©Алексей Филиппов, РИА «Новости
Новый председатель ЦИК РФ Элла Памфилова пообещала, что ее ведомство ждут перемены (фото: ©Алексей Филиппов, РИА «Новости»)

«ЭТО ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ХОРОШО ЗНАЕТ ТАЙНЫ НАШЕЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ»

Сегодня Центральная избирательная комиссия РФ (ЦИК РФ) впервые собралась в новом составе, чтобы выбрать своего председателя, заместителя и секретаря. Зал заседаний был полон: пришли не только сами члены комитета, но и представители парламентских и непарламентских партий и, разумеется, журналисты. Ровно в 10 часов утра член ЦИКа Валерий Крюков, сидя по центру длинного стола — на традиционном месте бывшего «главного волшебника» страны Владимира Чурова, открыл заседание. Такая честь выпала ему как самому старшему члену ЦИКа (к слову, он перекочевал еще из прошлого состава избирательной комиссии). Сразу напомним, что из 15 членов ЦИКа свои посты в новом составе сохранили только 6 человек: уже упоминавшийся Крюков, Майя Гришина, Борис Эбзеев, Антон Лопатин, Сиябшах Шапиев и Евгений Колюшин. Новыми надзирающими за выборами стали экс-уполномоченный по правам человека Элла Памфилова, экс-депутаты Госдумы Николай Левичев, Сергей Сироткин, Валерий Гальченко, Василий Лихачев, бывший сенатор Николай Булаев, публицист Александр Клюкин, экс-замглавы федеральной антимонопольной службы Александр Кинев, представитель «Патриотов России» Евгений Шевченко.

Первоочередной задачей для новоиспеченных членов ЦИКа, а заодно и первой тренировкой по организации избирательной кампании, стал вопрос о выборе председателя. Первым слово взял экс-депутат от ЛДПР Сироткин. «Выдвигаю свою кандидатуру на пост председателя ЦИКа», — объявил он. Похоже, это стало для большинства собравшихся неожиданностью.

Зато выдвижение «на царствие» Памфиловой ожидалось и прогнозировалось большинством экспертов и политологов. «Полагаю, Эллу Александровну не надо никому представлять в нашем обществе, в нашем государстве... Наверное, в нашем Отечестве не так много политических деятелей, которые, активно участвуя в политике, едва ли не 30 лет, сохранили бы уважение и симпатию нашего общества. Мне необычайно импонирует активная, последовательная работа Эллы Александровны в сфере правозащиты. Это для нее не профессия, это не источник каких бы то ни было заработков, это состояние, призвание души... Это человек, который хорошо знает тайны нашей политической системы... Она всегда выступала созидателем и объединителем. Она сможет объединить наши усилия, чтобы мы были на высоте тех задач, которые стоят перед нами», — заявил Эбзеев, которого, кстати, тоже рассматривали как одного из возможных кандидатов.

«БУДУ ЧЕСТНО И ДОБРОСОВЕСТНО ИСПОЛНЯТЬ СВОИ ОБЯЗАННОСТИ»

Тут опомнился Сироткин, решивший после такой яркой характеристики Памфиловой вставить «три копейки» в свою поддержку. «Хочу сказать пару слов, почему я пошел на свое выдвижение на должность председателя. Я не скрываю, что принадлежу к старейшей партии — ЛДПР, которая на протяжении 30 лет ведет борьбу во благо России. Мы прошли выборные кампании, начиная с самых первых. Мы всегда были в оппозиции, нам всегда было тяжелее. Мы понимаем, что самое главное в том, чтобы результаты выборов были восприняты и приняты. Поэтому мы считаем, что в руководстве ЦИКа всегда должны быть представители оппозиционных партий, желательно, конечно, всех. Это значительно повысит доверие нашего общества, доверие наших граждан к результатам, которые будут получены через полгода», — презентовал себя Сироткин.

Других кандидатур на пост председателя не было. Молчавшая до сих пор Памфилова даже в своем кандидатском выступлении была скромна и кратка: «Вся моя биография и деятельность на виду, все плюсы и минусы вы знаете. Если вы окажете мне такое доверие, то я обещаю, что буду честно и добросовестно исполнять свои обязанности, исходя из тех принципов, которыми всегда руководствовалась».

За Памфилову вступился и Колюшин, упиравший на то, что перед системой ЦИКа стоит задача укрепления доверия к выборам и это как раз по силам экс-уполномоченному по правам человека. «Решать эту задачу надо, обладая и государственной мудростью, и свойствами правозащитника. Элла Александровна сочетает качества государственника и народного заступника», — заметил член ЦИКа.

Тут предварительная часть с выдвиженим кандидатов закончилась: перешли к тайному голосованию, когда каждый член ЦИКа, как на настоящих выборах, брал бюллетень, проходил в кабинку, а далее к прозрачной урне. Результатов, в отличие от стандартных выборов, долго ждать не пришлось. В итоге Памфилова получила 14 голосов, Сироткин — 1.

«ПЕРВАЯ СРЕДИ РАВНЫХ»

Теперь Памфилова была вправе занять за столом центральное место главы избиркома, которое ей любезно уступил Крюков. «От всей души благодарю за оказанное доверие. Исхожу из того, что я хоть и избрана председателем ЦИК, но это значит, что я первая среди равных. Рассчитываю на наше плодотворное, равное партнерство как коллектива, основная задача и цель которого — обеспечить равные избирательные права наших граждан, чтобы доверие к выборам было, чтобы они хотели идти на выборы, чтобы чувствовали, что от их голоса реально зависит изменение ситуации в стране», — обратилась она уже в новом качестве к своим коллегам.

