Татарский мир вновь обсуждает претендентов на Тукаевскую премию, гонка за которой практически ежегодно не обходится без скандалов

«ПРОБЛЕМА» РУССКОЙ ЖЕНЫ

Ровно месяц остается до того дня, когда будет вручена государственная премия Татарстана имени Габдуллы Тукая. Начиная с прошлого года церемония проходит 26 апреля на празднике родного языка. Стало уже «традицией», что борьба за приз размером в 500 тыс. рублей сопровождается скандалами и интригами. Так если в позапрошлом году бурную дискуссию вызвало выдвижение кандидатом в лауреаты автора книги «Татары и евреи», депутата Госдумы РФ Фатиха Сибагатуллина, то в прошлом было много недовольных председателем союза писателей РТ Рафисом Курбановым, которого на госпремию номинировала возглавляемая им же творческая организация. Правда, в обоих случаях эти кандидаты победителями не стали.

В этом году различными творческими организациями выдвинуты 13 человек и 1 творческий коллектив, состоящий из 8 авторов. На этой неделе в литературном музее имени Тукая прошла встреча претендентов с общественностью. В мероприятии приняли участие 9 человек — деятелей культуры и искусств. Здесь же были и самые яркие из кандидатов — писательница Фаузия Байрамова и скандальный общественный деятель, прозаик Айдар Халим.

Равиль Айдаров
Автор труда о старой части Казани Равиль Айдаров рассказал о себе на русском языке под неодобрительный гул зала

Каждый из девятерых рассказал о своих творческих достижениях, ответил на вопросы собравшихся. Исключение составила лишь Гульзада Сафиуллина, которая презентовала свою деятельность, исполнив а капелла ряд произведений. Впрочем, для певицы это вполне нормально. К слову, она была единственной из кандидатов, которая в своей «предвыборной» речи затронула политическую составляющую Тукаевской премии. Сказав, что она, дескать, вручается не совсем достойным и известно, мол, в каком месте решается вопрос о ее присуждении. Но в каком именно — не уточнила. Оживление в зале вызвало выступление Равиля Айдарова. Автор труда о старой части Казани рассказал о себе на русском языке, под неодобрительный гул зала пояснив, что более 40 лет живет с русской женой и родным языком владеет недостаточно хорошо.

К слову, зал музея Тукая, рассчитанный на 80 мест, был забит до отказа. Причем солидную часть гостей составляли люди отнюдь не преклонного возраста.

«ПИШУТ РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ С ТРЕБОВАНИЕМ ДАТЬ ПРЕМИЮ ФАУЗИЕ БАЙРАМОВОЙ»

Неподдельный интерес вызвало выступление Фаузии Байрамовой. В этом году она впервые официально является кандидатом на соискание государственной премии им. Тукая. Татарский общественный центр (ТОЦ) до этого три раза пытался выдвинуть писательницу на получение престижнейшей в татарском мире награды, но все три раза республиканский минкульт не соглашался с этим. Хотя, по словам самой Фаузии ханум, все документы были в полном порядке. Четвертая же попытка оказалась удачной. За ее исторический роман «Күчем хан», посвященный жизни Сибирского ханства, челнинское отделение союза писателей Татарстана номинировало Байрамову на вполне законных основаниях. Она поделилась своими мыслями с корреспондентом «БИЗНЕС Online» касательно условий вручения премии.

В этом году Фаузия Байрамова впервые официально является кандидатом на соискание государственной премии им. Тукая

— Здесь все перемешано. И политика, и личное отношение к человеку, родственные связи. Мне сказали, что в этом году могут пройти лишь те, кто привык заходить с заднего хода. Нас писателей 9 человек. Живу среди людей, творю в Челнах. Никогда не позволю себе делать что-то в обход.

Как известно, Байрамова снискала славу в 90-е как довольно-таки непримиримый активист национального движения. Ее деятельность многие до сих пор оценивают неоднозначно. Впрочем, вопрос, не станет ли ее победа поводом обвинить Татарстан в симпатиях к крайним националистическим силам, саму писательницу волнует мало.

