университета, а именно при общении с ведущими практиками в этой области. Аналогов форума в России нет.

Сегодня у нас уже сформирована интенсивная программа форума, который продлится четыре дня. К нам приедут эксперты из Москвы и Санкт-Петербурга из ведущих креативных агентств в области рекламы, связей с общественностью, маркетинга. На наш взгляд, нет ничего более эффективного для нас как специалистов, чем общение с экспертами этой сферы.

Мы – организаторы – понимаем, что сегодня конкуренция на рынке высока и выходить из стен университета с одним только дипломом о получении образования недостаточно. А вот когда ты студент второго-третьего курса, и при этом обладаешь опытом организации подобных мероприятий, нарабатываешь связи, то уже формируешься как профессионал. Работа нашей ассоциации направлена на то, чтобы студент становился практиком еще до формального завершения образования.


– На студентов каких курсов рассчитан форум? Из каких городов ждете участников?

– Основная часть участников, конечно, это казанские студенты, но поскольку форум всероссийский, приедут студенты всех курсов и аспиранты из Москвы, Питера, Уфы, Самары, Нижнего Новгорода, Иркутска и других городов. В прошлом году приезжали ребята из стран СНГ. Примут участие даже работающие PR-специалисты, которым, возможно, не хватает практических знаний или общения с московскими специалистами. Мы не ставим возрастных ограничений и рады всем.

В этом году мы ждем большее количество участников. В прошлом году форум посетили порядка 500 человек.

– Какие области охватывает форум?

– Каждый день форума охватывает одно направление. Это медиа, digital и SMM, ивент и реклама. Для полного погружения в атмосферу знаний и для удобства участников, которые ограничены во времени, мы и придумали такое разделение.

Мы хотим и в будущем проводить форум в течение четырех дней и сделать популярным и известным на всю страну бренд Russian PR Week. Как знать, может быть, через несколько лет, услышав название форума, люди будут сразу вспоминать о Казани.

– Вы сами посещаете какие-то мероприятия по PR, рекламе?

– Форум «Даеж», возродившийся в прошлом году, «Ночь пожирателей рекламы» — в Казани достаточно интересных активностей.


«В КАЗАНИ ЕСТЬ ЧЕМУ И У КОГО ПОУЧИТЬСЯ»

– Как отбирали спикеров для выступлений на форуме?

– Мы советовались с преподавателями и студентами старших курсов. Они в курсе основных тенденций рынка, рейтингов агентств. Бывает так, что крутой эксперт может быть слабым спикером, поэтому мы при выборе смотрели на опыт публичных выступлений. Подготовка к форуму шла последние два месяца.

Наши спикеры – признанные профессионалы. Например, в день «Медиа» выступят директор PR-агентства Priority, руководитель пресс-службы президента Татарстана Эдуард Хайруллин. Мы рады, что Эдуард согласился выступить – будет интересно послушать про взаимодействие СМИ и госорганов. Главный редактор нового медиа «Инде» Юлия Туранова расскажет об особенностях работы интернет-СМИ. Пусть говорят, что пиарщики и журналисты – бойцы разных фронтов, но нам интересно пообщаться с представителями средств массовой информации. Местные спикеры интересны тем, кто планирует после окончания вуза работать в республике.

Московских экспертов четыре. У нас был опыт работы со старшим бренд-менеджером компании Nestle. В этом году приедет Мария Елагина, которая расскажет о силе бренда. Нет объективных причин, почему мы не пригласили, скажем, представителя Coca-Cola, просто мы ориентируемся на контакты с людьми, да и самому Nestle интересно рассказывать о своем опыте. По этой же причине – удовлетворенность аудитории – мы пригласили Владилена Ситникова из рекламного агентства Grape. Он предложит участникам подискутировать о том, является ли интернет-медиа каналом коммуникации номер один в России.


– Почему была выбрана платная модель участия в студенческом форуме?

– Мы заявили очень символическую сумму, учитывая, что форум продлится четыре дня. Форум некоммерческий, мы не получаем каких-то выгод, а только покрываем элементарные расходы. Интересно, что ребята пишут с вопросами и даже удивляются, что 500 рублей необходимо заплатить за все четыре дня участия, а не за один, говорят, это здорово.

