Аркадий Дворкович: «По-моему, им невыгодно уже это делать» (фото: kremlin.ru)

АРКАДИЙ ДВОРКОВИЧ: «МОЖЕТ, И НЕ ВОЗОБНОВЯТ»

Напомним, что в феврале правительственная комиссия по ТЭК под председательством вице-премьера РФ Аркадия Дворковичапопросила свернуть поставки нефтепродуктов из «Газпрома» и «Татнефти» в Беларусь. Источник «БИЗНЕС Online» на нефтетрейдерском рынке, пожелавший остаться неназванным, подтвердил, что сотрудничество с «Белнефтехимом» было приостановлено еще до заседания комиссии, в том числе и по причине не утрясенных до конца договоренностей по ценам. Однако, по его словам, уже в апреле поставки могут быть возобновлены.

Напомним, что о приостановке поставок стало известно только 17 марта благодаря утечке из протокола заседания комиссии, опубликованной в «Интерфаксе». На заседании глава ФТС Андрей Бельянинов пожаловался Дворковичу на якобы небывалый рост поставок нефтепродуктов в дружественную страну, входящую в Таможенный союз. В ответ вице-премьер поручил минэнеро, минфину и таможенникам подробно доложить о причинах, а также представить копии документов и расчетов, связанных с уплатой таможенной пошлины и возможными потерями бюджета. В связи с этим дочерним структурам «Газпрома» и «Татнефти» как двум компаниям, лидирующим по объемам поставок, было «рекомендовано» заморозить их до рассмотрения вопроса.

«Объемы увеличились резко, поэтому мы, как и когда-то с растворителями, обратили внимание, что это, может быть, схемы оптимизации налогообложения или таможенных пошлин, и дали рекомендацию приостановить поставки до выяснения ситуации», — позже подтвердил СМИ сам Дворкович.

Однако в пятницу, 25 марта, он изложил новую трактовку событий. «Никакие решения (о возобновлении поставокприм. ред.) не нужны. Я просто им сказал, чтобы они посмотрели, все ли там корректно и нормально, — сказал Дворкович. — Как я уже объяснял, выяснилось, что ТАНЕКО еще до моей рекомендации приостановил экспорт», — добавил он.

Однако на прямой вопрос о том, возобновится ли сотрудничество российских компаний с Беларусией, он ответил несколько двусмысленно: «Может, и не возобновят, по-моему, им невыгодно уже это делать».

Андрей Бельянинов
Андрей Бельянинов пожаловался Дворковичу на якобы небывалый рост поставок нефтепродуктов в дружественную страну, входящую в Таможенный союз (фото: kremlin.ru)

НОВЫЙ ЭПИЗОД ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ВОЙН?

Суть противоречий становится ясна в контексте многолетних «энергетических войн» между Россией и Беларусью, пытающейся не мытьем, так катанием заработать на перепродаже российских углеводородов в Европу. Ранее условия поставок российской нефти в Беларусь предполагали, что при экспорте нефтепродуктов, полученных из страны, экспортная пошлина будет перечисляться Минском в бюджет России. Однако в 2011 - 2012 годах разгорелся скандал, связанный с тем, что Беларусь продавала в Европу автомобильное топливо под видом разбавителей и растворителей, что позволяло уходить от выплаты пошлин (именно на этот пример ссылается Дворкович). С 2015 года стороны перешли на новую схему: Россия беспошлинно поставляет на белорусские НПЗ согласованный объем нефти, а в ответ Беларусь обязана поставить обратно на российский рынок оговоренный объем нефтепродуктов. Экспортные же пошлины целиком остаются в белорусском бюджете. Однако это соглашение, как писал «Коммерсантъ», сразу же оказалось нарушено: в прошлом году вместо согласованных 1,8 млн. т «Белнефтехим» вернул России только 808 тыс. т, а в этом году и вовсе остановил поставки — через границу перешло всего четыре цистерны, жалкие 239 т бензина. При этом, согласно договоренностям, за год объем поставок должен быть не ниже 1 млн. тонн.

Белорусский вице-премьер Владимир Семашко в начале февраля говорил, что сейчас разница между стоимостью экспорта бензина в ЕС и Россию составляет $80 - 100 на тонну. «Это будет преступление, если мы вынудим НПЗ отдавать свою продукцию по цене ниже себестоимости»,— заявил он агентству «БелТА». Такой разрыв образовался в первую очередь из-за курсовой разницы: если в России, как пишет «Газета.ру», на начало марта средняя по стране розничная цена бензина Аи-95 составляла 36,8 рубля за литр, или около 0,48 евро, то, например, в Германии литр аналогичного топлива стоил уже 1,22 евро.