— Пусть говорят. Мне сегодня пришло письмо из Малмыжа. Пишут русские женщины с требованием дать премию Фаузие Байрамовой. Почему оттуда? Так как я написала о малмыжце Михаиле Худякове, авторе книг об истории татар, два произведения. Причем на русском языке. Ежегодно езжу к ним с докладом. Русские меня уважают. Думаю, что вручение премии именно мне никак не приведет к раздору.

Сомнений же в том, что ее литературный труд достоин самой высокой оценки, у Фаузии ханум нет: «Если бы я не считала себя достойной, то даже и не выдвигалась бы!»

Сомнений в том, что ее литературный труд достоин самой высокой оценки, у Фаузии ханум нет

ВРУЧЕНИЕ ПРЕМИИ НАЦИОНАЛЬНО НАСТРОЕННЫМ ТАТАРСКИМ ПИСАТЕЛЯМ ДОЛЖНО УКРЕПИТЬ РОССИЮ

Любопытно, что поддерживает Байрамову и один из ее конкурентов Халим. Для него это уже четвертая попытка получить престижную награду. 74-летний писатель считается одним из главных современных литераторов, выступающих на тему национальной идентичности татар и башкир. С 1997 по 2001 год он был председателем милли меджлиса татарского народа. 11 октября 2014 года на митинге в День памяти и скорби татарского народа заявил, что «русских скоро ждет «биологическая смерть», потому что они находятся «в таком же угнетаемом положении, что и татары». Больше чем через год в отношении Халима было возбуждено уголовное дело по ст. 282 УК РФ («Разжигание межнациональной розни»). И эта история еще не закончилась.

Халим считает, что если премия достанется ему или Байрамовой, то это приведет только к укреплению страны.

— Если руководству хватит ума, если мне или Фаузие дадут премию имени Тукая — это будет большой вклад в сохранение России. Не в развал, именно в сохранение! Так как если у тебя нет горизонтали, одной вертикалью, подчинением сохранить страну невозможно. У тех, кто, боясь собственной тени, что как бы чего не вышло, выдвигает какие-то искусственно придуманные тенденции, нет будущего.

Вахит Имамов
По мнению Вахита Имамова, самый достойный из кандидатов — это Байрамова

ВАХИТ ИМАМОВ : «В ЭТОМ ГОДУ ПОЛОЖЕНИЕ О ВРУЧЕНИИ ТУКАЕВСКОЙ ПРЕМИИ НЕ СОБЛЮДАЕТСЯ»

Между тем лауреат Тукаевской премии 2014 года писатель Вахит Имамов кандидатуру Халима не приемлет вовсе. И дело не в личности претендента. Как говорит главный редактор газеты «Мәдәни җомга», речь идет о нарушении условий вручения награды. В черный список Имамова попали несколько кандидатов.

— Положение о вручении Тукаевских премий не соблюдается. Комиссия не должна была регистрировать некоторых кандидатов. Во-первых, из списка надо исключить авторов избранных произведений. Что такое избранные произведения? Это оценка твоей многолетней творческой деятельности. В положении же сказано, что премия вручается за конкретное произведение. За книгу, которая обогатила татарскую литературу. Для примера, в списке есть Альберт Хасанов и Вакиф Нуруллин. Государственная комиссия не должна была их утвердить. Ведь, согласно положению, премию могут получить лишь авторы трудов, увидевших свет в последние пять лет. Так, книги Халима 2007 и 2009 года выпуска не должны были приниматься к рассмотрению. Почему этому литератору не вручили госпремию в то время? Комиссии необходимо тщательно проверять выдвиженцев, а не нарушать закон. Почему эта комиссия не исполняет свои обязанности? Вот ведь в чем беда.

При этом, по мнению того же Имамова самый достойный из кандидатов — это Байрамова.