Менять систему Памфилова предложила, можно сказать, с себя. А именно с регламента ЦИКа, который предусматривал возможность избрания нескольких заместителей главы Центризбиркома. Она предложила этот пункт изменить — избирать лишь одного заместителя. «Данное решение также призвано обеспечить определенную экономию бюджетных средств, будет способствовать четкой организации работы ЦИКа, исходя из полномочий каждого должностного лица комиссии», — пояснила Памфилова свою идею. В качестве кандидатуры своего зама она тут же предложила бывшего сенатора Николая Булавина, которого поддержали большинством голосов. Сироткина, который не преминул опять самовыдвинуться, поддержали два человека (интересно, кто был второй?). Также выбрали секретаря ЦИКа. И вновь предложение Памфиловой было поддержано — им стала Гришина. При этом Левичев, несколько возмутившись таким гендерным распределением, пытался продвинуть на этот пост Эбзеева, но тот взял самоотвод.

«БУДЕМ ВЫСТРАИВАТЬ МЕЖДУНАРОДНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО»

Лихачев, сидевший слева от центрального места главы ЦИКа, за все заседание не проронил ни слова: не выдвигал ни свою кандидатуру, ни чью-то еще. «Мне такой установки от фракции не было», — коротко пояснил он корреспонденту «БИЗНЕС Online» собственную молчаливость и даже, как могло показаться, несмелость. Выбор Памфиловой на пост главы ЦИКа экс-депутат всецело одобрил и уже настроен на плодотворное сотрудничество. Тем более она подкупила Лихачева сегодняшними заявлениями. «Она сделала сегодня много заявлений. Но одно я бы выделил. Оно в том, что она первая среди равных, что опирается на когнитивную энергию, интеллект, на некую позитивную энергию именно коллектива ЦИК РФ. Она уже заявила о принципе коллективной работы, коллективного творчества. Это говорит о психологии ее подходов и о некой методологии, которая в условиях XXI века, в тех проблемах, которые стоят в политическом и международном пространстве, является весьма позитивной», — объяснил новоиспеченный член избиркома.

Кроме того, Лихачев особо подчеркнул, что Памфилова будет поддерживать конкуренцию на политической арене. «Памфилова весьма позитивно настроена на то, что в обществе должны быть политическая конкуренция, разные политические структуры, субъекты, которые должны иметь право выразить свою волю, мысли по поводу обеспечения прав граждан РФ, — все это настраивает на позитивную работу с ней как председателем ЦИКа», — добавил он.

Василий Лихачев: «Написали заявление на имя Памфиловой о принятии на работу. Сейчас поеду в Госдуму брать трудовую книжку»


Еще более охотно Лихачев рассуждает о своих прямых обязанностях. Хотя, как он признался, они официально еще не определены, это произойдет только в четверг-пятницу. Сегодня же после основного заседания, по словам члена ЦИКа, Памфилова провела несколько рабочих совещаний по техническим вопросам (из серии, у кого какой кабинет и номер телефона). «Написали заявление на имя Памфиловой о принятии на работу. Сейчас поеду в Госдуму брать трудовую книжку», — сообщил он нашему корреспонденту.

Тем не менее Лихачев ранее уже рассказывал «БИЗНЕС Online», а сегодня подтвердил, что для своей работы в избиркоме избрал международный вектор, а опираться будет на свои старые профессиональные связи как бывшего посла РФ и юриста-международника. Более того, Василий Николаевич уже успел изучить «с карандашом в руке» отчет о международном сотрудничестве ЦИКа за 2015 год и по его анализу собрался готовить некую «дорожную карту» по развитию и совершенствованию этого опыта. «Например, меня лично не устраивает, что ЦИК такого мощного современного государства, как Россия, имеет всего 27 соглашений с органами госвласти, своими коллегами за рубежом», — отметил он. Еще одно направление, которое намерен развивать Лихачев, — это «международно-правовое и дипломатическое просвещение региональных и муниципальных органов власти». «У меня создается впечатление, что там, на местах, многие обязательства РФ просто не знают, а если не знают, то не всегда эффективно могут выстраивать свою работу», — обеспокоен член ЦИКа. Третий момент — приглашение международных наблюдателей. Лихачев рассказал, что в МИДе сейчас проходит совещание в том числе и по этому вопросу. «Думаю, будем выстраивать современное международное избирательное пространство. Его важно сделать. Главная цель, которую я перед собой ставлю, — обеспечение общепризнанных прав граждан РФ по выборам, избранию, естественно, вопросы, связанные с вкладом России с целью укрепления имиджа демократической страны, которая исповедует принципы правового государства», — подытожил Лихачев.

Нашему корреспонденту он также пообещал трудиться над тем, чтобы повышать доверие граждан к выборам — эту тему не раз поднимали многие члены ЦИКа на сегодняшнем заседании. «Я думаю, это нужно. Проблема осознанного доверия российского электората к институтам власти и к процессам выборов, в результате которых эти институты власти формируются, — это одна из основных задач. Другой вопрос — как это делать. Об этом надо будет еще думать, с коллегами советоваться. Один из таких путей — четкое обозначение международно-правовых обязательств РФ в сфере международных избирательных технологий, трансформация этих обязательств в действующее и, возможно, будущее законодательство РФ и самый строгий всесторонний контроль за применением действующего федеративного и республиканского законодательства. Естественно, проблема авторитета, мне кажется, требует гармонизации национального правового порядка и международного», — заключил Лихачев.