В ЕКАТЕРИНБУРГЕ НАЛОГОВИКИ ИЩУТ ТАТАРСКОГО БИЗНЕСМЕНА, КОТОРЫЙ ПОЛЬЗОВАЛСЯ ПОДДЕРЖКОЙ САМОГО ЭДУАРДА РОССЕЛЯ 

Неожиданная уральская сенсация напрямую коснулась Татарстана: один из самых известных, богатых и влиятельных свердловских бизнесменов – и председатель национально-культурной автономии татар Свердловской области – Марс Шарафуллин объявлен в международный розыск. Предпринимателю инкриминируют уклонение от уплаты налогов в особо крупных размерах.

ИСЧЕЗ ПОСЛЕ ОБЫСКОВ

Управление по налоговым преступлениям (УНП) ГУВД Свердловской области объявило в международный розыск известного уральского бизнесмена Марса Шарафуллина, а также его финансового директора Наталью Красноперову. Шарафуллину инкриминируют уклонение от уплаты налогов в особо крупных размерах, – это часть 2 статьи 199 УК РФ. Свердловские налоговики утверждают, что в общей сложности причиненный предпринимателем ущерб государству составляет 26 млн. рублей. ГУВД Свердловской области даже обратилось к гражданам с просьбой сообщать любую информацию о местонахождении бизнесмена.

Однако это местонахождение, в общем-то, известно, – как, например, в случае с татарстанским предпринимателем, хозяином санатория «Санта» Ираклием Саввиди, тоже объявленным в международный розыск. Но если Саввиди обитает в Греции, то Шарафуллин, скорее всего, во Франции. Во всяком случае, именно там, по утверждению уральских СМИ, он проживал в последний год. Дело в том, что еще в 2009-м сотрудники свердловского УНП провели обыски на предприятиях, которыми владеет Шарафуллин, – это ОАО «Северский гранитный карьер» и ЗАО «Строительные технологии». Именно тогда и обнаружились факты уклонения бизнесмена от уплаты налогов. После чего он вместе с партнером Красноперовой исчез из поля зрения налоговиков.

НЕ ПОСЛЕДНИЙ ЧЕЛОВЕК НА УРАЛЕ

Марс Мансурович Шарафуллин в 2000-е годы считался одним из самых известных и самых богатых предпринимателей Свердловска. Не случайно именно он взялся за строительство такого грандиозного (и скандального, поскольку не все восприняли идею высотки в историческом центре города) объекта Екатеринбурга, как бизнес-центр «Демидов».

Шарафуллин в одном из своих редких (не любит светиться) интервью в апреле 2008 года рассказывал про «Демидов»: «Это бизнес-центр класса А, расположенный в деловом сердце Екатеринбурга – на улице Бориса Ельцина… Состоит из двух зданий высотой в 9 и 33 этажа, соединенных переходом… В деловом центре разместятся конгресс-холл, фитнес-центр, несколько ресторанов, торговая галерея бутиков. Строится двухуровневый подземный паркинг. «Демидов» идеально расположен, над его оригинальным архитектурным решением работали лучшие архитекторы, а технологии, использованные при строительстве, – на передовом европейском уровне. Все это позволит «Демидову» занять ведущее место на рынке коммерческой недвижимости. Первых гостей центр «Демидов» примет уже в октябре 2008 года. Тогда откроется первая очередь. В марте 2009 года мы планируем сдать вторую очередь – 33-этажную башню».

Проект поддерживал губернатор Эдуард Россель, тем более что новый бизнес-центр должен был стать в 2009-м году одной из главных площадок саммита ШОС – Шанхайской организации сотрудничества. Шарафуллин с гордостью говорил: «Вы только вдумайтесь – через год здесь состоится заседание, в котором примут участие семь президентов ведущих азиатских держав, представляющих три пятых площади Евразии и четвертую часть всего населения мира. На саммит приедут тысячи международных наблюдателей, тысячи журналистов. На несколько дней внимание всего мира будет приковано к Екатеринбургу, в том числе к бизнес-центру «Демидов». Вид набережной и нашего «Демидова» попадет во все мировые новости. Другие деловые центры могут только мечтать об этом»...

Только мечтать осталось, увы, и Свердловску: бизнес-центр так и не был построен. «Хитрый свердловчанин» продал недостроенный объект Уральской горно-металлургической компании, «медному королю» Андрею Козицыну, – при этом, по версии уральских СМИ, выплатив себе и своим сотрудникам зарплату в $6 млн.

