КАК ОБОЙТИ УКАЗАНИЕ ПУТИНА НЕ ПРОДАВАТЬ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ КОМПАНИИ?

По данным «Ведомостей», в письме исполнительного директора «Татнефтегаза» Сергея Бахира на имя президента России Владимира Путина содержится следующая схема приобретения прав на «временное владение» «Башнефтью». Инвесторы хотят получить и федеральный, и башкирский пакеты акций нефтяной компании (более 75%) во владение на 10 лет. В общей сложности за чуть более чем половину акций «Башнефти» Росимущество получит $4 млрд., а власти Башкирии, у которых 25% плюс одна акция, — 2 миллиарда. При этом по текущей биржевой стоимости 75% акций компании стоят $4,8 миллиарда.

Схема выплат крайне непрозрачна и не предусмотрена российским законодательством. Это существующая в британском и американском праве схема временного владения (Leasehold), которая, по сути, является долгосрочной арендой. Как говорят эксперты «БИЗНЕС Online», в России такая схема работать не будет. Она не предусмотрена российским законодательством и в любой момент может быть оспорена в суде.

«Вряд ли сделка состоится — слишком необычной выглядит эта схема, вряд ли государственные органы готовы ее обсуждать предметно, — говорит в интервью «БИЗНЕС Online» эксперт-аналитик «Финама» Алексей Калачев. — Почему же предлагаются столь экзотические условия? Да дело в том, что со схемой приватизации госпакетов «Башнефти» еще ничего непонятно. Неизвестно даже, какого размера и чей пакет будут предложены: Росимущество владеет 50,08 процента «Башнефти» и Башкирия — 25 процентов плюс одна акция. Дело в том, что «Башнефть» включена в список стратегических предприятий, а президент Владимир Путин не так давно высказался против потери контроля государства над такими компаниями. ЗАО «Татнефтегаз», по сути, предложило вариант, как можно обойти все эти сложности».

Бахир предлагает государству «арендную плату», превышающую существующие дивиденды. Так, по МСФО по итогам прошлого года чистая прибыль «Башнефти» увеличилась почти на 35% (за счет девальвации рубля) и превысила 58 млрд. рублей. Дивиденды составят 25% от этой суммы. Башкирия за свой пакет получит 5 млрд. рублей, Москва — примерно 10 миллиардов. По текущему курсу в совокупности это составляет $220 млн., а за 10 лет государство получит $2,2 миллиарда. «Даже при удвоении цены на нефть сумма выплат не превысит 3,3 миллиарда долларов», — утверждается в письме «Татнефтегаза». Эта компания, напомним, предлагает за право 10 лет владеть акциями «Башнефти» $6 миллиардов.

Однако в случае существенного роста цен на нефть выгода государства от такой сделки становится неочевидной.

ВТОРОЙ ЗАХОД «ТАТНЕФТЕГАЗА» НА «БАШНЕФТЬ»

«Татнефтегаз», несмотря на, казалось бы, говорящее название, не имеет никакого отношения ни к «Татнефти», ни в целом к Татарстану. Компания учреждена в конце 2012 года бывшим вице-президентом «Русснефти» Бахиром. По мнению аналитиков, за «Татнефтегазом» стоят структуры владельца «Русснефти» Михаила Гуцериева. После предъявления обвинений в незаконном предпринимательстве в 2007 году и Гуцериев, и Бахир несколько лет скрывались в Великобритании. В 2010 году обвинения были сняты. Сейчас в окружении Гуцериева говорят о том, что бывшие топ-менеджеры «Русснефти», учредив «Татнефтегаз», действуют самостоятельно.

По данным базы «СПАРК», «Татнефтегаз» принадлежит офшорам — Pivitol Holdings Ltd. и Ristgu Ltd с Виргинских островов, а также RGF Investments & Energy Ltd. с Кипра. В своем письме Путину Бахир утверждает, что инвесторами компании являются российские предприниматели и западные банки. В свое время «Татнефтегаз» уже пытался купить «Башнефть» у АФК «Система» Владимира Евтушенкова более чем за $11 миллиардов. Тогда Бахир утверждал, что в финансировании сделки готовы принять участие известные нефтетрейдинговые компании Glencore, Trafigura и Vitol, организаторами и кредиторами якобы выступают транснациональные банки UBS и JPMorgan.

Приватизация «Башнефти» родственниками бывшего президента Башкирии Муртазы Рахимова закончилась уголовным преследованием ее участников (фото: kremlin.ru)

Как известно, приватизация «Башнефти» родственниками бывшего президента Башкирии Муртазы Рахимова и АФК «Система» закончилась уголовным преследованием ее участников: Евтушенков оказался под домашним арестом, а сын первого президента Башкирии Урал Рахимов объявлен в международный розыск. В начале марта власти Австрии, где проживает предприниматель, окончательно отказали следственному комитету России в его выдаче. Прокуратура и суды Австрии признали преследование Рахимова-младшего в России политически мотивированным. Акции «Башнефти» были возвращены в госсобственность, а способствовавший этому миллиардер Евтушенков освобожден из-под домашнего ареста, обвинения с него сняты.