— Пишет о татарах, которые рассыпались по всему миру. Недавно, буквально месяца три назад, до того как испортились отношения с Турцией, ездила туда. Нашла сибирского татарина, семья которого когда-то переехала в эту страну. Этот наш соотечественник сейчас служит адмиралом. Кто, кроме Фаузии, поехал бы туда? Никто! Остальные же любят лишь с конгрессом татар ездить прицепом (на тат. «тагылып китеп»). Все любят путешествовать с конгрессом по России и загранице. Быть почетным гостем. Никто не хочет заниматься исследованием.

Гузель Яхина
Среди кандидатов на премию, присуждаемую за достижения в развитии татарской культуры, отсутствует Гузель Яхина — автор книги «Зулейха открывает глаза»

«КАК ВЫДВИГАТЬ НА ПРЕМИЮ ИМЕНИ ТУКАЯ ЧЕЛОВЕКА, ПРЕДАВШЕГО СВОЮ ТАТАРСКУЮ НАЦИЮ?»

Между тем обращает на себя внимание то, что среди кандидатов на премию, присуждаемую за достижения в развитии татарской культуры, отсутствует Гузель Яхина — автор книги «Зулейха открывает глаза». Ее книга о судьбе молодой татарки из раскулаченной в 1930 году семьи сделала писательницу одним из самых успешных литераторов ушедшего года и принесла ей массу профессиональных наград, среди которых выделяется премия «Большая книга». Вот что сама Яхина ответила в интервью «БИЗНЕС Online» на вопрос, ставила ли она задачу приобщить широкого читателя к татарской культуре: «Я не ставила перед собой именно такую конкретную задачу. Другое дело, когда пишешь, у тебя хорошо выходит то, что ты чувствуешь и знаешь. Для меня было очень естественно писать о татарской деревне. Наверное, для кого-то из читателей это было инсайдом, особенно первые главы, они насыщены экзотичными для многих русских читателей словами, фактурой. Наверное, я действительно приоткрыла для кого-то окошко в мир татарской деревни».

Впрочем, Имамов не скрывающий своего негативного отношения к роману и писательнице, лауреату престижнейших премий «Большая Книга» и «Ясная поляна», считает, что такое выдвижение недопустимо.

— Кто это говорит? Манкурты или толпа так говорит? Что у нас, толпа управляет страной? Толпа, которая смотрит «Мунча ташы», шоу «Кәмит», анекдоты. Мы что, должны идти на поводу у этой толпы? Как выдвигать на премию имени Тукая человека, предавшего свою татарскую нацию? В этом случае остается выбросить премию в урну, — негодует наш собеседник. — Зачем давать премию за произведение на русском языке? Пусть Россия дает. Не для татар она старается. Посмотрите, кто вручил Яхиной премии — их фамилии — и все станет ясно, на кого она работает, — ставит точку главный редактор газеты «Мәдәни җомга».

Вместе с тем другой лауреат Тукаевской премии, 2010 года, Ркаиль Зайдулла не скрывает свои симпатии к произведению московской писательницы татарского происхождения: «Зулейха открывает глаза» с художественной точки зрения очень хорошая книга. Я ее прочел от начала до конца». Тем не менее и его вердикт тот же: «Гузель не имеет никакого отношения к татарской культуре, нельзя считать «Зулейху» достижением татарской литературы. То, что ей вручили две престижнейшие премии России, — это большое дело. Но на Тукаевскую ее выдвигать не надо», — отрезал живой классик татарской литературы.

Выдвинуть Яхину в принципе невозможно. Так считает и председатель комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Госсовета РТ Разиль Валеев — член комиссии по вручению премии имени Тукая: «Во-первых, ее даже не выдвигали. Во-вторых, ее произведение не было опубликовано в Татарстане. Она даже не была членом нашего союза писателей. Стала им буквально три-четыре месяца назад. Такой вопрос даже не поднимался. Может, в следующем году предложение и прозвучит. Поживем — увидим».

Итак, главный вопрос ближайшего месяца — на ком государственная комиссия во главе с президентом Татарстана Рустамом Миннихановым остановит свой выбор. Имена лауреатов, повторим, объявляют, как правило, накануне 26 апреля — дня рождения Габдуллы Тукая.

Фарид Шагидуллин
Фото: Фарид Шагидуллин