УРОКИ, ИЗВЛЕЧЕННЫЕ ИЗ ОПЫТА ТИНЫ КАНДЕЛАКИ

Официальная презентация программы VisitTatarstan прошла вчера в Казани. Посмотреть, что же такого предлагает Татарстану и интересующимся им лондонская компания Instid супругов Александра и Натальи Гранд, собралось более 100 человек. Среди пришедших можно было встретить и политиков, и бизнесменов, причем по радостным приветственным возгласам было понятно, что собралась одна тусовка — почти все друг друга знают.

Гендиректор турагентства «Персона Грата», президент ассоциации туроператоров РТ Рамиль Мифтахов радостно целовал в щеку помощника президента РТ Наталию Фишман, главный редактор интернет-журнала «Инде» Юлия Туранова делала селфи с гендиректором компании AVT Азаматом Сабировым и попутно давала указания своим подчиненным. Сабиров успевал писать в свой микроблог Twitter, что планирует разыграть авиабилеты в Прагу, и тут же фотографироваться у пресс-волла с моделями на фоне аксессуаров, визуализированных по программе VisitTatarstan. В сторонке владелец сети магазинов «ХороShow» Расул Садриев шептался о чем-то с директором АНО «Центр развития туризма Республики Татарстан» Оксаной Саргиной, видимо, уже озвучивая идеи об использовании визуализации фирменного стиля на сувенирах, которые продаются в его сети. На мероприятии также можно было встретить генерального менеджера ГТРК «Корстон Казань» Джордано Борри, коммерческого директора ГРК «Казанская Ривьера» Елену Войтко и многих других — всех медийных лиц и не перечислить.

Наталия Фишман и Расул Садриев
Наталия Фишман и Расул Садриев

Впрочем, те, кто проводили аналогии данного ивента с громкой презентацией бренда «Наследие Татарстана», выполненного командой «Апостол» Тины Канделаки, обратили внимание на отсутствие самых важных персон — президента РТ Рустама Минниханова и госсоветника РТ Минтимера Шаймиева. Тогда, в конце 2014 года, их специально пригласили, чтобы бренд они увидели одними из первых вместе с бизнесменами, журналистами, блогерами и политиками. Как оказалось, в этот раз первые лица не были приглашены специально.

Депутат Госсовета РТ Рафис Бурганов объяснил, в чем же дело. «Мы сегодня очень хорошее обсуждение проводим. Вспомните первую программу, которую мы с вами тоже очень хорошо хотели преподнести, хотели, чтобы она жила вместе с нами. Это было наше первое брендирование, которое мы сразу презентовали руководству, поставив перед фактом. Вместе это наблюдали, когда надо было сразу принять решение. К сожалению, получилось так, что эта программа немного параллельно с нами идет и мы не все считаем ее своей. Хотя это не было догмой, и когда выступали Рустам Нургалиевич и Минтимер Шарипович, было очень хорошее представление этой программы, но... как-то на нее посмотрели по-другому, — напомнил он презентацию Канделаки. — Сегодня, мне кажется, мы извлекли из этого соответствующий урок и прежде, чем на рассмотрение руководству покажем программу, сами можем внести в нее изменения и понять — это пойдет, а это не пойдет. И та программа, которую мы приняли, мне приятно, что вы, Сергей Евгеньевич (Сергей Иванов, председатель госкомитета по туризму РТприм. ред.), относитесь хорошо к тому, что ее можно дополнять, стараясь успеть за жизнью. Все понимают, что надо вносить изменения».

Рафис Бурганов
Рафис Бурганов

«ЦЕЛЬ — СДЕЛАТЬ ТУРИЗМ ВАЖНЫМ ИСТОЧНИКОМ БЛАГОСОСТОЯНИЯ ТАТАРСТАНА»

Для создания программы было исследовано четыре темы: региональная идентичность Татарстана, туристическая отрасль республики, образ Татарстана среди внешних аудиторий и тренды мировой отрасли путешествий. Как было объявлено на презентации, в обсуждениях к созданию программы принимали участие политики, общественные деятели, рестораторы, отельеры, представители туриндустрии республики, а также креативной индустрии — дизайнеры и другие. Из местных дизайнеров по визуальной части Instid, как выяснилось, помогали компании «Лориен» и Evolution. Командой-разработчиком были проведены серии интервью, кабинетные исследования, осмотры и наблюдения.

Для чего вообще понадобилась программа, рассказал председатель госкомитета по туризму РТ Сергей Иванов. Начал он издалека — сообщил, что отрасль туризма в мировой практике имеет практически неисчерпаемый потолок роста, а в Татарстане она, согласно «Стратегии-2030», относится к одной из самых перспективных отраслей.