Свою позицию белорусская сторона аргументирует также тем, что российским НПЗ нефть достается дешевле, так как в основном они входят в вертикально интегрированные цепочки. При этом, по условиям соглашений, «Белнефтехим» уже сейчас получает нефть с дисконтом в $3,7 на тонну, но, как писал в ноябре «Коммерсантъ», добивается еще больших льгот — вначале требовали $14,95, потом $5, но и этого не получили.

«Татнефть» поставляли белорусским нефтехимикам не сырую нефть, а продукты ее первого передела

У России в рукаве припрятан ответный козырь: по условиям межправительственного соглашения, наша страна имеет право уменьшить беспошлинные объемы поставок нефти по формуле 5 тонн за каждую недопоставленную из Беларуси тонну бензина. Однако включать этот механизм чиновники, судя по всему, опасаются: очевидно, что Александр Лукашенко по традиции переведет вопрос в политическую плоскость.

Тут-то и возникает вопрос о поставках нефтепродуктов. «Газпром» и «Татнефть» поставляли белорусским нефтехимикам не сырую нефть, а продукты ее первого передела, в первую очередь прямогонный бензин. На эти продукты никакие договоренности не распространяются, а значит «Белнефтехим» может спокойно производить из «полуфабрикатов» товарное топливо и гнать в Европу. Никаких обязательств ни по возврату готового продукта назад, ни по выплате пошлин российскому бюджету нет. Здесь-то таможенники, по всей видимости, и усмотрели пусть и маленькую, но неприкрытую финансовую течь.

НЕФТЯНИКАМ НУЖЕН СБЫТ

По имеющимся в распоряжении «БИЗНЕС Online» документам ФТС, в Беларусь в 2015 году было поставлено 24,64 млн. т нефти и нефтепродуктов, из которых последние составляют лишь небольшую часть — порядка 1,7 млн. тонн. Основную долю поставленных нефтепродуктов составляет БГС — бензин газовый стабильный, поставляемый в основном компаниями «Газпром» и «Татнефть» для последующей переработки на белорусских НПЗ.

Как объяснили «БИЗНЕС Online» источники на рынке, прямогонный бензин для «Татнефти» изначально экспортный продукт, поскольку на российском рынке он абсолютно никому не нужен: все НПЗ обеспечены своим собственным сырьем. При этом наши источники утверждают, что нефтепродукты поставляются исключительно для переработки. Ни о каком реэкспорте речь идти не может: во всех контрактах с белорусскими покупателями прописаны соответствующие прямые запреты.

Ежемесячно ТАНЕКО выпускает порядка 700 тыс. т продуктов первичной переработки нефти

Белорусское направление для «Татнефти» отнюдь не критично. Ежемесячно ТАНЕКО выпускает порядка 700 тыс. т продуктов первичной переработки нефти, из которых 200 тыс. т пускает на дальнейшие переделы самостоятельно, а 500 тыс. продает на сторону. Из этого объема только 300 тыс. т идет на экспорт за пределы России, причем основная доля — в дальнее зарубежье. И лишь самый мизер — 25 - 30 тыс. т — уходит в Беларусь.

Тем не менее важность рынка сбыта прямогонного бензина для татарстанских нефтяников трудно переоценить. Сейчас компания ударными темпами строит на ТАНЕКО вторую установку первичной переработки нефти ЭЛОУ-АВТ — на 6 млн. т (плюсом к имеющимся 8 млн. тонн). Сроки ввода запланированы на 2018 год, а значит, вопрос, куда на первых порах девать продукцию «первого отжима», в обозримой перспективе встанет ребром.

Надо отметить при этом, что белорусы, получающие, как можно предположить, неплохие барыши от экспорта готовой продукции в Европу, не очень-то щедры к российским нефтяникам. По данным наших источников, поставки соседям по Таможенному союзу действительно выгоднее, чем в дальнее зарубежье, но разница в конечной цене не превышает 8%. При этом и нынешняя цена, как уже было сказано выше, — предмет споров с белорусской стороной.

Понятно, что лучшим выходом из этой ситуации было бы урегулирование вопросов экспорта нефтепродуктов на уровне правительств России и Беларуси — по той же схеме, что и с сырой нефтью. Пока же «Татнефть» оказалась без вины виноватой — ничего не нарушая, она вынуждена корректировать свои планы в ожидании, когда чиновники договорятся между собой.

Сама «Татнефть» на запрос «БИЗНЕС Online» с просьбой прокомментировать сложившуюся ситуацию не ответила.