«ПРЕТЕНДОВАТЬ НА ПАКЕТ АКЦИЙ «БАШНЕФТИ» БУДУТ КРУПНЫЕ КОМПАНИИ. МОЖЕТ БЫТЬ, ТАИФ ИЛИ «ТАТНЕФТЬ»

О намерениии продать госпакет акций «Башнефти» заявил еще в начале феврале глава минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев — известный сторонник приватизации госактивов в целях покрытия бюджетного дефицита. Ранее Путин провел совещание, на котором заявил, что в ходе новой волны приватизации государство не должно потерять контроль над стратегическими активами. По словам президента, «переход акций в частные руки возможен только при наличии у покупателя стратегии развития приобретаемой компании. Новые владельцы приватизируемых активов должны находиться в российской юрисдикции». Эти условия делают крайне маловероятным приобретение «Башнефти» контролируемой из офшоров компанией «Татнефтегаз».

Как говорят эксперты «БИЗНЕС Оnline», наиболее вероятным покупателем выступят российские нефтяные и нефтеперерабатывающие компании, не исключая и татарстанские. «В текущих финансовых условиях с большой долей вероятности можно говорить о том, что претендовать на пакет акций «Башнефти» будут при соответствующих условиях крупные российские компании. Может быть, ТАИФ или «Татнефть». Средства на покупку подобных пакетов почти всегда заемные, кредитором способен выступить банк с госучастием», — пояснила ситуацию старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова.

В свою очередь консультант президента РТ по вопросам разработки нефтяных и газовых месторождений, член Академии наук Татарстана Ринат Муслимов о возможном покупателе «Башнефти» нашему изданию сказал: «Им может оказаться любая компания. «Башнефть» будет покупать тот, кому наверху скажут купить. Обольщаться тем, что будет рынок, торговля, не приходится».

Большинство экспертов полагают, что татарстанская нефтянка вряд ли сможет поглотить башкирскую. Препятствуют этому и не всегда простые отношения двух республик, и то, что «Башнефть» — слишком крупный актив для поглощения его региональным игроком. «Среди претендентов на акции «Башнефти» пока лишь «Лукойл» обозначил свой интерес — компания хочет претендовать на контрольный пакет, меньшее количество ему неинтересно, — напоминает Калачев. — Конкуренцию ему могла бы составить «Роснефть», но представители руководства компании категорически отрицают свою заинтересованность. Что же касается АФК «Система» Евтушенкова, то мы не думаем, что компания захочет второй раз входить в одну и ту же реку. Хотя капитализация «Татнефти» почти в два раза больше башкирской нефтяной компании, в возможность стратегического поглощения «Башнефти» со стороны «Татнефти» мы тоже не верим. Других стратегических инвесторов, заинтересованных в контроле, пока не видно».

Вагит Алекперов не исключил приобретения контрольного пакета акций башкирской нефтекомпании (фото: kremlin.ru)


Действительно, большинство российских финансово-промышленных групп категорически отрицают свою заинтересованность в получении контроля за «Башнефтью». Исключение — «Лукойл». Его глава Вагит Алекперов не исключил приобретения контрольного пакета акций башкирской нефтекомпании. «Лукойл» давно сотрудничает с «Башнефтью», и поглощение последней компанией Алекперова выглядит вполне логично.

При этом речь, очевидно, идет о покупке только федерального пакета акций «Башнефти». Как заявил недавно член ее совета директоров, глава правительства Башкирии Рустэм Марданов, республика не намерена продавать свои 25% плюс одна акция, поскольку легко может покрыть дефицит бюджета и без продажи госактивов. «Что касается разговоров о продаже, то Рустэм Хамитов (глава Башкирииприм. ред.) открыто заявил, что в этой ситуации целесообразно сохранить республиканский пакет. Прежде всего потому, что нынешняя экономическая конъюнктура не позволяет продать его на уровне предпочтительных для бюджета республики доходов», — заявил Марданов.

Между тем, как отметил Улюкаев, уже начат отбор инвестиционных консультантов для оценки сроков и параметров приватизации «Башнефти». О согласии выступить в качестве консультантов заявило несколько как российских банков, так и зарубежных. По некоторым данным, в правительстве РФ также склоняются к приватизации только федерального пакета «Башнефти» (чуть более 50%). По словам Калачева, вероятна еще и такая схема приватизации «Башнефти»: «Если будет принято решение провести приватизацию госпакета компании болеет мелкими пакетами, то определенный интерес могли бы проявить крупные портфельные инвесторы с достаточным объемом свободных средств».