Неудача постигла бизнесмена еще с одним громким проектом. Шарафуллин приобрел находившийся в упадке лобвинский биохимический завод, который планировал перепрофилировать с производства технического спирта на производство биотоплива. Бизнесмен практически договорился, что в это производство вложит огромные (миллиарды!) деньги наследный принц Королевства Саудовская Аравия Султан ибн Абдель Азиз аль Сауд. Но как раз в разгар переговоров (лето 2008 года) ГУВД региона устроило на заводе «маски-шоу». Местная пресса предположила, что ряд коррумпированных милицейских чинов могли быть вовлечены в схемы реализации технического спирта, которые порушил Шарафуллин. Так или иначе, но сделка с принцем сорвалась… Завод встал, рабочие остались без зарплаты и, в конце концов, даже перекрыли федеральную трассу…

ТАТАРСКИЙ ЛИДЕР

Шарафуллин также был с конца 90-х годов председателем национально-культурной автономии (НКА) татар Свердловской области, входил в состав консультативного совета по делам национальностей Свердловской области, возглавлял который сам губернатор Россель.

Шарафуллин рассказывал: «Я возглавляю национально-культурную автономию татар Свердловской области. Сегодня она ведет активную общественную работу. Нашу приемную ежегодно посещают сотни татар, каждому мы пытаемся помочь, оказываем и материальную помощь, и моральную. Мы организовали даже службу знакомств. Издаем книги о нашей культуре, организуем концерты, конкурсы для молодежи, национальные праздники»…

Но скандалы сопровождали Шарафуллина и на общественной должности. С одной стороны, пресса не раз писала о том, что «один из крупнейших деятелей татарского национального движения на Урале» занимается благотворительностью, спонсирует строительство мечетей, заботится о сохранении и развитии башкиро-татарской культуры.

С другой стороны, еще в 2006 году в майские праздники в Екатеринбурге распространили газету «Муслим», которая почти вся была посвящена резкой критике деятельности областной национально-культурной автономии татар и ее лидера Шарафуллина. Причем этот конфликт нельзя назвать религиозным или национальным: бизнесмена обвинили в том, что он, прикрываясь национальными и мусульманскими интересами, а также используя связи в областных структурах, существенно расширяет свой бизнес.

Цитата из газеты «Муслим»: «Стоя у истоков деятельности национальной культурной автономии татар Свердловской области (НКАТ СО) в 1997 году, Марс Шарафулин ловко оседлал «национального конька», изначально позиционируя себя как представителя не только всех татар области, но и всего мусульманства Среднего Урала. И повсеместно подчёркивал, что НКАТ помогает областному правительству решать те или иные задачи «по восстановлению базы для развития татарской культуры, языка, искусства, традиций, мусульманского вероисповедания».

Вот так, уверяла газета, Шарафуллину удалось прочно закрепиться в свердловской элите, и свердловские власти прочно ассоциируют его имя с татарским сообществом вообще – хотя большинство религиозных лидеров не признает в нем идейного лидера свердловских татар, причем он даже толком не знает татарского языка... А свое общественное положение использовал для раскрутки бизнеса…

КАК ГОВОРИТСЯ, СЧАСТЬЕ НЕ В БОГАТСТВЕ

На вопрос журналистов о том, действительно ли он один из богатейших предпринимателей Свердловской области, Шарафуллин ответил так:

«Насчет богатства – это скорее философский вопрос. Я себя не считаю богатейшим предпринимателем области, и о том же красноречиво говорят мои активы. Если бы они были значительнее, я был бы в соответствующих списках. Но, как говорится, счастье не в богатстве».

БИЗНЕС Online

(По материалам URA.Ru, svobodanews.ru, газеты «Муслим»)

Справка

Марс Шарафуллин – один из самых крупных свердловских бизнесменов, председатель национально-культурной автономии татар Свердловской области.

В сфере его интересов – производство стройматериалов, строительный бизнес. Фирмы Шарафуллина строили в Екатеринбурге бизнес-центр «Демидов», первую очередь которого планировалась сдать в октябре 2008 года, вторую очередь (33-этажную башню) – в марте 2009 года. В 2008-м строительство было остановлено, позднее актив приобрела Уральская горно-металлургическая компания.

Шарафуллин – собственник ОАО «Северский гранитный карьер», ЗАО «Строительные технологии», а также Лобвинского биохимического завода, ранее принадлежавшего бизнесмену Павлу Федулеву (находится в местах лишения свободы – осужден за рейдерство). Предприятие так и не начало работать и накопило значительные долги в бюджеты всех уровней и по зарплате рабочим.