– В рамках форума вы организуете олимпиаду по рекламе и связям с общественностью, для кого она?

– По предыдущему опыту, не все приезжающие на форум участвуют в олимпиаде. Но есть определенный процент студентов, которые становятся участниками форума, потому что им интересна именно олимпиада. Олимпиада придает форуму научность: студент может проверить себя на знание теории. Длится она всего полтора часа, а оценивают студентов профессора нашей кафедры.

– Какие мероприятия организуете в течение года?

– Раз в год РАССО проводит PR-Weekend – мероприятие для первокурсников нашей кафедры. Ребята поступают в вуз на PR по разным причинам – единицы идут к нам целенаправленно. Кто-то не понимает, в чем различия PR и рекламы, и на PR-Weekend в первый месяц учебного года мы стараемся организовать интенсив с ведущими практиками казанских игроков. Благо в Казани есть чему и у кого поучиться.

– Какие казанские компании являются образцом для вас? Может быть, уже мечтаете работать в какой-либо компании?

– Когда я поступала на PR, хотела в дальнейшем заниматься связями с общественностью в госорганах. Но сейчас понимаю, что поле для развития больше в коммерческих компаниях. Например, известная компания imagine group – там работают выпускники нашей кафедры. В будущем я хочу заниматься организацией ивентов, благо в Казани проводится много разных событий.


«С ОДНОЙ ЛИШЬ ТЕОРИЕЙ ТОЛКА НЕТ»

– Каковы сегодня тренды в PR?

– Специалист по связям с общественностью должен уметь все. Я помню, как на первом курсе нам говорили, что мы бойцы невидимого фронта и нашу работу никогда не похвалят, потому что по большому счету работа неизмерима. Как-то так повелось, что в России скептически относятся к пиарщикам, и если в кризис происходит сокращение штата, то в первую очередь сэкономят на пиарщике. Поэтому нужно быть разносторонним профессионалом.

Сегодня актуален SMM – продвижение в социальных сетях. Умение работать в соцсетях – тенденция рынка. Пиарщик, не умеющий взаимодействовать с потенциальным потребителем в виртуальном мире, думаю, не сможет привести компанию к успеху. Другая важная тенденция – видеоконтент. Отмечу также, что за потребителя сегодня надо бороться.


– Соответствует ли рынку PR-образование?

– При получении PR-образования важна мощная практическая база. Безусловно, теория у нас есть. Как показывает практика, из 10 бюджетных мест магистерской программы 9 занимают выпускники нашей кафедры, потому что люди получили хорошую базу. Но нужно, понимать, что от пиарщика с одной лишь теорией толка нет. Этим мы и занимаемся – получаем и даем практический опыт через нашу деятельность. Кроме того, пиарщик должен уметь коммуницировать с огромным количеством людей, а налаживание связей и приходит, в том числе, через подобные форумы.

Важно, чтобы преподаватели имели опыт работы в области PR. Если не имеют, то как смогут учить чему-то и давать советы? Профессия пока молодая, особенно в России, и думаю, лет через 10 PR-специалиста будут считать очень важным и необходимым профессионалом.

При получении PR-образования приносит пользу приглашение экспертов на лекции. Например, к нам приезжают с лекциями и мастер-классами местные профессионалы регионального уровня. Так, на прошлой неделе на пару по антикризисному PR к нам приходила выпускница нашей кафедры – руководитель пресс-службы холдинга «Ак Барс». Она рассказала об особенностях антикризисного PR в банковской сфере.

– На какие выступления форума посоветуете обратить особенное внимание?

– Мы старались сделать максимально полезной всю программу. С одной стороны, она информативна, с другой – очень увлекательна, поэтому я не могу посоветовать только одного спикера или только один день. Главным в жизни я считаю саморазвитие, и участие в таких форумах позволяет впитать знания, которых не найти в теоретических лекциях. Поэтому пожелаю всем участникам получить максимум в эти дни.