Сергей Иванов
Сергей Иванов

«Мы понимаем, что туристский потенциал Татарстана задействован не в полной мере. Для отрасли нужна единая траектория движения, единые стандарты и правила игры. Большинство проектов по развитию турнаправлений в мире и России сводится, как правило, к перечислению основных достопримечательностей или определенных достоинств территории. На практике получается, что регионы становятся сильно похожими друг на друга. И для того, чтобы быть успешнее других, мы обратились к опыту зарубежных коллег, которые запустили офисы по развитию туризма», — рассказал Иванов. Такие офисы работают с правительством и турбизнесом и продвигают культурные феномены, образ жизни, а доносят это с помощью маркетинговых активностей. В Казани функцию такого управляющего офиса исполняет центр развития туризма РТ (ЦРТ).

«Туризм неразрывно связан с территорией, и ей необходимо эффективно управлять. В этом нам поможет программа VisitTatarstan. Сейчас туристы видят, что есть Казань, а Татарстана на туристических порталах практически нет. Многие путают Казань с Казахстаном, — сообщил Иванов. — Естественно, все слышали про Универсиаду и другие крупные мероприятия, но не все знают, зачем ехать в Татарстан, если нет крупных мероприятий. Программа открывает новый горизонт — сделает так, чтобы турист приезжал и посещал любой уголок республики. Цель ее — сделать туризм важным источником благосостояния Татарстана». По словам Иванова, визуальный стиль программы VisitTatarstan стал «логичным продолжением» бренда «Наследие Татарстана».

УНИКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ТАТАРСТАНЦЕВ

Суть программы описала Оксана Саргина. Она рассказала, что работа по подготовке программы длилась полтора года. Результатом стало видение отрасли, которое может стать реальностью в будущем. Во-первых, программа, как было сказано, будет продюсировать «уникальный образ жизни татарстанцев», к которому могли бы присоединиться туристы. «Но ничего показного типа кокошников быть не должно», — отрезала Саргина. Во-вторых, предстоит отраслевая работа — развитие новых турпродуктов и услуг во всех возможных категориях, кадровая работа в туротрасли, внедрение системы аккредитации ресторанов, отелей, операторов с высоким качеством. В-третьих, лицензирование и производство сувениров, и, наконец, четвертое — насыщение территории туристической инфраструктурой. По словам Саргиной, уже есть договоренности о тесном сотрудничестве с первой сетью национального фастфуда «Тюбетей» (наша газета подробно писала о проекте). Есть идеи сотрудничать с татарстанскими банками, с компанией «Татспиртпром» и т. д.

Ключевая формула новой программы — «Татарстан: 1001 удовольствие». «Удовольствие означает довольство. То есть когда турист получает все, что хочет, — объяснила Саргина. — Зачем ехать в Татарстан? Чтобы получить массу удовольствий в еде, событиях и многом другом. Здесь спокойствие и безопасность. Татарстан — заботливый как мама. Здесь туриста ждет мир, наполненный удовольствиями и открытиями. Неизвестно, куда заведет путешествие, но турист получит то, что хотел».

Оксана Саргина и Наталья Гранд
Оксана Саргина и Наталья Гранд

Коротко выступила и «идеологический и стратегический консультант программы» Наталья Гранд. Она отметила, что у программы и бренда «Наследие Татарстана» общая база. Знак айдентики — заглавная яркая буква Т, которая проявляется, когда открываются ворота. «По визуальному стилю есть два субстиля. То, что рассчитано для индустрии, — деловой стиль, а для аудитории вовне — яркий, сложный, многообразный стиль. Сувениры будут двух типов: которые будут напоминать о Татарстане, и те, которые отражают состояние счастья, радости жизни. На вторых необязательно писать «Татарстан». Мы сейчас вроде как представляем готовый продукт, но мы и в начале большого пути», — эмоционально рассказала Гранд.

Тем временем пользователи соцсетей по-разному восприняли визуальное решение программы VisitTatarstan. Нашлись как сторонники, так и противники. Общаясь с журналистами после презентации, Гранд рассказала, что для разработчиков было важно не просто «стряхнуть пыль с орнамента ХХ века», но и чтобы люди видели сегодняшнее.

Как сообщил Иванов журналистам, стоимость разработки концепции обошлась в 2,2 млн. рублей, что можно назвать довольно скромной суммой. Газете «БИЗНЕС Online» он объяснил, что проводился открытый конкурс, а компания была выбрана благодаря имеющемуся опыту и репутации. По его словам, сейчас главная задача — чтобы стиль, айдентика использовались максимально хорошо. «Сейчас идет работа по выбору производственных компаний в Казани и за пределами Татарстана, которые выполняют качественную продукцию и на которой может быть использован фирменный стиль программы», — уточнила Саргина.